Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:14, курс лекций
1. Сущность, цели и задачи менеджмента. Основные функции и организационные структуры управления
2. Признаки и структура формальной организации. Особенности функционирования и характерные черты
3. Функции менеджмента качества в системе здравоохранения Функции управления
4. Процесс планирования в широком смысле реализуется в несколько этапов.
5. рганизация как открытая система
4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Этапами обмена информацией являются следующие:
Эффективность обмена информацией повышает обратная связь, при которой отправитель и получатель меняются местами и ролями, и процесс коммуникации осуществляется в обратном порядке, проходя все этапы обмена информацией.
Обратная связь – это реакция получателя на сообщение отправителя и учет этой реакции отправителем.
Обратная связь делает коммуникацию динамическим двухсторонним процессом. Она может рассматриваться как сообщения отправителю, которые содержат данные об эффективности акта коммуникации.
10. Руководитель, управляя трудовым коллективом, оказывает на него влияние, в результате изменяются поведение подчиненных, а также взаимоотношения между ними. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может повлиять на другое, могут быть самыми разнообразными: от просьбы, высказанной шепотом, до угрозы увольнения. Чтобы это влияние было целенаправленным, эффективным, руководитель должен применять власть.
Власть — это возможность влиять на поведение других людей. Власть может относиться к индивиду, группеи организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:
В современной организации практически никто не будет полностью подчиняться приказам одного лица только потому, что он — начальник. Тем более что существует зависимость не только подчиненногоот руководителя, но и руководителя от подчиненного. Поэтому для обеспечения оптимального функционирования коллектива (группы) необходимо надлежащим образом применять власть.
Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальниканет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть.
Для того чтобы обладать
властью, руководитель должен держать
под контролем что-либо,
В связи с этим выделяют 7 видов власти:
1. Власть, основанная на принуждении.
Исполнитель верит, что руководитель может наказать его таким образом, что это помешает удовлетворению его насущной потребности.
Данная система власти негуманна. Кроме того, невозможно поддерживать эффективный контроль при умеренных затратах, так как усиливается стремление людей сознательно обманывать организацию. Исследования показали, что в организациях, где используется такая система власти, как правило, менее высокая производительность труда и более низкое качество продукции, а также наблюдается неудовлетворенность сотрудников своей работой.
2. Власть, основанная на вознаграждении.
Обещание вознаграждения — это один из самых старых и эффективных способов влияния на людей.Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, так как он в обмен на выполнение того, что хочет руководитель, надеется получить вознаграждение, верит, что руководитель сможет удовлетворить его насущную потребность.
Однако на практике руководитель не всегда может вознаградить своих сотрудников, так как у каждойорганизации ресурсы ограничены. Трудности возникают также в связи с тем, что часто бывает непросто определить, что следует понимать под вознаграждением. Деньги и более престижная должность не всегдаспособны произвести впечатление на человека и повлиять на его поведение.
3. Экспертная власть.
Исполнитель принимает на веру то, что руководитель обладает специальными знаниями о данном проекте или для решения проблем и сможет удовлетворить его потребности. В этом случае влияние считается разумным потому, что исполнитель принимает решение подчиниться осознанно.
Данная система власти весьма ограничена, так как если руководитель окажется не прав, то подчиненный больше не будет разумно следовать его совету и его влияние уменьшится.
4. Власть, основанная на представлении о зависимости.
Обеспечивает быстроту, действенна в случаях, когда другие методы не действуют.
Вместе с тем при неоднократном использовании влияющий может попасть в зависимость к лицу, на котороевлияет.
5. Власть, основанная на обладании ресурсами (материальными, энергетическими, информационными).
В последнее время особое и все увеличивающееся значение приобретает власть, основанная на обладанииинформационными ресурсами, т. е. на возможности доступа к нужной и важной информации и умениииспользовать ее для влияния на окружающих. Получаемая информация позволяет ее обладателю принимать оптимальные решения и осуществлять тем самым власть.
6. Власть примера, или харизма (понятие ввел М. Вебер).
Эта власть основывается на личных качествах или способностях лидера. Личностные свойства руководителя настолько привлекательны для исполнителя, что он желает быть таким же. Основные характеристики харизматических личностей:
Исполнитель принимает на веру ценность знаний руководителя. Такими людьми легче руководить тем, кто является их идеалом. Менеджер добивается такого типа управления благодаря своим достижениям.
Вместе с тем данный вид власти имеет серьезные недостатки, основной из которых состоит в следующем.Некоторые харизматические руководители далеко не лучшим образом выполняют свои управленческие функции, однако слепая любовь к нему окружающих его людей позволяет длительное время не замечатьэтого, в результате чего проблемы усугубляются.
7. Законная (или традиционная) власть.
Исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказания, которые он должен выполнять.Он исполняет приказания, так как надеется, что подчинение приведет к удовлетворению его потребностей. Поэтому законную власть часто называют традиционной. Законная власть бывает действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя потому, что тот стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Руководители, в свою очередь, пользуются этой властью, так как им делегированы полномочия управлять другими. Причем возможность поощрять и наказывать укрепляет полномочия руководителя отдавать приказы. Таким образом, бесперебойное функционирование организации зависит от готовности подчиненных по традиции признавать авторитет — законную власть руководства.
Власть, основанная на традициях, имеет определенные недостатки, так как новое, прогрессивное подчас приходит в противоречие со старым, сложившимся.
Перечисленные формы власти помогают руководителю заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации. Эти формы могут также использованы неформальным лидером, чтобы помешать достижению целей организации, и менеджер должен это учитывать.
Следует заметить, что за последние годы преодолены существенные интеллектуальные, а в ряде случаеви финансовые различия между руководителями и подчиненными. В этих условиях становится все труднее основывать власть только на принуждении, вознаграждении, традиции, харизме или даже компетенции. Поэтому руководителю следует сотрудничать с исполнителями, чтобы иметь возможность на них влиять.
Имеется две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к активному сотрудничеству: убеждениеи участие.
Убеждение — это эффективная передача своей точки зрения. Оно, как и разумная вера, основано на силепримера и власти эксперта. Разница состоит лишь в том, что исполнитель полностью осознает, что делаети почему. Руководитель, который влияет путем убеждения, не говорит исполнителю, что надо делать.Он как бы «продает» исполнителю то, что нужно сделать.
Активно добиваясь согласия, руководитель оказывает сильное воздействие на потребность исполнителяв уважении, авторитете, следовательно, сила влияния возрастает. Это происходит потому, что руководитель признал компетентность исполнителя, а исполнитель понимает, что к нему переходит доля власти руководителя.
Этот способ влияния на людей особенно эффективен, если у руководителя нет или крайне мало формальной власти над другими или если он не может предложить им достойное вознаграждение.
При этом способность влиять зависит от ряда факторов. Прежде всего руководитель должен заслуживать доверие. Его аргументация должна учитывать интеллектуальный уровень исполнителей. Цель, которую ставит руководитель, не должна противоречить системе ценностей исполнителей.
Важным преимуществом
влияния путем убеждения
Необходимо иметь в виду, что, оказывая влияние путем убеждения, нельзя отказываться от других форм влияния и власти. Так, харизма только способствует убеждению, помогая слушателю отождествлять себяс руководителем. Влияние с помощью традиции и вознаграждения усиливает убеждение, повышает довериек руководителю. Если исполнитель знает, что руководитель имеет возможность принудить его, но стараетсяизбежать этого, сила убеждения значительно возрастает.
Можно рассматривать также манипулирование окружением — использование разных форм воздействияна окружение, т. е. влияние на объект через окружающих его лиц.
Манипулирование может использоваться при разных видах отношений, когда не срабатывают или покаким-либо причинам нежелательны методы прямого воздействия. Вместе с тем требует, как правило, много времени, сложно для использования, ненадежно при частом применении.
Оказывая влияние через участие (привлечение) сотрудников в управлении, руководитель не делает никаких усилий, чтобы навязать исполнителям свою волю или мнение. Чтобы исполнители приняли сформулированную цель, руководитель просто направляет их усилия и способствует свободномуобмену информацией. Влияние при этом имеет успех потому, что люди работают лучше на ту цель, которая была сформулирована с их участием.
Этот подход можно использовать только в тех случаях, когда такие потребности, как власть, успех или самовыражение, являются активными стимулирующими факторами, и при условии, что можно положитьсяна то, что исполнитель будет работать на цели, которые он сам выбрал.
Таким образом, страх, вознаграждение, традиция, харизма, разумная вера, убеждение и участие в управлениируководитель использует для влияния на исполнителя, апеллируя к его потребностям. Однако руководитель при этом должен также учитывать и другие факторы. Власть должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе, и направлена на достижение целей организации. Причем наиболее сильное влияние будет оказано тогда, когда исполнитель высоко оценивает ту потребность, к которой апеллирует,и думает, что его усилия обязательно оправдают ожидания руководителя
11. Недостатками авторитарного стиля являются:
- ограничение возможностей
мотивации, самостоятельности
- опасность принятия ошибочных
решений из–за субъективизма
или чрезмерной
Авторитарный стиль
Патриархальный стиль строится на основе представлений об организации как одной большой семье. Сотрудники в ответ на «отеческую заботу», как ожидается, должны проявлять благодарность, верность и беспрекословность. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с «детьми». Начальник «строг, но справедлив».
Харизматический стиль основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Этот близок к патриархальному стилю, однако авторитет руководителя основывается на личностных качествах. Руководитель приписывает все успехи к своим достоинствам.