Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:14, курс лекций
1. Сущность, цели и задачи менеджмента. Основные функции и организационные структуры управления
2. Признаки и структура формальной организации. Особенности функционирования и характерные черты
3. Функции менеджмента качества в системе здравоохранения Функции управления
4. Процесс планирования в широком смысле реализуется в несколько этапов.
5. рганизация как открытая система
Автократический стиль: руководитель имеет административный аппарат, который не обладает автономией и выполняет решения вышестоящего руководителя.
Бюрократический стиль представляет
собой крайнюю форму
Авторитарный стиль может быть выражен в деятельности руководителя в разной степени.
Минимальная степень выраженности проявляется в слабом желании быть лидером, неустойчивых командных навыках, самоуверенности, упрямстве, стремлении доводить начатое дело до конца, критиковать отстающих и неспособных подчинённых.
Средняя степень выраженности предполагает хорошие лидерские качества, умение командовать действиями подчиненных, требовательность и настойчивость, стремление воздействовать на коллектив силой приказа и принуждением, целеустремленность и эгоизм, поверхностное отношение к запросам подчиненных, нежелание слушать предложения заместителей.
Высокая степень - раскрывает ярко выраженные лидерские качества и стремление к единоличной власти, непреклонность и решительность в суждениях, энергичность и жесткая требовательность, неумение учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерную резкость в критике и предвзятость в оценках, честолюбие и низкую совместимость с заместителями, злоупотребление наказаниями, игнорирование общественным мнения.
Либеральный стиль управления.
Либеральный стиль, когда руководитель минимально участвует в управлении, старается избежать персональной ответственности – рабочая группа сама устанавливает цели и сама их решает. Либеральный стиль может быть эффективным в организациях с высокими технологиями и специализированных организациях.
Модификации стиля:
- либерально – попустительский;
- либерально – бюрократический.
Либерально – попустительский
стиль, когда руководитель ставит перед
исполнителями проблему, обеспечивает
необходимые организационные
Либерально-бюрократический стиль: руководитель устраняется от дел, передает их в руки «выдвиженцев», которые от его имени управляют коллективом, применяя авторитарные методы. Сам руководитель лишь делает вид, что власть находится у него в руках.
Либеральный стиль может быть выражен в деятельности руководителя в разной степени
Минимальная степень выраженности
проявляется в неустойчивом желании
работать с людьми, неумении ставить
перед подчиненными задачи и решать
их совместно, неуверенности и нечеткости
в распределении обязанностей, импульсивности
в критике недостатков
Средняя степень выраженности
отражает стремление переложить свои
обязанности на заместителей, пассивность
в руководстве людьми, нетребовательность
и доверчивость, податливость к постороннему
влиянию и страх перед
Высокая степень - определяет полное безразличие к интересам коллектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышенную внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение отстаивать свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, заискивание и панибратство.
Демократический стиль управления.
Руководитель доверяет подчиненным, интересуется их мнением при решении большинства проблем, практикует совместное принятие решений. Высокая коммуникабельность в коллективе. Сотрудник поначалу такой руководитель может показаться неактивным и даже вызвать разочарование [48,51].
Демократический стиль управления обеспечивает высокую степень вовлечения сотрудников в работу и, в конечном итоге, высокую производительность труда, как в кратковременном, так и в долговременном плане.
Модификации демократического стиля:
- консультативный;
- парсипативный.
Консультативный стиль, когда в значительной мере руководитель доверяет подчиненным, стремится использовать все лучшее из того, что они предлагают. Стимулирующими мерами являются поощрения, а наказания используются только в исключительных случаях.
Парсипативный стиль построен на участии работников в управлении организацией, применяется, если руководитель уверен в себе, с высоким образовательным и творческим уровнем, умеет ценить и реализовывать творческие предложения. Предоставление работникам возможности автономно (от других членов организации) решать проблемы, разрабатывать новые идеи.
Демократический стиль может быть выражен в деятельности руководителя в разной степени.
Минимальная степень выраженности
свидетельствует о слабом стремлении
быть ближе к подчиненным, сотрудничать
и выслушивать советы помощников,
попытке направлять деятельность коллектива
через заместителей и актив, некоторой
неуверенности в своих
Средняя степень выраженности раскрывает устойчивое стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о подчиненных, оказывать доверие заместителям и поощрять их инициативу, реагировать на критику и опираться на актив, умение убеждать и разъяснять приказы, сочетать поощрение и принуждение, использовать просьбы и прислушиваться к предложениям подчинённых, развивать коллективное мнение.
Высокая степень - отражает умение
координировать и направлять деятельность
коллектива, предоставлять
Таким образом, руководители отличаются различными стилями управления, формирование которых обусловлено, как объективными (стиль руководства вышестоящего руководителя, возрастные, образовательные, социально-психологические характеристики коллектива, особенности решаемых задач, существующий порядок ведения дел, преобладающая система ценностей и тип культуры), так и субъективными (человеческие и деловые качества, знания и навыки управленческой деятельности, энергичность, здравый смысл, способность к инновациям, привычки, манера поведения, особенности речи, жесты, мимика и др.), зависящими от личности руководителя, факторами.
12. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Для того чтобы обеспечивать
выживаемость, необходимо, уметь реально
оценивать финансово-
С позиции характеристики предприятия
для внешних пользователей, а также его
топ-менеджеров и функциональных руководителей
наибольший интерес представляет именно
анализ финансово-хозяйственной деятельности.
В содержательном плане анализ финансово-хозяйственной
деятельности предприятия представляет
собой целенаправленную деятельность
аналитика, состоящую в идентификации
показателей, факторов и алгоритмов и
позволяющую, во-первых, дать определенную
формализованную характеристику, факторное
объяснение и/или обоснование фактов хозяйственной
жизни, как имевших место в прошлом, так
и ожидаемых или планируемых к осуществлению
в будущем, и, во-вторых, систематизировать
возможные варианты действий.
Цель анализа финансово-хозяйственной
деятельности - дать руководству предприятия
картину его действительного состояния,
а лицам, непосредственно не работающим
на данном предприятие, но заинтересованных
в его финансовом состоянии, - сведения,
необходимые для беспристрастного суждения,
например, о рациональности использования
вложенных в предприятия дополнительных
инвестиций и тому подобное.
Одной из ключевых задач анализа финансового
состоянии предприятия является изучение
показателей, отражающих его финансовую
устойчивость.
Это одна из важнейших характеристик финансового
состояния предприятия – стабильность
его деятельности с позиции долгосрочной
перспективы. Она связана, прежде всего,
с общей финансовой структурой предприятия,
степенью его зависимости от кредиторов
и инвесторов. Так, многие бизнесмены,
включая представителей государственного
сектора экономики, предпочитают вкладывать
в дело минимум собственных средств, а
финансировать его за счет денег, взятых
в долг.
Однако если структура «собственный капитал
– заемные средства» имеет значительный
перекос в сторону долгов, предприятие
может обанкротиться, поскольку несколько
кредиторов одновременно могут потребовать
свои деньги обратно в «неудобное время».
Обеспечение финансовой устойчивости
любой коммерческой организации является
важнейшей задачей ее менеджмента. Финансовое
состояние организации можно признать
устойчивым, если при неблагоприятных
изменениях внешней среды она сохраняет
способность нормально функционировать,
своевременно и полностью выполнять свои
обязательства по расчетам с персоналом,
поставщиками, банками, по платежам в бюджет
и внебюджетные фонды и при этом выполнять
свои текущие планы и стратегические программы.
Финансовые возможности организации практически
всегда ограничены. Задача обеспечения
финансовой устойчивости состоит в том,
чтобы эти ограничения не превышали допустимых
пределов. В то же время необходимо соблюдать
обязательное в финансовом планировании
требование осмотрительности, формирования
резервов на случай возникновения непредвиденных
обстоятельств, которые могли бы привести
к утрате финансовой устойчивости.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности
представляет собой метод оценки ретроспективного,
то есть того, что было и прошло и перспективного,
то есть того, что будет в будущем финансового
состояния хозяйствующего субъекта на
основе изучения зависимости и динамики
показателей финансовой информации.