Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:14, курс лекций

Описание работы

1. Сущность, цели и задачи менеджмента. Основные функции и организационные структуры управления
2. Признаки и структура формальной организации. Особенности функционирования и характерные черты
3. Функции менеджмента качества в системе здравоохранения Функции управления
4. Процесс планирования в широком смысле реализуется в несколько этапов.
5. рганизация как открытая система

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 503.46 Кб (Скачать файл)

Без границы не существует системы, и граница (или границы) определяют то, где начинаются и  заканчиваются системы или подсистемы. Границы могут быть как физическими, так и иметь психологическое  содержание через такие символы, как названия, форма одежды, ритуалы. Концепция границ требуется для  более углубленного понимания систем.

Принципиальное  значение для функционирования организаций  имеет обратная связь. Открытые системы  постоянно получают информацию из своего окружения. Это помогает приспособиться и позволяет предпринимать корректировочные действия по исправлению отклонений от принятого курса. Здесь под  обратной связью понимается процесс, позволяющий  часть выходной продукции получить обратно в систему в виде информации или денег для модифицирования  производства той же выпускаемой  продукции или налаживания выпуска  новой продукции.

Нужно учитывать  и то, что организации укомплектовываются людьми. Очевидно, что при группировке  видов деятельности и распределении  полномочий внутри любой организационной  системы необходимо учитывать различные недостатки и привычки людей. Это не означает, что организация должна создаваться применительно к людям, а не на основе целей и сопутствующих их достижению видов деятельности. Однако для руководителя весьма важным, зачастую сдерживающим фактором является то, какие лица будут работать в организации.

Поведение членов организации  может рассматриваться как ее внутренняя среда. В организации  постоянно возникают проблемы, которые  могут изменить ее положение, и чтобы  все ее элементы действовали и  были разумно скоординированы, необходимо непрерывное поступление ресурсов. Производственный аппарат изнашивается, технология устаревает, материалы нужно  пополнять, работники увольняются. Чтобы обеспечить жизнеспособность организации, эти ресурсы необходимо, не прерывая производственного процесса, заменять элементами равной производительности.

Другие внутренние проблемы возникают из-за недостатков  взаимодействия и скоординированности разных участков организации. Одной из причин того, что работники уходят, а акционеры не желают вкладывать свои сбережения, является неудовлетворенность этих групп условиями труда и вознаграждением за участие в организации, и это недовольство может стать таким сильным, что возникнет угроза самому существованию организации.

 
Внутренняя среда  организации

Для организации  свойственен циклический характер функционирования. Выходная продукция  системы обеспечивает средства для  нового инвестирования, что позволяет  повторять цикл. Доходы, полученные заказчиками промышленных организаций, должны быть достаточно адекватными  для оплаты кредитов, труда рабочих  и погашения займов, если цикличность  устойчива и обеспечивает жизнеспособность организации.

Следует подчеркнуть  и то, что организационные системы  предрасположены к сокращению или  распадению на части. Поскольку закрытая система не получает энергию и  новые вложения из своего внешнего окружения, она может со временем сокращаться. В отличие от нее  открытая система характеризуется  негативной энтропией, т.е. она может  реконструировать саму себя, поддержать свою структуру, избежать ликвидации и  даже вырасти, потому что имеет возможность  получать энергию извне в большей  мере, чем отдает наружу.

Приток энергии  для предотвращения энтропии поддерживает некоторое постоянство обмена энергией, в результате чего достигается относительно стабильное положение. Даже несмотря на то, что существует постоянный приток новых вложений в систему и  постоянный отток, обеспечивается определенная сбалансированность системы. Когда  открытая система активно перерабатывает вложения в выходную продукцию, она  оказывается тем не менее способной поддерживать себя в течение определенного времени.

Исследования показывают, что большие и сложные организационные  системы имеют тенденцию к  дальнейшему росту и расширению. Они получают определенный запас  прочности, выходящий за пределы  обеспечения только выживаемости.

По мере роста  организации высшие ее руководители вынуждены все больше передавать свои обязанности по выработке решений  нижестоящим звеньям. Однако поскольку  руководители высшего уровня отвечают за все решения, их роль в организации изменяется: от выработки решений руководители высшего уровня переходят к управлению процессами выработки решения. В результате увеличение размеров организаций приводит к необходимости разделения труда в сфере управления. Одна группа – руководители высшего уровня – обладает первичными полномочиями и несет ответственность за определение характера системы управления организацией, т.е. процесса, с помощью которого должны разрешаться проблемы организации. Другая группа руководителей подчиняется руководству высшего уровня. Входящие в нее люди являются компонентами системы управления, а их основная обязанность состоит в выработке решений.

Открытые системы  добиваются примирения двух, часто  конфликтующих, курсов действий. Действия по поддержанию сбалансированности системы обеспечивают согласованность  и взаимодействие с внешним окружением, что в свою очередь предотвращает  очень быстрые изменения, которые  могут разбалансировать систему. Напротив, действия по приспособляемости системы  к различным изменениям позволяют  адаптироваться к динамике внутреннего  и внешнего спроса. Один курс действий, например, ориентирован на стабильность и сохранение достигнутого положения  путем покупки, поддержания, проверки и ремонта оборудования, набора и  обучения работников, использования  правил и процедур. Другой курс сосредоточивается  на изменениях посредством планирования, изучения рынка, развития производства новой продукции и т.п. И то и другое необходимо в интересах  выживания организации. Стабильные и хорошо оснащенные организации, но не приспособленные к изменению  условий, долго просуществовать  не смогут. С другой стороны, приспособляемые, но не стабильные организации будут  неэффективными и также маловероятно, что они смогут долго существовать.

Организационная система  может достичь своих целей  с различными вложениями и трансформационными процессами. Вот почему необходимо рассматривать разнообразные формы  и способы решения возникающих  проблем, а не искать какой-либо один «оптимальный» выход, приводящий к  быстрым результатам.

6. МОТИВАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Мотивационные свойства личности - это закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотива (рисунок 2.16.).

Предложенная Мюреем классификация предполагает более 20 мотивов и соответствующих мотивационных свойств личности. К ним относятся мотивы достижения, избегания неудачи, власти, аффилиации, отвержения, альтруизма и др.

Мотив достижения - это устойчивое стремление личности к достижению высоких результатов в какой-либо деятельности. Для таких людей характерна высокая активность, уверенность в себе, высокая самооценка. Стремясь к успеху, они ставят более сложные задачи, в большей степени рискуют, повышают уровень своих достижений.

Мотив избегания неудачи выделен из мотива достижения. Главное побуждение человека - это стремление избежать неудачи. Такие люди выбирают чаще всего лёгкие задачи, т.к. боятся оказаться неудовлетворёнными. Они могут выбирать и очень трудные задачи, т.к. неудача в этом случае не воспринимается как личный неуспех, а лишь как следствие обстоятельств.

Мотив власти - это способность человека проявлять свою волю вопреки сопротивлению других людей. Личность с выраженным мотивом власти получает удовлетворение от контроля над другими, от возможности судить, устанавливать нормы, правила поведения. В основе этого мотива лежит комплекс превосходства (по Адлеру), который в процессе развития может приобретать как конструктивное, так и деструктивное направление.

Мотив аффилиации - это стремление к контактам с другими людьми, к сотрудничеству и одобрению, стремление строить взаимоотношения с людьми на основе доверия, равенства партнёров по общению.

 

Рисунок 2.16. Мотивационные  свойства и мотивация личности.

Мотив отвержения - это болезнь отвержения, которая проявляется в боязни быть отвергнутым, непринятым. У людей с преобладанием мотива отвержения проявляется неуверенность в себе, скованность в ситуациях общения.

Альтруистические  мотивы - это потребности помогать другим на бескорыстной основе. В их основе лежит способность на безвозмездную жертву, потребность отдавать и чувство ответственности.

Мотивация личности - это вся совокупность мотивов поведения и деятельности.

Мотивация личности обусловлена потребностями, целями, уровнем притязаний, идеалами, мировоззрением, убеждениями, направленностью личности, а также субъективными характеристиками (ЗУН, способностями, характером и др.). В качестве объективных детерминант мотивации выступают условия деятельности (Б.Д. Карвасарский, 2002).

Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека, с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих  актов мотивы, будучи динамическими  образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах  совершения поступка, и поведенческий  акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной  мотивации.

Термином «мотивация» в современной  психологии обозначаются как минимум  два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую её активность, т. е. система факторов, детерминирующих  поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который  стимулирует и поддерживает поведенческую  активность на определенном уровне.

В современной психологической  литературе существуют несколько концепций  взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них- теория каузальной атрибуции. Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее:

а) человек объясняет свое поведение  не так, как он объясняет поведение  других людей;

б) процессы каузальной атрибуции  не подчиняются логическим нормам;

в) человек склонен объяснять  неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные - внутренними  факторами.

Теория мотивации достижения успехов  и избегания неудач в различных  видах деятельности. Зависимость  между мотивацией и достижением  успехов в деятельности не носит  линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи с  мотивацией достижения успехов и  качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком  высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами  личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха - стремление человека добиваться успехов в различных  видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи - относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных  с оценкой другими людьми результатов  его деятельности и общения.

Локус контроля - характеристика локализации  причин, исходя из которых человек объясняет своё поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля - поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля - локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

Самооценка - оценка личностью самой  себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места  среди других людей.

Уровень притязаний (в нашем случае) - желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех  в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие  мотивационные образования, как  потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.

Аффилиация - желание человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения.

Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми.

Мотив власти - стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.

Альтруизм - стремление человека бескорыстно  оказывать помощь людям.

Антипод альтруизма - эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно  к потребностям и интересам других людей и социальных групп.

Агрессивность - желание человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, доставить им различные неприятности.

Наряду с тенденцией агрессивности  у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных  действий, связанный с оценкой  таких собственных действия как  нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести   (рисунок 2.17.) (Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, С.К. Багадирова, 2005).

В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным, родовым понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека (рисунок 2.18.).

До настоящего времени не достигнуты еще теоретическая определенность и однозначность взглядов на явление  мотивации. Термином «мотивация» объясняется  широкий круг неоднозначно интерпретируемых явлений, таких как нужда, потребность, мотив, побуждение и др.

В самом широком смысле мотивация  определяет пристрастность, избирательность  и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности, а в житейском понимании объясняет, почему живое существо предпочитает совершать одно, а не другое (В.К. Вилюнас, 1990).

В отечественной литературе мотив  понимается и как осознанная потребность (А.Г. Ковалев, 1969), и как предмет  потребности (А. Н. Леонтьев, 1975) и отождествляется  с потребностью (П.С. Симонов, 1987).

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"