Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 18:08, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Предмет и задачи курса «Основы менеджмента». Природа управления и исторические тенденции его развития.
ТЕМА 2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА.
ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
ТЕМА 6. ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.
ТЕМА 7. ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ.

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 647.50 Кб (Скачать файл)

Процесс управления подчеркивает взаимозависимость  функций управления, это отличается от системного подхода, где подчеркивается взаимозависимость отдельных частей организации, а также взаимозависимость  организации и окружающей среды.

Системный подход

Системный подход рассматривает все  процессы и явления в виде определённых целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущими  составляющим ее элементам. В виде систем можно рассматривать все объекты  неживой, живой и социально-организованной материи (атомы, организмы, предприятия и т.д.). Все системы имеют устойчивую внутреннюю структуру и состоят из взаимосвязанных элементов (подсистем), обладающих специфическими функциями.

Системы делятся на закрытые, функционирующие независимо от изменений внешней среды (например, часы) и открытые, связанные с внешним миром (все социально-экономические объекты - предприятия, организации, бригады и т.д.).

Простая система ориентирована  на достижение одной цели. Сложная  система стремится к достижению нескольких взаимосвязанных целей. Управление системой будет эффективным, если в процессе преобразований внутри организации соотношение количества и качества потребляемых ресурсов на выходе-входе будет увеличиваться. В противном случае управление организацией не является, эффективным. В настоящее время системный подход можно считать универсальной методологией менеджмента, суть которой - формирование образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внешней и внутренней среды. Этот метод получил широкое распространение в современной теории и практике менеджмента. Например, за рубежом для оценки качеств менеджера его без предупреждения отправляют в длительную командировку. Если во время его отсутствия фирма работает успешно, то это является позитивной оценкой деятельности менеджера. Однако часто во время отсутствия руководителя деятельность становится менее эффективной - это свидетельствует о том, что менеджер оказывал влияние не на всю систему в целом (т.е. не обеспечивал стратегическое развитие фирмы), а ежедневно сам занимался текущими вопросами, не доверяя их руководителям среднего звена. Сущность системного, подхода к управлению - мысленный охват всех явлений как единое целое, их объективная оценка, обеспечение развития всей системы с учетом внутренних переменных (цель, структура организации, персонал, техника, технология), предвидение положительных и отрицательных последствий, принимаемых управленческих решений.

Ситуационный подход

Ситуационный, или кейсовый (от англ. case - ситуация), подход к управлению, так же, как и системный, является скорее способом мышления, чем набором конкретных действий. Метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) и предлагает будущим менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации. Ситуационный подход как разновидность научного метода направлен на выработку у человека ситуативного мышления (приближенного к практике) и непосредственное приложение полученных теоретических знаний к анализу реальных процессов. Ситуационный подход требует принятия оптимального решения, зависящего от соотношения имеющихся факторов. Если процессный и системный подходы более целесообразно применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности менеджера, то ситуационный подход чаще используют в нестандартных и непредвиденных ситуациях. Именно в такие моменты, когда за 1 - 2 мин. необходимо правильно оценить ситуацию и принять верное решение, проявляются особые качества. Ситуационный подход носит не шаблонный характер, а воспитывает у менеджеров, имеющих различные личностные качества, умение контролировать ситуацию. Различные управленцы в одинаковой ситуации будут предпринимать разные действия, стремясь, однако, достичь близкие цели. Поэтому в процессе обучения или переподготовки менеджеров используются не стандартные, а самые непредвиденные ситуации (землетрясение, взрыв близлежащего химического предприятия, отключение электроэнергии, массовое заболевание работников и др.), в ходе которых моделируется весь ход действий и их последствия. Таким образом, ситуационный подход заранее подготавливает менеджера к запрограммированным решениям в нестандартных ситуациях.

3. Сущность и роль менеджмента в организации современного транспортного производства.

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности. Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), как показано на рис. 1.

Рис. 3.1 Кольцо управления.

Западный менеджмент - это, прежде всего, особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами. С другой стороны - это совокупность технических процедур и методов, сумма неких практических действий по планированию, организации, мотивации и контролю, необходимых для достижения поставленных целей. В этой связи, объем и содержание понятий управление и менеджмент несколько не совпадают, так как менеджмент можно трактовать как «успешное управление», как достижение цели с учетом ресурсных ограничений.

Термин менеджмент применим к любым  типам организаций, но если речь идет об общественном секторе, то используется выражение «государственное управление (регулирование)», «муниципальное управление», а для обозначения более абстрактного уровня управления применяется понятие «администрирование». В настоящее время наука менеджмента породила ряд специализаций - финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, социальный менеджмент, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и совсем недавно – менеджмент транспорта. Эта тенденция к «отпочкованию» будет, по-видимому, закрепляться.

Американское определение менеджмента  – «делать что-либо руками других». Наш предмет должен дать общую  концепцию управления, точно определить место и взаимосвязь его отдельных  фаз, а также способствовать развитию практических навыков управления.

Любое управление происходит внутри некоторой организации. При этом управляют созданием этой организации, взаимодействием ее частей, производственным процессом, развитием организации, ее взаимоотношениями с другими субъектами рыночной среды.

Вне зависимости от уровня управления разделение труда неминуемо ведет  к реализации принципа: «Кто производит - не управляет, кто управляет - не производит». Если у Вас нет подчиненных и Вы организуете свою работу сами, то Вы производственник. Если Вы управляете подчиненными, то Вы ставите им задачи, проводите инструктаж, передаете опыт, предоставляете средства, информацию, делегируете полномочия и контролируете (подводите итоги процесса). Таким образом, Вы не только управляете людьми, но и должны мотивировать их действия. Каждая ошибка - это не только потери в деньгах, но и разочарование, потеря потенциала Ваших сотрудников.

Управление - это наука и искусство  одновременно, и прежде всего потому, что Вы управляете людьми с их субъективными особенностями.

 Производственный процесс - основа деятельности фирмы.

Производственная деятельность в  широком смысле - деятельность человека, коллектива людей, государства, направленная на создание новых материальных и  иных ценностей. Общая системная модель производственного процесса показана на рис. 3.2  Место производственного процесса в общей схеме воспроизводства отражено на рис. 3.3

Рис. 3.2 Модель производственного процесса

Рис. 3.3 Роль производственного процесса в системе воспроизводства

Уже в самом термине  «производство» в неявном виде предполагается организующее начало. Чтобы жить, надо производить, а чтобы производить, человек неизбежно должен был заняться прежде всего организацией естественных внешних сил природы, организацией своих возможностей, организацией своего собственного труда. Поэтому управление как целенаправленная координация производственной деятельности человека и важная организационная функция в интересах достижения определенных результатов — заранее намеченной и осознанной цели — присутствовало на всех ступенях развития человечества.

Но прошли тысячелетия, прежде чем простая кооперация труда сменилась более сложными его формами, ручной труд — машинным, мануфактура переросла в крупное механизированное и современное автоматизированное производство, транспорт выделился в самостоятельную отрасль, а многовековой организационный опыт человечества стал оформляться в науку управления. Изменения в мировой экономике, культуре, общественных отношениях и других сферах человеческой деятельности усиливали необходимость расширения внутригосударственных и межгосударственных связей и других процессов обмена, материальной базой которых является транспорт. Развитие производства обостряло потребности ускорения доставки сырья, материалов, готовой продукции, без чего крупные затраты в отраслях материального производства оказались бы недостаточно эффективными.

Неизмеримо возросли скорости движения транспортных средств. Корабли Магеллана совершили  первое в мире кругосветное путешествие за три года. В наши дни космический корабль облетает вокруг Земли примерно за полтора часа. Со стартовых площадок Земли отправлены первые транспортные космические корабли, из которых произведена «перевалка» грузов на космические станции. В сознании человека время ускоряет свой бег. Вместе с тем все более сложным становится управление транспортным производством.

Чтобы представить себе масштабы и характер управленческой деятельности на транспорте, посмотрим, что представляет собой современный  транспорт в мировом хозяйстве.

Исследованиями установлено, что доля транспорта в валовом общественном продукте составляет 5 — 8 %. Примерно пятая часть стоимости производственных основных фондов приходится на долю транспорта. В перевозках грузов и пассажиров во всех странах мира занято свыше 100 млн человек.

В промышленно развитых странах мира капиталовложения в транспорт ежегодно измеряются сотнями миллиардов долларов и составляют не менее 10—12% всех капиталовложений в мировое хозяйство.

По величине государственных  ассигнований транспорт занимает в бюджете ведущих стран мира второе-третье место. Транспортные расходы входят значительной частью в стоимость продукции промышленности и сельского хозяйства.

По официальным данным, доля затрат на перевозку грузов по железным дорогам в конечной цене перевозимой продукции составляла: железной руды — 18%, круглого леса — 30, каменного угля — 37, нефти — 40, строительных материалов — 18 — 20 %. Эти цифры говорят о том, что транспорт представляет собой дорогостоящий хозяйственный комплекс, тесно связанный с другими отраслями экономики страны.

Анализ статистических данных, однако, показывает, что транспорт отстает от растущих потребностей экономики и населения даже в таких странах, как США, ФРГ, Япония и Великобритания, где он наиболее развит. Специалисты подсчитали, что локомотивы 2/з срока службы простаивают в депо и пунктах оборота; грузовые вагоны только около 10% времени находятся в движении, будучи в груженом состоянии; время чистого движения пассажирских вагонов в поездах в течение суток не превышает 5 —6 ч; локомотивная бригада ежесуточно находится на движущемся локомотиве всего 8 —9 ч; в пассажирских перевозках по железным дорогам едва ли бывает занято каждое третье место; при вагонных отправках грузоподъемность вагона используется всего на 55 — 60 %, а при перевозках мелких отправок — только на 8 — 10 %; грузовое судно в течение года около 200 сут находится в порту; провозная способность самолетов используется примерно на 60 %; трамвай, автобус и индивидуальный автотранспорт используется на 40%; средняя загрузка четырехместного автомобиля индивидуального пользования составляет 1,6—1,8 пассажира.

За последнее десятилетие XX в. резко ухудшились показатели использования  транспортных средств и в нашей  стране, что вызвано ошибочным курсом в проведении экономических реформ. Из-за недостатков в организации перевозочного процесса возникают непроизводительные простои транспортных средств, что снижает их эффективность. В процессе доставки каждая тонна груза подвергается многократным перегрузочным операциям.

Сами по себе перечисленные  выше вещественные элементы не являются «производительными». Для приведения их в действие и получения специфической  транспортной продукции (эффекта перемещения) необходимы физические усилия и знания человека, т.е. трудовые ресурсы.

Поэтому основным содержанием  процесса управления на транспорте является объединение, координация и обеспечение эффективного использования вещественных и трудовых элементов предприятий транспорта. Это, в свою очередь, связано с выполнением ряда сложных процессов и операций, без которых перевозка оказалась бы невозможной и которые выступают в качестве объектов управления.

Управление фирмой как субъектом рынка.

Эти две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней сред фирмы.

Внешняя среда фирмы выступает  как нечто заданное. Ее составляют: 
- потребители; 
- поставщики; 
- капиталисты; 
- наемные работники; 
- государство (общество); 
- конкурирующие фирмы; 
- уровень технологического развития отрасли, в которой действует фирма; 
- общая экономическая обстановка; 
- политическая обстановка в мире и регионе.

Внутренняя среда фирмы является, по существу, реакцией на внешнюю среду.

Все многообразие внутренней среды  предприятия можно свести к следующим  укрупненным сферам: 
- производство, 
- маркетинг, 
- НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), 
- финансовое управление, 
- общее управление.

Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятия. Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы с внешней средой иллюстрируется схемой рис. 1.3.4. Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками: 
- потребления; 
- научно-технической, экономической, политической информации; 
- капитала; 
- рабочей силы; 
- сырья, материалов и комплектации.

Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным «правилам игры» - законодательным правилам и ограничениям.

Рис. 3.4 Основные информационные и материальные потоки во внешней и внутренней сферах фирмы (НТП - научно-технический прогресс)

Очевидно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят  друг от друга и от внешней среды.

 Таким образом, можно говорить  о том, что управление фирмой определяется двумя факторами: 
- особенностью производственного процесса, 
- характером внешней среды фирмы.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"