Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 18:08, курс лекций
Тема 1. Предмет и задачи курса «Основы менеджмента». Природа управления и исторические тенденции его развития.
ТЕМА 2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА.
ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
ТЕМА 6. ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.
ТЕМА 7. ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ.
Процесс управления подчеркивает взаимозависимость
функций управления, это отличается
от системного подхода, где подчеркивается
взаимозависимость отдельных
Системный подход
Системный подход рассматривает все
процессы и явления в виде определённых
целостных систем, обладающих новыми
качествами и функциями, не присущими
составляющим ее элементам. В виде систем
можно рассматривать все
Системы делятся на закрытые, функционирующие независимо от изменений внешней среды (например, часы) и открытые, связанные с внешним миром (все социально-экономические объекты - предприятия, организации, бригады и т.д.).
Простая система ориентирована на достижение одной цели. Сложная система стремится к достижению нескольких взаимосвязанных целей. Управление системой будет эффективным, если в процессе преобразований внутри организации соотношение количества и качества потребляемых ресурсов на выходе-входе будет увеличиваться. В противном случае управление организацией не является, эффективным. В настоящее время системный подход можно считать универсальной методологией менеджмента, суть которой - формирование образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внешней и внутренней среды. Этот метод получил широкое распространение в современной теории и практике менеджмента. Например, за рубежом для оценки качеств менеджера его без предупреждения отправляют в длительную командировку. Если во время его отсутствия фирма работает успешно, то это является позитивной оценкой деятельности менеджера. Однако часто во время отсутствия руководителя деятельность становится менее эффективной - это свидетельствует о том, что менеджер оказывал влияние не на всю систему в целом (т.е. не обеспечивал стратегическое развитие фирмы), а ежедневно сам занимался текущими вопросами, не доверяя их руководителям среднего звена. Сущность системного, подхода к управлению - мысленный охват всех явлений как единое целое, их объективная оценка, обеспечение развития всей системы с учетом внутренних переменных (цель, структура организации, персонал, техника, технология), предвидение положительных и отрицательных последствий, принимаемых управленческих решений.
Ситуационный подход
Ситуационный, или кейсовый (от англ. case - ситуация), подход к управлению, так же, как и системный, является скорее способом мышления, чем набором конкретных действий. Метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) и предлагает будущим менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации. Ситуационный подход как разновидность научного метода направлен на выработку у человека ситуативного мышления (приближенного к практике) и непосредственное приложение полученных теоретических знаний к анализу реальных процессов. Ситуационный подход требует принятия оптимального решения, зависящего от соотношения имеющихся факторов. Если процессный и системный подходы более целесообразно применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности менеджера, то ситуационный подход чаще используют в нестандартных и непредвиденных ситуациях. Именно в такие моменты, когда за 1 - 2 мин. необходимо правильно оценить ситуацию и принять верное решение, проявляются особые качества. Ситуационный подход носит не шаблонный характер, а воспитывает у менеджеров, имеющих различные личностные качества, умение контролировать ситуацию. Различные управленцы в одинаковой ситуации будут предпринимать разные действия, стремясь, однако, достичь близкие цели. Поэтому в процессе обучения или переподготовки менеджеров используются не стандартные, а самые непредвиденные ситуации (землетрясение, взрыв близлежащего химического предприятия, отключение электроэнергии, массовое заболевание работников и др.), в ходе которых моделируется весь ход действий и их последствия. Таким образом, ситуационный подход заранее подготавливает менеджера к запрограммированным решениям в нестандартных ситуациях.
3. Сущность и роль менеджмента в организации современного транспортного производства.
Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности. Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), как показано на рис. 1.
Рис. 3.1 Кольцо управления.
Западный менеджмент - это, прежде всего, особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами. С другой стороны - это совокупность технических процедур и методов, сумма неких практических действий по планированию, организации, мотивации и контролю, необходимых для достижения поставленных целей. В этой связи, объем и содержание понятий управление и менеджмент несколько не совпадают, так как менеджмент можно трактовать как «успешное управление», как достижение цели с учетом ресурсных ограничений.
Термин менеджмент применим к любым
типам организаций, но если речь идет
об общественном секторе, то используется
выражение «государственное управление
(регулирование)», «муниципальное управление»,
а для обозначения более
Американское определение
Любое управление происходит внутри некоторой организации. При этом управляют созданием этой организации, взаимодействием ее частей, производственным процессом, развитием организации, ее взаимоотношениями с другими субъектами рыночной среды.
Вне зависимости от уровня управления разделение труда неминуемо ведет к реализации принципа: «Кто производит - не управляет, кто управляет - не производит». Если у Вас нет подчиненных и Вы организуете свою работу сами, то Вы производственник. Если Вы управляете подчиненными, то Вы ставите им задачи, проводите инструктаж, передаете опыт, предоставляете средства, информацию, делегируете полномочия и контролируете (подводите итоги процесса). Таким образом, Вы не только управляете людьми, но и должны мотивировать их действия. Каждая ошибка - это не только потери в деньгах, но и разочарование, потеря потенциала Ваших сотрудников.
Управление - это наука и искусство одновременно, и прежде всего потому, что Вы управляете людьми с их субъективными особенностями.
Производственный процесс - основа деятельности фирмы.
Производственная деятельность в широком смысле - деятельность человека, коллектива людей, государства, направленная на создание новых материальных и иных ценностей. Общая системная модель производственного процесса показана на рис. 3.2 Место производственного процесса в общей схеме воспроизводства отражено на рис. 3.3
Рис. 3.2 Модель производственного процесса
Рис. 3.3 Роль производственного процесса в системе воспроизводства
Уже в самом термине «производство» в неявном виде предполагается организующее начало. Чтобы жить, надо производить, а чтобы производить, человек неизбежно должен был заняться прежде всего организацией естественных внешних сил природы, организацией своих возможностей, организацией своего собственного труда. Поэтому управление как целенаправленная координация производственной деятельности человека и важная организационная функция в интересах достижения определенных результатов — заранее намеченной и осознанной цели — присутствовало на всех ступенях развития человечества.
Но прошли тысячелетия, прежде чем простая кооперация труда сменилась более сложными его формами, ручной труд — машинным, мануфактура переросла в крупное механизированное и современное автоматизированное производство, транспорт выделился в самостоятельную отрасль, а многовековой организационный опыт человечества стал оформляться в науку управления. Изменения в мировой экономике, культуре, общественных отношениях и других сферах человеческой деятельности усиливали необходимость расширения внутригосударственных и межгосударственных связей и других процессов обмена, материальной базой которых является транспорт. Развитие производства обостряло потребности ускорения доставки сырья, материалов, готовой продукции, без чего крупные затраты в отраслях материального производства оказались бы недостаточно эффективными.
Неизмеримо возросли скорости движения транспортных средств. Корабли Магеллана совершили первое в мире кругосветное путешествие за три года. В наши дни космический корабль облетает вокруг Земли примерно за полтора часа. Со стартовых площадок Земли отправлены первые транспортные космические корабли, из которых произведена «перевалка» грузов на космические станции. В сознании человека время ускоряет свой бег. Вместе с тем все более сложным становится управление транспортным производством.
Чтобы представить себе масштабы и характер управленческой деятельности на транспорте, посмотрим, что представляет собой современный транспорт в мировом хозяйстве.
Исследованиями установлено, что доля транспорта в валовом общественном продукте составляет 5 — 8 %. Примерно пятая часть стоимости производственных основных фондов приходится на долю транспорта. В перевозках грузов и пассажиров во всех странах мира занято свыше 100 млн человек.
В промышленно развитых странах мира капиталовложения в транспорт ежегодно измеряются сотнями миллиардов долларов и составляют не менее 10—12% всех капиталовложений в мировое хозяйство.
По величине государственных ассигнований транспорт занимает в бюджете ведущих стран мира второе-третье место. Транспортные расходы входят значительной частью в стоимость продукции промышленности и сельского хозяйства.
По официальным данным, доля затрат на перевозку грузов по железным дорогам в конечной цене перевозимой продукции составляла: железной руды — 18%, круглого леса — 30, каменного угля — 37, нефти — 40, строительных материалов — 18 — 20 %. Эти цифры говорят о том, что транспорт представляет собой дорогостоящий хозяйственный комплекс, тесно связанный с другими отраслями экономики страны.
Анализ статистических данных, однако, показывает, что транспорт отстает от растущих потребностей экономики и населения даже в таких странах, как США, ФРГ, Япония и Великобритания, где он наиболее развит. Специалисты подсчитали, что локомотивы 2/з срока службы простаивают в депо и пунктах оборота; грузовые вагоны только около 10% времени находятся в движении, будучи в груженом состоянии; время чистого движения пассажирских вагонов в поездах в течение суток не превышает 5 —6 ч; локомотивная бригада ежесуточно находится на движущемся локомотиве всего 8 —9 ч; в пассажирских перевозках по железным дорогам едва ли бывает занято каждое третье место; при вагонных отправках грузоподъемность вагона используется всего на 55 — 60 %, а при перевозках мелких отправок — только на 8 — 10 %; грузовое судно в течение года около 200 сут находится в порту; провозная способность самолетов используется примерно на 60 %; трамвай, автобус и индивидуальный автотранспорт используется на 40%; средняя загрузка четырехместного автомобиля индивидуального пользования составляет 1,6—1,8 пассажира.
За последнее десятилетие XX в. резко ухудшились показатели использования транспортных средств и в нашей стране, что вызвано ошибочным курсом в проведении экономических реформ. Из-за недостатков в организации перевозочного процесса возникают непроизводительные простои транспортных средств, что снижает их эффективность. В процессе доставки каждая тонна груза подвергается многократным перегрузочным операциям.
Сами по себе перечисленные выше вещественные элементы не являются «производительными». Для приведения их в действие и получения специфической транспортной продукции (эффекта перемещения) необходимы физические усилия и знания человека, т.е. трудовые ресурсы.
Поэтому основным содержанием процесса управления на транспорте является объединение, координация и обеспечение эффективного использования вещественных и трудовых элементов предприятий транспорта. Это, в свою очередь, связано с выполнением ряда сложных процессов и операций, без которых перевозка оказалась бы невозможной и которые выступают в качестве объектов управления.
Эти две ступени в иерархии управления
жестко связаны между собой
Внешняя среда фирмы выступает
как нечто заданное. Ее составляют:
- потребители;
- поставщики;
- капиталисты;
- наемные работники;
- государство (общество);
- конкурирующие фирмы;
- уровень технологического развития отрасли,
в которой действует фирма;
- общая экономическая обстановка;
- политическая обстановка в мире и регионе.
Внутренняя среда фирмы
Все многообразие внутренней среды
предприятия можно свести к следующим
укрупненным сферам:
- производство,
- маркетинг,
- НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы),
- финансовое управление,
- общее управление.
Такое деление на сферы деятельности
носит условный характер и конкретизируется
в общей и производственной
организационных структурах. На нашем
уровне рассмотрения эти сферы деятельности
связаны основными информационными потоками
в управлении предприятия. Взаимосвязь
основных внутренних сфер деятельности
фирмы с внешней средой иллюстрируется
схемой рис. 1.3.4. Таким образом, внешняя
среда предприятия представляет собою
единую рыночную систему с частными рынками:
- потребления;
- научно-технической, экономической, политической
информации;
- капитала;
- рабочей силы;
- сырья, материалов и комплектации.
Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным «правилам игры» - законодательным правилам и ограничениям.
Рис. 3.4 Основные информационные и материальные потоки во внешней и внутренней сферах фирмы (НТП - научно-технический прогресс)
Очевидно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды.
Таким образом, можно
- особенностью производственного процесса,
- характером внешней среды фирмы.