Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 18:08, курс лекций
Тема 1. Предмет и задачи курса «Основы менеджмента». Природа управления и исторические тенденции его развития.
ТЕМА 2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА.
ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
ТЕМА 6. ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.
ТЕМА 7. ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ.
На транспорте, как и в других отраслях материального производства, процесс управления расчленяют на ряд относительно самостоятельных, но связанных друг с другом функций, причем более детально, чем было изложено выше.
Под функцией управления понимаются те или иные виды управленческой деятельности (решения, действия или процессы), объединенные общностью цели.
В функциях выражается содержание управленческого труда; они делятся на общие (руководство, планирование, организация, регулирование и контроль) и специфические (характерные для данного вида деятельности и уровня управления). Отличительной чертой общих функций является их универсальный характер. Они имеют место на любом уровне управления, хотя их масштабы и глубина по уровням неодинаковы.
Специфическими функциями управления транспортным производством являются:
- планирование перевозок;
- оперативное управление перевозочным процессом и регулирование хода этого процесса;
- техническая и технологическая подготовка транспортного производства;
- обеспечение
безопасности движения поездов,
- подбор, обучение, воспитание и расстановка кадров;
- организация материально-
- организация рабочего снабжения;
- организация труда и заработной платы;
- организация финансовой деятельности;
- организация бухгалтерского учета и отчетности;
- экономический анализ,
совершенствование
Эти функции характерны для всех видов транспорта, но они изменяются по типам служб и предприятий транспорта, особенностям их деятельности. Так, организация управления пассажирским транспортом не может не отличаться от аналогичных функций управления грузовым транспортом. В наиболее полном и завершенном виде специфические для транспорта функции управления имеют место на железнодорожном транспорта, а в менее полном — на трубопроводном. Содержание функций управления, как и транспортных организационно -управленческих структур, с течением времени также изменяется вместе с изменением внутренней и внешней среды транспортных предприятий.
Управление транспортом осуществляется не
только в отраслевом, но и в территориальном
разрезах. На всех видах транспорта,
особенно на городском и промышленном,
территориальный аспект управления является
весьма существенным при выборе вариантов перспективного
развития транспортных сетей — строительстве
железных и автомобильных дорог местного
значения, размещении станций, вокзалов,
ремонтного хозяйства, складов, а также
при решении вопросов организационно-
ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА.
Организация - пространственно-временная
структура производственных факторов
и их взаимодействие с целью получения
максимальных качественных и количественных
результатов в самое короткое
время и при минимальных
Организация обладает следующими
общими признаками:
- определение ее характера кадрами и менеджером;
- объединение процессов, которые без этого
взаимодействуют нецеленаправленно или
неэффективно;
- сохранение как предварительно запланированного
порядка процесса, так и оперативного,
зависящего от ситуации реагирования
работника и менеджера.
Организация - единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.
Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.
Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями.
Горизонтальное разделение осуществляется
по отраслевым признакам. Оно может
быть ориентировано на:
- подпроцессы промышленного производства;
- изготавливаемые изделия;
- пространственные производственные
условия.
Организационная структура регулирует:
- разделение задач по отделениям и подразделениям;
- их компетентность в решении определенных
проблем;
- общее взаимодействие этих элементов.
Тем самым фирма создается как иерархическая структура.
Основные законы рациональной организации:
- упорядочение задач в соответствии с
важнейшими точками процесса;
- приведение управленческих задач в соответствии
с принципами компетентности и ответственности
(согласование компетентности и ответственности,
согласование «поля решения» и доступной
информации, способность компетентных
функциональных единиц принять к решению
новые задачи);
- обязательное распределение ответственности
(не за сферу, а за «процесс»);
- короткие пути управления;
- баланс стабильности и гибкости;
- способность к целеориентированной самоорганизации
и активности;
- желательность стабильности циклически
повторяемых действий.
На организационную структуру
влияют следующие факторы:
- размеры предприятия;
- применяемая технология;
- окружающая среда.
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
Различают связи:
- линейные (административное подчинение),
- функциональные (по сфере деятельности
без прямого административного подчинения),
- межфункциональные, или кооперационные
(между подразделениями одного и того
же уровня).
В зависимости от характера связей
выделяются несколько основных типов
организационных структур управления:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- матричная;
- дивизиональная;
- множественная.
В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.
Функциональная
Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители
Рис. 1.1. Функциональная структура управления
На рис. 1.1 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).
В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.
Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис. 1.2).
Д- директор; ФН
- функциональный начальники; ФП - функциональные
подразделения; ОП - подразделения основного
производства.
Рис. 1.2. Линейно-функциональная структура управления
Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рис. 1.2функциональные начальники составляют штаб директора).
Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рис. 1.3. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.
Рис. 1.3. Дивизиональная структура управления
Матричная структура (рис. 1.4, 1.5) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.
Рис. 1.4. Матричная структура управления
Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.
Рис. 1.5. Матричная структура управления по проектам
Анализ достоинств и недостатков структур управления позволяет найти критерии их оптимального использования.
Линейно-функциональная система обеспечивает, начиная со второго уровня иерархии, деление задачи управления «по функциям». Штабы могут создаваться в центральных и других органах управления, образовывая штабную иерархию.
Эта структура управления характеризуется:
- высокой централизацией стратегических
решений и децентрализацией оперативных,
- организацией директивных связей по
однолинейному принципу,
- преобладающим применением инструментов
координации с технической поддержкой.
По идее штабы должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но не давать конкретных директив. Однако вследствие своей профессиональной компетентности их сотрудники часто оказывают сильное неформальное влияние на линейных руководителей. Если же они выполняют только рекомендательную функцию, то возникает риск, что их работа слабо влияет на ход производственных процессов.
Структура имеет следующие преимущества:
- обеспечивает высокую профессиональную
специализацию сотрудников,
- позволяет точно определить места
принятия решений и необходимые ресурсы
(кадровые),
- способствует стандартизации, формализации
и программированию процессов управления.
Недостатки:
- образование специфических для функциональных
подразделений целей затрудняет горизонтальное
согласование,
- структура жестка и с трудом реагирует
на изменения.
Дивизиональные структуры
- относительно большая самостоятельность
руководителей дивизионов,
- организация директивных связей
по линейному принципу,
- относительно мощное использование инструмента
координации с технической поддержкой,
- быстрая реакция на изменения рынка,
- освобождение высших руководителей фирмы
от оперативных и рутинных решений,
- снижение конфликтных ситуаций вследствие
гомогенности целей в дивизионе.
К числу недостатков этой структуры
относят:
- относительно высокие затраты на координацию
ввиду децентрализации вплоть до отдельного
финансирования из бюджета и системы расчетных
цен,
- при децентрализации теряются преимущества
кооперации, что часто требует централизации
выполнения отдельных функций (НИОКР,
снабжение и т.д.).
Многомерные формы организации и управления характеризуются применением двух (матричная) или нескольких (тензорная) критериев разделения задач.
Общими признаками такой организационной
формы являются:
- лимитированное пространство принятия
решений инстанциями менеджмента,
- организация директивных связей по многолинейному
принципу,
- большие затраты на координацию между
инстанциями.
Можно различить структуры, ориентированные на производство и на проект. Структура, направленная на производство, не ограничена временными рамками. Здесь имеется функциональная область менеджмента (где находятся многие стабильные организационные решения) и менеджмент по изделию (горизонтальный срез, охватывающий все предприятия).
Проблемы такой организации
состоят:
- в регулировании задач, компетентности
и ответственности менеджеров по изделиям,
- больших затратах на координацию,
- возможных директивных конфликтах.
Структуры, направленные на проект, как правило, ограничены по срокам и характерны для сложных и рисковых проектов (рис. 1.6).
Их проблемы состоят:
- в конфликтах между инстанциями и менеджерами
проектов (противоречивые указания,
ресурсные конфликты),
- неуверенности менеджеров в реальности
сроков выполнения задач по проектам.
Для предприятий (фирм), действующих на международном рынке, может применяться трехмерная (тензорная) структура управления: изделие - регион - функция.
Проблемы такой структуры управления:
- конфликт из-за власти между представителями
нескольких инстанций;
- преобладающая работа в группах и, следовательно,
возможная задержка в принятии решений
и коллективная ответственность (безответственность).