Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 18:08, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Предмет и задачи курса «Основы менеджмента». Природа управления и исторические тенденции его развития.
ТЕМА 2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА.
ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
ТЕМА 6. ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.
ТЕМА 7. ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ.

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 647.50 Кб (Скачать файл)

Поэтому требуется однозначное регулирование компетентности и нормальные рабочие отношения между партнерами.

Пример трехмерной структуры управления фирмы «Доу корнинг» приведен на рис. 1.7. В фирме имеется 10 основных направлений  деятельности. По ним создано 10 производственных советов под председательством менеджера направления, подчиненного генеральному директору фирмы. Их основные задачи - обеспечение конкурентоспособности продукции направления и решение экономических вопросов по сбыту. Производственные советы называют поэтому «центрами прибыли». Функциональные службы имеют основной задачей обеспечение наиболее полного использования имеющихся производственных, трудовых и материальных ресурсов. Соответственно они называются «центрами издержек производства». В фирме осуществляется единое перспективное планирование в трех измерениях.

Рис. 1.7. Трехмерная схема управления фирмы «Доу корнинг»

Положения о  подразделениях управления и должностные инструкции.

Эффективность управления фирмой во многом зависит от четкого разграничения  компетентности отдельных служб (подразделений) управления, их ответственности и  обеспечения в них нормальных рабочих взаимоотношений.

Поэтому скелет управления - его организационная структура – должен обрастать «мускулатурой управления». Этому способствуют следующие нормативные документы: 
- положения об отделах и службах, 
- должностные инструкции.

Сложилась следующая структура  положения об отделе (службе): 
- общие положения, 
- задачи, 
- структура, 
- функции, 
- права, 
- взаимоотношения с другими подразделениями, 
- ответственность.

Первичным элементом структуры  управления является служебная должность. Должностные инструкции обеспечивают четкое разграничение обязанностей и прав между сотрудниками фирмы. Они содержат: 
- общую часть, 
- основные задачи и обязанности, 
- права, 
- ответственность работника.

Обычно должностная инструкция является основой аттестации сотрудника по результатам его деятельности.

  1. Разновидности организационных структур транспорта.

Под организационной  структурой понимается совокупность определенным образом взаимосвязанных и соподчиненных организационных единиц (элементов, звеньев), выполняющих ту или иную функцию в рассматриваемой системе. Звено управления — это самостоятельное структурное подразделение (или должностное лицо), выполняющее определенную функцию или ее часть. Звенья в организационной структуре распределяются по ступеням управления, или иерархическим уровням. Таким образом, система управления отдельным предприятием или их группой есть не что иное, как функционирующая организационная структура, т.е. упорядоченная совокупность элементов, находящихся в определенных (а не случайных) отношениях.

 

Рис. 2.1. Основные разновидности  структур управления:

Р — руководящие  органы; Ф — функциональные органы;

И — исполнительные органы.

 

Организационные структуры управления, как и всякий производственный организм, развиваются в реальной социально-экономической среде, переходят в исторической последовательности из одной формы в другую. Выделяют следующие разновидности структур управления (рис. 2.1): патриархальную, линейную, функциональную, линейно-штабную (или линейно-функциональную).

Патриархальная  структура управления. Применялась на ранних стадиях развития транспортного производства, когда транспорт еще не выделился в самостоятельную отрасль экономики, перевозки носили нерегулярный, случайный характер и выполнялись в сравнительно небольших масштабах. Руководство такими перевозками осуществлял сам хозяин, владелец транспортных средств. Часто в качестве таковых выступали представители купечества, владеющие не только товаром, но и транспортом — животной тяговой силой с соответствующими атрибутами (телеги, сани), морскими парусными и весельными судами, а позже — пароходами. Надо сказать, что на транспорте патриархальные структуры оказались на редкость живучими. Даже сейчас в странах с развитой экономикой речной и автомобильный транспорт находятся в ведении и под управлением многочисленных мелких частных владельцев, собственников небольших судов и автомобилей. Эксплуатация этих транспортных средств осуществляется силами одной семьи или группы родственников. Используется и наемный труд, однако функции управления выполняет хозяин, владелец транспорта. Разумеется, масштабы деятельности каждого такого частного транспортного производства, как правило, невелики.

Линейная  структура управления. По мере увеличения масштабов производства и усложнения его характера патриархальная структура управления уступила место линейной. При этой структуре работники разделяются на группы (звенья, бригады) и во главе каждой группы ставится начальник, осуществляющий руководство подчиненными по всем видам выполняемой ими работы. Начальники групп входят низовым элементом в линейную «иерархию начальников». Начальник каждой такой группы должен быть универсалом, хорошо знающим существо и особенности каждого вида деятельности, равно как и члены группы, что затрудняет подбор кадров. Эффективность подобных структур во многом зависит от квалификации начальника и характера производства. При простой кооперации труда линейные структуры управления могут быть весьма эффективными, несмотря на то, что при этой системе исключается специализация по выполнению определенного вида работ. В этом, в частности, убеждает опыт работы укрупненных комплексных бригад докеров на морском и речном транспорте.

Функциональная  структура управления. В связи с недостатками линейной структуры управления на транспорте широкое применение нашел иной принцип, называемый функциональным, при котором упор делается на разделение труда по определенным функциям. Все специфические функции, общие для одного или нескольких производственных подразделений, при функциональном управлении передаются в ведение служб или отделов, специализирующихся на выполнении той или иной функции (или нескольких функций). Слабым местом таких организационных структур является отсутствие единоначалия, так как производственный персонал получает распоряжения от нескольких лиц, причем распоряжения этих лиц подчас бывают противоречивыми. Достоинства функциональных структур состоят в возможности выдачи непосредственным исполнителям работ компетентных распоряжений от функционеров — узких специалистов по тем или иным вопросам.

Линейно-штабная  структура управления. Несмотря на то, что функциональные структуры управления применяются на всех видах транспорта, эти структуры не могут в полной мере обеспечить

эффективную работу транспорта, что привело к  образованию линейно-функциональных структур (их иногда называют линейно-штабными). По существу, такого рода структуры представляют собой синтез линейной и функциональной структур, позволяющий получить вполне определенный полезный эффект. Суть линейно-функциональных структур заключается в том, что управление транспортным производством в этом случае осуществляется одновременно (и согласованно) «линейным» аппаратом и «штабными» (функциональными) службами. Линейный аппарат несет ответственность за конечные результаты деятельности каждого производственного подразделения, а функциональные службы — за правильность планирования методической помощи (рекомендации, консультации) и других услуг, которые оказывают функциональные службы производственным подразделениям транспорта. Линейный аппарат представляют начальники железных дорог, станций, вокзалов и речных пароходств, являющиеся наиболее опытными администраторами и специалистами-универсалами, в то же время хорошо знающими организацию перевозочного процесса. Функциональный аппарат (начальники служб перевозок, пассажирской, планово-экономической и др.) на транспорте возглавляют обладающие многолетним практическим опытом инженеры — крупные специалисты в соответствующем виде деятельности (организации перевозочного процесса, плановоэкономической работе и др.).

Руководители служб готовят для начальников дорог (пароходств, авиакомпаний и др.) глубоко продуманные и хорошо обоснованные предложения по вопросам деятельности этих служб с тем, чтобы линейный аппарат мог вполне ответственно и квалифицированно давать распоряжения руководителям производственных подразделений. Специалисты функционального аппарата, как правило, не могут распоряжаться непосредственно линейными руководителями от своего имени, но обладают особой формой прав. Они готовят служебные инструкции, распоряжения, приказы, которые выпускаются от имени вышестоящих руководителей.

Функциональные  службы и отделы на транспорте должны укомплектовываться из инициативных, пытливых, творчески мыслящих работников, постоянно занимающихся определенной узкой сферой деятельности транспорта и специализирующихся в этой сравнительно ограниченной области знаний.

Функциональные  органы обычно состоят из специалистов по определенным вопросам, находящимся в компетенции того или иного органа. Такие специалисты должны иметь достаточно времени для анализа состояния вопроса, выявления недостатков и резервов производства (в части, относящихся к деятельности данного функционального органа) для всестороннего обдумывания и обоснования той или иной рекомендации. Линейный и функциональный персоналы, как правило, не подчинены друг другу.

Ранее были изложены некоторые общие положения по теоретическим схемам и принципиальным вопросам типизации организационных структур в сфере транспорта. Реальные организационные структуры на видах транспорта многообразны, сложны и отличаются от рассмотренных выше «чистых» (теоретических) схем, дающих лишь общее представление о принципиальных основах структуризации систем управления.

Для железнодорожного транспорта характерны, например, сложные организационные структуры с наличием центральных функциональных. На железных дорогах им соотнесены (по линейному принципу) соответствующие функциональные службы, т.е. линейный и функциональный аппараты синтезированы в многоуровневые, иерархические территориально-отраслевые структуры со сложными сквозными схемами взаимосвязи и подчинения. На транспорте фактически приходится иметь дело с определенными разновидностями линейно-штабных организационных структур с гибкой схемой функционирования. Так, вопросы ремонта и содержания локомотивного парка находятся в ведении служб локомотивного хозяйства, а эксплуатации — в ведении служб и отделов перевозок. На многих железных дорогах путевые машинные станции подчинены непосредственно управлениям дорог. При этом часто сплетены в единое целое не только линейный и функциональный принципы управления по признакам технологических особенностей производства, но в некоторых отношениях и весьма тесно связаны друг с другом отраслевой и территориальный подходы к управлению транспортом.

3. Требования  и принципы построения организационных  структур управления на транспорте.

Управленческий  аппарат предприятий транспорта должен обеспечивать:

- высокую  экономическую эффективность грузовых  и пассажирских перевозок во всех видах сообщений в объемах и номенклатурах, предусмотренных государственным заказом и договорами с клиентурой;

- работу транспортных  предприятий, их подвижного состава  и постоянных устройств в режиме высшей производительности с устойчивым выполнением принятых производственных и финансовых показателей;

- быстрое  реагирование на запросы транспортной  клиентуры и населения;

- охват всех  основных сторон деятельности  транспортных предприятий (основное и вспомогательное производство);

- эффективный контроль  за ходом перевозочного процесса и целенаправленное (планомерное и пропорциональное) развитие материально-технической базы транспортных предприятий, внедрение новой транспортной техники и прогрессивной технологии перевозок;

- эффективное  взаимодействие и сотрудничество  со смежными предприятиями данного и других видов транспорта, а также с предприятиями отправителей и получателей грузов;

- рациональное  сочетание отраслевого и территориального  принципов управления перевозками грузов и пассажиров при максимальном приближении аппарата управления к производству (минимум звеньев).

Организационные структуры систем управления на транспорте существенно зависят от особенностей вида транспорта, объема и структуры перевозок, характера производственных функций того или иного предприятия, принятого порядка работы, определяемого технологическим процессом, и других факторов. Однако существует ряд общих требований, которым должны наиболее полно отвечать транспортные организационные структуры:

- простота  и определенность в назначении (функциях) и соподчинении отдельных звеньев;

- гибкость и маневренность в звеньях при достаточной жесткости в типе структуры (линейная, линейно-функциональная и т.д.), что обеспечивает, с одной стороны, приспособляемость управления к изменяющимся условиям работы транспорта, а с другой — соблюдение принципа единоначалия, закона «собственного дела» и, как следствие, — высокую надежность, полноту управления и контроля за ходом производства;

- иерархичность  внутреннего строения системы  с укрупнением функций и масштабов  решаемых задач по мере перехода от низших уровней к высшим;

- рациональная  соподчиненность звеньев и должностных  лиц в системе управления;

- определенность по  отношению к организационным  структурам в раду последовательных уровней управления (отрасль — объединение — предприятие);

- связность,  т. е. целостность и непрерывность  в системе как прямых, так и обратных связей (каналов), что обеспечивает надежное доведение принятых решений и команд до исполнителей и корректировку управления по достигнутым результатам;

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"