Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 18:08, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Предмет и задачи курса «Основы менеджмента». Природа управления и исторические тенденции его развития.
ТЕМА 2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА.
ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
ТЕМА 6. ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.
ТЕМА 7. ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ.

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 647.50 Кб (Скачать файл)

Высший менеджер -(предприниматель)- управляемые


Обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией  по рангу командной власти, компетенции  принятия решений, авторитету, положению. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень, тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности (рис.3.2).

Рис.3.2. Иерархия менеджмента

 

 

 

ТЕМА 3. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ  МЕНЕДЖМЕНТА.

1. Сущность  и классификация функций управления.

2. Специфические особенности уровней и функций управления транспортным производством.

1. Сущность  и классификация функций управления.

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена  на отдельные функции, которые сосредоточены  в трех основных группах: 
1. общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность); 
2.управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация); 
3. конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделяются на общие и конкретные.

Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся  определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.

Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры  управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления, к ним относятся: 
- прогнозирование и планирование; 
- организация работы; 
- мотивация; 
- координация и регулирование; 
- контроль, учет, анализ.

Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными: 
- перспективное и текущее экономическое и социальное планирование; 
- организация работ по стандартизации; 
- учет и отчетность; 
- экономический анализ; 
- техническая подготовка производства; 
- организация производства; 
- управление технологическими процессами; 
- оперативное управление производством; 
- метрологическое обеспечение; 
- технологический контроль и испытания; 
- сбыт продукции; 
- организация работы с кадрами; 
- организация труда и заработной платы; 
- материально-техническое снабжение; 
- капитальное строительство; 
- финансовая деятельность.

Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления (рис.1.1).

Рис.1.1. Поле управления

Если вспомнить модель производственного  процесса , то последнюю схему можно  расширить до трехмерной (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Объем управления

Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).

Общее управление предприятия заключается  в его структуризации, организации  деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности, что подробно будет рассмотрено в дальнейшем.

При управлении производством решаются задачи экономики производства (издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят: 
- выбор технологического процесса; 
- планирование программы производства; 
- планирование последовательности производства (оперативное планирование); 
- формирование производственных систем (систем оборудования); 
- содержание и эксплуатация оборудования; 
- организацию материально-технического снабжения.

При управлении НИОКР (инновациями) реализуются  следующие конкретные функции управления: 
- организация инновационного процесса; 
- выбор и реализация стратегии НИОКР; 
- оптимальное распределение ресурсов на НИОКР; 
- внедрение результатов НИОКР; 
- защита результатов НИОКР.

Реализация функций в области  маркетинга включает: 
- организацию сбора и обработки маркетинговой информации; 
- выбор целевых рынков и их сегментирование; 
- применение маркетинговых решений по продукту; 
- выбор и взаимодействие с каналами товародвижения; 
- продвижение товара; 
- выбор и реализацию ценовой политики; 
- планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.

Финансовое управление предприятием включает: 
- приобретение финансовых средств; 
- использование финансовых средств; 
- управление ликвидностью; 
- структурирование капитала и имущества; 
- управление платежными средствами и проведение платежного оборота; 
- финансовое планирование и финансовый контроль.

Таким образом, конкретные функции  управления фирмой можно рассматривать  как системные компоненты менеджмента  фирмы.

2. Специфические особенности уровней и функций управления транспортным производством.

Механизм  обмена услугами между сферами материального производства в современных условиях превратился в сложную, многоотраслевую транспортную систему, характеризующуюся огромным количеством транспортных предприятий, тесно взаимосвязанных друг с другом и обслуживающих многие тысячи объектов промышленности, сельского хозяйства и строительства. Эта сложная система общественно-производственной деятельности людей, связанной с перемещением готового продукта из места производства в другое место, пространственно отделенное от него, и является предметом науки управления на транспорте.

Основными вещественными  элементами этой системы являются:

- пути сообщения  разных видов транспорта с  расположенными на них постоянными  устройствами (здания, мосты, тоннели,  путепроводы, гидроузлы и другие искусственные сооружения), средствами сигнализации, централизации и блокировки сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и связи;

- транспортные  средства (подвижной состав) разных  видов транспорта (локомотивы, вагоны, суда, самолеты, автомобили и т.п.);

- погрузочно-разгрузочные машины, механизмы и другие устройства, обеспечивающие транспортный процесс в пунктах отправления и назначения грузов, также в местах их перевалки с одного вида транспорта на другой;

- материалы,  топливо и электроэнергия, обеспечивающие работу средств тяги и подъемно-транспортных машин;

- промышленные  предприятия по производству  и ремонту транспортных средств и других устройств, необходимые для эксплуатации и содержания основных фондов транспорта в технически исправном состоянии (заводы по ремонту локомотивов, вагонов, самолетов, погрузочно-разгрузочных машин и другой техники).

Сами по себе перечисленные выше вещественные элементы не являются «производительными». Для приведения их в действие и получения специфической транспортной продукции (эффекта перемещения) необходимы физические усилия и знания человека, т.е. трудовые ресурсы. Поэтому, основное содержание процесса управления на транспорте – объединение, координация и обеспечение эффективного использования вещественных и трудовых элементов предприятий транспорта.

Транспорт, его  крупные подразделения и отдельные  предприятия структурно могут быть представлены двумя подсистемами — управляющей и управляемой (рис. 2.1):

Первая, управляющая —  осуществляет интегративную «управленческую функцию»,

Вторая, управляемая —  процесс транспортного производства («технологическую функцию» в широком смысле). Во второй ясно видны внутренние блоки (части): технический (функционирующие постоянные устройства и подвижной состав) и технологический (в узком смысле) — совокупность или набор правил, определяющих последовательность операций и процессов, связанных с выполнением перевозок (правила перевозок грузов и взимания тарифов, технической эксплуатации транспорта, выполнения погрузочно-разгрузочных работ и др.).

Необходимым условием транспортного производства является тесная связь и взаимодействие технической и технологической частей (блоков) управляемой системы. Процесс перемещения собственно и есть соединение технической и технологической частей в функционирующий комплекс посредством приложения к ним физических усилий и знаний производственного персонала.

Допустим, что  «соединение» произошло и транспортные средства пришли в движение. Но это движение еще нельзя назвать перевозочным процессом, даже если отправители готовы передавать грузы на транспорт, а последний — их перемещать. Рассматриваемая подсистема, готовая стать управляемой, но еще не ставшая таковой, проявила бы способность к хаотическому, нецеленаправленному движению, разрозненным, единичным актам. Чтобы случайная комбинация движений стала целенаправленной, ее надо сделать скоординированной и целесообразной, а для этого к рассматриваемой подсистеме нужно подключить управляющую подсистему.

Что представляет собой такая функция?

Во-первых, по своей природе она информационна, т. е. невещественна. Эта подсистема настраивает весь транспортный комплекс так, чтобы он был устойчив, управляем и гармоничен, действовал целесообразно и развивался целенаправленно, посылая вещественно-трудовым элементам необходимую информацию.

Рис. 2.1. Взаимодействие управляющей и управляемой подсистем.

 

Во-вторых, она  интегрирована, т.е. неоднородна, структурна, многомерна. В ней можно выделить два вида управления — в широком и узком смысле.

Предметом науки управления на транспорте является управление в широком смысле, т.е. управление как интегративная информационная функция, включающая в свой состав руководство, планирование, организацию, управление (в узком смысле), регулирование и контроль.

Руководство заключается в определении цели и критериев движения системы. Эта задача представляет собой сложный неформа-лизуемый процесс. Цель и критерии развития транспортной системы объективны и вытекают из перспективных стратегических целей высокого государственного уровня и особенностей текущего момента. Для транспортных министерств, их территориальных звеньев и отдельных предприятий источником выработки цели и критериев является внешняя среда, в свою очередь, вытекающая из особенностей социально-экономической формации.

Планирование есть выработка пути к достижению поставленной цели, при этом критерии используются в качестве рычагов, инструмента, обеспечивающих движение системы к намеченной цели.

Организация — действие, направленное на установление исходной структуры системы. Организация выступает как часть планирования (организация-I) и как живая организаторская работа в ходе перевозочного процесса (организация-И). Последняя в транспортной практике называется «оперативным управлением» или «оперативным планированием».

Управление (в узком смысле) — это действие по изменению режима работы (структуры) системы, направленное на повышение ее производительности или качества выпускаемой продукции.

Регулирование направлено на поддержание работы системы в заданном режиме в рамках установленной структуры. Иногда регулирование на транспорте рассматривается как часть оперативного управления.

Контроль заключается в сравнении фактического движения системы с намеченной целью. Эту функцию иначе можно назвать функцией слежения (отображения, мониторинга). С ее помощью осуществляется реализация прямых и обратных связей в системе.

Как и другие информационные функции, контроль в  системах управления часто понимается в широком и узком смысле. В первом случае контроль рассматривается как совокупность операций по сбору, передаче и обработке информации, необходимой для обеспечения нормального хода перевозочного процесса, включая общественный и ревизорский контроль, а также статистический, бухгалтерский и оперативный учет и отчетность.

Во втором случае под контролем обычно понимают проверку выполнения управленческих решений.

Рассмотренные функции управления схематично представлены на рис. 2.2.

Рис. 2..2. Структура  интегративной  управленческой функции  на транспорте.

 

Система управления транспортном носит иерархический (многоуровневый) характер. В ней можно условно выделить следующие уровни: народнохозяйственный, отраслевой, региональный.

Народнохозяйственный (макроэкономический) уровень является высшим уровнем управления транспортом. Это уровень директивных государственных органов, прежде всего Правительства РФ, определяющих вместе с Федеральным Собранием основные направления социально-экономического развития страны и ее транспортной системы. Все самые важные вопросы транспортной политики, использования путей сообщения и транспортных средств в международных и внутренних сообщениях рассматриваются и решаются на этом уровне.

Отраслевой  уровень управления обеспечивает решение задач отраслевого значения в рамках транспортных ведомств — Министерства транспорта и Министерства путей сообщения России. Для этого в распоряжении транспортных министерств имеется центральный аппарат управления, а также научно-исследовательские, проектные и другие организации, с помощью которых выбираются наилучшие управленческие решения из имеющихся альтернатив.

Региональный  уровень управления в последние годы становится все более существенным. Транспортные объединения и отдельные предприятия, решая узкие технологические задачи, выполняют требования региональных властей. Здесь управленческие решения более высоких уровней переходят в конкретные организационно-технологические схемы в качестве ограничений.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"