Лекции по "Международному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:50, курс лекций

Описание работы

На рубеже XX-XXI вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных черт, которыми категория «международный бизнес» может достаточно полно описываться:

1. Поскольку речь идет о деловых операциях, то международный бизнес, как и внутристрановып. имеет главной своей цетыо извлечение прибыли.

Файлы: 1 файл

0073736_E84E2_lekcii_mezhdunarodnyy_menedzhment.doc

— 644.50 Кб (Скачать файл)

 

♦          бессрочный характер существования  МНК.

 

Наряду с термином  многонациональный- для определения  бизнеса, ведущего международные операции по кому миру, часто используют понятия -мировой или глобальный». При этом предполагается, что менеджмент глобальной компании:

 

♦          применяет глобальный, интегрированный  подход к бизнесу с целью поиска новых рыночных возможностей, оценки возможных угроз для бизнеса со стороны конкурентов, поиска новых ресурсов для расширения деятельности (включая человеческие и финансовые ресурсы);

 

♦          стремится закрепить присутствие  компании на ключевых; страновых (региональных) рынках;

 

♦          ориентирован на поиск общих черт, присущих различным географическим рынкам.

 

С этой точки зрения, многонациональная  компания — это разновидность  холдинговой компании, осуществляющей хозяйственную деятельность на различных  национальных рынках и стремящаяся через менеджеров дочерних подразделений адаптировать свои продукты и маркетинговую стратегию к местным особенностям.

 

Наряду с терминами  «многонациональная* и «-глобальная»  компания в научной, специальной  и деловой литературе используется и целый ряд сходных понятий. Так, по традиции, ООН и правительственные организации развитых стран в течение десятилетий использовали применительно к фирмам, ведущим бизнес более чем в одной стране, термин «транснациональный* (транснациональная корпорация, ТНК). В последнее время ряд ученых стал использовать этот термин в отношении компаний, которые можно охарактеризовать и как глобальные, и как многонациональные, то есть в отношении компаний, стремящихся к достижению эффекта масштаба за счет глобальной интеграции и в то же время высоко адаптивных к специфической внешней среде (новый термин; «многокулъ-турная MHKv). Видно, что это определение весьма сходно с введенным ранее понятием глобальной компании. Бизнесмены, со своей стороны, часто используют термин -«транснациональная корпорация» в отношении бизнеса, образовавшегося в результате слияния (а не образования совместного предприятия или стратегического альянса) двух компаний примерно одинакового размера, однако представляющих различные страны. К числу наиболее известных и удачных объединений, завоевавших прочную международную репутацию, можно отнести англо-голландские компании Unihveru Royal Dutch Shell, шведско-швейцарскую компанию ABB, германо-американскую банковскую группу Deutsche Bank — Bankers Tmst.

На сегодняшний день МНК, превратившись в транснациональные группы компаний производственного, торгового, финансового и научно-исследовательского профиля, не только остаются опорой экономики развитых стран, но и превратились в одну из главных сил мирового хозяйства. Так, если в 1976 г. число МНК оценивалось в 11 тыс. (с более чем 86 тыс. зарубежных подразделений), то к началу 1990-х гг. их число перевалило за 35 тыс. (147 тыс. зарубежных филиалов). Сегодня в мире действует порядка 40 тыс. МНК, имеющих около 200 тыс. подразделений в 150 странах.

 

МНК лидируют в мировой  экономике по различным показателям. В 1996 г. общий объем продаж МНК  составил 5,5 трлн долларов или 25°о мирового ВВП.

 

На МНК приходится, по разным оценкам, от 1/4 до 1/3 мировой  торговли.

 

В середине 1990-х гг. активы 500 крупнейших небанковских МНК превысили

 

30 трлн долларов, причем 40% активов было размещено за  пределами стран, в

 

которых учреждены головные компании. Общая численность занятых  в МНК

 

превышает 70 млн чел. Аналогичная  картина наблюдается и в банковской сфе

 

ре: из 300 крупнейших банков мира около 100 являются транснациональными,

 

при этом около 2/3 операций они ведут в своих государствах и 1/3 — за границей.

 

По сути, именно МНК  превратили мировую экономику в  подлинно международное производство, дали импульс развития научно-техническому прогрессу в различных его проявлениях, обеспечили повышение технического уровня и качества продукции, рост эффективности производства. Особо сле-. дует выделить значение МЯК с позиции совершенствования форм менеджмента и организации предприятия, управления его коммерческим, производственно-технологическим и кадровым потенциалом. С этим связано значение, которое придается рассмотрению особенностей организации и управления формируемых МНК интегрированных структур в курсе международного менеджмента.

 

ЦЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОЙ  ИНТЕГРАЦИИ

Рост и развитие международного бизнеса вызваны действием ряда взаимовлияющих факторов, приводящих к глобализации производства и маркетинга:

 

1.         Достижения в области компьютерных технологий и телекоммуникаций

 

привели к бурному  росту взаимообмена информацией  и идеями через границы государств, что позволяет потребителям больше узнать о зарубежных товарах. Так, распространение  спутникового и кабельного телевидения, а также Интернета способствует формированию глобального спроса на определенные товары или услуги. Глобальные сети телекоммуникаций позволяют менеджерам компаний координировать деятельность персонала по разработке, внедрению, производству и продажам продукции на многочисленных предприятиях по всему миру.

 

 

2.         Правительства многих стран последовательно  снижают барьеры для инвес-

 

тнций и торговли, что  открывает новые рынки для  международных компа-

 

ниц. Так, большинство  стран Восточной Европы приняли  законодательные

 

акты, стимулирующие внешнеторговые операции и прямые инвестиции из-зарубежа

 

Существует тенденция  к унификации и объединению в  рамках мирового сообщества. Например,, в европейских странах, подписавших  Маастрихтские соглашения о создании Европейского Союза, с 1993 г. создается единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, ас 1999 г. дейСтвует Европейский монетарный   союз   одиннадцати   государств,   и происходит переход на единую валюту — евро. Реализация: этой стратегии предоставляет компаниям огромные рыночные возможности уже в ближайшей перспективе.

 

В тоже время, по-прежнему сохраняются различия многих национальных рынков, а также присущие им несовершенства, выражающиеся, в частности, в относительной  дешевизне отдельных ресурсов (сырья, труда, технологий, капитала). Использование таких различий и несовершенств позволяет участникам международной кооперации осуществлять, с одной стороны, — глобальный рост своего бизнеса, снижение издержек производства, повышение прибыли, а с другой — привлечение для этого международных ресурсов. Все это обеспечивает финансовую устойчивость международных интегрированных структур бизнеса по отношению к кризисам и потрясениям различного рода.

 

За счет международной  интеграции компании достигают разнообразные цели:

 

♦          доступ к новым рынкам, преодоление  государственных торговых и инвестиционных барьеров

 

♦          доступ к новым источникам ресурсов — материальных, финансовых, трудовых, технологических, информационных, организационных;

 

♦          достижение конкурентных преимуществ, устранение или смягчение конкуренции в интересах партнеров;

 

♦          экономия на расширении масштабов производства, рационализация производства, повышение  его эффективности, использование  преимуществ вертикальной интеграции;

 

♦          снижение риска.

 

ДОСТУП К НОВЫМ РЫНКАМ

Эта цель достигается  за счет преодоления правовых ограничений  вхождения на зарубежный рынок, открытия благоприятных рынков с точки  зрения каналов сбыта и поступления  ресурсов, повышения эффективности использования производственных мощностей.

 

Одной из основных причин образования международной интегрированной  структуры может являться установление долгосрочных отношений с местными фирмами для проникновения на.зарубежные рынки. Организации принимающих  стран могут принадлежать к сети местных поставщиков, дистрибьютеров, заказчиков, к которым иностранные партнеры могут присоединиться через альянс или путем включения в МНК.

 

Важным аспектом вхождения  в новый рынок являются торговые ограниче

 

ния со стороны правительства принимающей стороны. В частности, эти огра

 

ничения были первопричиной  образования союзов МНК с фирмами  и прави

 

тельствами развивающихся  стран. Кроме того, действующее (или  ожидаемое)

 

местное законодательство, требующее от иностранных компаний вступления в

 

альянсы с местными партнерами, либо определяющее их минимальный про

 

цент участия в местной  организации, также приводит к созданию международ

 

ной интегрированной  структуры. Следует, впрочем, признать, что требования

 

закона и протекционистские меры правительства являются меньшими по зна

 

чимости факторами в  сравнении с такими, как, например, получение доступа к

 

новым ресурсам или достижение экономии на издержках за счет «эффекта масш

 

таба».

 

ДОСТУП К НОВЫМ ИСТОЧНИКАМ РЕСУРСОВ

Посредством международной интеграции компании подучают возможность доступа к дополнительным, возможно — более, дешевым, материальным, финансовым, трудовым, информационным и другим pесурсам зарубежных стран: МСЛ — через своих иностранных партнеров, МНК — через своп зарубежные предприятия.

 

На начальной стадии удовлетворяются потребности в  сырье (комплектующих), производственных мощностях, зданиях, сооружениях, в  финансовых ресурсах, а также потребности  в персонале (за счет доступа к  дешевой и квалифицированной  рабочей силе, обеспечения предприятий кадрами линейных и функциональных менеджеров).

 

В современных условиях не менее важное значение приобретает  доступ к информационным и технологическим  ресурсам:

 

♦          знание национальной экономики, политики и культуры, условий и особенностей национальной деловой среды (местное законодательство, государственное регулирование);

 

♦          знание современной деловой практики, традиций, методов работы на рынке;

 

♦          передача знаний в области маркетинга и менеджмента;

 

♦   передача технических  ноу-хау, доступ к новым технологиям, результатам научных исследований.

 

Фактор «знания рынка», включающий понимание социально-культурной и конкурентной среды, имеет особенно важное значение в том случае, если культурные различия между страной базирования фирмы и страной предполагаемой деятельности велики. Зачастую (по крайней мере — на начальном этапе вхождения в новый рынок) организации предпочитают создать совместное предприятие с местной фирмой, чтобы получить необходимые знания о рынке. Особенное значение при этом имеет развитие конкурентных преимуществ, порождающих поток инновации на стадиях разработки продукции, производства и маркетинга. Такие устойчивые преимущества являются коллективным знанием, присущим международному бизнесу и делающим возможным координацию разнообразного производственного опыта и интеграцию различных технологий.

 

Японская NEC создала МСЛ  с базирующейся в США компанией Honeywell и Сканирующейся но Франции  фирмой Bull с целью использования  опыта, навыков и технологий своих партнеров. Способность учиться у других — главный фактор, обусловливающий ее положение как единственной глобальной компании с устойчивой долей рынка в производстве телекоммуникационного оборудования, полупроводниковых чипов и компьютеров.

 

ДОСТИЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

Рост компетенции, лежащей  в основе конкурентного преимущества фирмы, во многом зависит от ее способности  воспринимать новые навыки и знания в области производства и менеджмента. Наиболее быстро «генерирующие» новую  информацию компании оказываются более конкурентоспособными. В то же время, помимо создания нового знания внутри организационных рамок самой фирмы, существует возможность получать информацию от других участников рынка. Движимые конкуренцией на международных рынках, фирмы создают интегрированные структуры бизнеса, в том числе с целью совершенствования совокупности своих знаний и опыта, как актива, имеющего большее значение для результатов деятельности, чем даже запатентованная технология.

 

Отметим, что развитие партнерских отношении между иностранными и местными фирмами может рассматриваться как жизненно важная функция организации, направленная на достижение конкурентных преимуществ. Практика подтверждает это мнение.

 

По утверждению Д. Файтса, председателя совета директоров американской машиностроительной компании Caterpillar, в основе успешного противостояния основному конкуренту, японской фирме Ktmiat.su, лежат тесные партнерские отношения со 186 независимыми дилерами, обслужинающимп но всему миру машины и дизельные моторы, произведенные Caterpillar. При этом дилеры используются как источники информации по рынкам, как агенты, консультанты; имен)]'полномочия решать на месте многие из возникающих проблем. "Наши дилеры, —подчеркивает Файтс, — играют жизненно важную роль почти в любом аспекте нашего бизнеса, в том числе в проектировании продукции и поставке, обслуживании и управлении запасами запасных частей».

 

Чтобы приумножить знания и опыт, фирмы зачастую вступают в тесное организационное взаимодействие с конкурентами. Поглощение конкурента в ходе экспансии МНК является распространенным способом достижения конкурентного преимущества. Более специфическим является сотрудничество с конкурентом на мировых рынках, вплоть до создания МСЛ.

 

В 1990-е гг. необходимым  элементом преуспевания международного бизнеса стало организационное знание: совокупность представлений об изменении поведения организации в результате получения информации и опыта. Организационное знание становится особенно важными для фирмы вследствие сокращения жизненного цикла продуктов и технологий в условиях ускоренного развития и глобализации рынков. Как процесс, организационное знание благоприятствует росту компетенции фирмы, а значит, и росту ее конкурентных преимуществ. При этом сотрудничество с партнером, занимающим сильные позиции в той области деятельности, в которой данная фирма желает быть более компетентной, является логичным шагом на пути достижения цели.

Информация о работе Лекции по "Международному менеджменту"