Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:50, курс лекций
На рубеже XX-XXI вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных черт, которыми категория «международный бизнес» может достаточно полно описываться:
1. Поскольку речь идет о деловых операциях, то международный бизнес, как и внутристрановып. имеет главной своей цетыо извлечение прибыли.
♦ бессрочный характер существования МНК.
Наряду с термином многонациональный- для определения бизнеса, ведущего международные операции по кому миру, часто используют понятия -мировой или глобальный». При этом предполагается, что менеджмент глобальной компании:
♦ применяет глобальный, интегрированный подход к бизнесу с целью поиска новых рыночных возможностей, оценки возможных угроз для бизнеса со стороны конкурентов, поиска новых ресурсов для расширения деятельности (включая человеческие и финансовые ресурсы);
♦
стремится закрепить
♦ ориентирован на поиск общих черт, присущих различным географическим рынкам.
С этой точки зрения, многонациональная компания — это разновидность холдинговой компании, осуществляющей хозяйственную деятельность на различных национальных рынках и стремящаяся через менеджеров дочерних подразделений адаптировать свои продукты и маркетинговую стратегию к местным особенностям.
Наряду с терминами «многонациональная* и «-глобальная» компания в научной, специальной и деловой литературе используется и целый ряд сходных понятий. Так, по традиции, ООН и правительственные организации развитых стран в течение десятилетий использовали применительно к фирмам, ведущим бизнес более чем в одной стране, термин «транснациональный* (транснациональная корпорация, ТНК). В последнее время ряд ученых стал использовать этот термин в отношении компаний, которые можно охарактеризовать и как глобальные, и как многонациональные, то есть в отношении компаний, стремящихся к достижению эффекта масштаба за счет глобальной интеграции и в то же время высоко адаптивных к специфической внешней среде (новый термин; «многокулъ-турная MHKv). Видно, что это определение весьма сходно с введенным ранее понятием глобальной компании. Бизнесмены, со своей стороны, часто используют термин -«транснациональная корпорация» в отношении бизнеса, образовавшегося в результате слияния (а не образования совместного предприятия или стратегического альянса) двух компаний примерно одинакового размера, однако представляющих различные страны. К числу наиболее известных и удачных объединений, завоевавших прочную международную репутацию, можно отнести англо-голландские компании Unihveru Royal Dutch Shell, шведско-швейцарскую компанию ABB, германо-американскую банковскую группу Deutsche Bank — Bankers Tmst.
На сегодняшний день МНК, превратившись в транснациональные группы компаний производственного, торгового, финансового и научно-исследовательского профиля, не только остаются опорой экономики развитых стран, но и превратились в одну из главных сил мирового хозяйства. Так, если в 1976 г. число МНК оценивалось в 11 тыс. (с более чем 86 тыс. зарубежных подразделений), то к началу 1990-х гг. их число перевалило за 35 тыс. (147 тыс. зарубежных филиалов). Сегодня в мире действует порядка 40 тыс. МНК, имеющих около 200 тыс. подразделений в 150 странах.
МНК лидируют в мировой экономике по различным показателям. В 1996 г. общий объем продаж МНК составил 5,5 трлн долларов или 25°о мирового ВВП.
На МНК приходится, по разным оценкам, от 1/4 до 1/3 мировой торговли.
В середине 1990-х гг. активы 500 крупнейших небанковских МНК превысили
30 трлн долларов, причем 40% активов было размещено за пределами стран, в
которых учреждены головные компании. Общая численность занятых в МНК
превышает 70 млн чел. Аналогичная картина наблюдается и в банковской сфе
ре: из 300 крупнейших банков мира около 100 являются транснациональными,
при этом около 2/3 операций они ведут в своих государствах и 1/3 — за границей.
По сути, именно МНК
превратили мировую экономику в
подлинно международное производство, дали импульс развития
научно-техническому прогрессу в различных
его проявлениях, обеспечили повышение
технического уровня и качества продукции,
рост эффективности производства. Особо
сле-. дует выделить значение МЯК с позиции
совершенствования форм менеджмента и
организации предприятия, управления
его коммерческим, производственно-
ЦЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Рост и развитие международного бизнеса вызваны действием ряда взаимовлияющих факторов, приводящих к глобализации производства и маркетинга:
1.
Достижения в области компьютер
привели к бурному росту взаимообмена информацией и идеями через границы государств, что позволяет потребителям больше узнать о зарубежных товарах. Так, распространение спутникового и кабельного телевидения, а также Интернета способствует формированию глобального спроса на определенные товары или услуги. Глобальные сети телекоммуникаций позволяют менеджерам компаний координировать деятельность персонала по разработке, внедрению, производству и продажам продукции на многочисленных предприятиях по всему миру.
2.
Правительства многих стран
тнций и торговли, что открывает новые рынки для международных компа-
ниц. Так, большинство стран Восточной Европы приняли законодательные
акты, стимулирующие внешнеторговые операции и прямые инвестиции из-зарубежа
Существует тенденция к унификации и объединению в рамках мирового сообщества. Например,, в европейских странах, подписавших Маастрихтские соглашения о создании Европейского Союза, с 1993 г. создается единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, ас 1999 г. дейСтвует Европейский монетарный союз одиннадцати государств, и происходит переход на единую валюту — евро. Реализация: этой стратегии предоставляет компаниям огромные рыночные возможности уже в ближайшей перспективе.
В тоже время, по-прежнему сохраняются различия многих национальных рынков, а также присущие им несовершенства, выражающиеся, в частности, в относительной дешевизне отдельных ресурсов (сырья, труда, технологий, капитала). Использование таких различий и несовершенств позволяет участникам международной кооперации осуществлять, с одной стороны, — глобальный рост своего бизнеса, снижение издержек производства, повышение прибыли, а с другой — привлечение для этого международных ресурсов. Все это обеспечивает финансовую устойчивость международных интегрированных структур бизнеса по отношению к кризисам и потрясениям различного рода.
За счет международной интеграции компании достигают разнообразные цели:
♦ доступ к новым рынкам, преодоление государственных торговых и инвестиционных барьеров
♦ доступ к новым источникам ресурсов — материальных, финансовых, трудовых, технологических, информационных, организационных;
♦ достижение конкурентных преимуществ, устранение или смягчение конкуренции в интересах партнеров;
♦ экономия на расширении масштабов производства, рационализация производства, повышение его эффективности, использование преимуществ вертикальной интеграции;
♦ снижение риска.
ДОСТУП К НОВЫМ РЫНКАМ
Эта цель достигается за счет преодоления правовых ограничений вхождения на зарубежный рынок, открытия благоприятных рынков с точки зрения каналов сбыта и поступления ресурсов, повышения эффективности использования производственных мощностей.
Одной из основных причин
образования международной
Важным аспектом вхождения в новый рынок являются торговые ограниче
ния со стороны правительства принимающей стороны. В частности, эти огра
ничения были первопричиной образования союзов МНК с фирмами и прави
тельствами развивающихся стран. Кроме того, действующее (или ожидаемое)
местное законодательство, требующее от иностранных компаний вступления в
альянсы с местными партнерами, либо определяющее их минимальный про
цент участия в местной организации, также приводит к созданию международ
ной интегрированной структуры. Следует, впрочем, признать, что требования
закона и протекционистские меры правительства являются меньшими по зна
чимости факторами в сравнении с такими, как, например, получение доступа к
новым ресурсам или достижение экономии на издержках за счет «эффекта масш
таба».
ДОСТУП К НОВЫМ ИСТОЧНИКАМ РЕСУРСОВ
Посредством международной интеграции компании подучают возможность доступа к дополнительным, возможно — более, дешевым, материальным, финансовым, трудовым, информационным и другим pесурсам зарубежных стран: МСЛ — через своих иностранных партнеров, МНК — через своп зарубежные предприятия.
На начальной стадии удовлетворяются потребности в сырье (комплектующих), производственных мощностях, зданиях, сооружениях, в финансовых ресурсах, а также потребности в персонале (за счет доступа к дешевой и квалифицированной рабочей силе, обеспечения предприятий кадрами линейных и функциональных менеджеров).
В современных условиях не менее важное значение приобретает доступ к информационным и технологическим ресурсам:
♦ знание национальной экономики, политики и культуры, условий и особенностей национальной деловой среды (местное законодательство, государственное регулирование);
♦ знание современной деловой практики, традиций, методов работы на рынке;
♦ передача знаний в области маркетинга и менеджмента;
♦ передача технических
ноу-хау, доступ к новым технологиям,
результатам научных
Фактор «знания рынка», включающий понимание социально-культурной и конкурентной среды, имеет особенно важное значение в том случае, если культурные различия между страной базирования фирмы и страной предполагаемой деятельности велики. Зачастую (по крайней мере — на начальном этапе вхождения в новый рынок) организации предпочитают создать совместное предприятие с местной фирмой, чтобы получить необходимые знания о рынке. Особенное значение при этом имеет развитие конкурентных преимуществ, порождающих поток инновации на стадиях разработки продукции, производства и маркетинга. Такие устойчивые преимущества являются коллективным знанием, присущим международному бизнесу и делающим возможным координацию разнообразного производственного опыта и интеграцию различных технологий.
Японская NEC создала МСЛ с базирующейся в США компанией Honeywell и Сканирующейся но Франции фирмой Bull с целью использования опыта, навыков и технологий своих партнеров. Способность учиться у других — главный фактор, обусловливающий ее положение как единственной глобальной компании с устойчивой долей рынка в производстве телекоммуникационного оборудования, полупроводниковых чипов и компьютеров.
ДОСТИЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
Рост компетенции, лежащей в основе конкурентного преимущества фирмы, во многом зависит от ее способности воспринимать новые навыки и знания в области производства и менеджмента. Наиболее быстро «генерирующие» новую информацию компании оказываются более конкурентоспособными. В то же время, помимо создания нового знания внутри организационных рамок самой фирмы, существует возможность получать информацию от других участников рынка. Движимые конкуренцией на международных рынках, фирмы создают интегрированные структуры бизнеса, в том числе с целью совершенствования совокупности своих знаний и опыта, как актива, имеющего большее значение для результатов деятельности, чем даже запатентованная технология.
Отметим, что развитие партнерских отношении между иностранными и местными фирмами может рассматриваться как жизненно важная функция организации, направленная на достижение конкурентных преимуществ. Практика подтверждает это мнение.
По утверждению Д. Файтса, председателя совета директоров американской машиностроительной компании Caterpillar, в основе успешного противостояния основному конкуренту, японской фирме Ktmiat.su, лежат тесные партнерские отношения со 186 независимыми дилерами, обслужинающимп но всему миру машины и дизельные моторы, произведенные Caterpillar. При этом дилеры используются как источники информации по рынкам, как агенты, консультанты; имен)]'полномочия решать на месте многие из возникающих проблем. "Наши дилеры, —подчеркивает Файтс, — играют жизненно важную роль почти в любом аспекте нашего бизнеса, в том числе в проектировании продукции и поставке, обслуживании и управлении запасами запасных частей».
Чтобы приумножить знания и опыт, фирмы зачастую вступают в тесное организационное взаимодействие с конкурентами. Поглощение конкурента в ходе экспансии МНК является распространенным способом достижения конкурентного преимущества. Более специфическим является сотрудничество с конкурентом на мировых рынках, вплоть до создания МСЛ.
В 1990-е гг. необходимым элементом преуспевания международного бизнеса стало организационное знание: совокупность представлений об изменении поведения организации в результате получения информации и опыта. Организационное знание становится особенно важными для фирмы вследствие сокращения жизненного цикла продуктов и технологий в условиях ускоренного развития и глобализации рынков. Как процесс, организационное знание благоприятствует росту компетенции фирмы, а значит, и росту ее конкурентных преимуществ. При этом сотрудничество с партнером, занимающим сильные позиции в той области деятельности, в которой данная фирма желает быть более компетентной, является логичным шагом на пути достижения цели.