Лекции по "Международному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:50, курс лекций

Описание работы

На рубеже XX-XXI вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных черт, которыми категория «международный бизнес» может достаточно полно описываться:

1. Поскольку речь идет о деловых операциях, то международный бизнес, как и внутристрановып. имеет главной своей цетыо извлечение прибыли.

Файлы: 1 файл

0073736_E84E2_lekcii_mezhdunarodnyy_menedzhment.doc

— 644.50 Кб (Скачать файл)

 

Если акции зарубежного предприятия ранее находились в государственной собственности или управлении, то получение акций возможно при его приватизации, например, путем выигрыша МНК инвестиционного конкурса. Возможен также вариант инвестиционного кредитования под обеспечение в виде залога акций. Наконец, еще одним способом установления делового контроля над зарубежным предприятием, причем зачастую наиболее дешевым, но и наиболее конфликтным, является скупка его долгов с последующей угрозой банкротства.

 

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Деятельность холдинговых  компаний регулируется местным корпоративным  и антимонопольным законодательством. Именно американские антитрестовские  законы (первым из них был Закон  Шермана от 1890 г.) положили начало бурному  преобразованию в холдинговые компании бывших корпораций — «трестов», монополизировавших рынки.

 

Первой «жертвой» антимонопольного законодательства стал концерн Standard Oil Company Trust, основанный Джоном Д. Рокфеллером. Было установлено, что компания монополизировала до 90% рынка очищенных нефтепродуктов того времени и использовала незаконные виды деятельности (шпионаж, демпинг) с целью вытеснения конкурентов из бизнеса и их ослабления с дальнейшим поглощением. В результате в 1911 г. по решению Верховного суда США Standard Oil была распущена на 34 самостоятельные компании. Чтобы спасти бизнес, центральные органы крупнейшего подразделения треста — Standard Oil Company of New Jersey — были зарегистрированы в виде холдинговой компании Standard Oil, впоследствии выросшей в концерн Exxon (см. пример в разделе 3.3.1 настоящей главы). В новых условиях дочерние предприятия, входящие в группу, получили юридическую самостоятельность и определенную операционную независимость. В то же время, руководство холдинговой компании осталось в состоянии оказывать стратегическое влияние на деятельность концерна. В целом же была создана более конкурентная деловая среда при сохранении крупного товарного производства.

 

В дальнейшем Закон Шермана  успешно применялся при роспуске и преобразовании табачного и других трестов в Соединенных Штатах в период с 1911 по 1920 гг.

 

В настоящее время  антимонопольное законодательство играет важную роль при проведении сделок по слиянию и поглощению как  на национальном, так и на международном  уровне. Следует, однако, учитывать, что в условиях глобализации мировой экономики и формирования международных, рынков товаров тд. ^с-луг ограничения, накладываемые антимонопольным регулированием на объединения МНК, несколько изменились. Так, если в начале 1900-х гг. деятельность Standard Oil Company Trust на рынке Соединенных Штатов с точки зрения конкуренции была признана неприемлемой, то на новом историческом витке в конце 1990-х гг. объединение (или воссоединение?) правопреемников империи Рокфеллера — гигантских американских компаний Exxon и Mobil уже не рассматривается как нечто противозаконное, поскольку конкурировать им теперь приходится уже на мировом рынке с другими, не менее мощными МНК.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ХОЛДИНГОВЫХ  КОМПАНИЙ

Холдинговые компании стоят  во главе современных МНК, большинство из которых представляют собой диверсифицированные концерны, то есть объединения предприятий различных отраслей и секторов экономики. Разветвленность деловых связей, многоотраслевой характер деятельности таких структур, повышение самостоятельности хозяйственной деятельности отдельных подразделений (особенно — на удаленных географических рынках), все это значительно усложняет механизм взаимодействия и управления МНК. Становится очевидной необходимость финансово-управленческого центра, объединяющего и координирующего усилия всех партнеров. Эту роль и выполняет головная холдинговая компания МНК.

 

При расширении бизнеса  МНК становится эффективным использовать цепочки холдинговых компаний, включая  промежуточные субхолдинги. В этом случае головная компания (как правило — финансовая холдинговая компания) получает' возможность контролировать капиталы, многократно превосходящие ее собственный. Этот мультипликативный эффект расширения влияния является одним из факторов, позволяющих МНК добиться успехов в глобальной конкуренции.

 

Разветвленные групповые  структуры имеют ряд преимуществ  перед единичными предприятиями:

 

♦          единый центр реализует стратегический менеджмент в рамках всей группы;

 

♦          единая финансовая и налоговая политика позволяет маневрировать денежными ресурсами и инвестициями;

 

♦          отраслевая и географическая диверсификация активов снижает общий риск деятельности МНК;

 

♦          вертикальная интеграция и создание замкнутых технологических цепочек  позволяют снизить производственные издержки, а также оказывать меньшее воздействие на окружающую среду, учитывая экологические требования;

 

♦          использование единой инфраструктуры (банковской, телекоммуникационной, сбытовой, транспортно-логистической) при горизонтальной интеграции позволяет сократить трансакционные издержки;

♦ существует широкая  возможность для ротации кадров, их обучения, переподготовки и повышения  квалификации, создания стимулов профессионального  роста

 

Важное значение имеет  правильное разграничение функций между головной холдинговой компанией МНК и ее дочерними фирмами. Как правило, головная компания группы осуществляет следующие функции

 

♦          выработку долгосрочной деловой  политики и экономической стратегии  всей группы;

 

♦          стратегическое управление дочерними компаниями, включая единую маркетинговую, производственную, финансовую, инвестиционную и кадровую политику;

 

♦          координацию оперативной хозяйственной  деятельности дочерних предприятий;

 

♦          координацию НИОКР, выполнение крупных проектов;

 

♦          финансовый и административный контроль деятельности дочерних компаний, внутренний аудит.

 

Таким образом, перечисленные  стратегические направления деятельности в рамках группы относятся к компетенции  головной холдинговой компании. Оперативные же вопросы бизнеса находятся в компетенции дочерних фирм, имеющих определенную самостоятельность в принятии решений по ним. Будучи юридическими лицами, они несут по принимаемым решениям экономическую и юридическую ответственность в соответствии с местными законодательными нормами и своими уставными документами.

 

Реализацию своих функций  на дочерних предприятиях головная холдинговая  компания осуществляет через институт представителей. Представители холдинговой  компании являются членами советов директоров дочерних фирм и проводят выработанную на уровне руководства МНК политику при принятии решений по стратегическим и оперативным вопросам. С другой стороны, являясь менеджерами холдинговой компании, эти представители могут входить в состав ее совета директоров, а также возглавлять деятельность некоторых ее подразделений.

 

Более подробно вопросы, связанные с разграничением в  рамках МНК управленческих функций  холдинговой компании и дочерних предприятий, рассматриваются в  главе

 

НЕИЕРАРХИЧЕСКИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ

Особенностью большинства  МНК в США и Европе является четкая иерархическая, древовидная  структура участия в капитале. Это связано с управлением  корпорацией :через финансовую сферу: группа зарубежных компаний создается  при ойном господствующем инвесторе, но при этом развивается инфраструктура, стабилизирующая функционирование основного капитала.

 

Однако далеко не все  современные МНК представляют собой  интегрированные структуры, организованные по иерархическому принципу. В наше время многие компании входят в многочисленные альянсы с другими фирмами, при этом бывает затруднительно определить, какую компанию считать вышестоящей, а какую — подчиненной. Аналогичная ситуация возможна при создании совместных предприятий. При этом возникает неиерархическая структура МНК, или этар-хия.

 

Развитие таких структур МНК характерно для финансово-промышленных групп в Японии. Развитие японских ФПГ, выросших впоследствии в крупнейшие многонациональные компании, было вызвано  демонополизацией промышленности после Второй мировой войны, проходившей под контролем оккупационных сил союзников, государства и банков. В противоположность США, где универсальные банки не могут заниматься прямыми инвестициями в производственную деятельность, в Японии — в силу слабости и незрелости фондового рынка — процесс концентрации происходил через банки и правительственные учреждения. Основное число крупных промышленных предприятий Японии стало частью различных групп: в настоящее время около 75% компаний, зарегистрированных на Токийской финансовой бирже, могут рассматриваться как члены шести крупнейших групп: Mitsui, Mitsubishi, Sumitomo, Fuji, Dai-ichi Kangyo и Sanwa.

 

К японским финансовым группам  принадлежат, как правило, крупные  фирмы капиталоемких отраслей. Благодаря  ключевому положению в финансово-промышленной группе банковских структур предприятия члены группы получают необходимые средства в значительной степени за счет «собственных» банков (см. табл. 3.2). Из этой таблицы также видно, что контроль над финансовой группой обеспечивается благодаря владению примерно 20% акционерного капитала, что позволяет аккумулировать значительные ресурсы без потери управления.

 

Для японских ФПГ характерна высокая взаимозависимость: совокупная доля остальных пяти финансовых групп  в капитале компаний группы Mitsui составляет 20%, Fuji — 27%, a Sanaa — 35%. Данные о взаимном участии японских групп в акционерном  капитале друг друга и независимых компаний приведены в табл. 3.3.

 

Тенденция взаимоучастля  при реализации крупных, либо высокорисковых проектов прослеживается и при создании зарубежных дочерних предприятий японских МНК.' Так, например, петербургская фирма NEC-Нева по производству электронных АТС является одним из редких примеров российско-японского сотрудничества в области высоких технологий. Из 65% акций, контролируемых японскими партнерами, 55% принадлежат компаниям группы Sumitomo, а остальные 10% — группе Mitsui.

 

В результате складывается ситуация, когда роль головной компании МНК выполняет не одна доминирующая фирма, а ядро из нескольких фирм, действующих каждая в своей области и осуществляющих свои функции в группе, при этом основной банк группы играет роль системообразующего центра. В подобной интегрированной корпоративной структуре прибыль и риск распределяются по всей группе взаимосвязанных промышленных, торговых и финансовых компаний, что предопределяет коллективное поведение. Финансово-промышленная группа должна быть достаточно велика для взаимодействия нескольких фирм, и в то же время ее размер ограничен необходимостью поддержания системы взаимного контроля.

 

Международная интегрированная  структура, выстроенная по неиерархическому принципу, отличается сетевой активностью (см. также раздел 3.6.5), что обусловлено:

 

♦          тесным переплетением взаимных владений акциями и обязательств;

 

♦          доминированием основного банка  в качестве управленческого, контрольного и финансово-инвестиционного центра ФПГ;

 

♦          взаимным представительством высших менеджеров в органах управления компаний ФПГ;

 

♦          обширной внутренней торговлей;

 

♦          созданием групповых норм менеджмента.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: ФОРМИРОВАНИЕ В ЯПОНИИ ФПГ С НЕИЕРАРХИЧЕСКОЙ  СТРУКТУРОЙ

К 1920-м гг. сложившаяся в Японии экономическая система основывалась на деятельности иерархически выстроенных холдинговых структур — дзайбацу. Большинство промышленных и торговых предприятий находилось под контролем дзайбацу, принадлежащих нескольким десяткам семейных группировок, среди которых выделялась «большая пятерка»; Mitsui,, Sumitomo, Iwasaki (Mitsubishi), Yasuda иFumkawa. Многочисленные (более 1500к 1930г.) и-неслишком крупные банки не играли важной роли в инвестиционном финансировании предприятий, а выполняли более традиционные функции коммерческого кредитования. Такая корпоративная структура экономики Японии просуществовала с небольшими изменениями до окончания Второй мировой войны.

 

После Второй мировой  войны правительственные гарантии банковских кредитов компаниям.— производителям военного снаряжения, а также облигации государственных займов были аннулированы с целью борьбы с растущей инфляцией. Это привело к неплатежеспособности компаний и, как следствие, колоссальным потерям у финансовых институтов, общие же потери экономики достигли 20% ВНП. Чтобы ликвидировать военный потенциал Японии, а затем преодолеть системный кризис и реформировать институциональное устройство экономики, был разработан комплекс решительных мер, реализацией которого занялось Верховное командование оккупационными силами союзников — СКАП (The Supreme Commander Allied Powers, SCAP).27

 

Целью программы СКАП являлось создание экономического уклада Японии

 

по подобию англо-американского  варианта. При этом предполагалось, что распы

 

ление акций компаний между многочисленными индивидуальными  собственни

 

ками станет основой  экономической демократизации и  «рыночного» корпоратив

 

ного контроля за деятельностью.менеджеров. Ведущая роль отводилась Комиссии

 

по ликвидации холдинговых  компаний (КЛХК), занимавшейся реализацией Ука

 

за Императора (ноябрь 1946 г.), который распустил дзайбацу и передал акции

 

предприятий во владение КЛХК. Параллельно в 1947 г. был принят Антитрестов

 

ский закон, запретивший  промышленным компаниям владеть  акциями других

 

компаний и ограничивший финансовые институты владением  не более 5% акций

 

каждой компании. Также  были приняты законы, ограничивающие активность

 

банков на фондовом рынке  и деятельность крупных акционеров в руководстве-

Информация о работе Лекции по "Международному менеджменту"