Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:50, курс лекций
На рубеже XX-XXI вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных черт, которыми категория «международный бизнес» может достаточно полно описываться:
1. Поскольку речь идет о деловых операциях, то международный бизнес, как и внутристрановып. имеет главной своей цетыо извлечение прибыли.
Если акции зарубежного предприятия ранее находились в государственной собственности или управлении, то получение акций возможно при его приватизации, например, путем выигрыша МНК инвестиционного конкурса. Возможен также вариант инвестиционного кредитования под обеспечение в виде залога акций. Наконец, еще одним способом установления делового контроля над зарубежным предприятием, причем зачастую наиболее дешевым, но и наиболее конфликтным, является скупка его долгов с последующей угрозой банкротства.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Деятельность холдинговых
компаний регулируется местным корпоративным
и антимонопольным
Первой «жертвой»
В дальнейшем Закон Шермана успешно применялся при роспуске и преобразовании табачного и других трестов в Соединенных Штатах в период с 1911 по 1920 гг.
В настоящее время
антимонопольное
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
Холдинговые компании стоят во главе современных МНК, большинство из которых представляют собой диверсифицированные концерны, то есть объединения предприятий различных отраслей и секторов экономики. Разветвленность деловых связей, многоотраслевой характер деятельности таких структур, повышение самостоятельности хозяйственной деятельности отдельных подразделений (особенно — на удаленных географических рынках), все это значительно усложняет механизм взаимодействия и управления МНК. Становится очевидной необходимость финансово-управленческого центра, объединяющего и координирующего усилия всех партнеров. Эту роль и выполняет головная холдинговая компания МНК.
При расширении бизнеса МНК становится эффективным использовать цепочки холдинговых компаний, включая промежуточные субхолдинги. В этом случае головная компания (как правило — финансовая холдинговая компания) получает' возможность контролировать капиталы, многократно превосходящие ее собственный. Этот мультипликативный эффект расширения влияния является одним из факторов, позволяющих МНК добиться успехов в глобальной конкуренции.
Разветвленные групповые
структуры имеют ряд
♦ единый центр реализует стратегический менеджмент в рамках всей группы;
♦ единая финансовая и налоговая политика позволяет маневрировать денежными ресурсами и инвестициями;
♦ отраслевая и географическая диверсификация активов снижает общий риск деятельности МНК;
♦
вертикальная интеграция и создание
замкнутых технологических
♦ использование единой инфраструктуры (банковской, телекоммуникационной, сбытовой, транспортно-логистической) при горизонтальной интеграции позволяет сократить трансакционные издержки;
♦ существует широкая
возможность для ротации
Важное значение имеет правильное разграничение функций между головной холдинговой компанией МНК и ее дочерними фирмами. Как правило, головная компания группы осуществляет следующие функции
♦ выработку долгосрочной деловой политики и экономической стратегии всей группы;
♦ стратегическое управление дочерними компаниями, включая единую маркетинговую, производственную, финансовую, инвестиционную и кадровую политику;
♦
координацию оперативной
♦ координацию НИОКР, выполнение крупных проектов;
♦ финансовый и административный контроль деятельности дочерних компаний, внутренний аудит.
Таким образом, перечисленные стратегические направления деятельности в рамках группы относятся к компетенции головной холдинговой компании. Оперативные же вопросы бизнеса находятся в компетенции дочерних фирм, имеющих определенную самостоятельность в принятии решений по ним. Будучи юридическими лицами, они несут по принимаемым решениям экономическую и юридическую ответственность в соответствии с местными законодательными нормами и своими уставными документами.
Реализацию своих функций на дочерних предприятиях головная холдинговая компания осуществляет через институт представителей. Представители холдинговой компании являются членами советов директоров дочерних фирм и проводят выработанную на уровне руководства МНК политику при принятии решений по стратегическим и оперативным вопросам. С другой стороны, являясь менеджерами холдинговой компании, эти представители могут входить в состав ее совета директоров, а также возглавлять деятельность некоторых ее подразделений.
Более подробно вопросы, связанные с разграничением в рамках МНК управленческих функций холдинговой компании и дочерних предприятий, рассматриваются в главе
НЕИЕРАРХИЧЕСКИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ
Особенностью большинства МНК в США и Европе является четкая иерархическая, древовидная структура участия в капитале. Это связано с управлением корпорацией :через финансовую сферу: группа зарубежных компаний создается при ойном господствующем инвесторе, но при этом развивается инфраструктура, стабилизирующая функционирование основного капитала.
Однако далеко не все современные МНК представляют собой интегрированные структуры, организованные по иерархическому принципу. В наше время многие компании входят в многочисленные альянсы с другими фирмами, при этом бывает затруднительно определить, какую компанию считать вышестоящей, а какую — подчиненной. Аналогичная ситуация возможна при создании совместных предприятий. При этом возникает неиерархическая структура МНК, или этар-хия.
Развитие таких структур МНК характерно для финансово-промышленных групп в Японии. Развитие японских ФПГ, выросших впоследствии в крупнейшие многонациональные компании, было вызвано демонополизацией промышленности после Второй мировой войны, проходившей под контролем оккупационных сил союзников, государства и банков. В противоположность США, где универсальные банки не могут заниматься прямыми инвестициями в производственную деятельность, в Японии — в силу слабости и незрелости фондового рынка — процесс концентрации происходил через банки и правительственные учреждения. Основное число крупных промышленных предприятий Японии стало частью различных групп: в настоящее время около 75% компаний, зарегистрированных на Токийской финансовой бирже, могут рассматриваться как члены шести крупнейших групп: Mitsui, Mitsubishi, Sumitomo, Fuji, Dai-ichi Kangyo и Sanwa.
К японским финансовым группам принадлежат, как правило, крупные фирмы капиталоемких отраслей. Благодаря ключевому положению в финансово-промышленной группе банковских структур предприятия члены группы получают необходимые средства в значительной степени за счет «собственных» банков (см. табл. 3.2). Из этой таблицы также видно, что контроль над финансовой группой обеспечивается благодаря владению примерно 20% акционерного капитала, что позволяет аккумулировать значительные ресурсы без потери управления.
Для японских ФПГ характерна высокая взаимозависимость: совокупная доля остальных пяти финансовых групп в капитале компаний группы Mitsui составляет 20%, Fuji — 27%, a Sanaa — 35%. Данные о взаимном участии японских групп в акционерном капитале друг друга и независимых компаний приведены в табл. 3.3.
Тенденция взаимоучастля при реализации крупных, либо высокорисковых проектов прослеживается и при создании зарубежных дочерних предприятий японских МНК.' Так, например, петербургская фирма NEC-Нева по производству электронных АТС является одним из редких примеров российско-японского сотрудничества в области высоких технологий. Из 65% акций, контролируемых японскими партнерами, 55% принадлежат компаниям группы Sumitomo, а остальные 10% — группе Mitsui.
В результате складывается ситуация, когда роль головной компании МНК выполняет не одна доминирующая фирма, а ядро из нескольких фирм, действующих каждая в своей области и осуществляющих свои функции в группе, при этом основной банк группы играет роль системообразующего центра. В подобной интегрированной корпоративной структуре прибыль и риск распределяются по всей группе взаимосвязанных промышленных, торговых и финансовых компаний, что предопределяет коллективное поведение. Финансово-промышленная группа должна быть достаточно велика для взаимодействия нескольких фирм, и в то же время ее размер ограничен необходимостью поддержания системы взаимного контроля.
Международная интегрированная структура, выстроенная по неиерархическому принципу, отличается сетевой активностью (см. также раздел 3.6.5), что обусловлено:
♦ тесным переплетением взаимных владений акциями и обязательств;
♦
доминированием основного банка
в качестве управленческого, контрольного
и финансово-инвестиционного
♦ взаимным представительством высших менеджеров в органах управления компаний ФПГ;
♦ обширной внутренней торговлей;
♦ созданием групповых норм менеджмента.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: ФОРМИРОВАНИЕ В ЯПОНИИ ФПГ С НЕИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРОЙ
К 1920-м гг. сложившаяся в Японии экономическая система основывалась на деятельности иерархически выстроенных холдинговых структур — дзайбацу. Большинство промышленных и торговых предприятий находилось под контролем дзайбацу, принадлежащих нескольким десяткам семейных группировок, среди которых выделялась «большая пятерка»; Mitsui,, Sumitomo, Iwasaki (Mitsubishi), Yasuda иFumkawa. Многочисленные (более 1500к 1930г.) и-неслишком крупные банки не играли важной роли в инвестиционном финансировании предприятий, а выполняли более традиционные функции коммерческого кредитования. Такая корпоративная структура экономики Японии просуществовала с небольшими изменениями до окончания Второй мировой войны.
После Второй мировой
войны правительственные
Целью программы СКАП являлось создание экономического уклада Японии
по подобию англо-
ление акций компаний
между многочисленными
ками станет основой экономической демократизации и «рыночного» корпоратив
ного контроля за деятельностью.менеджеров. Ведущая роль отводилась Комиссии
по ликвидации холдинговых компаний (КЛХК), занимавшейся реализацией Ука
за Императора (ноябрь 1946 г.), который распустил дзайбацу и передал акции
предприятий во владение КЛХК. Параллельно в 1947 г. был принят Антитрестов
ский закон, запретивший промышленным компаниям владеть акциями других
компаний и ограничивший финансовые институты владением не более 5% акций
каждой компании. Также были приняты законы, ограничивающие активность
банков на фондовом рынке и деятельность крупных акционеров в руководстве-