Лекции по "Международному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:50, курс лекций

Описание работы

На рубеже XX-XXI вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных черт, которыми категория «международный бизнес» может достаточно полно описываться:

1. Поскольку речь идет о деловых операциях, то международный бизнес, как и внутристрановып. имеет главной своей цетыо извлечение прибыли.

Файлы: 1 файл

0073736_E84E2_lekcii_mezhdunarodnyy_menedzhment.doc

— 644.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

В рамках МС А международная  компания получает возможность использовать знания и опыт своего партнера-конкурента путем их интеграции н внедрения для достижения некоторых общих целей. Одновременно посредством создания МСЛ потенциальная или существующая конкуренция для конкретной фирмы может быть ослаблена или даже устранена.

 

В середине 1990-х гг. МСЛ английской компания British Telecom и американской телекоммуникационной комшпшнн MCI Communications противостоял планам американского гиганта в области телекоммуникаций AT&T расширить спектр услуг, предоставляемых международным корпоративным клиентам. Оба партнера инвестировали более 1 млрд долларов на развитие голосовой почты. При этом партнеры поделили рынки продаж: ЛЯ.Т занималась маркетингом п предоставлением услуг на американском континенте, a British Telecom осуществляла аналогичную деятельность в странах Западной Европы и бассейна Тихого океана. Аналитики полагают, что, несмотря на свой потенциал, поодиночке ни одна из этих компаний не смогла бы создать серьезной конкуренции АТ&Тна глобальном рынке

 

В большинстве случаев  сотрудничество с конкурентом является защитной мерой. Вместе с тем, альянс может быть создан и в наступательном духе.

 

Одним из мотивов соглашения о производстве и сбыте серии  дешевых моделей автомобилей, заключенного между японской Mitsubishi Motors и южнокорейской Hyundai Motors, было предотвращение возможного подобного соглашения между конкурентами. Сходным образом, меры заградительного характера, предпринятые американской администрацией против японской автомобильной экспансии нары-нок США, явились одной из причин организации совместного предприятия компаниями General Motors и Toyota.

 

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Рационализация международного производства предполагает, что определенные компоненты больше не производятся в  двух местах с разными затратами, а переносятся туда, где издержки ниже. Но здесь есть еще и дополнительное преимущество. Так как объем производства в более благоприятном месте теперь выше, дальнейшее снижение средней стоимости единицы продукции может быть достигнуто за счет «эффекта масштаба» — повышения эффективности по мере расширения производства, которое выражается в снижении средних затрат при увеличении объема выпуска.

 

Снижению затрат способствуют также уход от дублирования инвестиций и затрат на НИОКР, распространение  и обмен технологиями и ноу-хау, открытие благоприятных сырьевых рынков, международное разделение труда, возможности финансового и налогового планирования с учетом особенностей функционирования финансовых рынков и государственной экономической политики в различных странах.

 

General Motors через созданные ею СП получает из Японии коробку передач и задний мост для дальнейшей сборки автомобилей на предприятиях в Канаде, Западной Европе, Южной Африке и Австралии. На принадлежащих МНК Ford заводах в Бразилии производятся двигатели малой мощности для американских и европейских рынков сбыта.

 

Минимальный масштаб  размеров эффективного производства в  большинстве отраслей значительно  вырос. Так, например, производитель  цветных телевизоров должен выпускать  несколько миллионов штук в год, чтобы достичь экономии за счет «эффекта масштаба», позволяющей выдержать глобальную конкуренцию. Это более чем в 50 раз превышает минимальный размер эффективного производства, существовавший в данном секторе в начале 1960-х гг.

 

Объединение ресурсов с  конкурентами в рамкахстратегии сотрудничества является одним из средств для достижения фирмами» необходимого масштаба деятельности. Распространение получили альянсы в области НИОКР в высокотехнологичных отраслях: являясь механизмом разделения затрат между партнерал! и, они позволяют фирмам осуществлять необходимыеинновации.Характерно, что для проведения масштабных НИОКР фирмы предпочитают создавать СП, а не заключать функциональные соглашения. Совместному предприятию как организационной форме отдается предпочтение, поскольку она облегчает обмен информацией и обеспечивает повседневную координацию.

 

Примером такого сотрудничества является альянс General Electric wSnecma — американского  и французского производителей, объединивших некоторые свои ресурсы, производственный опыт и навыки для выполнения НИОКР в целях разработки нового поколения двигателей для реактивных самолетов.

 

 

 

 

 

Следует отметить, что  заданная технология производства неизбежно  диктует некоторую оптимальную  величину выпуска продукции. Значительное отклонение от этой величины как в одну, так и в другую сторону влечет за собой экономический ущерб. В таком случае как альтернатива вертикально интегрированной компании может использоваться сеть МСА. Фирма, создающая МСА с производителями комплектующих для своих изделий, имеет ряд преимуществ:

 

♦          удается избежать свойственного  крупному бизнесу организационного разбухания;

 

♦          не нужно переучивать рабочих  и вносить тысячи изменений в  процедуры управления и организации  внедрения новой технологии;

 

♦          сокращаются издержки адаптации к изменениям, вызванным научно-техническим прогрессом.

 

Современные высокотехнологичные  отрасли отличает удорожание средств  производства, рост затрат на НИОКР, разработку торговой марки, развитие сбытовой сети продаж. Высокие постоянные издержки требуют расширения объемов производства для того, чтобы максимизировать прибыли и сократить срок окупаемости инвестиций. При этом возможно создание альянсов, особенность которых заключается в том, что каждая из фирм-партнеров выполняет взаимодополняющие функции.

 

Примером служит СП немецкой химической компании BASF и американской Dow Chemical. ВЛ5Рполагался на Dow Chemical в дистрибыоции своей собственной технологии на американском рынке, в то время как  для Dow Chemical СП было средством сокращения затрат на НИОКР.

 

 

СНИЖЕНИЕ РИСКОВ

Снижение рисков в  процессе международной интеграции достигается путем страновой (региональной) диверсификации операций, выхода на новые  перспективные рынки, использования  более разнообразных каналов  сбыта. С другой стороны, возможно снижение риска капиталовложений при вовлечении в кооперацию партнеров из числа национальных инвесторов.

 

Действуя в рамках альянса, фирма может достичь  договоренности с партнером о  разделении рынка на сферы влияния. С другой стороны, альянс, в сравнении с фирмой, действующей в одиночку, может уменьшить риск каждого из партнеров путем распределения этапов большого проекта между несколькими участниками, диверсификации номенклатуры товаров, обеспечения быстрого вхождения в рынок и более коротких сроков окупаемости, снижения затрат. Американская компания Cisco с 1993 по конец 1997 года сделала инвестиции с меньшей долей участия в капитал 25 компаний-партнеров. Одна из важнейших мотиваций такой формы альянса — разделение с партнерами большого технологического риска.

 

ФОРМЫ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ  КОМПАНИЙ

Все крупнейшие современные  МНК представляют из себя международные  финансово-промышленные объединения, включающие в свою структуру головную компанию финансовой либо производственной ориентации и многочисленные связанные с ней системой корпоративного (акционерного) участия дочерние и ассоциированные фирмы (подразделения), работающие в сфере промышленности, логистики, торговли и маркетинга, финансов, НИОКР и т. д., расположенные как в основной стране базирования МНК, так и за границей. Такую форму интегрированной корпоративной структуры называют финансово-промышленной группой (ФПГ).

 

Структура и характер деятельности интегрированных объединений  в различных странах обнаруживают как схожие черты, так и заметные отличия. Эти отличия обусловлены конкретными историческими обстоятельствами формирования ФПГ в той или иной стране, особенностями законодательного регулирования корпоративных отношений (в особенности — антимонопольным законодательством), степенью развития фондового рынка, ролью финансовых организаций и государства в вопросах корпоративной собственности и управления.

 

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ США

В США финансово-промышленные группы формировались в условиях развитой рыночной системы, сформировавшегося рынка капитала, широкого доступа как крупных инвесторов, так и мелких вкладчиков к фондовым инструментам. Высокий уровень и темпы развития промышленности и сложившаяся конкурентная рыночная среда позволили корпорациям эффективно наращивать капитал за счет эмиссии акций. Банки же при этом играли вспомогательную роль, выступая в роли финансово-расчетных агентов и не принимая участия в управлении корпорациями. Этому немало способствовало антимонопольное законодательство США, которое первоначально препятствовало сращиванию банковского капитала с промышленным. Начиная с 1960-х-1970-х гг. в США происходит постепенное смягчение ограничений, накладываемых на роль банков при формировании ФПГ. В результате, сформировавшиеся к настоящему времени несколько сотен крупнейших МНК являются основой американской экономики, причем на долю 100 ведущих приходится от 50 до 60% ВНП.

 

В США сложилось два  основных типа МНК в форме финансово-промышленных групп: МНК, сформированные вокруг промышленной корпорации, и МНК, сформированные вокруг банка. Рассмотрим эти виды интегрированных групповых структур на примерах (механизм их формирования изложен в разделах 3.4-3.5 настоящей главы).

 

Корпорация Exxon в течение  всего XX века являлась бесспорным лидером  мировой нефтяной индустрии. Exxon представляет из себя МНК в форме обширной финансово-промышленной группы, предприятия которой расположены в США и еще более чем в 80 странах. Предприятия группы выстроены в иерархическую пирамиду с головной холдинговой компанией МНК в Нью-Йорке.

 

Корпорация Exxon является вертикально интегрированной структурой, основные предприятия группы специализировано на различных стадиях цикла нефте- и газопереработки: разведка и добыча сырой нефти и натурального газа, международные перевозки нефти и нефтепродуктов посредством трубопроводов и танкерного флота, переработка сырой нефти и природного газа, оптово-розничная продажа продуктов нефтепереработки (различные виды топлива и масел). В то же время, одновременно с основным направлением корпорация владеет нефтехимическими предприятиями в США, Канаде и Европе, производящими полимеры и пластмассы, растворители, резины, смазки, сельскохозяйственные удобрения. Также в структуру МНК входит несколько энергетических предприятий других подотраслей, занимающихся добычей и переработкой угля, урана, горючих сланцев.

 

Exxon Corporation является преемником  компании Standard Oil Company of New Jersey, входящей  в трест Джона Д. Рокфеллера  и расформированной в 1911 г.  по решению суда на основании  антитрестовского законодательства (см. раздел 3.4 настоящей главы). Название «Exxon» было введено в оборот в 1972 г. Под давлением нарастающей конкуренции со стороны международных гигантов — англо-голландской компании Royal Dutch Shell и англо-американской British Petroleum Amoco — произошло слияние Exxon с другой крупнейшей американской нефтяной МНК — Mobil, которая также является одним из «наследников» бывшей империи Рокфеллера.

 

Группа Chase Manhattan Corporation включает в себя ведущий американский банк с одноименным названием (результат  слияния Chase Manhattan Bank и Chemical Bank), две крупные страховые компании, а также 21 нефинансовую корпорацию, каждая из которых входит в число 100 крупнейших компаний США. Во главе иерархической структуры группы стоит банковская холдинговая компания. Группа Chase является горизонтально интегрированной, ее нефинансовая составляющая включает в себя авиакомпании, железные дороги, авиастроительные предприятия, химические компании, компании розничной торговли.

 

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ ГЕРМАНИИ

Особенность структуры немецкой экономики заключается в значительной роли банков и их тесных связях с нефинансовым сектором (промышленность, торговля и услуги, транспорт). Исключительная роль банков определяется особенностями германского законодательства, согласно которому частные инвесторы не имеют доступа на фондовые биржи, а покупают и продают акции с помощью посредников, в основном — банков. Независимые мелкие акционеры из-за высоких трансакционных издержек предпочитают не держать у себя купленные акции, а депонировать их в банке. При этом банк предоставляет клиенту корпоративную информацию о собраниях акционеров (повестка дня, рекомендации правления, предложения других акционеров относительно резолюции собрания). Более того, большинство частных акционеров предпочитает на основе доверенности передавать банку право голосования по депонированным акциям (это одна из немногих бесплатных услуг немецких банков).

 

В результате, ведущие  банки Германии (прежде всего Deutsche Bank, Dresdner Bank и Commerzbank) на основе собственного владения акциями, доверенностей на право голосования и акций, принадлежащих своим дочерним инвестиционным компаниям, сконцентрировали в своих руках огромную степень контроля над ведущими открытыми акционерными обществами Германии — более 80% голосов на собраниях представлено банками. Это позволяет банкам ФРГ избирать членов наблюдательного совета и назначать других руководителей предприятий, а также жестко контролировать процесс изменения уставов корпораций.

 

Вокруг этих банков были образованы крупные горизонтально интегрированные финансово-промышленные объединения. При этом во главе иерархии стоит банк, с ним связана группа крупных промышленно-торговых компаний, вокруг которых группируется множество крупных и средних фирм. Особенностью немецких ФПГ также является некоторая степень взаимоучастия компаний в капитале друг друга (перекрестное владение акциями).

 

Группа Deutsche Bank является ярким примером горизонтально интегрированной

 

международной финансово-промышленной структуры. Финансовые предприятия

 

Deutsche Bank могут быть  сгруппированы цо шести основным  направлениям 

 

♦          коммерческие банки;

 

♦          ипотечные банки;

 

♦          инвестиционные компании;

 

♦          лизинговые и факторинговые компании;

 

♦          специализированные и консультационные фирмы;

 

♦          международные финансовые компании.

Информация о работе Лекции по "Международному менеджменту"