Лекции по "Международному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:50, курс лекций

Описание работы

На рубеже XX-XXI вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных черт, которыми категория «международный бизнес» может достаточно полно описываться:

1. Поскольку речь идет о деловых операциях, то международный бизнес, как и внутристрановып. имеет главной своей цетыо извлечение прибыли.

Файлы: 1 файл

0073736_E84E2_lekcii_mezhdunarodnyy_menedzhment.doc

— 644.50 Кб (Скачать файл)

 

С финансовым блоком группы тесно связана крупнейшая страховая  компания Allianz. Наряду с перечисленными финансовыми институтами Deutsche Bank AG контролирует деятельность целого ряда нефинансовых предприятий, в числе которых автомобильный гигант Daimler Benz, торговый дом Karstadt, металлургический концерн Metallgesellshaft, строительная фирма Holzmann.

 

Деятельность группы Deutsche Bank выходит далеко за пределы  Германии, она становится одним из крупнейших многонациональных объединений. При глобализации операций основным направлением выбран американский рынок, выход на который достигается путем установления контроля над крупными американскими компаниями. Так, после приобретения Daimler Benz корпорации Chrysler создана МНК Daimler Chrysler, да и сам Deutsche Bank приобрел американский банк Bankers Trust Corporation, в результате чего возник крупнейший финансовый институт с международным участием.18

 

Кроме трех крупнейших ФПГ  Германии во главе с банками, существуют и вертикально интегрированные объединения, ядром которых является промышленный концерн. Примером такой группы является ФПГ Tyssen Oppenheim, в центре которой стоит концерн Tyssen, работающий в стальной и угольной отраслях промышленности. Группа сформирована в виде двух иерархически выстроенных холдинговых структур. Головным банком группы является частный банкирский дом Oppenheim, наряду с уполномоченными представителями семьи Тиссенов этот банк представлен в наблюдательных советах обеих холдинговых компаний.

 

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ ЯПОНИИ

Основу экономики Японии на сегодняшний день составляют шесть  крупнейших ФПГ: Mitsubishi, Sumitomo, Mitsui, Fuji, Daiichi Katigyo и Sanwa. Совокупный объем продаж шести групп-гигантов составляет около 15% ВНП страны.

 

Японские ФПГ представляют собой неиерархические структуры  с широким распространением перекрестного  владения акциями (взаимное участие). Основным звеном японской группы компаний, ядром, вокруг которого сформирована вся структура, является один из основных банков. Группа также включает в себя крупную торговую компанию («торговый дом»), страховое общество, инвестиционную компанию и одно или несколько вертикально интегрированных промышленных объединений. Производственные предприятия также связаны взаимным участием в капитале друг друга, а также специфическим финансированием с участием головного банка группы («кэйрецу-финансирование») (см.  3.2).

 

Такая корпоративная  структура японских ФПГ сложилась  в процессе реконструкции экономики по окончании Второй мировой войны, при этом приоритетное развитие получила банковская система. Также исключительно велика была роль государства, направившего через основные банки долгосрочные финансовые ресурсы для восстановления и развития промышленного потенциала. Особенности механизма создания японских ФПГ проиллюстрированы исторической справкой в разделе 3.4.7 настоящей главы.

 

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ ЮЖНОЙ КОРЕИ

Для Южной Кореи характерна высокая степень монополизации  экономики, при этом ее основу составляют крупнейшие ФПГ, такие как Samsung, Daewoo, LG, Hyundai. Корейские группы напоминают по своему строению японские холдинговые компании «дзайбацу», существовавшие до Второй мировой войны: они представляют собой иерархические пирамиды, в основе которых лежит семейный капитал.

 

Корейские ФПГ отличаются высоким уровнем диверсификации, в каждой из них представлены все  ведущие отрасли промышленности. Широкая диверсификация корейских  групп проходила при сильном  влиянии государства, стимулировавшего реализацию импортозамещающих проектов. Проследим на примере группы LG развитие процесса горизонтальной интеграции: начав с производства пластмасс, компания внедрилась в производство электротехнической, электронной и телекоммуникационной продукции и оборудования (где пластмассы находят довольно широкое применение), а также в переработку нефти. Следующим этапом был переход к строительству танкеров, а затем — к страховому бизнесу.

 

Деятельность корейских  групп отличается высокой степенью интернациона

 

лизации, при этом основной акцент делается на государства Азиатско-Тихоокеан

 

ского региона и США. Головная холдинговая компания такой  МНК выполняет,

 

как правило, функции  главного торгового дома.

 

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ РОССИИ

Российские финансово-промышленные группы находятся в начальной стадии формирования и только некоторые из них могут быть отнесены к категории МНК (причем, как правило, заграничные дочерние предприятия расположены в странах СНГ). Создание ФПГ шло путем приватизации и акционирования государственных предприятий, ранее составлявших основу экономики бывшего Советского Союза. Возникшие групповые структуры отличаются иерархическим типом построения. Большая часть групп сформировалась вокруг промышленных или торговых предприятий, такие ФПГ отличает вертикальная интеграция в рамках  одной отрасли (нефтяная промышленность, лесной сектор, черная металлургия). Другие ФПГ были образованы банками в результате приобретения крупных пакетов акций на залоговых и денежных аукционах, такие группы оказываются горизонтально интегрированными объединениями, либо конгломератами, включающими в себя предприятия несвязанных между собой отраслей.

 

 

ХОЛДИНГОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ  МНК

Большинство многонациональных  компаний развитых стран Европы и  Северной Америки организованы по иерархическому принципу и имеют холдинговую форму организации. Холдинговая компания является особым типом финансовой либо финансово-промышленной компании, создаваемой для владения контрольными пакетами акций (контрольными паями) других фирм с целью делового контроля над ними и управления их деятельностью. При обсуждении различных аспектов структуры и управления МНК наряду с термином «холдинговая компания» часто используют сходные понятия «материнская» либо «головная» компания; с точки зрения распределения управленческих функций к холдинговой компании также применим термин «головная организация».

 

ДОЧЕРНИЕ И ЗАВИСИМЫЕ  КОМПАНИИ

Если степень участия  инвестора в лице холдинговой  компании в акционерном (паевом) капитале другой фирмы достаточна, чтобы осуществлять управление ее текущими операциями, то такая фирма может быть определена как дочерняя компания. Общепринятым считается, что для контроля над предприятием необходимо владеть более чем 50% его голосующих (обыкновенных) акций.

 

На практике, однако, бывает возможно, что непосредственное владение меньшей долей голосующих акций оказывается достаточным для полного контроля над фирмой со стороны инвестора. Это случается, например, если значительная часть акций широко распылена между большим числом независимых мелких акционеров, и вероятность консолидации решающего пакета в других руках мала. Возможно также, что холдинговая компания осуществляет контроль над фирмой, распоряжаясь ее голосующими акциями на основании договора траста или доверительного управления.

 

К другим способам удержания  контроля над предприятием можно  отнести превалирующее участие  представителей головной компании в  составе совета директоров (наблюдательного  совета) или другого аналогичного органа, ответственного за управление дочерней компанией в промежутках между ежегодными общими собраниями акционеров. Также определенный контроль материнская компания может осуществлять, владея активами или ресурсами, имеющими жизненно важное значение для дочернего предприятия за границей; к таким активам могут быть отнесены торговая марка, патент, специфическое сырье. Перечисленные схемы менее надежны, чем установление контроля над акционерным капиталом, однако в некоторых случаях их применение оправдано.

 

В то же время, именно владение более чем 50% пакетом акций является критерием, который с точки зрения Международных стандартов бухгалтерского учета (и аналогичных нормативных документов, принятых в отдельных странах) позволяет формировать консолидированную финансовую отчетность МНК, включающую данные о бухгалтерском балансе и финансовых результатах как холдинговой компании, так и дочерних предприятий.

 

Если дочерняя компания в свою очередь является холдинговой  по отношению к одной или нескольким фирмам, то о ней говорят как  о промежуточной холдинговой  компании или субхолдинге.

 

Компания, которая находится  под определенным акционерным, управленческим, либо финансовым контролем со стороны  холдинговой компании МНК, однако не может быть отнесена к категории  дочерних, называется зависимой (также  используются термины «присоединенная», «ассоциированная», либо «аффилированная»). В совокупности, образующие МНК холдинговую компанию, дочерние и зависимые фирмы называют группой компаний.

 

ФИНАНСОВЫЕ И СМЕШАННЫЕ  ХОЛДИНГИ

Наиболее распространены два основных вида холдинговых компаний: финансовые («чистые») и смешанные. Финансовая холдинговая компания создается с целью реализации функций финансового контроля и управления. Напротив, смешанная холдинговая компания занимается определенной предпринимательской деятельностью: промышленной, торговой, транспортно-логистической, кредитно-финансовой и т. д.

 

Смешанные холдинги типичны  в качестве головных компаний («штаб-квартир») большинства МНК, представляющих собой  промышленные концерны, либо конгломераты, характеризующиеся большей степенью диверсификации и ослаблением функциональных связей между компаниями группы. Однако в последние десятилетия наблюдается рост числа финансовых холдинговых компаний, объединяющих финансовые и нефинансовые фирмы в многонациональные групповые структуры.

 

Будучи финансовыми организациями, такие холдинговые компании имеют ряд функциональных отличий от других финансовых институтов — банков, инвестиционных фондов. В отличие от банков, холдинговые компании не ограничены законодательством в осуществлении прямых инвестиций в нефинансовые предприятия, т. е. промышленные, торговые, строительные и прочие фирмы. При этом, при-наличии соответствующих лицензий, холдинговая компания может заниматься и определенной финансовой деятельностью, за исключением собственно банковской. Данное различие существенно в тех государствах, где действуют значительные законодательные ограничения на участие банков в капиталах компаний нефинансового сектора (как, например, в США). В некоторых других странах (как в Германии) подобных ограничений нет, поэтому грань между банками и холдинговыми компаниями не столь очевидна.

 

В отличие же от инвестиционных фондов, холдинговые компании не ограничиваются международными портфельными инвестициями, то есть диверсифицированными вложениями в акции компаний различных стран. Целью холдинговой компании является получение контроля над акционерным капиталом, что позволяет эффективно осуществлять управленческие функции.

 

Таким образом, основным отличием финансовой холдинговой компании от других финансовых институтов является выработка и реализация инвестиционном стратегии, ставящей целью установление делового контроля над уже существующими или вновь созданными фирмами, находящимися в поле ее интересов.

 

МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ ГРУППЫ КОМПАНИЙ

Процесс организации  группы компаний (финансово-промышленной группы) может идти «снизу», «сверху», или совмещать оба эти способа. На первой стадии, при организации «снизу», происходит объединение юридически независимых компаний-учредителей с образованием «ядра» будущей группы. В качестве учредительского вклада при создании холдинговой компании могут быть внесены любые активы, как материальные (денежные средства, ценные бумаги, здания, сооружения, оборудование и др.), так и нематериальные (права пользования природными ресурсами, права на интеллектуальную собственность, патенты, лицензии). В случае, когда учредителем холдинговой компании является акционерное общество, то в качестве учредительского взноса могут выступать акции (паи) этого общества.

 

В дальнейшем, после учреждения головной холдинговой компании процесс

 

организации МНК идет «сверху». При этом возможно несколько  вариантов собы

 

тий. Самым распространенным вариантом является учреждение дочерней фирмы

 

в выбранной стране с. целью развития через нее торгово-сбытовых операций по

 

продвижению на местный  рынок товаров МНК, произведенных  в других регио

 

нах, либо оказания услуг, либо организации местного производства. Иногда со

 

зданию дочернего предприятия  предшествует стадия открытия отделения (фили

 

ала — по российскому  законодательству) зарубежной компании, не имеющего

 

статус самостоятельного юридического лица.

 

Как правило, над подобными  дочерними предприятиями устанавливается 100% контроль со стороны материнской  компании, либо субхолдинга (при более  сложной иерархической структуре группы), — если это не противоречит местным законам. В дальнейшем возможно частичное снижение участия группы в акционерном капитале дочерней фирмы. Это происходит, например, когда на уровне руководства МНК принимается решение о привлечении дополнительного капитала из местных источников путем распродажи некоторой части акций дочернего предприятия. В любом случае, до тех пор, пока МНК не принимается решение о выведении инвестиций из данного региона или страны, акционерный контроль над заграничным дочерним предприятием сохраняется.

 

 

 

 

 

Другие схемы возникают  при установлении контроля над уже  существующим зарубежным предприятием. Если достигнуто согласие между руководством холдинговой компании и советом  директоров поглощаемой компании-цели на куплю-продажу акций {«дружественное» поглощение), то чаще всего происходит обмен акций этой фирмы на акции холдинговой компании. Возможен также сценарий «дружественного» поглощения в форме передачи контрольного пакета акций холдинговой компании в траст или доверительное управление. В случае же невозможности достижения согласия с советом директоров компании-цели, МНК вынуждена выходить с предложениями о покупке акций на ее крупных акционеров, а также прибегать к скупке акций на фондовом или неорганизованном рынке с целью концентрации в своих руках пакета, достаточного для установления контроля через общее собрание акционеров («агрессивное» или «жесткое» поглощение). Результатом такого варианта событий становится полная смена руководства поглощаемой компании.

Информация о работе Лекции по "Международному менеджменту"