Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 01:01, курс лекций
I часть конспекта лекций включает следующие темы:
Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса
Тема 2. Среда международного менеджмента
Тема 3. Стратегическое планирование в МК
Тема 4. Принятие решений в международных корпорациях
Тема 5. Технологическая политика международных корпораций.
Введение 1
Раздел 1. Теоретические основы международного менеджмента 2
Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса 2
Тема 2. Среда международного менеджмента 12
Раздел 2. Функции международного менеджмента 21
Тема 3. Стратегическое планирование в МК 21
Тема 4. Принятие решений в международных корпорациях 33
Тема 5. Технологическая политика международных корпораций 41
Литература 54
Таким образом, для реального продвижения бизнеса к эффективному производству товаров и услуг необходимо использовать комплекс «пакет развития», включающий капитал, технологии, информацию, квалификацию и компетенцию персонала, рекламную и консалтинговую поддержку, сбытовую сеть и т.д. Конечно, можно использовать части пакета от разных фирм и дешевле, но в этом случае достижения мирового уровня производственных процессов замедляются. В этой связи необходимо обратить внимание на эффективность внедрения в Украине «пакетов развития» международных корпораций «Мак – Дональдс», «Кока – Кола», «Лукойл» и т.д.
Интернационализация бизнеса и менеджмента – объединение усилий национальных и международных компаний разных стран в осуществлении различных деловых операций.
С развитием процессов
интернационализации формы
- экспорт (импорт);
- лицензирование;
- управленческие контракты;
- совместные предприятия;
- международные корпорации.
Следует отметить, что в современных условиях внешнеторговые операции (самая простая форма международного бизнеса) составляют свыше 80% объемов международного бизнеса.
В настоящее время наблюдается модернизация экспорта. Наиболее распространенными формами такой модернизации являются локальное складирование и продажа (завоз большой партии товаров на склады с целью сокращения транспортных расходов) и локальная сборка и продажа (экспорт комплектующих деталей, сборка и продажа в различных странах).
Лицензирование означает передачу прав интеллектуальной собственности партнеру с ругой страны на условиях получения определенных доходов. Разновидностью его является франчайзинг.
Управленческие контракты являются способом направления фирмой части своего управленческого персонала в другую страну для оказания поддержки или выполнения специализированных управленческих функций в течение установленного периода за определенную плату.
Совместным предприятием называют такие международные фирмы, которые имеют двух или более учредителей – юридических лиц из разных стран.
Международные корпорации представляют собой предприятия с прямыми иностранными инвестициями, когда зарубежные филиалы являются собственностью компании.
Для понимания этапов интернационализации используется модель EPRG (этноцентризм – полицентризм – региоцентризм - геоцентризм), разработанную Говардом Перлмуттером.
Более развернутую схему интернационализации бизнеса предложил Нэнси Адлер:
Фаза 1 Фаза 2 Фаза 3 Фаза 4
Национальные Международные Мультинациональные Глобальные
фирмы
фирмы
В соответствии с этой схемой национальные фирмы не занимаются международной деятельностью, международные фирмы направляют свои усилия на экспансию внешних рынков. Мультинациональные фирмы стараются сбалансировать свои связи в пределах собственных международных рынков. Глобальные фирмы – балансирование внутренних связей сопровождается динамичным поиском новых ринков.
По определению ЮНКТАД, транснациональная корпорация – предприятие, которое объединяет юридических лиц любых организационно – правовых форм и видов деятельности в двух и более странах и осуществляет проведение взаимосвязанной политики и совместной стратегии благодаря одному или нескольким центрам принятия решений.
Основными характеристиками транснациональных корпораций являются:
- наличие собственников из
- международный состав
- международное мышление
- источники прибыли в разных странах;
- международная структура
- продажа на зарубежных рынках.
В настоящее время в мире насчитывается около 65 тыс. международных корпораций, которые насчитывают более 700 тыс. отделений. Во второй половине ХХ столетия наметились такие тенденции, как увеличение количества неамериканских МК (прежде всего японских) и развитие мини – многонациональных корпораций, которые являются малыми и средними предприятиями.
Для всех международных корпораций (международная организация, мультинациональная и транснациональная организация) общим является движение товаров, услуг капитала, технологий, информации, менеджмента между национальными экономиками. Сами корпорации представляют собой систему многонациональных компаний.
Международная корпорация состоит из следующих элементов:
- материнской компании, расположенной в стране происхождения;
- сети отделений (филиалов), расположенных в принимающих странах.
Кроме того, материнская компания и филиалы имеют связи с другими компаниями – партнерами.
Организация бизнеса в международных корпорациях основана на специализации отдельных отделений и материнской компании на отдельных видах продукции или видах деятельности. Существует две модели специализации: горизонтальная и вертикальная интеграция.
Горизонтальная интеграция означает такое взаимодействие отделений международной корпорации, при котором изготовление и реализация определенной продукции на международных рынках закрепляется за конкретными отделениями с учетом всех затрат.
Вертикальная интеграция основана на специализации отдельных отделений на стадиях технологического процесса и сосредоточении изготовления конечной продукции в незначительном количестве филиалов, которые поставляют ее на международные рынки.
Природа МК в значительной степени отображается теорией интернационализации, обоснованной Питером Бакли и Марком Кассоном.
Теория интернационализации МК заключется в том, что рынки промежуточных продуктов и полуфабрикатов менее совершенны, чем рынки готовой продукции, поэтому изготовление промежуточной продукции целесообразно сосредоточить внутри компании, размещая заказы между отдельными отделениями как в стране происхождения , так и за рубежом.
Т.о., интернационализация означает процесс преобразования внешних рыночных связей во внутренние (централизованно корпоративные) при условии большего совершенства последних.
Международный менеджмент (ММ) является особым видом менеджмента, главными целями которого являются формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.
Главная особенность ММ – использование в поиске и реализации конкурентных преимуществ всех тех возможностей, которые открываются деловой активностью в рамках стран и взаимодействием этих стран.
Принципиальная структура ММ включает в себя проблемы, охватывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом:
- исследование, анализ и оценка внешней среды бизнеса и внутренней среды организации;
- процессы коммуникации и принятия решений;
- базовые функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль и координация);
- вопросы групповой динамики и руководства;
- вопросы эффективности деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом).
Методологической основой ММ является, во – первых, общий менеджмент, а во – вторых, сравнительный менеджмент (учитывающий особенности национальных моделей менеджмента).
Для успешной деятельности менеджер МК должен иметь высокую квалификацию. Она обеспечивается не только имеющимся опытом, но профессиональным управленческим образованием. Обобщение опыта изучения маркетинга и менеджмента в ведущих школах бизнеса позволяет выделить такие альтернативные подходы к их изучению:
- кейс – метод Гарвардской школы бизнеса;
- метод исследований Чикагской школы бизнеса;
- обучение при помощи практикующих менеджеров в Кейптаунском университете (ЮАР);
- японский подход к обучению.
Остальные учебные заведения либо отдают предпочтение одному из указанных методов, либо комбинируют рассмотренные подходы. Рассмотрим сущность этих подходов.
Кейс – метод позволяет через коллективную дискуссию на примере конкретной правдивой ситуации, включающей оригинальный практический опыт, выработать у слушателей конкретные практические навыки.
Метод исследований
Чикагской школы бизнеса основа
Подход Кейптаунского университета заключается в привлечению управленческого персонала ведущих компаний (которые, как правило закончили школы бизнеса США) к преподаванию.
Японский подход к изучению менеджмента и маркетинга основан на подготовке специалистов в учебных центрах различных компаний.
Каждая из национальных школ менеджмента вносит свой вклад в социально– культурную составляющую международного менеджмента. Однако вклад различных наций зависит от роли МК соответствующих стран происхождения в международном бизнесе. Поэтому особенности национальных ведущих школ менеджмента рассматриваются с учетом известной мировой триады финансово – экономических центров, которые образовывают три кластера национальных школ менеджмента.
Кластер означает
группу стран преимущественно одного
географического региона, которым
присущи общие формы
В настоящее время существует три основных кластера в соответствии с такими критериями, как прямые иностранные инвестиции и международная торговля.
Американский кластер |
Европейский кластер |
Японский кластер | |||
Аргентина |
Колумбия |
Саудовская Аравия |
Бразилия |
Венгрия |
Гонконг |
Боливия |
Мексика |
Филиппины |
Польша |
Чехия |
Южная Корея |
Венесуэла |
Панама |
Чили |
Россия |
Таиланд |
В состав кластеров включаются не все страны, а только те, которые поддаются наибольшему влиянию кластерных центров. Например, Украина и страны Прибалтики относятся к Европейскому кластеру.
В соответствии с тремя указанными кластерами как основные выделяются американская, европейская и японская школы менеджмента.
6. Предмет и задачи курса.
Предмет курса ММ – это система управленческих отношений, которые складываются в международных корпорациях, а также присущая им система методов и инструментов управления этими корпорациями на всех уровнях управления: общекорпоративном, бизнесовом, функциональном, региональном, локальном и внутроипроизводственном.
Особенность предмета курса заключается в том, что управленческие отношения формируются из двух частей:
Задачи курса состоят в овладении студентами навыками управления, которые позволят им успешно работать в МК в различных должностях менеджеров и экономистов, а также использовать эффективный зарубежный опыт менеджмента, работая на украинских предприятиях, в органах центральной и местной власти, государственного управления и местного самоуправления.
Контрольные вопросы