Лекции по "Международному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 01:01, курс лекций

Описание работы

I часть конспекта лекций включает следующие темы:
Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса
Тема 2. Среда международного менеджмента
Тема 3. Стратегическое планирование в МК
Тема 4. Принятие решений в международных корпорациях
Тема 5. Технологическая политика международных корпораций.

Содержание работы

Введение 1
Раздел 1. Теоретические основы международного менеджмента 2
Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса 2
Тема 2. Среда международного менеджмента 12
Раздел 2. Функции международного менеджмента 21
Тема 3. Стратегическое планирование в МК 21
Тема 4. Принятие решений в международных корпорациях 33
Тема 5. Технологическая политика международных корпораций 41
Литература 54

Файлы: 1 файл

Лекции - Международный менеджмент.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, для реального продвижения бизнеса к эффективному производству товаров и услуг необходимо использовать комплекс «пакет  развития», включающий капитал, технологии, информацию, квалификацию и компетенцию персонала, рекламную и консалтинговую поддержку, сбытовую сеть и т.д. Конечно, можно использовать части пакета от разных фирм и дешевле, но в этом случае достижения мирового уровня производственных процессов замедляются. В этой связи необходимо обратить внимание на  эффективность внедрения в Украине  «пакетов развития» международных корпораций «Мак – Дональдс», «Кока – Кола», «Лукойл» и т.д.

Интернационализация бизнеса и менеджмента – объединение усилий национальных и международных компаний разных стран в осуществлении различных деловых операций.

С развитием процессов  интернационализации формы международного бизнеса изменяются от простых к  сложным. Различают следующие формы  международного бизнеса:

- экспорт (импорт);

- лицензирование;

- управленческие контракты;

- совместные предприятия;

- международные корпорации.

Следует отметить, что  в современных условиях внешнеторговые операции (самая простая форма  международного бизнеса) составляют свыше 80% объемов международного бизнеса.

В настоящее время  наблюдается модернизация экспорта. Наиболее распространенными формами такой модернизации являются локальное складирование и продажа (завоз большой партии товаров на склады с целью сокращения транспортных расходов) и локальная сборка и продажа (экспорт комплектующих деталей, сборка и продажа в различных странах).

Лицензирование означает передачу прав интеллектуальной собственности партнеру с ругой страны на условиях получения определенных доходов. Разновидностью его является франчайзинг.

Управленческие  контракты являются способом направления фирмой части  своего управленческого персонала в другую страну для оказания поддержки или выполнения специализированных управленческих функций в течение установленного периода за определенную плату.

Совместным  предприятием называют такие международные фирмы, которые имеют двух или более учредителей – юридических лиц из разных стран.

Международные корпорации представляют собой предприятия с прямыми иностранными инвестициями, когда зарубежные филиалы являются собственностью компании.

Для понимания этапов интернационализации используется модель EPRG (этноцентризм – полицентризм – региоцентризм - геоцентризм), разработанную Говардом Перлмуттером.

Более развернутую схему интернационализации бизнеса предложил Нэнси Адлер:

     Фаза 1                      Фаза 2                          Фаза 3                            Фаза 4

Национальные       Международные     Мультинациональные        Глобальные

фирмы                          фирмы                             фирмы                        фирмы

 

В соответствии с этой схемой национальные фирмы не занимаются международной деятельностью, международные фирмы направляют свои усилия  на экспансию внешних рынков. Мультинациональные фирмы стараются сбалансировать свои связи в пределах собственных международных рынков. Глобальные фирмы – балансирование внутренних связей сопровождается динамичным поиском новых ринков.

 

 

  1. Транснациональные (международные) корпорации как объект международного бизнеса.

 

По определению ЮНКТАД, транснациональная корпорация – предприятие, которое объединяет юридических лиц любых организационно – правовых форм и видов деятельности в двух и более странах и осуществляет проведение взаимосвязанной политики и совместной стратегии благодаря одному или нескольким центрам принятия решений.

Основными характеристиками транснациональных корпораций являются:

- наличие собственников из разных  стран;

- международный состав работников, в т.ч. менеджеров;

- международное мышление высшего  руководства;

- источники прибыли в разных  странах;

- международная структура активов;

- продажа на зарубежных рынках.

В настоящее время в мире насчитывается  около 65 тыс. международных корпораций, которые насчитывают более 700 тыс. отделений. Во второй половине ХХ столетия наметились такие тенденции, как  увеличение количества неамериканских МК (прежде всего японских) и развитие мини – многонациональных корпораций, которые являются малыми и средними предприятиями.

Для всех международных корпораций (международная организация, мультинациональная и  транснациональная организация) общим является движение товаров, услуг капитала, технологий, информации, менеджмента между национальными экономиками. Сами корпорации представляют собой систему многонациональных компаний.

Международная корпорация состоит  из следующих элементов:

- материнской компании, расположенной в стране происхождения;

- сети отделений (филиалов), расположенных  в принимающих странах.

Кроме того, материнская компания и филиалы имеют связи с  другими компаниями – партнерами.

Организация бизнеса в международных  корпорациях основана на специализации отдельных отделений и материнской компании на отдельных видах продукции или видах деятельности. Существует две модели специализации: горизонтальная и вертикальная интеграция.

Горизонтальная интеграция означает такое взаимодействие отделений международной корпорации, при котором изготовление и реализация определенной продукции на международных рынках закрепляется за конкретными отделениями с учетом всех затрат.

Вертикальная интеграция основана на специализации отдельных отделений на стадиях технологического процесса и сосредоточении изготовления конечной продукции в незначительном количестве филиалов, которые поставляют ее на международные рынки.

Природа МК в значительной степени отображается теорией интернационализации, обоснованной Питером Бакли и Марком Кассоном.

Теория интернационализации  МК заключется в том, что рынки промежуточных продуктов и полуфабрикатов менее совершенны, чем рынки готовой продукции, поэтому изготовление промежуточной продукции целесообразно сосредоточить внутри компании, размещая заказы между отдельными отделениями как в стране происхождения , так и за рубежом.

Т.о., интернационализация  означает процесс преобразования внешних  рыночных связей во внутренние (централизованно  корпоративные) при условии большего совершенства последних.

 

 

  1. Сущность международного менеджмента.

Международный менеджмент (ММ) является особым видом менеджмента, главными целями которого являются формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.

Главная особенность ММ – использование  в поиске и реализации конкурентных преимуществ всех тех возможностей, которые открываются деловой активностью в рамках стран и взаимодействием этих стран.

Принципиальная  структура  ММ включает в себя  проблемы, охватывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом:

- исследование, анализ  и оценка внешней среды бизнеса и внутренней среды организации;

- процессы коммуникации  и принятия решений;

- базовые функции управления (планирование, организация, мотивация,  контроль и координация);

- вопросы групповой  динамики и руководства;

- вопросы эффективности  деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом).

Методологической основой  ММ является, во – первых, общий менеджмент, а во – вторых, сравнительный  менеджмент (учитывающий особенности  национальных моделей менеджмента).

 

 

 

 

  1. Особенности деятельности менеджеров в МК. Основные национальные школы менеджеров.

 

Для успешной  деятельности менеджер МК должен иметь высокую квалификацию. Она обеспечивается не только имеющимся опытом, но профессиональным управленческим образованием. Обобщение опыта изучения маркетинга и менеджмента в ведущих школах бизнеса позволяет выделить такие альтернативные подходы к их изучению:

- кейс – метод Гарвардской  школы бизнеса;

- метод исследований  Чикагской школы бизнеса;

- обучение при помощи практикующих менеджеров в Кейптаунском университете (ЮАР);

- японский подход к обучению.

Остальные учебные заведения  либо отдают предпочтение одному из указанных  методов, либо комбинируют рассмотренные  подходы. Рассмотрим сущность этих подходов.

Кейс – метод позволяет через коллективную дискуссию на примере конкретной правдивой ситуации, включающей оригинальный практический опыт, выработать у слушателей конкретные практические навыки.

Метод исследований Чикагской школы бизнеса основан на самостоятельных исследованиях публикаций и деятельности корпораций с последующим обсуждением полученных результатов и внесением предложений по принятию решений в компаниях.

Подход Кейптаунского  университета заключается в привлечению управленческого персонала ведущих компаний (которые, как правило закончили школы бизнеса США) к преподаванию.

Японский подход к изучению менеджмента и маркетинга основан на подготовке специалистов в учебных центрах различных компаний.

Каждая из национальных школ менеджмента вносит свой вклад в социально–  культурную составляющую международного менеджмента. Однако вклад различных наций зависит от роли  МК соответствующих  стран происхождения в международном бизнесе. Поэтому особенности национальных ведущих школ менеджмента рассматриваются с учетом известной мировой триады финансово – экономических центров, которые образовывают три кластера национальных школ менеджмента.

Кластер означает группу стран преимущественно одного географического региона, которым  присущи общие формы экономических  отношений и однотипная социально – культурная составляющая менеджмента МК, происходящих из стран этого кластера.

В настоящее  время  существует три основных кластера в  соответствии с такими критериями, как прямые иностранные инвестиции и международная торговля.

Американский кластер

Европейский кластер

Японский кластер

Аргентина

Колумбия 

Саудовская Аравия

Бразилия

Венгрия

Гонконг

Боливия

Мексика

Филиппины

Польша

Чехия

Южная Корея

Венесуэла

Панама

Чили

Россия

 

Таиланд


В состав кластеров включаются не все страны, а только те, которые поддаются наибольшему влиянию кластерных центров. Например, Украина и страны Прибалтики относятся к Европейскому кластеру.

В соответствии  с тремя  указанными кластерами как основные выделяются американская, европейская и японская  школы менеджмента.

 

 

 

6. Предмет и  задачи курса.

 

Предмет курса  ММ – это система управленческих отношений, которые складываются в международных корпорациях, а также присущая им система методов и инструментов управления этими корпорациями на всех уровнях управления: общекорпоративном, бизнесовом, функциональном, региональном, локальном и внутроипроизводственном.

Особенность предмета курса  заключается в том, что управленческие отношения формируются из двух частей:

  1. Общеуправленческие отношения, связанные с разделением труда и кооперацией, порождающие общие функции управления: планирование, организация, мотивация, управление и контроль.
  2. Специфические социально – культурные отношения, складывающиеся внутри МК между работниками, которые являются носителями различных национальных культур.

Задачи курса состоят в овладении студентами навыками управления, которые позволят им успешно работать в МК в различных должностях менеджеров и экономистов, а также использовать эффективный зарубежный опыт менеджмента, работая на украинских предприятиях, в органах центральной и местной власти, государственного управления и местного самоуправления.

 

 

Контрольные вопросы

  1. Чем национальный бизнес принципиально отличается от международного?
  2. Почему международный бизнес развивается более высокими темпами, чем национальный?
  3. Опишите черты современного международного бизнеса.
  4. Перечислите основные периоды развития международного бизнеса.
  5. В чем суть глобализации?
  6. Перечислите основные формы международного бизнеса.
  7. Опишите две модели специализации.
  8. В чем особенность международного менеджмента?
  9. Чем отличается опыт американского менеджмента от японского?
  10. Перечислите преимущества кейс – метода.
  11. Особенности обучения в Кейптаунском университете.
  12. Какие критерии положены в основу формирования трех основных кластеров?
  13. Опишите основные характеристики национальной модели бизнеса.
  14. Сформулируйте особенности предмета курса «Международный менеджмент».

Информация о работе Лекции по "Международному менеджменту"