Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 01:01, курс лекций
I часть конспекта лекций включает следующие темы:
Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса
Тема 2. Среда международного менеджмента
Тема 3. Стратегическое планирование в МК
Тема 4. Принятие решений в международных корпорациях
Тема 5. Технологическая политика международных корпораций.
Введение 1
Раздел 1. Теоретические основы международного менеджмента 2
Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса 2
Тема 2. Среда международного менеджмента 12
Раздел 2. Функции международного менеджмента 21
Тема 3. Стратегическое планирование в МК 21
Тема 4. Принятие решений в международных корпорациях 33
Тема 5. Технологическая политика международных корпораций 41
Литература 54
Ключевые понятия и термины
Геоцентризм, глобализация, интернационализация, кластер, лицензирование, международный менеджмент, пакет развития, полицентризм, региоцентризм, транснациональные корпорации, франчайзинг, этноцентризм.
Тема 2. Среда международного менеджмента
План
2.3. Социально – культурная
среда. Учет национальных
Среда международного менеджмента (среда деятельности МК) – это совокупность различных отношений и интересов различных групп и организаций, которые складываются во всех странах, в которых корпорация осуществляет свои деловые операции.
Главной особенностью понятия «среды» связано с объективной особенностью указанных отношений и интересов, которые складываются в странах независимо от международных корпораций. К международной среде корпорация должна приспосабливаться, расходуя на это соответствующие ресурсы. Учет требований местного законодательства к организации бизнеса также требует определенных затрат.
Особенность международной среды связана со сложностью ее географического и отраслевого аспектов.
Географическая сложность среды деятельности МК определяется тремя элементами:
Отраслевой аспект международной среды можно представить известной формулой PEST (политика, экономика, культура, технология).
Базовым элементом среды является политико – правовая среда МК.
Политико – правовая среда представляет собой систему органов законодательной, исполнительной и судовой власти и законодательных актов, которые регулируют деловые операции МК, в принимающей стране.
Политическая составляющая политико – правовой среды включает три фактора влияния на деятельность МК:
- стимулы для организации бизнеса в стране (дотации, субсидии, налоговые льготы, низкие процентные ставки за кредит);
- определение различных требований к МК, исходя из своего суверенитета (создание рабочих мест для местного населения, ограничение доли иностранного капитала в уставном фонде и т.д.).
2. Эффективность
- наличие бюрократических структур, которые мешают деятельности МК;
- влияние бюрократических структур на законодательство в собственных интересах;
- взяточничество.
3. Политическая стабильность:
- экспроприация и
- терроризм;
- политические риски.
Основными данными для политического анализа внешней среды являются:
С учетом исторического опыта существует четыре национальные правовые системы: публичное, частное (гражданское), теократическое (основанное на религиозных заповедях) и социалистическое право.
Международное право
представляет собой систему международных
правовых актов и договоренностей,
которые регламентируют международное
движение активов и защиту прав и
интересов юридических и
Экономическая
среда представляет собой совокупность
экономических отношений и
Ключевыми характеристиками национальных экономик как элемента среды международного бизнеса являются:
- стабильность и уровень развития;
- уровень инфляции;
- стабильность национальной валюты.
Для сравнения экономической среды разных стран используются различные инструменты. Наиболее распространенными являются:
- индекс конкурентоспособности
Всемирного экономического
- индикатор структурных реформ ЕБРиР;
- индекс либерализации де Мело-Денизера-Гельба;
- индекс институционального качества.
Индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума определяется по таким факторам:
По этому показателю в 2000г. Украина занимала 59-е место (1-е - США).
Индикатор структурных реформ ЕБРиР базируется на определении среднего значения 8 показателей: приватизация и реструктуризация предприятий, либерализация и конкуренция, реформа финансового сектора и т.д. Шкала оценок от 1 до 4. В Украине он равен 2,4, в Венгрии – 3,7.
Индекс либерализации де Мело-Денизера-Гельба основан на определении кумулятивного показателя уменьшения влияния государства на экономические процессы. В Украине этот показатель равен 2,55, в России – 4,32, в Венгрии – 6,84.
Индекс институционального качества определяется по 300 показателям экономического развития, которые объединены в 6 групп и изменяются в пределах от (-25) до (+25).В развитых странах этот показатель равен (+12,6), в Украине – (-6).
2.3. Социально – культурная среда. Учет национальных стереотипов в деятельности международного менеджера
Социально –
культурная среда представляет собой
совокупность этнических и культурных
характеристик населения
Под культурой понимают доминирующую систему ценностей, верований, обычаев и установок, которые влияют на все функции и инструменты менеджмента. Проблема влияния культуры на международный менеджмент состоит в том, что каждый руководитель в процессе управления воспринимает другую культуру не непосредственно, а через призму собственной культуры.
Подробнее особенности влияния социально – культурной среды на развитие международного бизнеса приведены в учебнике «Международный бизнес» под ред. С.Э. Пивоварова (с.59 - 71).
Анализ национальных стереотипов в деятельности международного менеджера является заключительным этапом анализа культурной внешней среды. Рассмотрим основные национальные стереотипы.
1. Американский национальный стереотип. Образ типичного американца можно охарактеризовать следующими основными чертами:
1) жесткий прагматизм, ориентация на реальное, приносящее пользу дело, уважение и стремление к материальному достатку и зарабатыванию денег;
2) целевой динамизм (цель – действие – достижение – новая цель);
3)индивидуализм, т.е. самостоятельность в принятии и реализации решений, равно как и полная готовность нести за них ответственность;
4) уважительное отношение ко времени и тем более как к важнейшему деловому ресурсу;
5) отношения к другим
людям и коммуникативные
6) жесткое разделение делового и личного в деловой практике и поведении вообще;
7) в американцах часто
патриотизм и гордость за
2.Английский
национальный стереотип. Основн
1) прагматичность. При этом у них не наблюдается американской страсти к деньгам как к главному мерилу жизненных достижений;
2) нелюбовь к абстрактным проектам, за которыми не стоит реальное дело;
3) чувство собственного
достоинства, которое подводит
англичанина к осознанию необхо
4) глубокое уважение к национальным, государственным, семейным и др. традициям;
5) этноцентризм, но в
сравнении с американским
3. Французский национальный стереотип. Основные черты типичного француза:
1) интеллектуализм, любовь
к искусству, гармонии и
2) робость и нерешительность
в сфере реализации и
3) нелюбовь к компромиссам и большая, чем у других наций, склонность к конфликтам и спорам при решении проблем;
4) когда мы переходим
к личным чертам, их манере,
стилю общения, поведению в
семье и личной жизни, то
здесь действует эффект
4. Национальный стереотип, характерный для стран Ближнего и Среднего Востока.
1) Основная черта – стремление к созданию обстановки неторопливости, дружественности и доверия во всех делах;
2) стремление избежать
какой – либо конфронтации
и критики в деловых
3) сильно развитая гордость и страх «потерять лицо»;
4) во время переговоров необходимо:
а) строго придерживаться
принятого ранее порядка перего
б) если необходимо обсудить незапланированную тему, нужно дать время и возможность партнеру ознакомиться с ней;
в) следить за звучанием своей речи, не допускать резких или грубых слов, стремиться к максимальной теплоте и дружелюбности во всем.
5. Китайский национальный стереотип.
1) Основополагающая черта
– своеобразная смесь
2) китайцы обманывают
друг друга и партнеров
3) при проведении переговоров
необходимо учитывать также
а) приверженность ритуалам, чинопочитанию, сохранению всех внешних атрибутов достоинства;
б) чувствительность к шутке и юмору;
в) склонность смешивать семейные и деловые отношения.
6. Японский национальный стереотип.
1) Базовая черта стереотипа – чрезвычайно продуктивное сочетание поистине бесконечного трудолюбия и терпения японцев со столь же бесконечным внутренним стремлением к красоте и совершенству;
2) японцы – оригинальные
традиционалисты. Бережно
3) дисциплинированность
и высокое чувство
4) жизненные черты
– вежливость, аккуратность, деликатность
и порядочность, абсолютный контроль
над личным поведением и
Технологическая среда представляет собой совокупность технологических процессов, которые применяются в принимающих странах конкурентами и партнерами по бизнесу для производства товаров или оказания услуг.
Технологическая среда является самым динамичным элементом международной среды, т.к. в современных условиях темпы научно – технического прогресса резко ускорились. Технологический уровень страны, с одной стороны, определяет уровень ее экономического развития, а с другой, - является важным мотивом вступления в эту страну транснациональных корпораций.
В предстоящие 10 лет основное влияние на международный менеджмент будут оказывать следующие элементы технологической среды: