Лекции по "Международному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 01:01, курс лекций

Описание работы

I часть конспекта лекций включает следующие темы:
Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса
Тема 2. Среда международного менеджмента
Тема 3. Стратегическое планирование в МК
Тема 4. Принятие решений в международных корпорациях
Тема 5. Технологическая политика международных корпораций.

Содержание работы

Введение 1
Раздел 1. Теоретические основы международного менеджмента 2
Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса 2
Тема 2. Среда международного менеджмента 12
Раздел 2. Функции международного менеджмента 21
Тема 3. Стратегическое планирование в МК 21
Тема 4. Принятие решений в международных корпорациях 33
Тема 5. Технологическая политика международных корпораций 41
Литература 54

Файлы: 1 файл

Лекции - Международный менеджмент.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

 

Ключевые понятия  и термины

 

Геоцентризм, глобализация, интернационализация, кластер, лицензирование, международный менеджмент, пакет  развития, полицентризм, региоцентризм, транснациональные корпорации, франчайзинг, этноцентризм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Среда  международного менеджмента

 

План

  1. Особенности среды международного менеджмента.
  2. Внешняя среда международных корпораций:
    1. Политико – правовая среда.
    2. Экономическая среда.

2.3. Социально – культурная  среда. Учет национальных стереотипов  в деятельности международного  менеджера.

    1. Технологическая среда.
  1. Особенности международной среды в Украине.

 

  1. Особенности среды международного менеджмента

 

Среда международного менеджмента (среда деятельности  МК) – это совокупность различных отношений     и интересов различных групп и организаций, которые складываются во всех странах, в которых корпорация осуществляет свои деловые операции.

Главной особенностью понятия  «среды» связано с объективной особенностью указанных отношений и интересов, которые складываются в странах независимо от международных корпораций. К международной среде корпорация должна приспосабливаться, расходуя на это соответствующие ресурсы. Учет требований местного законодательства к организации бизнеса также требует определенных затрат.

Особенность международной  среды связана со сложностью ее географического  и отраслевого аспектов.

Географическая  сложность среды деятельности МК определяется тремя  элементами:

  1. средой страны происхождения корпорации (материнской страны);
  2. средой принимающих стран;
  3. нейтральной средой (нейтральные воды и воздушное пространство, территории международных организаций и др.).

Отраслевой  аспект международной среды можно представить известной формулой PEST (политика, экономика, культура, технология).

  1. Внешняя среда международных корпораций.
    1. . Политико – правовая среда.

 

Базовым элементом  среды  является политико – правовая среда  МК.

Политико –  правовая среда представляет собой  систему органов законодательной, исполнительной и судовой власти и законодательных актов, которые регулируют деловые операции МК, в принимающей стране.

Политическая  составляющая политико – правовой среды включает три фактора влияния на деятельность МК:

  1. Позиция правительства по отношению к международным операциям:

- стимулы для организации  бизнеса в стране (дотации, субсидии, налоговые льготы, низкие процентные  ставки за кредит);

- определение различных  требований к МК, исходя из  своего суверенитета (создание рабочих  мест для местного населения, ограничение доли иностранного капитала в уставном фонде и т.д.).

2. Эффективность государственного  управления:

- наличие бюрократических  структур, которые мешают деятельности  МК;

- влияние бюрократических  структур на законодательство в собственных интересах;

- взяточничество.

3. Политическая стабильность:

- экспроприация и национализация;

- терроризм;

- политические риски.

Основными данными для  политического анализа внешней  среды являются:

    1. Политический режим в стране пребывания и его отношения со страной базирования.
    2. Межгосударственные соглашения между страной пребывания и  страной базирования.
    3. Участие страны в политических блоках и международных экономических союзах.
    4. Политические партии, лидеры и самые влиятельные общественные организации в стране.
    5. Роль и влияние региональной власти.
    6. Общая политическая обстановка в стране и т.д.

С учетом исторического  опыта  существует четыре национальные правовые системы:  публичное,  частное (гражданское), теократическое (основанное на религиозных заповедях) и социалистическое право.

Международное право  представляет собой систему международных  правовых актов и договоренностей, которые регламентируют международное  движение активов и защиту прав и  интересов юридических и физических лиц. Например, Женевская конвенция по правам человека, ГАТТ, различные двухсторонние и многосторонние соглашения.

 

 

    1. . Экономическая среда

Экономическая среда представляет собой совокупность экономических отношений и ресурсов  стран, которые определяют возможности  открытия и развития отделений МК в этой стране.

Ключевыми характеристиками национальных экономик как элемента среды международного бизнеса являются:

- стабильность и уровень  развития;

- уровень инфляции;

- стабильность национальной  валюты.

Для сравнения экономической среды разных стран используются различные инструменты. Наиболее распространенными являются:

- индекс конкурентоспособности  Всемирного экономического форума;

- индикатор структурных  реформ ЕБРиР;

- индекс либерализации  де Мело-Денизера-Гельба;

- индекс институционального качества.

Индекс конкурентоспособности  Всемирного экономического форума определяется по таким факторам:

  1. Состояние внутренней экономики.
  2. Глобализация (участие в международной торговле и инвестициях).
  3. Качество государственной исполнительной политики.
  4. Качество финансовых услуг, состояние рынка капиталов.
  5. Инфраструктура бизнеса.
  6. Качество управления.
  7. Потенциал и использование научно – исследовательских и исследовательско – конструкторских работ.
  8. Наличие и квалификация трудовых ресурсов.

По этому показателю в 2000г. Украина занимала 59-е место (1-е - США).

Индикатор структурных  реформ ЕБРиР базируется на определении среднего значения 8 показателей: приватизация и реструктуризация предприятий, либерализация и конкуренция, реформа финансового сектора и т.д. Шкала оценок от 1 до 4. В Украине он равен 2,4, в Венгрии – 3,7.

Индекс либерализации  де Мело-Денизера-Гельба основан на определении кумулятивного показателя уменьшения влияния государства на экономические процессы. В Украине этот показатель равен 2,55, в России – 4,32, в Венгрии – 6,84.

Индекс институционального качества определяется по 300 показателям экономического развития, которые объединены в 6 групп и изменяются в пределах от (-25) до (+25).В развитых странах этот показатель равен (+12,6), в Украине – (-6).

 

 

2.3. Социально  – культурная среда. Учет национальных стереотипов в деятельности международного менеджера

 

Социально –  культурная среда представляет собой  совокупность этнических и культурных характеристик населения принимающих  стран, которые создают соответствующие национальные стереотипы поведения.

Под культурой понимают доминирующую систему ценностей, верований, обычаев и установок, которые  влияют на все функции и инструменты  менеджмента. Проблема влияния культуры на международный менеджмент состоит в том, что каждый руководитель в процессе управления воспринимает другую культуру не непосредственно, а через призму собственной культуры.

Подробнее особенности  влияния социально – культурной среды на развитие международного бизнеса  приведены в учебнике «Международный бизнес» под ред. С.Э. Пивоварова (с.59 - 71).

Анализ национальных стереотипов в деятельности международного менеджера является заключительным этапом анализа культурной внешней  среды. Рассмотрим основные национальные стереотипы.

1. Американский национальный стереотип. Образ типичного американца можно охарактеризовать следующими основными чертами:

1)  жесткий прагматизм, ориентация на реальное, приносящее  пользу дело, уважение и стремление  к материальному достатку и  зарабатыванию денег;

2) целевой динамизм (цель  – действие – достижение –  новая цель);

3)индивидуализм, т.е.  самостоятельность в принятии  и реализации решений,   равно  как и полная готовность нести  за них ответственность;

4) уважительное отношение  ко времени и тем более как к важнейшему деловому ресурсу;

5) отношения к другим  людям и коммуникативные качества  характеризуются общей дружелюбностью, откровенностью и искренностью, готовностью к сотрудничеству  и поиску компромиссов;

6) жесткое разделение  делового и личного в деловой практике и поведении вообще;

7) в американцах часто  патриотизм и гордость за успехи  и положение США в мире переходят  в определенные проявления этноцентризма.

2.Английский  национальный стереотип. Основные черты типичного англичанина:

1) прагматичность. При этом  у них не наблюдается американской страсти к деньгам как к главному мерилу жизненных достижений;

2) нелюбовь к абстрактным проектам, за которыми не стоит реальное дело;

3) чувство собственного  достоинства, которое подводит  англичанина к осознанию необходимости соблюдения этических норм и общепринятых, традиционных правил;

4) глубокое уважение к национальным, государственным, семейным и др. традициям;

5) этноцентризм, но в  сравнении с американским более  скрытый и исключительно корректный.

3. Французский национальный стереотип.  Основные черты типичного француза:

1) интеллектуализм, любовь  к искусству, гармонии и красоте;

2) робость и нерешительность  в сфере реализации и практического  выполнения задуманного на бумаге;

3) нелюбовь к компромиссам  и большая, чем у других наций, склонность к конфликтам и спорам при решении проблем;

4) когда мы переходим  к личным чертам, их манере,  стилю общения, поведению в  семье и личной жизни, то  здесь действует эффект компенсации:  никто так не раскован, свободен  от условностей, так естественен и отличается юмором и находчивостью, как французы в неофициальной обстановке.

4. Национальный стереотип, характерный для стран Ближнего и Среднего Востока.

1)  Основная черта – стремление к созданию обстановки неторопливости, дружественности и доверия во всех делах;

2) стремление избежать  какой – либо конфронтации  и критики в деловых отношениях;

3) сильно развитая  гордость и страх «потерять  лицо»;

4) во время переговоров  необходимо:

а) строго придерживаться принятого ранее порядка переговоров;

б) если необходимо обсудить незапланированную тему, нужно дать время и возможность партнеру   ознакомиться с ней;

в) следить за звучанием  своей речи, не допускать резких или грубых слов, стремиться к максимальной теплоте и дружелюбности во всем.

5. Китайский национальный стереотип.

1) Основополагающая черта  – своеобразная смесь  повиновения,  терпения и упорства;

2) китайцы обманывают  друг друга и партнеров достаточно  часто;

3) при проведении переговоров  необходимо учитывать также следующие  черты  национального стереотипа:

а) приверженность ритуалам, чинопочитанию, сохранению всех внешних  атрибутов достоинства;

б) чувствительность к  шутке и юмору;

в) склонность смешивать  семейные и деловые отношения.

6. Японский национальный стереотип. 

1) Базовая черта стереотипа – чрезвычайно продуктивное сочетание поистине бесконечного трудолюбия и терпения японцев со столь же бесконечным внутренним стремлением к красоте и совершенству;

2) японцы – оригинальные  традиционалисты. Бережно сохраняя  все лучшее в своей культуре, они жадно воспринимают и умело адаптируют лучшие достижения других стран и наций;

3) дисциплинированность  и  высокое чувство ответственности  перед коллективом, признание  безусловного авторитета коллектива, готовность принести ему в  жертву свои личные потребности и интересы;

4) жизненные черты  – вежливость, аккуратность, деликатность  и порядочность, абсолютный контроль  над личным поведением и эмоциями.

 

 

      1. Технологическая среда

 

Технологическая среда представляет собой совокупность технологических процессов, которые применяются в принимающих странах конкурентами и партнерами по бизнесу для производства товаров или оказания услуг.

Технологическая среда  является самым динамичным элементом  международной среды, т.к. в современных  условиях темпы научно – технического прогресса резко ускорились. Технологический уровень страны, с одной стороны, определяет уровень ее экономического развития, а с другой, - является важным мотивом вступления в эту страну транснациональных корпораций.

В предстоящие 10 лет основное влияние  на международный менеджмент будут оказывать следующие элементы технологической среды:

Информация о работе Лекции по "Международному менеджменту"