Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 01:01, курс лекций
I часть конспекта лекций включает следующие темы:
Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса
Тема 2. Среда международного менеджмента
Тема 3. Стратегическое планирование в МК
Тема 4. Принятие решений в международных корпорациях
Тема 5. Технологическая политика международных корпораций.
Введение 1
Раздел 1. Теоретические основы международного менеджмента 2
Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса 2
Тема 2. Среда международного менеджмента 12
Раздел 2. Функции международного менеджмента 21
Тема 3. Стратегическое планирование в МК 21
Тема 4. Принятие решений в международных корпорациях 33
Тема 5. Технологическая политика международных корпораций 41
Литература 54
Существующие или планируемые взаимосвязи между подразделениями МК могут усложнить построение портфельной стратегии. Наиболее оптимальной с точки зрения портфельной стратегии является структура управления, построенная по типу финансовых групп, т.е. в случае, если отдельные подразделения обладают высокой степенью независимости. Однако это не означает, что портфельный подход не может быть применим к более интегрированной МК, использующей другие схемы структуры управления, например, конгломерат или концерн.
5. Особенности стратегического планирования в разных формах международного бизнеса
Оценочная матрица возможностей для входа на рынки других стран разных форм международного бизнеса, разработанная американскими учеными Р. Готгетсом и Ф. Лютансом, представлена в таблице.
Входные стратегии |
Ключевые факторы среды |
Общая оценка | |||
экономические |
правовые |
политические |
культурные | ||
Экспорт |
С |
А |
В |
С |
С+ |
Лизинг |
А |
В |
В |
А |
В+ |
Производство по контракту |
В+ |
В+ |
В+ |
В+ |
В+ |
Совместное предприятие |
А |
А |
В+ |
В+ |
А- |
Собственное производство |
А |
А |
А |
А- |
А |
Обозначения: А - отличные; В - хорошие; С - удовлетворительные.
Как видно из таблицы, стратегически более выигрышным с точки зрения требований среды является собственное производство. Однако, эта форма требует наибольших затрат и является самой рискованной, т.к. в условиях форс – мажорных обстоятельств МК теряет материальные и нематериальные активы. В этом случае в процессе стратегического планирования особое внимание следует уделять политической и правовой стабильности в стране. Кроме того, собственное производство целесообразно создавать после организации совместного предприятия.
Наименее привлекательным выглядит экспорт. Однако он является наименее рискованным и требует минимальных вложений. В этом случае на первый план выдвигается экономическое состояние страны, которое определяет непосредственно уровень покупательской способности.
Контрольные вопросы
Ключевые понятия и термины
Геоцентризм, этноцентризм, полицентризм, региоцентризм, миссия фирмы, стратегия, стратегическое планирование, международные стратегии.
Тема 4. Принятие
решений в международных
План
1.Особенности принятия решений в МК.
2. Влияние национальных
культур на принятие
3. Сферы принятия управленческих решений в МК.
4. Критерии количественной оценки политических рисков.
5. Роль и ведение международных переговоров в процессе принятия решений.
Сущность управленческих решений одинакова для национальных и международных компаний. Они представляют собой определенные ответственными лицами, прежде всего руководителями, действия, направленные на решение проблемы (например, изменение внешней среды, срыв выполнения плана). Принятие решений является завершающей фазой – инструментом тонкой настройки планирования как для национальных, так и для международных компаний.
Однако международные решения, принимаемые в транснациональных корпорациях, имеют следующие особенности:
Все это обуславливает следующие особенности процесса принятия решений в МК:
Ключевой проблемой принятия решений является соотношение между централизацией и децентрализацией. При проектировании процедур принятия решений можно использовать классификацию, разработанную Хотгенсом Ф.
Таблица 4.1. – Факторы, определяющие уровень централизации и децентрализации
Факторы |
Централизация |
Децентрализация |
Объем операций |
большой |
малый |
Объем капиталовложений |
большой |
малый |
Относительное значение для МК |
важное |
неважное |
Конкурентная среда |
сильное |
стабильное |
Взаимосвязь между объемами и затратами |
сильная |
слабая |
Уровень технологий |
высокий |
обычный |
Значение товарного знака, патентного права |
большое |
малое |
Уровень продуктовой диверсификации |
низкий |
высокий |
Однородность продуктовых линий |
однородные |
разнородные |
Географическое расстояние между материнс кой компанией и зарубежными отделениями |
малое |
большое |
Уровень зависимости между отдельными частями |
высокий |
низкий |
Уровень компетенции менеджеров в материнской стране |
менее высокий |
более высокий |
Опыт в международном бизнесе |
большой |
Малый |
Следует обратить внимание и на то, что приведенные факторы для одной корпорации могут иметь противоположное влияние. Например, при больших объемах операций обычный уровень технологии и независимость отдельных зарубежных отделений могут сделать выбор на пользу децентрализации. Поэтому существует и другой функциональный подход, при котором определяется несколько сфер централизованного принятия решений, а в других сферах действует децентрализация.
При анализе методов принятия решений необходимо использовать треугольник лауреата нобелевской премии 1978г. Герберта Саймона, включающий логику (Л), опыт (О) и интуицию (И).
Рис. 4.1. Треугольник принятия решений
Приведенный рисунок иллюстрирует разные стили принятия решений:
1 – сбалансированный;
2 – логический;
3 – прагматичный:
4 – интуитивный.
В международном менеджменте
Особенность информационного обеспечения процесса принятия международных решений состоит в том, чтобы использовать всю информацию, касающуюся данной проблемы. Сложность состоит в том, что не вся информация заметна. В связи с этим необходимо учитывать идеи Вана Гунстерена об информации «Кассандры», которая является важной, но незамеченной руководителями [4, с.115].
Для более тщательного учета
изменений внешней среды в
процессе принятия
- гипотетическую
- причинно – следственные связи между ними;
- ключевые параметры, имеющие важное значение для принятия решений.
Место принятия решений в системе международного менеджмента показано на рис.4.2 [2, c.148].
Рис. 4.3. Взаимосвязь стратегий, структур и принятия решений с результативностью управления МК
Рисунок показывает, что принятие решений определяется целями организации и направлено на корректировку всех составляющих менеджмента (стратегий, структур, систем), которые влияют на результативность управления.
Во – первых, необходимо
принципиально различать
В восточной культуре основное внимание уделяется процессу понимания сути проблемы и целесообразности ее решения на основе консенсуса, т.е. ориентация на групповую работу, где ценится конформизм и сотрудничество. Например, процесс группового принятия решений в Японии заключается в предварительном долгом накоплении исполнительными руководителями значительного объема информации и суждений подчиненных до момента принятия решений.
Западная культура принятия решений базируется на обосновании вариантов действий и скорейшей их реализации. Акцент при этом делается на индивидуальном принятии решений и конкретной ответственности за их исполнение.
Необходимо также рассмотреть различные примеры принятия решений в разных странах:
Более подробно национальные особенности принятия управленческих решений рассмотрены в работах Пивоварова С. Е., Стровского В.Л., Кредисова А.И.
Существуют три основные сферы принятия управленческих решений в МК: управление качеством, совместные предприятия и формы кооперации и международная конкуренция.
Первая сфера - тотальное управление качеством - представляет собой совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для административного обеспечения качества. Целью внедрения системы тотального управления качеством является обеспечение максимально высоких результатов по сем важнейшим для потребителя критериям. Детальнее эти проблемы будут рассмотрены разд. 9.
Другая ключевая сфера принятия решений связана с созданием международных совместных предприятий. В этом случае создаются международные команды для продвижения определенного продукта (услуги) в определенной стране. Такие корпоративные соглашения выгодны обеим странам: МК получает доступ на зарубежные рынки, местные компании – новые продукты (услуги на своем рынке). Одним из примеров в Украине является создание «АвтоЗАЗ – ДЭУ». Принятие решений в этой сфере требует серьезных переговоров не только с партнерами, но и с органами высшей государственной власти, местными администрациями, представителями профсоюзов и т.д.
Третья сфера принятия решений связана с международной конкуренцией. В этой сфере заслуживает внимания практика принятия решений в корпорации «Дженерал Электрик», основанная на решении таких вопросов: