Лекции по "Международному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 01:01, курс лекций

Описание работы

I часть конспекта лекций включает следующие темы:
Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса
Тема 2. Среда международного менеджмента
Тема 3. Стратегическое планирование в МК
Тема 4. Принятие решений в международных корпорациях
Тема 5. Технологическая политика международных корпораций.

Содержание работы

Введение 1
Раздел 1. Теоретические основы международного менеджмента 2
Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса 2
Тема 2. Среда международного менеджмента 12
Раздел 2. Функции международного менеджмента 21
Тема 3. Стратегическое планирование в МК 21
Тема 4. Принятие решений в международных корпорациях 33
Тема 5. Технологическая политика международных корпораций 41
Литература 54

Файлы: 1 файл

Лекции - Международный менеджмент.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

1. Быстрое развитие  биотехнологий, позволяющее строить  точные органические системы,  которые означают революцию в  медицине, промышленности, агротехнике.

2. Появление молекулярных технологий, позволяющих изменять физические процессы.

3. Развитие современных  информационных технологий.

4. Автоматические телефоны  с переводчиками.

5. Искусственный интеллект.

6. Силиконовые чипы, которые  вмещают до 100 миллионов транзисторов.

7. Суперкомпьютеры мощностью  один триллион операций в секунду.

В условиях глобализации ключевое значение в изменении технологической  среды приобретают следующие  направления:

- электронные расчеты,  позволяющие расширить электронную  коммерцию через систему Интернет;

- телекоммуникации, позволяющие  привлечь к международным опреациям  все большее количество регионов.

 

  1. Особенности международной среды в Украине

 

Как самостоятельное  государство Украина является сегментом  международной среды уже 12 лет. Вначале 90-х годов после получения независимости представления об уровне развития Украины и возможностях вхождения ее в мировое сообщество были преувеличены. Вторая половина 90-х и начало ХХI века характеризуется более взвешенной оценкой международной среды в Украине, которая постепенно улучшается, хотя остается в целом менее благоприятной, чем в странах ЕС.

Рассмотрим сильные  и слабые стороны среды в Украине.

Сильные стороны  политико – правовой среды:

- стабильность политической  системы;

- демократизация политической системы;

- европейский выбор  Украины;

- наличие основных  законов для международного бизнеса.

Слабые стороны  политико – правовой среды:

- слабые стимулы для организации международного бизнеса;

- большое влияние бюрократических структур на деятельность МК;

- наличие взяточничества;

- значительные политические риски;

- несовершенная система налогообложения.

Экономическая среда в Украине характеризуется низкими темпами рыночных преобразований. Половина показателей, характеризующих рыночные преобразования, имеет минимальное значение (большая приватизация, реструктуризация предприятий, торговля, банковская сфера).

Анализируя макроэкономические показатели развития Украины, следует  отметить высокие темпы роста  ВВП, увеличение объема прямых иностранных инвестиций и положительное экспортное сальдо.

Сильные стороны  экономической среды:

- удобное географическое  расположение;

- стабильность национальной  валюты;

- квалифицированная рабочая  сила;

- развитая инфраструктура.

Слабые стороны  экономической среды:

- медленная и противоречивая  приватизация;

- неразвитость финансовых структур и фондового рынка;

- отсутствие рынка земли;

- низкие доходы населения;

- устаревшая структура экономики, перегруженная отраслями тяжелой промышленности;

- высокий износ производственных фондов;

- высокая энергоемкость экономики;

- неблагоприятный инвестиционный климат;

- значительная доля «теневой экономики».

Ключевой особенностью социально – культурной среды является ее промежуточное положение между европейской и азиатской культурами.

Промежуточное положение  характеризуется  двумя основными  признаками:

1.Личность отдельного  человека. В Украине, как и на  востоке, не ценится отдельная  личность. Человек является средством  для достижения целей государства  и общества.

2.Последние 10 лет увеличивается разрыв между украинской и                   западными культурами. Для иллюстрации промежуточного положения украинской культуры можно сравнить украинские города с восточными и западными.

Технологическая среда Украины является противоречивой. Несмотря на наличие огромных достижений в некоторых отраслях науки (электросварка, материаловедение и др.) и промышленности (авиастроение, военная техника и т.д.) определяющим является отставание большей части отраслей Украины от развитых стран в сфере научно – технического прогресса. Это приводит к низкой конкурентоспособности большей части отечественной продукции на зарубежных рынках.

Следует отметить и недостаточное  внимание руководящих структур к  формированию брендинга Украины  в мире.

Брендинг страны представляет собой целенаправленно сформированные  положительные черты имиджа страны и ее нации в системе международных отношений, а также представление внешнего мира о конкретной стране.

Например, брендинг ЕС связан с процветанием, уверенностью и т.д. Эстония избегает ярлыка «постсоветская», а позиционирует себя как «приевропейская» страна.

Деловая культура в Украине оценивалась по таким направлениям, как взаимоотношения между нациями, дистанцирование власти, избежание неопределенности и соотношение между коллективизмом и индивидуализмом. Результаты исследований свидетельствуют о критическом состоянии менеджмента в Украине. Это означает возможность возникновения потенциальных конфликтов во взаимодействии украинских и западных менеджеров.

В связи с этим в Украине постепенно развивается специфическая область деятельности – успехология, направленная на формирование позитивного имиджа Украины путем подготовки официальных представителей и руководителей частных предприятий для общения с иностранной прессой и западных партнеров с отечественными СМИ.

 

 

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите составляющие  внешней среды менеджмента.

2.Какие факторы необходимо  учитывать при анализе политических  аспектов среды?

3. Что представляет  собой правовая среда?

4. Охарактеризуйте ключевые показатели экономической среды международного менеджмента.

5. Назовите основные  черты культурной среды.

6. Какие характерные  черты присущи поведенческим  стереотипам американских,  английских, французских и японских менеджеров?

7. Перечислите основные направления, определяющие изменение технологической среды.

8. Охарактеризуйте сильные  и слабые стороны политико  – правовой среды в Украине.

9. Назовите сильные  и слабые стороны экономической  среды в Украине.

10. Охарактеризуйте особенности  социально – культурной среды в Украине.

11. Что такое брендинг  страны?

12. Какова оценка деловой  культуры в Украине?

13. Перечислите  пять  уровней  украинской пирамиды  успеха.

14. Охарактеризуйте сильные  и слабые стороны технологической  среды в Украине.

 

 

Ключевые понятия и термины

Брендинг страны, национальный стереотип, политико -  правовая среда  международного менеджмента, социально  – культурная среда международного менеджмента, технологическая среда, успехология, экономическая среда  международного менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Функции международного менеджмента 

Тема 3. Стратегическое планирование в МК

План

  1. Сущность международного стратегического планирования.
  2. Современные стратегические ориентации МК.
  3. Основные типы международных стратегий.
  4. Этапы разработки и реализации международных стратегий.
  5. Особенности стратегического планирования в разных формах международного бизнеса.

1. Сущность  международного стратегического  планирования.

В международном  менеджменте стратегия представляет собой весь комплекс действий, связанных с созданием и усилением жизнеспособности и конкурентных преимуществ международных корпораций. Это - объединенный план, который связывает все составляющие элементы фирмы и разные аспекты ее деятельности. Все составляющие стратегии должны быть интегрированы и совместны между собой.

Принципиальная  особенность стратегического планирования в МК состоит в том, что при разработке стратегии МК приходится делать сложный выбор между глобализацией и национальной принадлежностью. Этот выбор  иллюстрирует  следующая матрица.

 

 

Дифференциация

Низкая

Высокая

Глобализация (интеграция)

Высокая

Глобализационная Стратегия

Смешанная

стратегия

 

Низкая

Смешанная стратегия

Национально

ориентированная стратегия


В процессе исследования практики международного менеджмента был выявлен конфликт между стремлением корпораций сделать свой бизнес однородным во всем мире и соответствующим международным стандартам, а следовательно и более прибыльным, с одной стороны, и учитывать разницу национальных вкусов своих потребителей с другой. Исходя из этих двух противоположных подходов, корпорация может воспользоваться преимуществами глобализации (квадрат 1) за счет преимуществ масштабов и ценовой конкуренции или преимуществами дифференциации (квадрат 4), которая дает возможность предложить потребителям уникальные товары (услуги). Эти квадраты являются сферами принятия простых, но рискованных стратегических решений. Другие сферы требуют принятия менее рискованных, но сложных комплексных решений.

Необходимо подчеркнуть, что наиболее успешные корпорации, такие «Дженерал Электрик», «Филипс» и др. стараются действовать в квадрате 1.

Известно, что стратегическое планирование - это процесс определения основной линии организации, долгосрочных целей и выполнения планов деятельности для достижения поставленных целей.

Необходимость и значение стратегического планирования в международном менеджменте обусловлены:

- сохранением направления развития компании в условиях диверсификации международных операций;

- необходимостью в координации и интеграции различных  операций в масштабах всей корпорации;

- надлежащей   подготовкой   к   возникающим   новым   международным прорывам и требованиям.

Преимущества  стратегического планирования состоят  в:

- координации и мониторинге длительных международных операций;

- детальной проработке проблем, связанных с политическими рисками, конкурентами, стабильностью валютных курсов и др.

В настоящее  время существуют следующие основные подходы к формированию и реализации международных стратегий:

  • экономический императив;
  • политический императив;
  • качественный императив;
  • административный императив.

Экономический императив стратегического планирования основан на выборе МК соответствующих продуктов для продвижения в другие страны путем использования брендов ценовой конкуренции, обслуживания и др. (автомобили, бытовая техника, сталь).

Политический  императив означает отбор МК определенных стран для ведения бизнеса, обеспечения зашиты своих позиций на зарубежных рьшках при помощи правительств своих стран (АвтоЗАЗ - Деу).

Качественный  императив предусматривает использование новых систем управления качеством для существенного улучшения позиций МК как на внутренних, так и на зарубежных рынках.

Административный  императив базируется на учете особенностей каждой ситуации и обосновании решений, в условиях высокого уровня неопределенности, использования гибких систем координации.

Указанные императивы используются в сочетаниях.

Следует отметить преимущества стратегии глобального размещения, позволяющие МК привести в действие следующие факторы увеличения прибыльности, недоступные для национальных предприятий:

  1. Передача зарубежным отделениям базовых знаний и навыков, которые не поддаются быстрому воспроизводству или имитации конкурентами.
  2. Экономия   на  расположении компании   и   ее   подразделений путем размещения производства в тех местностях, в которых конкретные операции по созданию ценностей могут осуществляться эффективней и формирование на этой основе глобальной сети.

3. Использование  кривой опыта, которая представляет собой систематическое сокращение производственных затрат в течение всего жизненного цикла продукции путем получения опыта производства и реализации продукции и экономии за счет расширения масштабов производства.

Составляющие  глобального размещения производства представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1. –  Составляющие глобального размещения производства

 

Этапы производства и  сбыта 

Размещение производства и сбыта

Размещение источников снабжения сырьем, производства деталей  и комплектующих

 

В стране базирования

 

За рубежом

Сборка готовой продукции  из деталей и комплектующих

В стране базирования

За рубежом

Сбыт готовой продукции

В стране базирования

     За рубежом


 

2.  Современные стратегические ориентации  МК

Существует  четыре стратегических профиля деятельности МК: этноцентризм, полицентризм, региоцентризм и геоцентризм.

Этноцентризм - ценности и интересы материнской компании являются главными в стратегических решениях.

Информация о работе Лекции по "Международному менеджменту"