Лекции по "Международному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 01:01, курс лекций

Описание работы

I часть конспекта лекций включает следующие темы:
Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса
Тема 2. Среда международного менеджмента
Тема 3. Стратегическое планирование в МК
Тема 4. Принятие решений в международных корпорациях
Тема 5. Технологическая политика международных корпораций.

Содержание работы

Введение 1
Раздел 1. Теоретические основы международного менеджмента 2
Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса 2
Тема 2. Среда международного менеджмента 12
Раздел 2. Функции международного менеджмента 21
Тема 3. Стратегическое планирование в МК 21
Тема 4. Принятие решений в международных корпорациях 33
Тема 5. Технологическая политика международных корпораций 41
Литература 54

Файлы: 1 файл

Лекции - Международный менеджмент.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки Украины

Приазовский государственный  технический университет

Кафедра экономики предприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                               ПАТОШИНА Г.Н.

 

 

Конспект лекций

 

по курсу: «Международный менеджмент»

I часть

для студентов дневной  формы обучения

 экономического факультета  специальности:

«Экономика предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мариуполь, 2005 г.

 

УДК 658(0.83.131)(100)

 

 

Конспект лекций по курсу «Международный  менеджмент» (I часть) для студентов дневной формы обучения экономического факультета /Сост. Г.Н. Патошина.- Мариуполь, ПГТУ, 2005.- 54с.

 

Составитель                                                                      Г.Н.Патошина, ст. препод.

Отв. за выпуск                                                                  А.А. Мелихов, доц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

Введение

 

Курс «Международный менеджмент»  является одной из нормативных  дисциплин управленческого направления в магистратуре. Овладение современным опытом управления  международными корпорациями (МК) позволит не только успешно трудоустроиться выпускникам высших учебных заведений экономического профиля, но и эффективно решать задачи повышения производительности труда и расширения масштабов внешнеэкономической деятельности украинских предприятий.

В процессе изучения курса  «Международный менеджмент» большое  значение имеет самостоятельная  работа студентов, особенно для тех, кто не имеет практического опыта работы в международных корпорациях. Краткий конспект лекций разработан для более глубокой проработки курса и облегчения усвоения материала студентами.

I часть конспекта лекций включает следующие темы:

Тема 1. Суть и характерные  черты международного бизнеса

        Тема 2. Среда международного менеджмента

Тема 3. Стратегическое планирование в МК

Тема 4. Принятие решений  в международных корпорациях

Тема 5. Технологическая  политика международных корпораций.

По каждой теме приводится план, содержание разделов, формулы, таблицы и графики, иллюстрирующие изучаемые параметры, а также перечень контрольных вопросов и ключевых понятий и терминов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Теоретические  основы международного менеджмента

 

Тема 1. Суть и  характерные черты международного бизнеса

 

План

  1. Международный бизнес: сущность, характерные черты, развитие.
  2. Глобализация и интернационализация международного бизнеса.
  3. Транснациональные (международные) корпорации как объект международного бизнеса.
  4. Сущность международного менеджмента.
  5. Особенности деятельности менеджеров в МК. Основные национальные школы менеджеров.
  6. Предмет и задачи курса.

 

  1. Международный бизнес: сущность, характерные черты, развитие

 

На рубеже ХХ – ХХI вв. международный бизнес стал всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации. Согласно определению Робока С. и Симмондса К., международный бизнес  представляет собой совокупность деловых операций, связанных с пересечением национальных границ и движением товаров, услуг, капиталов, работников; трансфером технологий, информации и данных, и даже руководство исполнителями.

Международный бизнес базируется на возможности получения выгод  благодаря преимуществу межгосударственных  деловых операций, т.е. из того факта, что продажа данного товара в  другой стране или налаживание фирмой одной страны производства в другой стране, или оказание услуг совместно фирмами двух стран третьей и т.д. обеспечивают участникам больше преимуществ, чем они имели бы, если бы вели дела в своих странах. Это – ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в его возникновении и развитии.

Конкретные выгоды  международного бизнеса связаны  с получением большей прибыли  с учетом следующих факторов:

  1. доступ к иностранным рынкам рабочей силы (цена, квалификация);
  2. выход к месторождениям полезных ископаемых и источникам сырья;
  3. выход на новые рынки сбыта;
  4. увеличение объемов производства и снижение себестоимости продукции (эффект масштаба и кривая опыта);
  5. снижение валютных рисков.

В зависимости от целей анализа и выбранного критерия различают товарную и географическую структуру международного бизнеса.

Характерные черты международного бизнеса:

  1. Главная цель – получение прибыли, используя дополнительные преимущества выхода за границы национальных рубежей.

2. Предприниматели используют  дополнительные экономические возможности,  обусловленные:

- ресурсными особенностями  зарубежных рынков;

- емкостью зарубежных рынков;

- правовыми особенностями зарубежных  стран;

- спецификой межгосударственных (межстрановых) политических и экономических взаимоотношений.

3. Международный бизнес существенно  зависит от уровня интернационализации:  от разовых поставок до развитой  структуры МНК.

4. Вследствие интернационализации  любому бизнесу становится максимально  доступным глобальный бизнес – сервис: научные, финансовые, транспортные  и др. услуги.

5. Учет в международном бизнесе  культурного фактора, т.е. совокупности  требований и ограничений, налагаемых  культурой данной страны на  тех, кто ведет с ней бизнес.

6. Глобальный характер международного бизнеса является его важнейшей чертой, т.к. охватывает мировую систему информационного делового обмена, всемирный финансовый рынок, глобальную структуру технологических нововведений и т.д.

7. Международный бизнес включает  лучшие национальные достижения и все лучшее в мировой практике, поэтому он принципиально более высокого уровня, нежели в любой стране.

8. «Мультиповерхность» соприкосновения  с рынком и «экстрагирование»  лучших национальных образцов  позволяет международному бизнесу  впитывать все лучшее в мировой практике.

9. Информация – главный стратегический  ресурс, а  адаптаптивность –  главное стратегическое оружие.

10. Принципиальным отличием международного  бизнеса является возможность  так называемой обратной оценки  страновой ситуации: негативные тенденции в экономике страны (или отдельной отрасли) могут быть иначе расценены международной фирмой, поскольку они могут открыть фирме дополнительные возможности бизнеса.

11. В отличие от внутригосударственной  конкуренции, международный бизнес может ощущать поддержку своей страны в борьбе с конкурентами во многих неявных формах.

Наиболее известная  периодизация развития международного бизнеса разработана известным  американским исследователем Ричардом Робинсоном. В соответствии с его  концепцией историческое развитие международного бизнеса за пять последних веков делится на четыре эры:  коммерческая, эра экспансии, концессий и национальных государств.

Коммерческая  эра (1500- 1850 гг.) – начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой ХIХ в. Именно поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был мощнейшей движущей силой, которая более двухсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Риски этого бизнеса также были очень велики, связанные с далекими морскими путешествиями, но сама возможность получения прибылей, многократно превышающих затраты, была мощным стимулом, вовлекавшим в этот международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей.

Эра экспансии (1850 – 1914 гг.). В этот период идет окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного развития европейских стран, а позднее США, вызванного промышленной революцией начала ХIХ в. и последующими достижениями   технологического развития. В этот период осуществился переход  от вывоза экзотических заморских товаров к добыче сырья и систематическому плантационному хозяйству в колониальных регионах как к более выгодным и экономически перспективным сферам международного бизнеса.

Эра концессий (1914 – 1945 гг.). В этот период качественно изменилась роль крупнейших компаний, оперировавших на колониальных рынках. Компании – концессионеры превращаются в автономные экономические государства, осуществляющие  производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные и зачастую полицейские функции не только для своих работников, но и для всех жителей прилежащих к их концессиям районов.

Эра национальных государств (1945 – 1970 гг.) имеет две особенности развития. С одной стороны, это – становление и бурное развитие десятков новых национальных государств, получивших в наследие от концессионной эры до известной степени развитый экономический бизнес и некоторую кадрово – технологическую структуру. С другой же стороны – все пороки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем. Это стало первым толчком для существенного развития международного бизнеса: независимые государства проводили активный поиск рынков сбыта традиционных продуктов своего экспорта и были активными реципиентами для любых финансовых инвестиций. Таким образом, развитие международных рынков капитала получило новый импульс, что обусловило появление и развитие новых финансовых инструментов, рост сферы международного аудита и консалтинга.

Период после второй мировой войны, называемый четвертой эрой, включает следующие периоды:

  1. Послевоенная декада (1945 – 1955 гг.), которой присуще возникновение многочисленных международных фирм, прежде всего в США, которые осуществляли эффективный трансфер ресурсов между странами и экспорт американского менеджмента.
  2. Период роста (1955 – 1970 гг.). В этот период возникли крупные международные фирмы и начала проявляться международная конкуренция.
  3. Кризисный период (1970 – 1980 гг.). В условиях кризиса в практику международного бизнеса внедряются конкретные корпоративные стратегии, системы управления политическими рисками, разрабатываются механизмы формирования международных корпоративных культур, объединяющих организационную и национальную культуры.
  4. Новый международный порядок (после 1980 г.). Все большее значение приобретают процессы глобализации и создание глобальных предприятий. Это проявляется, прежде всего, в увеличении прямых иностранных инвестиций.

 

 

  1. Глобализация и интернационализация международного бизнеса

 

Суть глобализации заключается  в развитии взаимосвязей и усилении взаимозависимости между отдельными странами и географическими регионами  мира.

Глобализация – это объективный социальный процесс, содержанием которого является возрастающая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, национальных политических, социальных систем, национальных культур и окружающей среды.

В упрощенном виде необходимо выделить следующие аспекты глобализации:

- технологический: глобализация была обусловлена рядом революционных достижений в отрасли микроэлектроники, оптической электроники и телекоммуникаций;

- культурный: изменение культурных традиций и социальных условий, но не в сторону развития мировой культуры, а в направлении расширения  господствующих в развитых странах культурных ценностей;

- экономический: либерализация мировой торговли в рамках ВТО. Результатом этого является постоянный рост международной деятельности предприятий, переплетение и взаимная зависимость народных хозяйств;

- политический: возрастающая международная мобильность предприятий и их возможностей обостряет конкуренцию между государствами и ограничивает их суверенитет. Т.о., государства все меньше и меньше могут выполнять свои возрастающие социальные задачи;

- социальный: глобализация усиливает различие социального уровня развитых и развивающихся стран;

- экологический аспект: экологические проблемы, имеющие глобальные причины и последствия (глобальное потепление, озоновая дыра, загрязнение воды и воздуха) можно разрешить только совместными усилиями всех стран.

Процессы глобализации охватывают разные регионы мира и  стимулируют фирмы к поиску лучших условий деятельности.

Учитывая внутреннюю противоречивость процессов глобализации, международные корпорации (МК) выбирают взвешенные стратегии своих действий в разных регионах мира. Каждой корпорации приходится вести конкурентную борьбу по трем направлениям:

  1. с местными конкурентами данной страны;
  2. с иностранными конкурентами в данной стране;
  3. с иностранными конкурентами на зарубежных рынках.

Чтобы добиться успеха в  условиях глобализации, МК приходиться  предлагать, а местным фирмам принимать  не отдельные действия компаний, а  целый комплекс предложений - так  называемые пакеты развития, включающие основные аспекты бизнеса.

Информация о работе Лекции по "Международному менеджменту"