Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 01:01, курс лекций
I часть конспекта лекций включает следующие темы:
Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса
Тема 2. Среда международного менеджмента
Тема 3. Стратегическое планирование в МК
Тема 4. Принятие решений в международных корпорациях
Тема 5. Технологическая политика международных корпораций.
Введение 1
Раздел 1. Теоретические основы международного менеджмента 2
Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса 2
Тема 2. Среда международного менеджмента 12
Раздел 2. Функции международного менеджмента 21
Тема 3. Стратегическое планирование в МК 21
Тема 4. Принятие решений в международных корпорациях 33
Тема 5. Технологическая политика международных корпораций 41
Литература 54
Министерство образования и науки Украины
Приазовский государственный технический университет
Кафедра экономики предприятий
Конспект лекций
по курсу: «Международный менеджмент»
I часть
для студентов дневной формы обучения
экономического факультета специальности:
«Экономика предприятия»
Мариуполь, 2005 г.
УДК 658(0.83.131)(100)
Конспект лекций по курсу «Международный менеджмент» (I часть) для студентов дневной формы обучения экономического факультета /Сост. Г.Н. Патошина.- Мариуполь, ПГТУ, 2005.- 54с.
Составитель
Отв. за выпуск
Введение
Курс «Международный менеджмент» является одной из нормативных дисциплин управленческого направления в магистратуре. Овладение современным опытом управления международными корпорациями (МК) позволит не только успешно трудоустроиться выпускникам высших учебных заведений экономического профиля, но и эффективно решать задачи повышения производительности труда и расширения масштабов внешнеэкономической деятельности украинских предприятий.
В процессе изучения курса «Международный менеджмент» большое значение имеет самостоятельная работа студентов, особенно для тех, кто не имеет практического опыта работы в международных корпорациях. Краткий конспект лекций разработан для более глубокой проработки курса и облегчения усвоения материала студентами.
I часть конспекта лекций включает следующие темы:
Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса
Тема 2. Среда международного
Тема 3. Стратегическое планирование в МК
Тема 4. Принятие решений в международных корпорациях
Тема 5. Технологическая политика международных корпораций.
По каждой теме приводится план, содержание разделов, формулы, таблицы и графики, иллюстрирующие изучаемые параметры, а также перечень контрольных вопросов и ключевых понятий и терминов.
Раздел 1. Теоретические основы международного менеджмента
Тема 1. Суть и
характерные черты международно
План
На рубеже ХХ – ХХI вв. международный бизнес стал всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации. Согласно определению Робока С. и Симмондса К., международный бизнес представляет собой совокупность деловых операций, связанных с пересечением национальных границ и движением товаров, услуг, капиталов, работников; трансфером технологий, информации и данных, и даже руководство исполнителями.
Международный бизнес базируется на возможности получения выгод благодаря преимуществу межгосударственных деловых операций, т.е. из того факта, что продажа данного товара в другой стране или налаживание фирмой одной страны производства в другой стране, или оказание услуг совместно фирмами двух стран третьей и т.д. обеспечивают участникам больше преимуществ, чем они имели бы, если бы вели дела в своих странах. Это – ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в его возникновении и развитии.
Конкретные выгоды международного бизнеса связаны с получением большей прибыли с учетом следующих факторов:
В зависимости от целей анализа и выбранного критерия различают товарную и географическую структуру международного бизнеса.
Характерные черты международного бизнеса:
2. Предприниматели используют
дополнительные экономические
- ресурсными особенностями зарубежных рынков;
- емкостью зарубежных рынков;
- правовыми особенностями
- спецификой межгосударственных (межстрановых) политических и экономических взаимоотношений.
3. Международный бизнес
4. Вследствие
5. Учет в международном бизнесе
культурного фактора, т.е.
6. Глобальный характер международного бизнеса является его важнейшей чертой, т.к. охватывает мировую систему информационного делового обмена, всемирный финансовый рынок, глобальную структуру технологических нововведений и т.д.
7. Международный бизнес включает лучшие национальные достижения и все лучшее в мировой практике, поэтому он принципиально более высокого уровня, нежели в любой стране.
8. «Мультиповерхность»
9. Информация – главный
10. Принципиальным отличием
11. В отличие от
Наиболее известная периодизация развития международного бизнеса разработана известным американским исследователем Ричардом Робинсоном. В соответствии с его концепцией историческое развитие международного бизнеса за пять последних веков делится на четыре эры: коммерческая, эра экспансии, концессий и национальных государств.
Коммерческая эра (1500- 1850 гг.) – начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой ХIХ в. Именно поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был мощнейшей движущей силой, которая более двухсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Риски этого бизнеса также были очень велики, связанные с далекими морскими путешествиями, но сама возможность получения прибылей, многократно превышающих затраты, была мощным стимулом, вовлекавшим в этот международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей.
Эра экспансии (1850 – 1914 гг.). В этот период идет окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного развития европейских стран, а позднее США, вызванного промышленной революцией начала ХIХ в. и последующими достижениями технологического развития. В этот период осуществился переход от вывоза экзотических заморских товаров к добыче сырья и систематическому плантационному хозяйству в колониальных регионах как к более выгодным и экономически перспективным сферам международного бизнеса.
Эра концессий (1914 – 1945 гг.). В этот период качественно изменилась роль крупнейших компаний, оперировавших на колониальных рынках. Компании – концессионеры превращаются в автономные экономические государства, осуществляющие производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные и зачастую полицейские функции не только для своих работников, но и для всех жителей прилежащих к их концессиям районов.
Эра национальных государств (1945 – 1970 гг.) имеет две особенности развития. С одной стороны, это – становление и бурное развитие десятков новых национальных государств, получивших в наследие от концессионной эры до известной степени развитый экономический бизнес и некоторую кадрово – технологическую структуру. С другой же стороны – все пороки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем. Это стало первым толчком для существенного развития международного бизнеса: независимые государства проводили активный поиск рынков сбыта традиционных продуктов своего экспорта и были активными реципиентами для любых финансовых инвестиций. Таким образом, развитие международных рынков капитала получило новый импульс, что обусловило появление и развитие новых финансовых инструментов, рост сферы международного аудита и консалтинга.
Период после второй мировой войны, называемый четвертой эрой, включает следующие периоды:
Суть глобализации заключается
в развитии взаимосвязей и усилении
взаимозависимости между
Глобализация – это объективный социальный процесс, содержанием которого является возрастающая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, национальных политических, социальных систем, национальных культур и окружающей среды.
В упрощенном виде необходимо выделить следующие аспекты глобализации:
- технологический: глобализация была обусловлена рядом революционных достижений в отрасли микроэлектроники, оптической электроники и телекоммуникаций;
- культурный: изменение культурных традиций и социальных условий, но не в сторону развития мировой культуры, а в направлении расширения господствующих в развитых странах культурных ценностей;
- экономический: либерализация мировой торговли в рамках ВТО. Результатом этого является постоянный рост международной деятельности предприятий, переплетение и взаимная зависимость народных хозяйств;
- политический: возрастающая международная мобильность предприятий и их возможностей обостряет конкуренцию между государствами и ограничивает их суверенитет. Т.о., государства все меньше и меньше могут выполнять свои возрастающие социальные задачи;
- социальный: глобализация усиливает различие социального уровня развитых и развивающихся стран;
- экологический аспект: экологические проблемы, имеющие глобальные причины и последствия (глобальное потепление, озоновая дыра, загрязнение воды и воздуха) можно разрешить только совместными усилиями всех стран.
Процессы глобализации охватывают разные регионы мира и стимулируют фирмы к поиску лучших условий деятельности.
Учитывая внутреннюю противоречивость процессов глобализации, международные корпорации (МК) выбирают взвешенные стратегии своих действий в разных регионах мира. Каждой корпорации приходится вести конкурентную борьбу по трем направлениям:
Чтобы добиться успеха в условиях глобализации, МК приходиться предлагать, а местным фирмам принимать не отдельные действия компаний, а целый комплекс предложений - так называемые пакеты развития, включающие основные аспекты бизнеса.