Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:54, курс лекций
Что такое организационное поведение?
После изучения этой главы вы сможете:
Дать определение организационного поведения.
Описать, что делают менеджеры.
Сформулировать ценность систематического изучения организационного поведения.
Перечислить главные трудности и преимущества для менеджеров в использовании концепций организационного поведения.
Определить вклад в организационное поведение основных поведенческих наук.
Организационное поведение.
Введение
Организационное поведение.
Лекция 2. Учет глобального и культурного разнообразия
Организационное поведение.
Лекция 3. Личность
Организационное поведение.
Лекция 4. Личность и эмоции.
Организационное поведение
Лекция 5.Восприятие и индивидуальное принятие решений..
Организационное поведение
Лекция 6. Ценности, привычки и удовлетворение от работы
Организационное поведение
Лекция 7. Мотивация: от концепций к приложениям.
Norman. Organizational Behavior.
1-я контрольная точка. Индивид. Case-studies.
Организационное поведение
1-я контрольная точка. Индивид. Case-studies.
Организационное поведение
Лекция 8. Основы группового поведения
Организационное поведение
Лекция 12. Рабочие группы (команды)
Организационное поведение
Лекция 10. Коммуникации
Организационное поведение
Лекция 11. Лидерство
Организационное поведение
Лекция 15. Власть и политика
Организационное поведение
Лекция 13. Конфликт, переговоры и межгрупповое поведение
Организационное поведение
Лекция 14. Организационная культура
Литература.
Организационное поведение
Что такое организационное
После изучения этой главы вы сможете:
Что делают менеджеры.
Функции менеджмента. Роли менеджмента. Навыки менеджмента. Действия менеджмента – эффективность или успешность? Взгляд на работу менеджера.
Менеджеры |
Люди, которые достигают целей посредством других людей |
Организация |
Сознательно координируемая социальная единица, состоящая из двух или более людей, которая работает относительно регулярно с целью достижения общей цели или целей. |
Функции менеджмента.
Планирование |
Включает определение целей, выбор стратегии и разработку планов для координации действий. |
Организация |
Определяет, какие задачи должны быть выполнены, кто должен их выполнить, как эти задачи должны быть сгруппированы, кто перед кем отчитывается и где должны приниматься решения |
Лидерство |
Включает мотивацию |
Контроль |
Контроль деятельности на предмет ее соответствия плану и корректировка существенных отклонений |
Роли менеджмента
В конце 60-х гг. аспирант МТИ Генри
Минцберг тщательно изучил работу пяти
руководителей с целью
Межличностные:
Главный руководитель,
Лидер,
Связующее звено.
Информационные:
Приемник информации,
Распространитель информации,
Представитель.
Роли по принятию решений:
Предприниматель,
Устраняющий нарушения,
Распределитель ресурсов,
Ведущий переговоры.
Роли не могут быть
Навыки менеджмента.
Технические навыки. |
Способность применить специальные знания или опыт. |
Навыки работы с людьми. |
Способность сотрудничать, понимать и мотивировать других людей, как индивидуально, так и в группах. |
Концептуальные навыки. |
Умственная способность |
Действия менеджмента –
Лузанс с сотрудниками изучил работу более 450 менеджеров и выделил четыре основных занятия менеджера:
Относительные затраты времени на эти четыре занятия различается у “средних” менеджеров, “успешных” – быстрее других поднимающихся по служебной лестнице, и “эффективных” – с максимальными характеристиками количества и качества выполняемых функций и максимальной удовлетворенностью подчиненных.
Табл. Относительные трудозатраты на разные виды деятельности.
Вид деятельности |
Тип менеджера | ||
средние |
успешные |
эффективные | |
Традиционный менеджмент |
32 |
13 |
19 |
Коммуникации |
29 |
28 |
44 |
Управление человеческими |
20 |
11 |
26 |
Сетевая деятельность |
19 |
48 |
11 |
Взгляд на работу менеджера
… как бы они не назывались – “функции лидера”, “межличностные роли”, “навыки работы с людьми” – ясно, что менеджеры должны развивать свои человеческие навыки, если они хотят быть эффективными и успешными в своей работе.
Организационное поведение.
Организационное поведение |
область знаний, которая изучает воздействие индивидуумов, групп и структуры на поведение в организациях с целью применения этого знания к повышению результативности организации. |
Систематическое изучение вместо интуиции.
Все мы изучаем поведение. С ранних лет мы наблюдаем поведение других и пытаемся объяснить то, что мы видим. Думаете вы об этом, или нет, всю свою жизнь вы пытаетесь прочитать поведение других людей. Кроме этого мы пытаемся предугадать, как люди поведут себя в тех или иных обстоятельствах.
Обобщение знаний о поведении.
Вы уже сделали вывод, что некоторые обобщения могут помочь вам предсказать настоящее и будущее поведение людей. Но как вы пришли к этим обобщениям? Посредством наблюдения, восприятия, вопросов, чтения и слушания. Таким образом, ваше понимание пришло как прямо из вашего собственного опыта относительно предметов окружения, так и из опыта других.
Насколько точны такие обобщения? Часть из них основана на довольно тонких экспериментах, результаты которых распространены на поведение других людей. Все мы имеем некоторые суждения о человеческом поведении. Для иллюстрации приведем несколько расхожих суждений, относящихся к поведению человека на работе.
Счастливые работники –
Все индивидуумы более продуктивны, когда их начальник дружествен, доверителен и доступен.
Интервью – эффективное
Каждый хочет трудной и
Вы должны слегка разозлить человека, чтобы заставить его делать работу.
Все мотивируются деньгами.
Большинство людей интересует размер их собственной зарплаты, а не зарплаты других
Наиболее эффективные группы избегают конфликтов.
Какие из этих суждений правильны? Ниже мы увидим, что почти все они неверны. Но сейчас для нас важно другое. Эти суждения базируются в основном на интуиции. Систематическое изучение поведения позволит нам значительно улучшить наши способности предсказания.
Содержательность или индивидуальные различия?
Подход к человеческому
Поведение в основном предсказуемо, если мы знаем, как человек воспринимает ситуацию и что важно для него или нее. Если сторонний наблюдатель расценивает поведение человека, как нерациональное, скорее всего он не располагает некоторой дополнительной информацией о наблюдаемом объекте или его окружении.
Конечно, между индивидами существуют различия. Оказавшись в одинаковых условиях, люди ведут себя по-разному. Однако основы их поведения сходны и нуждаются лишь в некоторой индивидуальной модификации.
Эти основы очень важны, ибо они обеспечивают предсказуемость поведения. Здесь есть некоторая аналогия с правилами вождения автомобиля. Выезжая на трассу, водитель представляет себе реакцию других водителей на знаки дорожного движения и разметку дороги. Аналогично предсказуемо (конечно, не на 100%) поведение людей у врача, в парикмахерской и др.
Поведение в основном предсказуемо, и систематическое изучение поведения – это средство для правильного предсказания. Это средство надежнее интуиции.
Систематическое изучение |
Рассмотрение взаимоотношений, попытки описать причины и эффекты и построение выводов на основе научной ясности |
Интуиция |
Чувство, не обязательно подкрепленное исследованиями |
Трудности и возможности в
Никогда еще организационное поведение не было так важно для менеджеров. Рабочие становятся все старше, на работу приходит все больше женщин и небелых работников, реструктуризация корпораций не позволяет использовать традиционные методы приверженности предприятию, глобальная конкуренция требует от работников гораздо большей гибкости, обучения, быстрых изменений и инноваций.
В дополнение к сказанному для США, российская специфика характеризуется острой нехваткой квалифицированной рабочей силы, низкой трудовой дисциплиной, утерей или отсутствием навыков качественной работы и соблюдения технологической дисциплины у рабочих, старением и падением уровня квалификации инженерно-технических работников.
Улучшение качества и производительности.
Том Росси руководит трудным бизнесом. Он делает электрические лампочки в Маттуне, Иллинойс, для Дженерал Электрик. Его производство конкурирует с предприятиями в США, Европе, Японии и даже Китае. Для того, чтобы выжить, он ввел режим экономного производства, увеличил производительность и улучшил качество. Это привело к успеху. С 1988 по 1993 гг. завод в Маттуне имеет среднегодовое увеличение производительности около 8%. Ориентируясь на непрерывное улучшение, спрямление процессов и сокращение затрат, завод GE в Маттуне остался перспективным и прибыльным.
Все больше и больше менеджеров сталкиваются
с теми же трудностями, что и Том
Росси. Они увеличивают производительн
Всеобщее управление качеством (TQM) |
Философия менеджмента, в которой ведущей идеей является постоянное внимание к удовлетворению пользователя посредством непрерывного улучшения всех организационных процессов |
Что такое всеобщее управление качеством?
Усиленное сосредоточение на пользователе
Концентрация на непрерывном совершенствовании
Улучшенное качество всего, что делает организация
Точное измерение
“наделение властью” работников
(делегирование работника
Реинжиниринг |
Рассмотрение того, как работа могла бы делаться, а организация – структурироваться, если бы она начиналась с исходной точки (создавалась заново) |
Приводится пример радикального изменения такого продукта, как роликовые коньки – от кожаных ботинок, к которым крепились два пары деревянных колесиков до пластиковых ботинок, к которым крепятся от четырех до шести пластиковых роликов, вытянутых в линию.