Лекции по "Организационное поведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:54, курс лекций

Описание работы

Что такое организационное поведение?
После изучения этой главы вы сможете:
Дать определение организационного поведения.
Описать, что делают менеджеры.
Сформулировать ценность систематического изучения организационного поведения.
Перечислить главные трудности и преимущества для менеджеров в использовании концепций организационного поведения.
Определить вклад в организационное поведение основных поведенческих наук.

Файлы: 1 файл

Лекция Введение 8 Что такое организационное поведение- 8.doc

— 2.84 Мб (Скачать файл)

Организационное поведение.

Введение


Организационное поведение.

Лекция 2. Учет глобального  и культурного разнообразия


Организационное поведение.

Лекция 3. Личность


Организационное поведение.

Лекция 4. Личность и эмоции.


Организационное поведение

Лекция 5.Восприятие и  индивидуальное принятие решений..


Организационное поведение

Лекция 6. Ценности, привычки и удовлетворение от работы


Организационное поведение

Лекция 7. Мотивация: от концепций  к приложениям.


Norman. Organizational Behavior.

1-я контрольная точка. Индивид. Case-studies.


Организационное поведение

1-я контрольная точка. Индивид. Case-studies.


Организационное поведение

Лекция 8. Основы группового поведения


Организационное поведение

Лекция 12. Рабочие группы (команды)


Организационное поведение

Лекция 10. Коммуникации


Организационное поведение

Лекция 11. Лидерство


Организационное поведение

Лекция 15. Власть и политика


Организационное поведение

Лекция 13. Конфликт, переговоры и межгрупповое поведение


Организационное поведение

Лекция 14. Организационная  культура


Литература.


 

 

 

 

 

Организационное поведение

 

 

Лекция 1. Введение

Что такое организационное поведение?

После изучения этой главы вы сможете:

    1. Дать определение организационного поведения.
    2. Описать, что делают менеджеры.
    3. Сформулировать ценность систематического изучения организационного поведения.
    4. Перечислить главные трудности и преимущества для менеджеров в использовании концепций организационного поведения.
    5. Определить вклад в организационное поведение основных поведенческих наук.
    6. Определить, зачем менеджерам требуется знание организационного поведения.
    7. Объяснить необходимость вероятностного подхода в изучении организационного поведения.
    8. Определить три уровня анализа в модели организационного поведения, рассмотренной в этой книге.

 

Что делают менеджеры.

Функции менеджмента. Роли менеджмента. Навыки менеджмента. Действия менеджмента – эффективность или успешность? Взгляд на работу менеджера.

 

Менеджеры

Люди, которые достигают целей  посредством других людей

Организация

Сознательно координируемая социальная единица, состоящая из двух или более  людей, которая работает относительно регулярно с целью достижения общей цели или целей.


 

Функции менеджмента.

 

Планирование

Включает определение целей, выбор  стратегии и разработку планов для  координации действий.

Организация

Определяет, какие задачи должны быть выполнены, кто должен их выполнить, как эти задачи должны быть сгруппированы, кто перед кем отчитывается и где должны приниматься решения

Лидерство

Включает мотивацию подчиненных, управление другими, выбор наиболее эффективных каналов коммуникации и разрешение конфликтов.

Контроль

Контроль деятельности на предмет  ее соответствия плану и корректировка  существенных отклонений


 

Роли менеджмента

В конце 60-х гг. аспирант МТИ Генри  Минцберг тщательно изучил работу пяти руководителей с целью выделения  общего в их занятиях. Минцберг пришел к выводу, что менеджеры выполняют десять основных ролей. Роль является набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению и конкретной должности. Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Выделяется 10 ролей,  которые принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Они классифицируются в рамках трех крупных категорий:

Межличностные:

Главный руководитель,

Лидер,

Связующее звено.

Информационные:

Приемник информации,

Распространитель информации,

Представитель.

Роли по принятию решений:

Предприниматель,

Устраняющий нарушения,

Распределитель ресурсов,

Ведущий переговоры.

 Роли не могут быть независимы  одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого.

Навыки менеджмента.

Технические навыки.

Способность применить специальные  знания или опыт.

Навыки работы с людьми.

Способность сотрудничать, понимать и мотивировать других людей, как  индивидуально, так и в группах.

Концептуальные навыки.

Умственная способность анализировать  и диагностировать сложные ситуации.


Действия менеджмента – эффективность  или успешность?

Лузанс с сотрудниками изучил работу более 450 менеджеров и выделил четыре основных занятия менеджера:

    1. Традиционный менеджмент: принятие решения, планирование и контроль.
    2. Коммуникации: обмен текущей информацией и бумажная работа.
    3. Управление человеческими ресурсами: мотивация, поддержание дисциплины, разрешение конфликтов, набор кадров, тренинг.
    4. Сетевая деятельность: социальные и политические связи, и взаимодействие с субъектами внешнего мира.

Относительные затраты времени  на эти четыре занятия различается  у “средних” менеджеров, “успешных” – быстрее других поднимающихся  по служебной лестнице, и “эффективных” – с максимальными характеристиками количества и качества выполняемых функций и максимальной удовлетворенностью подчиненных.

Табл. Относительные трудозатраты на разные виды деятельности.

Вид деятельности

Тип менеджера

средние

успешные

эффективные

Традиционный менеджмент

32

13

19

Коммуникации

29

28

44

Управление человеческими ресурсами

20

11

26

Сетевая деятельность

19

48

11


 

 

Взгляд на работу менеджера

… как бы они не назывались –  “функции лидера”, “межличностные роли”, “навыки работы с людьми” – ясно, что менеджеры должны развивать свои человеческие навыки, если они хотят быть эффективными и успешными в своей работе.

Организационное поведение.

 

Организационное поведение

область знаний, которая изучает  воздействие индивидуумов, групп и структуры на поведение в организациях с целью применения этого знания к повышению результативности организации.


 

Систематическое изучение вместо интуиции.

Все мы изучаем поведение. С ранних лет мы наблюдаем поведение других и пытаемся объяснить то, что мы видим. Думаете вы об этом, или нет, всю свою жизнь вы пытаетесь прочитать поведение других людей. Кроме этого мы пытаемся предугадать, как люди поведут себя в тех или иных обстоятельствах.

Обобщение знаний о  поведении.

Вы уже сделали вывод, что некоторые обобщения могут помочь вам предсказать настоящее и будущее поведение людей. Но как вы пришли к этим обобщениям? Посредством  наблюдения, восприятия, вопросов, чтения и слушания. Таким образом, ваше понимание пришло как прямо из вашего собственного опыта относительно предметов окружения, так и из опыта других.

Насколько точны такие обобщения? Часть из них основана на довольно тонких экспериментах, результаты которых  распространены на поведение других людей. Все мы имеем некоторые  суждения о человеческом поведении. Для иллюстрации приведем несколько расхожих  суждений, относящихся к поведению человека на работе.

Счастливые работники – продуктивные работники.

Все индивидуумы более продуктивны, когда их начальник дружествен, доверителен  и доступен.

Интервью – эффективное средство выбора наиболее перспективных претендентов на  рабочее место.

Каждый хочет трудной и увлекательной  работы.

Вы должны слегка разозлить человека, чтобы заставить его делать работу.

Все мотивируются деньгами.

Большинство людей интересует размер их собственной зарплаты, а не зарплаты других

Наиболее эффективные группы избегают конфликтов.

Какие из этих суждений правильны? Ниже мы увидим, что почти все они неверны. Но сейчас для нас важно другое. Эти суждения базируются в основном на интуиции. Систематическое изучение поведения позволит нам значительно улучшить наши способности предсказания.

 Содержательность или индивидуальные различия?

Подход к человеческому поведению  с точки зрения здравого смысла или  на основе примеров обычно неадекватен. Важные факты и отношения, которые раскрывает систематический подход, обеспечивают основу для точного предсказания поведения.

Поведение в основном предсказуемо, если мы знаем, как человек воспринимает ситуацию и что важно для него или нее. Если сторонний наблюдатель расценивает поведение человека, как нерациональное, скорее всего он не располагает некоторой дополнительной информацией о наблюдаемом объекте или его окружении.

Конечно, между индивидами существуют различия. Оказавшись в одинаковых условиях, люди ведут себя по-разному. Однако  основы их поведения сходны и нуждаются лишь в некоторой индивидуальной модификации.

Эти основы очень важны, ибо они  обеспечивают предсказуемость поведения. Здесь есть некоторая аналогия с  правилами вождения автомобиля. Выезжая на  трассу, водитель представляет себе реакцию других водителей на знаки дорожного движения и разметку дороги. Аналогично предсказуемо (конечно, не на 100%) поведение людей у врача, в парикмахерской и др.

Поведение в основном предсказуемо, и систематическое изучение поведения – это средство для правильного предсказания. Это средство надежнее интуиции.

Систематическое изучение

Рассмотрение взаимоотношений, попытки  описать причины и эффекты  и построение выводов на основе научной  ясности

Интуиция

Чувство, не обязательно подкрепленное  исследованиями


Трудности и возможности в Организационном  поведении.

Никогда еще организационное поведение  не было так важно для менеджеров. Рабочие становятся все старше, на работу приходит все больше женщин и небелых работников, реструктуризация корпораций не позволяет использовать традиционные методы приверженности предприятию, глобальная конкуренция  требует от работников гораздо большей гибкости, обучения, быстрых изменений и инноваций.

В дополнение к сказанному для США,  российская специфика характеризуется острой нехваткой квалифицированной рабочей силы, низкой трудовой дисциплиной, утерей или отсутствием навыков качественной работы и соблюдения технологической дисциплины у рабочих, старением и падением уровня квалификации инженерно-технических работников.

Улучшение качества и производительности.

Том Росси руководит трудным  бизнесом. Он делает электрические  лампочки в Маттуне, Иллинойс,  для  Дженерал Электрик. Его производство конкурирует с предприятиями  в США, Европе, Японии и даже Китае. Для того, чтобы выжить, он ввел режим экономного производства, увеличил производительность и улучшил качество. Это привело к успеху. С 1988 по 1993 гг. завод в Маттуне имеет среднегодовое увеличение производительности около 8%. Ориентируясь на непрерывное улучшение, спрямление процессов и сокращение затрат, завод GE в Маттуне остался перспективным и прибыльным.

Все больше и больше менеджеров сталкиваются с теми же трудностями, что и Том  Росси. Они увеличивают производительность своих организаций и качество товаров и услуг, которые они производят. Для этого они реализуют программы тотального качества и реинжинирига, требующие серьезного вовлечения  персонала.

Всеобщее управление качеством  (TQM)

Философия менеджмента, в которой ведущей идеей является постоянное внимание к удовлетворению пользователя посредством непрерывного улучшения всех организационных процессов


 

Что такое всеобщее управление качеством?

Усиленное сосредоточение на пользователе

Концентрация на непрерывном совершенствовании

Улучшенное качество всего, что  делает организация

Точное измерение

“наделение властью” работников (делегирование работника больших  прав и ответственности; расширение возможностей персонала

 

Реинжиниринг

Рассмотрение того, как работа могла  бы делаться, а организация – структурироваться, если бы она начиналась с исходной точки (создавалась заново)


Приводится пример радикального изменения  такого продукта, как роликовые коньки – от кожаных ботинок, к которым  крепились два пары деревянных колесиков до пластиковых ботинок, к которым крепятся от четырех до шести пластиковых роликов, вытянутых в линию.

Информация о работе Лекции по "Организационное поведение"