Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:54, курс лекций
Что такое организационное поведение?
После изучения этой главы вы сможете:
Дать определение организационного поведения.
Описать, что делают менеджеры.
Сформулировать ценность систематического изучения организационного поведения.
Перечислить главные трудности и преимущества для менеджеров в использовании концепций организационного поведения.
Определить вклад в организационное поведение основных поведенческих наук.
К сожалению легко сказать: “Делай, как римляне”, но достаточно трудно хорошо знать, как они это делают. Однако, знание некоторых общих характеристик людей в конкретных странах необходимо для успешного управления в условиях глобальной экономики.
Внутринациональное
Внутринациональное
Эффективный менеджер изучает те особенности, которые диверсификация рабочей силы приносит в его организацию и использует их в своей работе.
Добро пожаловать в глобальную деревню.
Уже более десятилетия, как наш мир стал глобальной деревней. Средства транспорта и связи – сверхзвуковые самолеты, международный телефон, компьютерные сети и спутниковые каналы мировых новостей делают разговор или встречу с человеком с другого континента такой же легкой, как для наших предков прошлого века встречу с человеком из соседней деревни. Расстояние и национальные границы, как главное препятствие к деловым связям, быстро исчезают. В этой будущей глобальной деревне становится весьма трудной задачей определить родную страну фирмы или продукта. Так, японская Хонда делает свои Аккорды в Огайо, Форд (штаб-квартира в Детройте), делает Меркюри-Трасеры в Мексике. “Истинно американские” IBM, Mobil, Citicorp, Motorola, Gillette, Coca-Cola более половины своей прибыли получают от операций вне США.
Реальностью глобальной деревни стало влияние мультинациональных корпораций и рост соглашений между странами о региональной кооперации.
Многонациональные корпорации.
Многонациональные корпорации |
Компании, которые проводят значительные операции в двух и более странах одновременно |
Большинство фирм, перечисленных в списке Fortune-500 – это мультинациональные корпорации – т.е. компании, которые ведут большой объем операций в двух и более странах. В то время как интернациональный бизнес насчитывает более века, мультинациональные корпорации – сравнительно недавнее явление. Работая в глобальном масштабе, они используют возникающие при этом конкурентные преимущества. Объемы операций при этом могут превышать валовой национальный продукт отдельных государств. Естественно, наряду с преимуществами, возникают и дополнительные трудности, связанные с разными культурами, языками, законами и обычаями, а также и громадными расстояниями, на которых реализуются деловые операции.
Региональные соглашения о сотрудничестве.
Национальные границы преодолеваются также созданием региональных объединений. Наиболее показателен в этом смысле Европейский Союз, объединяющий 15 стран Западной Европы и NAFTA, сокращающая торговые барьеры между США, Мексикой и Канадой. Объединение Германии и крах коммунизма также создает возможности заключения соглашений со странами Восточной Европы.
Европейский союз. Союз был создан в 1993 году, объединив 335 миллионов человек в 15 странах – Франции, Дании, Бельгии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Испании, Великобритании, Австрии, Финляндии, Швеции и Германии.
Водитель с грузом из Амстердама в Лиссабон пересекает теперь четыре границы и пять стран с одним листком бумаги. В 1992 году ему был нужен килограмм документов.
Объединение создало рынок, величина которого больше внутренних рынков США и Японии, что позволяет значительно увеличить конкурентные преимущества европейских предприятий.
Североамериканское соглашение о свободной торговле – North American Free Trade Agreement (NAFTA). В начале 90-х годов это было соглашение между США и Канадой. Присоединение к нему в 1993 году Мексики создало рынок, объединяющий 370 миллионов человек и оперирующий с объемом в 6.5 триллионов долларов.
Новая Восточная Европа. Холодная война закончена, коммунизм быстро исчез, и капитализм распространился по всему миру.
С точки зрения изменения глобальной обстановки, распространение капитализма делает мир достаточно маленьким. Бизнес начинает завоевывать новые рынки. Кроме того, высококвалифицированные и надежные рабочие в таких странах, как Венгрия, Чехия и Словакия составляют большой источник дешевой рабочей силы.
Что дальше? Тихоокеанский блок? Об
этом еще рано говорить, однако не стоит
исключать возможность
Перед лицом международного вызова.
Глобальная экономика ставит перед
менеджерами задачи, с которыми они
никогда не сталкивались, работая
в своих национальных границах. Они
встречаются с разными
Национальная культура |
Первичные ценности и практика, которые характеризуют конкретную страну |
Рассмотрим трудности, с которыми встречаются американские менеджеры, управляя работниками в других странах.
Американские предпочтения.
Американцы часто страдают от парокьялизма.
Парокьялизм |
Узкий взгляд на мир; неспособность понять различия между людьми |
Люди с парокьяльным взглядом не видят, что другие люди живут и работают по-другому. В то время как для Европы типично знание нескольких языков, американцы в основном знают только английский. Отчасти это объясняется очень большим американским рынком и тем, что английский язык стал международным.
Американцев часто также критикуют за этноцентризм.
Этноцентризм |
Вера в то, что какие-то одни культурные ценности и традиции выше всех остальных |
Они верят, что именно их культурные ценности и обычаи лучше всех остальных.
Две эти особенности привели к тому, что США потеряли значительную долю зарубежного рынка, и, если сразу после второй мировой войны США производили 75% мирового ВНП, то сейчас эта цифра упала до 22%, и пока американские менеджеры не смогут победить эти слабости, они не смогут извлечь всех преимуществ из новых глобальных возможностей.
Иностранцы в Америке.
Не надо думать, что американцы на чужой территории одиноки в своих заблуждениях. Все большое американских предприятий приобретается иностранцами, которые начинают ими управлять так, как они это делали у себя на родине. В результате американские служащие чувствуют себя выключенными из персональных азиатских или европейских неформальных сетей общения. Когда японские менеджеры, работая по 10-12 часов в день, подводят итоги ближе к полуночи, без участия своих американских коллег, последние обижаются на недоверие. Прямой американский стиль делового общения обижает японцев, воспринимающих его как невежливый. Быстрое принятие решения у американцев чуждо для японцев, считающих необходимой определенную паузу.
Становятся ли национальные культуры более однородными?
Можно утверждать, что в глобальной деревне национальные различия во многом стираются. Весь мир смотрит одни и те же новости от CNN, а джинсы Levis одинаково популярны в Москве и Далласе. Большая часть студентов, обучающихся менеджменту в США – иностранцы, возвращающиеся к себе на родину после обучения.
Становятся ли национальные культуры более однородными? С одной стороны – да. Исследования показывают, что организационные стратегии, структуры и технологии становятся похожими. С другой стороны остаются существенными различия между людьми в организациях с разными культурами. Национальные культуры сильно сказываются на организационном поведении и определяют примерно 50% различий в привычках и поведении служащих.
Оценка различий между странами.
Американские дети рано учатся ценить индивидуальность и уникальность. Напротив, японские дети учатся играть в команде, работать в группе и подстраиваться. Значительная часть обучения американских студентов – обучение думать, анализировать и задавать вопросы. Их японские сверстники учатся собирать и анализировать факты. Разная социальная практика отражает разные национальные культуры и приводит к появлению разных типов работников. Средний американский рабочий более конкурентен и направлен на себя, чем японский рабочий.
Описанию японских рабочих посвящены десятки книг и сотни статей. Но как познакомиться с национальной культурой Венесуэлы или Дании? Вы работаете в Калифорнии в отделении National Semiconductor, и Вас переводят в Израиль. Где вы можете узнать о культуре Израиля? Поговорить с венесуэльцами, датчанами или израильтянами? Это не всегда приводит к успеху. Человек работает в привычной ему среде и неосознанно выполняет писаные и неписаные правила, установленные его культурой, однако он далеко не всегда может рассказать об этих правилах. Рыба вряд ли может рассказать о воде, в которой она родилась и живет.
Ниже мы познакомимся с несколькими подходами к рассмотрению национальных культур.
Подход Клукона-Стродбека (Kluckhohn-Strodtbeck).
В подходе выделяется шесть основных показателей, по которым оцениваются разные культуры.
Отношение к окружению. Подчинены ли люди окружению, находятся с ним в гармонии или способны доминировать над ним. Во многих странах Ближнего Востока жизнь считается предопределенной и все происходящее – волей Бога. Американцы и канадцы, напротив, считают, что могут управлять природой.
Промежуточное положение занимает позиция в гармонии с окружением, специфичная для стран Дальнего Востока.
Эти три подхода хорошо различаются, например, в постановке целей. В подчиненной окружению позиции цели ставятся редко, ибо предполагается, что для их достижения мало что можно сделать. Средний подход согласует цели с окружением, а коррекция целей или их недостижение достаточно распространены и не наказываются. Доминирующая позиция предполагает постановку целей, ожидание их достижения и наказание за недостижение.
Ориентация во времени. На чем фокусируется культура – на прошлом, настоящем или будущем? Западные культуры рассматривают время как ограниченный ресурс. Время – деньги и должно быть использовано эффективно. Американцы фокусируются на настоящем и ближайшем будущем. Это хорошо видно по оценке деловых качеств. В большинстве американских фирм аттестация проводится раз в полгода или год. Японцы склонны к более дальней перспективе. Японские рабочие могут ждать десять лет оценки своего труда. Некоторые культуры фокусируются на прошлом. Так, итальянцы высоко ценят традиции и склонны сохранять свою историческую практику.
Оценка этого параметра
Природа человека. Рассматривает ли культура человека как хорошего, плохого или как некоторую смесь? В большинстве развитых стран человека считают в основном хорошим и заслуживающим доверия. В Северной Корее, возможно, доминирует противоположный подход. В США подход смешанный.
В зависимости от подхода, выбирается способ управления. Доверительный подход выражается в широком использовании коллективного принятия решений и доверительного стиля управления. Противоположный подход отражается в автократическом стиле руководства. Промежуточный вариант предполагает большой уровень самостоятельности, но достаточно жесткий контроль результатов.
Ориентация деятельности.
В разных культурах деятельность может быть ориентирована на действие, бытие (переживание момента) или на контроль. Североамериканцы живут в обществе, ориентированном на действие. Они много работают и рассчитывают на вознаграждение продвижением, служебным ростом или другими формами признания. Мексиканцы, напротив, ориентированы на бытие. Послеобеденная сиеста с наслаждением неспешной жизнью хорошо отражает эту особенность. Французы ориентируются на контроль и высоко ценят логику и рациональность жизни.
Направленность ответственности. Еще один параметр классификации. Американцы высоко индивидуалистичны. Они считают человека ответственным за самого себя. В странах типа Малайзии и Израиля ответственность направлена на группу, н.п. в израильских кибуцах, где наказание и награда делятся всей группой. Британцы и французы ориентированы на иерархические отношения. Группы в этих странах иерархичны и эта расстановка сохраняется достаточно долго. Иерархические общества стремятся быть аристократичными.
Этот параметр культуры влияет на проектирование работ, подходы к принятию решения, образцы коммуникаций, системы вознаграждения и формирование кадров организации. Так, в индивидуалистических обществах формирование идет по личным характеристикам, широко распространены резюме кандидатов и не одобряется непотизм (прием на работу родственников).
Концепция пространства. Последний параметр подхода Клукона-Стродбека относится к принадлежности пространства. Часть культур открыта и предпочитает работать прилюдно. Противоположный вариант предполагает приватную работу. Много обществ используют смешанный вариант.