Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:54, курс лекций
Что такое организационное поведение?
После изучения этой главы вы сможете:
Дать определение организационного поведения.
Описать, что делают менеджеры.
Сформулировать ценность систематического изучения организационного поведения.
Перечислить главные трудности и преимущества для менеджеров в использовании концепций организационного поведения.
Определить вклад в организационное поведение основных поведенческих наук.
Макиавеллизм.
Характеристика носит имя
Исследования показывают, что индивиды с высоким мак-уровнем больше управляют, больше выигрывают, менее убеждаемы и более убеждают других, чем индивиды с низким мак-уровнем. Результаты сглаживаются ситуацией. Высокий мак-уровень проявляется
1) когда они взаимодействуют с другими лицом к лицу, а не опосредованно,
2) когда ситуация содержит
3) где эмоциональные детали
Эффективность высокого мак-уровня в работе зависит от типа работы и этических ограничений на результаты. Если работа требует способностей к сделкам (н.п. переговоры по работе) или при ощутимой премии за победу (н.п. комиссионные продажи), высокий мак-уровень продуктивен. Но если при получении результата проверяются и средства его достижения, если требуется абсолютно стандартное поведение или если перечисленные выше условия не выполняются, эффективность высокого мак-уровня предсказать трудно.
Самооценка.
Люди различаются также по тому, насколько они нравятся сами себе. Эта черта называется самооценкой.
Существуют интересные зависимости
между самооценкой и
Люди с низкой самооценкой более подвержены внешнему воздействию.
Люди с высокой самооценкой более удовлетворены работой, чем люди с низкой самооценкой.
Самоконтроль (самонаблюдение)
Черта личности, недавно обратившая на себя большое внимание – описывает способность индивида подстроить свое поведение под внешние, ситуационные факторы.
Индивиды с высоким
Люди с низким самоконтролем не могут вести себя так. Они предпочитают показывать свои желания и привычки во всех ситуациях, т.е. между тем, что они есть и тем, что они делают есть поведенческая связь.
Изучение этого свойства только начинается, но можно заметить, что индивиды с высоким самоконтролем внимательно наблюдают поведение других и способны подстраиваться под него лучше, чем лица с низким самоконтролем. Можно предполагать, что это свойство полезно в менеджерских позициях, требующих исполнения многочисленных и даже противоречивых ролей.
Принятие риска.
Разница в допустимом уровне риска выражается во времени принятия решения и количестве информации, необходимой для этого. Эксперимент, в котором 79 менеджеров принимали решение о приеме на работу показал, что менеджеры с высоким уровнем принятия риска принимали решение быстрее и меньшим количеством исходной информации. Интересно, что качество решения в обеих группах было одинаковым.
Высокий уровень допускаемого риска может быть хорош в продаже акций, брокерских фирмах, там, где нужно принимать быстрые решения. Напротив, в бухгалтерских и аудиторских фирмах требуется обратная характеристика.
Личность типа А.
Индивид типа А агрессивно вовлечен в хроническую, непрекращающуюся борьбу за достижение большего и большего за меньшее и меньшее время и, при необходимости, вопреки противодействующим усилиям других вещей или людей.
В северо-американской культуре такая характеристика воспринимается позитивно.
Тип А
Тип В, по контрасту с типом А,
Тип А работает при высоких уровнях стресса. Он ощущает давление времени и живет в условиях жестких сроков. Это отражается на поведении. Тип А – быстрый работник. Он предпочитает количество качеству. В позиции менеджера тип А показывает свою компетентность, работая долго и достаточно часто принимает плохие решения, поскольку делает это слишком быстро. Творческие способности его понижены, так как для разработки чего-то нового ему не хватает времени. Поведение его проще предсказать, чем для типа В.
Замечательные специалисты по продажам – обычно тип А, высшие руководители – тип В.
Личность и национальная культура.
Конечно, в любой стране нет одинаковых людей. В любой культуре, например, можно найти людей с высоким и низким уровнем риска. Однако культура страны ощутимо влияет на личностные характеристики ее жителей.
Так интерналов в США больше, чем в Саудовской Аравии, а тип А в капиталистических странах, типа США и Канады, встречается чаще.
Соответствие личностей и
Теория соответствия личности и работы. Выделяет шесть типов личности и предполагает, что соответствие между типом личности и родом занятие определяет удовлетворение и работой и текучесть кадров.
Теория предложена Джоном Холландом (John Holland). Холланд выделяет 6 персональных типов и соотносит с ними наиболее соответствующие им работы.
Типология Холланда.
Тип |
Характеристика личности |
Соответствующее занятие |
Реалист. Realistic Предпочитает физическую активность, которая требует умения, силы и координации |
Стабильный, практичный, |
Механик, оператор пресса, рабочий-сборщик, фермер |
Исследователь. Investigative. Предпочитает занятия, включающие обдумывание, организацию и понимание |
Аналитичный, оригинальный, любопытный, независимый |
Биолог, экономист, математик, репортер. |
Социальный. Social Предпочитает занятия, включающие помощь и развитие других |
Социальный, дружественный, совместный, понимающий |
Социальный работник, учитель, советник, клинический психиатр. |
Традиционный. Conventional Предпочитает деятельность, регулируемую правилами, упорядоченную и однозначную. |
Соглашательский, эффективный, практичный, невпечатлительный, негибкий |
Бухгалтер, управляющий корпорацией, банковский служащий, служащий картотеки |
Предприниматель. Enterprising Предпочитает вербальную |
Самоуверенный, амбициозный, энергичный, доминирующий |
Юрист, агент по продаже недвижимости, специалист по PR, менеджер малого бизнеса. |
Артистический. Предпочитает неясные и несистематические занятия, позволяющие творческое выражение |
Впечатлительный, неупорядоченный, идеалистичный, эмоциональный, непрактичный |
Художник, музыкант, писатель, специалист по интерьеру. |
Эмоции.
До последнего времени эмоции работников не рассматривались в курсах организационного поведения по двум основным причинам:
1). Миф рациональности. Организация
строилась на принципах
2). Любые эмоции считались
Что такое эмоции?
Аффект, эмоция |
Базовый термин, относящийся к широкому ряду чувств, которые испытывает человек |
— Термины "аффект" и "аффективный" выражают эмоционально-конативный аспект ментальной деятельности в целом. | |
Эмоции |
Сильные чувства, направленные на кого-либо или что-либо |
Настроения |
Чувства, менее сильные, чем эмоции и менее зависящие от контекстуальных воздействий. |
Работа, выполняемая служащим, имеет физическую и ментальную составляющую. Служащий должен совершать определенные рабочие движения и совершать их осознанно. Кроме этого во многих случаях служащие должны демонстрировать и определенный эмоциональный настрой – оптимистичный и дружелюбный у стюардесс авиакомпаний, скорбный – у работников похоронных служб, нейтральный – у медицинских работников и др. Понятие эмоциональной составляющей, появившееся в сфере услуг, теперь все более распространяется и на обычную работу. Так, от членов рабочей группы ожидается благожелательность и вежливость, а от руководителя – способность эмоционально «зарядить» группу.
Эмоциональная работа |
Ситуация, в которой служащий выражает в межличностных отношениях эмоции, требуемые организации |
Эмоции переживаемые и демонстрируемые.
Важно разделить эти два типа. Во-первых, это нужно для внутреннего оправдания, во-вторых, важно не принимать демонстрируемые эмоции за действительные.
Переживаемые эмоции |
Реальные эмоции индивида |
Демонстрируемые эмоции |
Эмоции, которых организация требует от работника, считая их приемлемыми для данной работы |
Параметры эмоций
Разнообразие. Существуют десятки эмоций. Один из вариантов их классификации – разделение на положительные и отрицательные.
Положительные эмоции, такие как счастье или надежда, выражают благоприятные оценки или чувства.
Отрицательные – гнев, ненависть – наоборот.
Важно, что эмоции не могут быть нейтральными. Отрицательные эмоции действуют на людей сильнее и помнятся в пять раз дольше, чем положительные.
Выделяется шесть базовых, универсальных эмоций:
Они же отчетливо выражаются мимикой.
Другие эмоции могут быть описаны как производные от базовых.
Континуум эмоций может быть представлен следующим образом:
счастье – удивление – страх – уныние – гнев – досада.
Смежные эмоции из этого континуума достаточно близки, чтобы разные наблюдатели могли их смешать. Чем дальше эмоции разнесены в континууме, тем труднее их принять одну за другую.
Интенсивность. Люди по-разному реагируют на одни и те же эмоциональные раздражители. Это зависит от темперамента и национальной культуры. Важно, что ряд профессий требует особой эмоциональной сдержанности – экипажи авиалайнеров и спортивные судьи должны быть внешне невозмутимыми, в то время как ряд других, наоборот, требует демонстрации эмоций – спортивные комментаторы, евангелические проповедники, обвинители и защитники на судебном процессе.
Частота и длительность. Эмоциональная нагрузка растет с повышением частоты и длительности испытываемых эмоций. Это нужно иметь в виду при необходимости профессиональной демонстрации эмоций.
Могут ли люди не испытывать эмоций?
Встречаются люди, не показывающие практически никаких эмоций и не реагирующие на эмоции других. Психологи называют это явление алексизмией, что по-гречески означает отсутствие эмоций. Такие люди могут быть хорошими работниками в позициях, связанных с программированием, работой с механизмами. Они неэффективны как торговые агенты и как менеджеры.
Пол и эмоции.
Распространено мнение, что женщины более сосредоточены на своих чувствах, более эмоционально реагируют и лучше воспринимают чувства других, чем мужчины.
Действительно, женщины сильнее и чаще выражают свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, исключая гнев. В отличие от мужчин, женщины, выражая эмоции, чувствуют себя более комфортно. Они, также, лучше мужчин воспринимают невербальные и паралингвистические сигналы.
Чем определяются эти различия?
Во-первых социальными условиями, в которых мужчины должны быть сильными и смелыми и не показывать эмоций, а женщины должны заниматься выхаживанием детей и больных, что требует большей эмоциональной отзывчивости.
Во-вторых женщины более способны воспринимать эмоции других.
В-третьих, женщины имеют большую
потребность в социальном одобрении
и выражении положительных
Внешние ограничения эмоций.
То, что хорошо на стадионе, недопустимо в офисе. В разных культурах допустимы разные уровни эмоций.