Лекции по "Организационное поведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:54, курс лекций

Описание работы

Что такое организационное поведение?
После изучения этой главы вы сможете:
Дать определение организационного поведения.
Описать, что делают менеджеры.
Сформулировать ценность систематического изучения организационного поведения.
Перечислить главные трудности и преимущества для менеджеров в использовании концепций организационного поведения.
Определить вклад в организационное поведение основных поведенческих наук.

Файлы: 1 файл

Лекция Введение 8 Что такое организационное поведение- 8.doc

— 2.84 Мб (Скачать файл)

Макиавеллизм.

Характеристика носит имя Николо Макьявелли, который в шестнадцатом веке писал о том, как завоевать власть и пользоваться ею. Индивид с высоким Мак-уровнем прагматичен, поддерживает эмоциональную дистанцию и верит, что цель оправдывает средства. “If it works, use it” – “Если это действует – используй его”.

Исследования показывают, что индивиды с высоким мак-уровнем больше управляют, больше выигрывают, менее убеждаемы и более убеждают других, чем индивиды с низким мак-уровнем.  Результаты сглаживаются ситуацией. Высокий мак-уровень проявляется

1) когда они взаимодействуют  с другими лицом к лицу, а не опосредованно,

2) когда ситуация содержит минимальное  число правил и ограничений  и есть возможность импровизации,

3) где эмоциональные детали мешают  победе индивидов с низким  мак-уровнем.

Эффективность высокого мак-уровня в  работе зависит от типа работы и этических ограничений на результаты. Если работа требует способностей к сделкам (н.п. переговоры по работе) или при ощутимой премии за победу (н.п. комиссионные продажи), высокий мак-уровень продуктивен. Но если при получении результата проверяются и средства его достижения, если требуется абсолютно стандартное поведение или если перечисленные выше условия не выполняются, эффективность высокого мак-уровня предсказать трудно.

Самооценка.

Люди различаются также по тому, насколько они нравятся сами себе. Эта черта называется самооценкой.

Существуют интересные зависимости  между самооценкой и организационным  поведением. Так, самооценка прямо связана  с надеждой на успех. Человек с  высокой самооценкой верит, что  у него больше возможностей, чем требуется для успеха в работе. Он берется за более рискованную и необычную работу, чем человек с низкой самооценкой.

Люди с низкой самооценкой более  подвержены внешнему воздействию.

Люди с высокой самооценкой  более удовлетворены работой, чем  люди с низкой самооценкой.

Самоконтроль (самонаблюдение)

Черта личности, недавно обратившая на себя большое внимание – описывает  способность индивида подстроить свое поведение под внешние, ситуационные факторы.

Индивиды с высоким самоконтролем  показывают высокую адаптацию и подстраивание своего поведения к ситуационным факторам. Они чувствительны к внешним воздействиям и могут вести себя различно в разных ситуациях. Они могут показывать большое противоречие между своим публичным и приватным образами.

Люди с низким самоконтролем не могут вести себя так. Они предпочитают показывать свои желания и привычки во всех ситуациях, т.е. между тем, что они есть и тем, что они делают есть поведенческая связь.

Изучение этого свойства только начинается, но можно заметить, что индивиды с высоким самоконтролем внимательно наблюдают поведение других и способны подстраиваться под него лучше, чем лица с низким самоконтролем. Можно предполагать, что это свойство полезно в менеджерских позициях, требующих исполнения многочисленных и даже противоречивых ролей.

Принятие риска.

Разница в допустимом уровне риска  выражается во времени принятия решения  и количестве информации, необходимой  для этого. Эксперимент, в котором 79 менеджеров принимали решение  о приеме на работу показал, что менеджеры с высоким уровнем принятия риска принимали решение быстрее и меньшим количеством исходной информации. Интересно, что качество решения в обеих группах было одинаковым.

Высокий уровень допускаемого риска  может быть хорош в продаже  акций, брокерских фирмах, там, где нужно принимать быстрые решения. Напротив, в бухгалтерских и аудиторских фирмах требуется обратная характеристика.

Личность типа А.

Индивид типа А агрессивно вовлечен в хроническую, непрекращающуюся борьбу за достижение большего и большего за меньшее и меньшее время и, при необходимости, вопреки противодействующим усилиям других вещей или людей.

В северо-американской культуре такая  характеристика воспринимается позитивно.

Тип А

  • Всегда двигается, ходит и ест быстро;
  • Чувствует беспокойство, когда происходит много событий;
  • Пытается обдумывать или делать два и более дел одновременно;
  • Не может расслабиться во время отдыха;
  • Оценивает свой успех числом своих достижений.

 

Тип В, по контрасту с типом А,

  • никогда не страдает от чувства срочности и связанного с ним беспокойства;
  • не испытывает потребности показывать или обсуждать свои достижения, если это не требуется по ситуации;
  • играет для удовольствия и расслабления, а не для доказательства своего превосходства
  • может расслабиться без чувства вины.

 

Тип А  работает при высоких уровнях стресса. Он ощущает давление времени и живет в условиях жестких сроков. Это отражается на поведении. Тип А – быстрый работник. Он  предпочитает количество качеству. В позиции менеджера тип А показывает свою компетентность, работая долго и достаточно часто принимает плохие решения, поскольку делает это слишком быстро. Творческие способности его понижены, так как для разработки чего-то нового ему не хватает времени. Поведение его проще предсказать, чем для типа В.

Замечательные специалисты по продажам – обычно тип А, высшие руководители – тип В.

Личность и национальная культура.

Конечно, в любой стране нет одинаковых людей. В любой культуре, например, можно найти людей с высоким  и низким уровнем риска. Однако культура страны ощутимо влияет на личностные характеристики ее жителей.

Так интерналов в США больше, чем  в Саудовской Аравии, а тип А  в капиталистических странах, типа США и Канады, встречается чаще.

Соответствие личностей и работы.

Теория соответствия личности и  работы. Выделяет шесть типов личности и предполагает, что соответствие между типом личности и родом занятие определяет удовлетворение и работой и текучесть кадров.

Теория предложена Джоном Холландом (John Holland). Холланд выделяет 6 персональных типов и соотносит с ними наиболее соответствующие им работы.

Типология Холланда.

Тип

Характеристика личности

Соответствующее занятие

Реалист. Realistic

Предпочитает физическую активность, которая требует умения, силы и  координации

Стабильный, практичный,

Механик, оператор пресса, рабочий-сборщик, фермер

Исследователь. Investigative. Предпочитает занятия, включающие обдумывание, организацию и понимание

Аналитичный, оригинальный, любопытный, независимый

Биолог, экономист, математик, репортер.

Социальный. Social

Предпочитает занятия, включающие помощь и развитие других

Социальный, дружественный, совместный, понимающий

Социальный работник, учитель, советник, клинический психиатр.

Традиционный. Conventional

Предпочитает деятельность, регулируемую правилами, упорядоченную и однозначную.

Соглашательский, эффективный, практичный, невпечатлительный, негибкий

Бухгалтер, управляющий корпорацией, банковский служащий, служащий картотеки

Предприниматель. Enterprising

 Предпочитает вербальную активность, где есть возможность воздействовать на других и достичь власти

Самоуверенный, амбициозный, энергичный, доминирующий

Юрист, агент по продаже недвижимости, специалист по PR,  менеджер малого бизнеса.

Артистический. Предпочитает неясные и несистематические занятия, позволяющие творческое выражение

Впечатлительный, неупорядоченный, идеалистичный, эмоциональный, непрактичный

Художник, музыкант, писатель, специалист по интерьеру.


 

Эмоции.

До последнего времени эмоции работников не рассматривались в курсах организационного поведения по двум основным причинам:

1). Миф рациональности. Организация  строилась на принципах рационального взаимодействия ее участников, и эмоциям здесь не было места.

2). Любые эмоции считались разрушительными  для работы, и с ними надлежало  бороться.

Что такое эмоции?

Аффект, эмоция

Базовый термин, относящийся к широкому ряду чувств, которые испытывает человек

 

— Термины "аффект" и "аффективный" выражают эмоционально-конативный аспект ментальной деятельности в целом.

Эмоции

Сильные чувства, направленные на кого-либо или что-либо

Настроения

Чувства, менее сильные, чем эмоции и менее зависящие от контекстуальных  воздействий.


 

Работа, выполняемая служащим, имеет  физическую и ментальную составляющую. Служащий должен совершать определенные рабочие движения и совершать их осознанно. Кроме этого во многих случаях служащие должны демонстрировать и определенный эмоциональный настрой – оптимистичный и дружелюбный у стюардесс авиакомпаний, скорбный – у работников похоронных служб, нейтральный – у медицинских работников и др. Понятие эмоциональной составляющей, появившееся в сфере услуг, теперь все более распространяется и на обычную работу. Так, от членов рабочей группы ожидается благожелательность и вежливость, а от руководителя – способность эмоционально «зарядить» группу.

 

Эмоциональная работа

Ситуация, в которой служащий выражает в межличностных отношениях эмоции, требуемые организации


 

Эмоции переживаемые и демонстрируемые.

Важно разделить эти два типа. Во-первых, это нужно для внутреннего оправдания, во-вторых,  важно не принимать демонстрируемые эмоции за действительные.

 

Переживаемые эмоции

Реальные эмоции индивида

Демонстрируемые эмоции

Эмоции, которых  организация требует  от работника, считая их приемлемыми  для данной работы


Параметры эмоций

Разнообразие. Существуют десятки эмоций. Один из вариантов их классификации – разделение на положительные и отрицательные.

Положительные эмоции, такие как счастье или надежда, выражают благоприятные оценки или чувства.

Отрицательные – гнев, ненависть – наоборот.

Важно, что эмоции не могут быть нейтральными. Отрицательные эмоции действуют на людей сильнее и помнятся в пять раз дольше, чем положительные.

Выделяется шесть базовых, универсальных  эмоций:

    1. гнев,
    2. страх,
    3. печаль,
    4. счастье,
    5. раздражение и
    6. удивление.

Они же отчетливо выражаются мимикой.

Другие эмоции могут быть описаны  как производные от базовых.

Континуум эмоций может быть представлен  следующим образом:

счастье – удивление – страх  – уныние – гнев – досада.


Смежные эмоции из этого континуума достаточно близки, чтобы разные наблюдатели могли их смешать. Чем дальше эмоции разнесены в континууме, тем труднее их принять одну за другую.

Интенсивность. Люди по-разному реагируют на одни и те же эмоциональные раздражители. Это зависит от темперамента и национальной культуры. Важно, что ряд профессий требует особой эмоциональной сдержанности – экипажи авиалайнеров и спортивные судьи должны быть внешне невозмутимыми, в то время как ряд других, наоборот, требует демонстрации эмоций – спортивные комментаторы, евангелические проповедники, обвинители и защитники на судебном процессе.

Частота и длительность. Эмоциональная нагрузка растет с повышением частоты и длительности испытываемых эмоций. Это нужно иметь в виду при необходимости профессиональной демонстрации эмоций.

Могут ли люди не испытывать эмоций?

Встречаются люди, не показывающие практически  никаких эмоций и не реагирующие  на эмоции других. Психологи называют это явление алексизмией, что  по-гречески  означает отсутствие эмоций. Такие люди могут быть хорошими работниками  в позициях, связанных с программированием, работой с механизмами. Они неэффективны как торговые агенты и как менеджеры.

Пол и эмоции.

Распространено мнение, что женщины  более сосредоточены на своих  чувствах, более эмоционально реагируют  и лучше воспринимают чувства других, чем мужчины.

Действительно, женщины сильнее  и чаще выражают свои эмоции, как  положительные, так и отрицательные, исключая гнев. В отличие от мужчин, женщины, выражая эмоции, чувствуют  себя более комфортно. Они, также, лучше  мужчин воспринимают невербальные и паралингвистические сигналы.

Чем определяются эти различия?

Во-первых социальными условиями, в которых мужчины должны быть сильными и смелыми и не показывать эмоций, а женщины должны заниматься выхаживанием детей и больных, что требует большей эмоциональной отзывчивости.

Во-вторых женщины более способны воспринимать эмоции других.

В-третьих, женщины имеют большую  потребность в социальном одобрении  и выражении положительных эмоций, таких как радость.

Внешние ограничения  эмоций.

То, что хорошо на стадионе, недопустимо в офисе. В разных культурах допустимы разные уровни эмоций.

Информация о работе Лекции по "Организационное поведение"