Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 13:30, курс лекций
Наиболее длительный, начинается с 9-7 тысячелетия до нашей эры примерно до 18 века. Прежде, чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество накапливало опыт управления. Первые формы организации существовали на стадии первобытнообщинного строя ( упр-е сообща всеми членами рода). В ряде мест Ближнего Востока прим. 9-7 тыс. лет до н. Э. переход от присваивающего хозяйства к новой форме получения продуктов(производящая экономика).
Лекции по дисциплине «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
История развитие менеджмента связана с 2 подходами к управлению:
1.управление производством (
2.управление трудовыми коллективами (психологические факторы, мотивация, стимулирование).
Основные этапы становления и развития менеджмента
1 период – древний период
Наиболее длительный, начинается с 9-7 тысячелетия до нашей эры примерно до 18 века. Прежде, чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество накапливало опыт управления. Первые формы организации существовали на стадии первобытнообщинного строя ( упр-е сообща всеми членами рода). В ряде мест Ближнего Востока прим. 9-7 тыс. лет до н. Э. переход от присваивающего хозяйства к новой форме получения продуктов(производящая экономика). В др. Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством (3000-2800 до н .э.- формирование госуд. Управленческого аппарата). Сократ первым дал характеристику менеджмента(470-399г. до н. э.) и проанализировал различные формы управления. Платон (428- 348 до н.э.) классифицировал формы госуд. упр-я. Александр Македонский (356-323) развил теорию и практику управления войсками.
2 период- индустриальный период (1776-1890)
Адаму Смиту принадлежит заслуга
о развитии представлений о
3 период-период систематизации (1856-1960)
Формируются основные новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются исследователи и их взгляды. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означало, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. В результате были выбраны лучшие работники, которых обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Эти люди и были первыми менеджерами.
Основные школы менеджмента:
Классическая школа управления.
1911 г. Основатель – американский инженер и менеджер Фредерик Тейлор.
Придал понятию менеджмент качественную определённость – организация производства.
Книга: «Научная организация труда»
(сформулировал постулаты –
Он сводил труд лишь к физиологическим затратам, измерял напряжение, скорость реакций, рассчитывал законы нагрузки человеческого организма. Он обращал внимание на введение целесообразных режимов смены труда и отдыха.
Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации. Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Становление науки об управлении также связывается с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места.
Принципы Тейлора:
Продолжил подход Анри Файолем (административная школа (1920-1950 гг.))
Занимался вопросом о роли и функциях менеджмента. Написал: Общественное промышленное управление и научная организация труда, Позитивное управление.
Весь процесс управления разделил на 5 функций:
Принципы управления:
Результат зависит от воли работников и их возможностей (квалификации). Управлять умственной деятельностью сложнее, чем физической.
"Школа человеческих отношений" (поведенческой школы).
В ее основу положены достижения психологии и социологии. Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.
В начале XX в. ученые, изучающие поведение человека в трудовом процессе, были заинтересованы в повышении производительности труда. Сосредоточив внимание на рабочем, они понимали, что смогут лучше стимулировать их труд. Предполагалось, что люди являются живыми машинами и что в основе управления должна лежать забота об отдельном работнике.
Р. Оуэн был реформатором менеджмента в том смысле, что он первым обратил внимание на людей. Его идея состоит в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт и пр.) и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на "уход" за людьми (живой машиной). Родоначальником "школы человеческих отношений" принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих - это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э.Мэйо, результаты труда. Идея состоит в том, что простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда. Т.е. речь идет о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Мэйо пришёл к открытию роли человеческого и группового факторов. Он проводил Хотторнские эксперименты, в результате которых было сделано 3 вывода:
В данной теории учитывается деление человека по темпераменту.
Темперамент – совокупность психологических свойств человека, имеющих основу в наследственных характеристиках нервной системы и проявляющихся в поведении человека и типе реагирования на внешние условия. Черты темперамента имеют устойчивую природу и остаются неизменными у человека всю жизнь.
Большой вклад в развитие школы "человеческих отношений" был сделан в 1940—60-е гг., когда учеными-бихевиористами (от англ. behaviour - поведение) было разработано несколько теорий мотивации.
Одной из них является иерархическая теория потребностей А. М а с л о у. Он предложил следующую классификацию потребностей личности:
IV период — информационный период (1960 г. по настоящее время).
Более поздние теории управления разработаны
в основном представителями "
Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.
Наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Выводы ситуационного подхода состоят в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Теория управления – наука, опирающаяся на многие теоретические и прикладные знания, исследующая социально-экономические, социально-психологические и организационно-технические категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношения между ними.
Теорию управления принято рассматривать как комплексную науку или научное направление, опирающееся на многие теоретические и прикладные знания. Это объясняется многогранностью проблемы управления и многоаспектностью управленческой деятельности, основанной на сознательном использовании экономических, естественно-технических организационных, социально-психологических законов и закономерностей, присущих объекту управления. Теория управления, очевидно, должна быть ориентирована на решение практических задач.
Предметную область теории управления производством как комплексной науки можно определить, рассматривая управление как всеобщий вид человеческой деятельности во всех сферах общества и как конкретный производительный труд, возникший вместе с кооперацией труда и являющийся частью этого коллективного труда.
Элементами управления как всеобщего вида человеческой деятельности являются цель управления и способ достижения цели, объект и субъект управления, взаимодействующие в определенной окружающей среде.
Предметная область теории управления в широком аспекте охватывает социально-экономические, социально-психологические и организационно-технические категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношения между ними. Система отношений конкретизируется в виде вертикальной иерархии и горизонтальной сети. Данные категории – предмет исследования многих научных дисциплин; задача теории управления как комплексной науки – интеграция знаний, относящихся к управлению, с целью выработки научных принципов и методов эффективного управления.
Предметом рассмотрения теории управления являются управленческие отношения, реализующиеся как информационные связи при организации производства и управлении им.
Процесс управления включает сбор, переработку и передачу информации (предмет управленческого труда), используемой для выработки решений (продукт управленческого труда). Средства труда в управленческой деятельности – методы и средства обработки и анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений.
Управление производством (предприятием) базируется на общих основах экономического развития, которые определяют цели, принципы, методы управления и другие категории, составляющие предметную область исследования теории управления.
Всеобщими принципами управления являются:
Закономерности управления называются методологией.
Управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ.
Система – это совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов. Система имеет свойства – качества элементов, которые дают возможность выразить и описать ее в определенных величинах. То, что соединяет элементы и свойства системы в целое, называется связями системы. Устойчивые существенные связи между элементами системы, форма ее организации есть структура системы.