Лекции по "Основам менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 13:30, курс лекций

Описание работы

Наиболее длительный, начинается с 9-7 тысячелетия до нашей эры примерно до 18 века. Прежде, чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество накапливало опыт управления. Первые формы организации существовали на стадии первобытнообщинного строя ( упр-е сообща всеми членами рода). В ряде мест Ближнего Востока прим. 9-7 тыс. лет до н. Э. переход от присваивающего хозяйства к новой форме получения продуктов(производящая экономика).

Файлы: 1 файл

Лекции_Основы менеджмента.doc

— 768.00 Кб (Скачать файл)

Система характеризуется:

- определенным поведением (возможностью  контролируемого перехода системы  из одного состояния в другое);

- равновесием (способностью при  отсутствии внешнего воздействия  сохранять заранее заданное состояние);

- развитием (упорядоченным поведением, совершенствованием структуры и  функций системы под влиянием  внутренних факторов).

Различают системы по происхождению:

1) природные (естественные)

2) антропогенные (искусственные)

2.1. технические

2.2. технологические

2.3. информационные

2.4. социальные

2.5. экономические

По объективности существования  системы могут быть:

а) материальными (существуют объективно, т.е. независимо от сознания человека)

б) идеальными («сконструированы»  в сознании человека в виде гипотез, теорий, формул, знаковых схем и т.п.)

По степени связи  с окружающей средой системы бывают:

а) открытыми

б) относительно обособленными

По обусловленности  действия системы бывают:

а) детерминированными – т.е. одной  и той же причине всегда соответствует однозначный результат;

б) вероятностными, когда одной  и той же причине может соответствовать  одни из нескольких возможных результатов.

Несмотря на существование общих  закономерностей управления различными системами, сущность управления всегда связана с самой управляемой системой, ее специфическими закономерностями.

Управление изначально присуще  человеческому обществу, т.к. труд, даже в простейших своих проявлениях, есть сознательная целесообразная деятельность, которая предполагает целеполагание, выбор средств для достижения поставленной цели, их планомерное применение. Человек сознательно регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой, приводит в движение и известным образом направляет свои силы и знания, опредмечивает их и в конечном итоге овладевает определенными природными процессами, преобразуя их, подчиняя своей воле. Короче говоря, человек управляет как самим собой, так и процессами, существующими вне и независимо от его сознания и воли. В этом смысле управление – во всяком случае, в той форме, в какой оно осуществляется человеком, - находится в постоянном коррелятивном отношении с преобразованием природы. Это единство производительной деятельности и управления (и самоуправления) становится непосредственно очевидным даже при беглом взгляде на совместную деятельность людей. Но человек есть общественное существо, и индивидуальная деятельность его также социальна. Вот почему управление (и самоуправление) с самого начала должно быть определено как социальная функция.

Социально-экономические системы весьма разнообразны, в них действуют различные законы развития. Участниками таких систем являются люди с их многообразными интересами, видами деятельности. Каждая из таких систем индивидуальна, что обуславливает необходимость поиска индивидуальных управленческих решений с целью достижения определенных результатов. Но все социально-экономические системы характеризуются следующими признаками. Это системы:

  1. искусственные (созданы человеком);
  2. материальные (существуют объективно и требуют материальных и финансовых затрат);
  3. открытые (существуют обменные процессы с внешней средой);
  4. динамические (они развиваются, меняются);
  5. вероятностные

В экономических системах управление осуществляется управляющей подсистемой, которую часто называют системой управления. Управление предполагает управляющую и управляемую системы.

Система управления – это субъект либо орган управления, целостная совокупность относительно самостоятельных элементов, реализующих закрепленные за ними функции управления. Состав и соподчиненность элементов, звеньев и ступеней управления образуют организационную структуру.

Управляемая система – это объект управления или сфера управленческой деятельности. Связь управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления осуществляется через информационную систему, представленную в виде информационных потоков. Именно информация обеспечивает возможность воздействия управляющей системы на управляемую. Сообщения от объекта управления к субъекту называется обратной связью.

 

Схема взаимосвязи  субъекта и объекта управления.

Учитывая вышесказанное, управление можно представить как процесс  перевода управляемой системы в  заранее заданное состояние с  помощью информационного воздействия, направляемого от управляющей системы, а науку об управлении – как науку об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах. Наука управления разрабатывает свою теорию. Ее содержанием являются законы и закономерности целенаправленной деятельности в процессе управления.

Управленческие отношения – отношения между людьми в процессе управления, особая форма связи между субъектом и объектом управления, управляющей и управляемой системами в процессе осуществления управленческого труда на основе познания и использования объективных тенденций и принципов функционирования социальных систем. Это связи людей по полномочиям управления, их соподчиненности друг другу в процессе совместной трудовой деятельности.

Историзм развития управления проявляется в следующих моментах:

  1. состояние развития управления находится в сильной зависимости от уровня развития производительных сил.
  2. почти все подходы к решению проблем развития управления связаны с отработанными в прошлом опытом решения аналогичных проблем.

Современной теорией управления социально-экономическими системами выступает менеджмент.

Условия и факторы, возникновения и развития менеджмента.

  • Объективные изменения, происходящие в самом управлении под влиянием различных факторов развития производства, общества, человека.
  • Развитие управленческой мысли.
  • Общее развитие науки, которое определяет методологию осмысления исторических фактов на каждом из этапов развития.
  • Потребность в знании истории.
  • Роль истории в социально-политической жизни страны.
  • Структурирование исторических тенденций - потребностей будущего

Лекция 3. Природа управления и исторические тенденции его развития

Понятие и развитие управления

Управление – это деятельность по руководству людьми и определенными процессами, предполагающая подчинение одного субъекта другому и направленная на упорядочение процессов, протекающих в природе и обществе.

В принципе, по своей природе  управление как процесс остается, примерно, таким же, как и много  веков назад. Выделяются:

  • Авторитарное (жесткое управление)
  • либеральное
  • демократическое (коллегиальное управление).

Каждая из этих основных парадигм управления имеет преимущества и недостатки и должны осуществляться в соответствующий момент развития общества, государства, предприятия.

Внимательный взгляд на историю человечества позволяет выделить управленческие революции:

  1. За начало отсчета обычно принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к 5 тыс. до н. э. Она привела  к появлению особого слоя жрецов – бизнесменов,  связанных с торговыми операциями, коммерческими расчетами. Это – первая управленческая революция называется «религиозно-коммерческая».
  2. «светско-административная» – она связана с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) – издал свод законов управления процессом для регулирования всего многообразия деловых отношений между различными социальными группами населения. На основе законов был внедрен светский стиль управления, усилен контроль и ответственность за выполнение работы.
  3. «призводственно-строительная» - она была направлена на соединение административных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Это правление Навуходоносора II (605-562).
  4. связана с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации – 17-18 вв. ее результатом стало отделение управления от собственности и зарождение профессиональных управленцев.
  5. бюрократическая – 19-20 вв. теоретическая платформа – концепция «рациональной бюрократии». Основные результаты:
  1. формирование крупных иерархических структур;

  1. разделение управленческого труда;

  1. введение норм и стандартов;

  1. установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров.

Факторы, определяющие развитие  современного управления

1) фактор дифференциации связан с разработкой методологии управления

Исходя из науки и практики управления 20 в (век научного управления), легко  выделяются стандартные подходы  и принципы к управлению. Это, прежде всего системный подход, который  предполагает учитывать влияние  внешней среды на предприятие, взаимоувязку всех элементов внутренней среды между собой, умение подстраиваться под ситуационные изменения на рынке. Незыблемыми принципами управления до сих пор остаются: а) измерение производительности труда, б) предельная рационализация труда (ничего лишнего), в) жесткая дисциплина, г) высокая мотивация и социальная защищенность работников,  д) создание команды на основе партнерских отношений.

Западный менеджмент все это  освоил и сейчас, ввиду повышения  конкуренции, на управление предприятиями уже воздействует фактор дифференциации (разделение, отличия), - то есть, как уйти от стандартов, где найти отличие от других.

2) фактор – соединение человека  со средствами труда. В середине 19 в и начала 20 в человек подчинялся  средствам труда, так как машинам, конвейеру и все управление человеком исходило от логики подчинения работника технологическому процессу, машине (индивидуализм). В 70-е – 80-е годы 20 в человек управляет машинами, роботами, компьютерами, поэтому заговорили об интеллекте, о творчестве работника, его самореализации, стали использовать коллективные формы управления и организации труда. 21 в – век информации, значит, одна из главных задач управления заключается в правильном и опережающем использовании информации.

В нашей стране работники пока «никто» и «ничто». А большую роль играют чиновники и «крыша».

3) фактор – продукт – в  настоящее время основной продукт  – это информация, исследования  и разработки. При этом на первом  месте остается безусловное удовлетворение  потребностей клиента. В 21 в одним из основных продуктов станет здоровье человека, что повлечет за собой глобальные изменения и в промышленном производстве.

4) культурный фактор – в управлении  выделяют в 20 в несколько направлений  менеджмента: американский менеджмент (50-60 гг.), японский менеджмент; интегративный менеджмент (слияние лучшего); универсальный менеджмент. В настоящее время модной стала культура, основанная на управлении разнообразием, так как, не взирая на глобализацию, должны сохраняться преимущества национальной культуры управленческих форм.

 

Виды и элементы процесса управления

Объектом социального управления являются люди и человеческая деятельность. К механизмам управления относят: власть, влияние, планирование, мотивацию, контроль…

Социальное управление можно классифицировать по следующим признакам:

  • По объекту – государство, регион, организация, подразделения, коллектив, индивидуум;
  • По сфере – государственные структуры, фирмы, политические, хозяйственные, религиозные, общественные организации; учреждения социальной сферы;
  • По методам воздействия на объекты (административные, командные, демократические, самоуправления);
  • По содержанию – (общее управление; управление техникой; управление людьми; управление финансами и т. п.);
  • По периоду – стратегическое, перспективное, текущее.

Управленческий процесс  состоит из таких элементов, как управленческий труд; его предмет, средство, продукт труда.

Предмет управления труда – информация о проблеме, процессе.

Продукт управления труда – управленческое решение, так как преобразованная информация, которую используют для практического воплощения. Средства управления труда – все, что необходимо для преобразования информации (сам человек, средства связи, оргтехника).

Этапы управления деятельностью:

  1. получение и восприятие информации;
  2. анализ информации, выработка и принятие решений;
  3. организация выполнения решений;
  4. контроль, анализ, корректировка работ;
  5. мотивация исполнителей.

Разновидности управления труда:

  1. Эвристический труд – изучение проблем и разработка вариантов их решения.
  2. Административный труд – координация деятельности подчиненных, контроль, учет, отдача распоряжений, инструктажи, мотивация.
  3. Операторный труд – технологическое обеспечение производства и управления необходимой информацией (документооборот, статистика, отработка информации).

Лекция 4. Закономерности управления различными системами

В принципах обобщены познанные  законы и закономерности и оправдавший  себя опыт управления. Закономерности, повторяемые в значительном количестве положительных результатов решения задач управления, становятся принципами. Принципы не привнесены извне, они вытекают из самой сущности общества, из уровня развития его производительных сил, культуры и т.п.

Информация о работе Лекции по "Основам менеджмента"