Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 20:38, курс лекций
Персонал как объект и субъект управления.
Персонал – личный состав или работники организации, составляющие группу по профессиональным и другим признакам.
Объектом управления является персонал организации, предприятия, компании, фирмы и отношения между работниками в процессе производства. Управление нацелено на эффективное развитие и использование их потенциала. Объектом непосредственного управления может быть коллектив бригады, цеха, участка, отдела и т.п.
Для эффективного применения данного метода может использоваться форма анкеты. Очень важно, чтобы анкета для оценки по методу «360 градусов» была построена на основе некоей универсальной для данной организации системы критериев. Только в этом случае полученную в результате анкетирования информацию можно сопоставить с другими, уже имеющимися данными. Также желательно, чтобы анкета предлагала экспертам не только выставить цифровые оценки, но и выбрать поведенческий индикатор, и привести пример. Таким образом, в результате оценки по методу «360 градусов» мы можем получить два вида информации: качественную и количественную. Качественная информация позволяет описать, как именно проявляет себя сотрудник на работе, а количественная даёт возможность сравнивать сотрудников друг с другом. Цель метода - получить всестороннюю оценку аттестуемого.
Преимущества данного метода:
Недостатки данного метода:
работников: формы, принципы, условия эффективности.
Важнейшим
инструментом достижения соответствия
между потребностью в труде и фактическими
возможностями коллектива служит регулирование
режимов рабочего времени. Таким способом
удается удовлетворить изменяющуюся потребность
в труде (как в большую, так и в меньшую
сторону) с той же самой численностью работников,
никого не увольняя и никого не принимая
со стороны, что в условиях становления
рыночных отношений имеет большое экономическое
и социальное значение. Неслучайно выбор
режимов рабочего времени начинает играть
все более существенную роль в кадровой
политике предприятия.
Регулирование режимов рабочего времени
в условиях нестабильного производства
стало возможным благодаря новому законодательству
о занятости и о труде.
Применяемые на практике режимы работы
обусловлены особенностями производства,
организационными формами выполнения
отдельных видов работ в различных сферах
деятельности, но все они, как правило,
исходят из необходимости соблюдать установленную
норму рабочего времени применительно
к тому или иному календарному периоду
(рабочий день, неделя, месяц, год).
Однако в последние годы все более широкое
применение стали находить так называемые
нестандартные режимы работы, которые
предусматривают возможность отработки
рабочего времени как меньшего, так и большего
по сравнению с нормой объема. Причем выбор
такого рода режимов проходит как по инициативе
работника, так и по инициативе администрации.
По данным статистики развитых зарубежных
стран, в настоящее время работают по нестандартным
режимам рабочего времени примерно 25 -
30% от числа занятых [1].
ВИДЫ НЕСТАНДАРТНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ
Отклонение от нормы рабочего времени
в меньшую сторону может быть предусмотрено
условиями найма рабочей силы (когда заранее
оговаривается сокращенная рабочая неделя
или сокращенный рабочий день). В других
случаях его следует рассматривать как
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Старые концепции мотивации
Многие руководители, особенно не имеющие специальной подготовки, испытывают сильное влияние этих концепций. Люди, являющиеся подчиненными в современных организациях, обычно гораздо более образованны и обеспеченны, чем в прошлом.
"Метод кнута и пряника" хорошо известен тысячи лет. В преданиях и мифах можно найти множество историй, в которых цари держат награду перед глазами героя или заносят меч над его головой. Долгое время принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить. Постепенно жизнь людей начала улучшаться, и управляющие стали понимать, что простой "пряник" не всегда заставляет человека трудиться усерднее.
Современные теории мотивации.
С появлением работ Э. Мэйо стало ясно, какие потенциальные выгоды сулит понимание психологии и то, что мотивация по типу кнута и пряника недостаточна. Мэйо и его сотрудники, проведя в течение восьми лет крупные исследования поведения работника на рабочем месте, пришли к осознанию того, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, сильно влияют на производительность труда.
Выделяются две группы теорий мотивации: содержательные (основаны на анализе потребностей человека) и процессные (основаны на оценке ситуаций, которые возникают в процессе мотивации).
Наиболее известные содержательные теории мотивации связаны с именами: А. Маслоу (теория иерархии потребностей), К. Альдерфера (теория FRG), Д. Мак-Клелланда (теория приобретенных потребностей) и Ф. Герцберга (двух факторная теория). Все они основаны на классификации потребностей.
К числу процессуальных теорий мотивации относят теорию ожидания К.Левина, предпочтения и ожидания В.Врума, теорию подкрепления Б.Ф.Скиннера, теорию справедливости Портера-Лорела, модель выбора риска Д.Аткинсона, теорию «Х» и «У» Д.Макгрегора и др.
Идеальная работа должна:
— иметь целостность, то есть приводить к определенному результату;
— оцениваться служащими как важная и заслуживающая быть выполненной;
— давать возможность служащему принимать решения, необходимые для ее выполнения, то есть должна существовать автономия (в установленных пределах). Либо, как вариант, — групповая автономия;
— обеспечивать обратную связь с работником, оцениваться в зависимости от эффективности его труда;
— приносить справедливое, с точки зрения работника, вознаграждение.
Спроектированная в соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение, стимулирует качественное выполнение работы, а также, по закону возвышения потребностей, стимулирует к выполнению более сложной работы.
Методы на рабочем месте |
Методы вне рабочего места |
|
1.Лекция |
|
2.Рассмотрение практических ситуаций и кейсов |
|
3.Деловые игры |
|
4.Ролевые игры и ситуационно – деятельностные игры |
|
5.Моделирование |
|
6.Тренинги |
|
47. Оценка личных и деловых качеств работника: содержание, задачи, методы проведения.