Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:01, курсовая работа
Предметом данной работы является: менеджмент организации.
Цель работы:
1. Показать важность менеджмента в деятельности предпринимателя.
2. Оценить профессиональный уровень менеджмента на фирме ЗАО «В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть составляющие менеджмента.
2. Охарактеризовать объект исследования.
3. Проанализировать деятельность менеджмента фирмы.
4. Внести предложения по повышению эффективности менеджмента ЗАО «
При анализе и оценки менеджмента ЗАО «применялся системный подход.
В процессе выполнения данной курсовой работы использовались периодические издания, учебная и методическая литература.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты организации труда предпринимателя. Стили руководства……………………………………………………………………….…5
Принятие управленческих решений…………………………………….….5
Влияние стиля руководства на деятельность организации……………….8
Мотивация персонала………………………………………………………15
Глава 2. Анализ организации труда предпринимателя и его стиля управления организацией на примере ЗАО»…………………………………….19
2.1. Характеристика организации ЗАО «»…………………………19
2.2. Организация деятельности руководителя ЗАО «»……………25
2.3. Управление «человеческими ресурсами»………………………………..29
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию и повышению уровня стиля руководства ЗАО «»……………………………………………………..….41
3.1. Формирование эффективного стиля руководства………………………41
3.2. Стиль работы руководителя ЗАО «», его основные преимущества и недостатки……………………………………………………………………...43
3.3. Рекомендации по совершенствованию стиля руководства ЗАО «»………………………………………………………………………………46
Заключение…………………………………………………………………………51
Список использованной литературы……………………………………………53
На эффективность деятельности организации во многом оказывает то, как (каким образом, какими инструментами, при помощи каких методов и принципов и т.д.) оказывает управляющее воздействие ее руководитель, т.е. какой стиль он использует.
Стиль руководства – это система способов и методов воздействия на подчиненных, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Принято считать, что стиль руководства может изменяться от авторитарного, до либерального (являются крайними полярными противоположностями). Основное различие между этими двумя стилями заключается в степени участия персонала фирмы в процессе принятия решений касающихся всей деятельности организации. При авторитарном стиле сотрудники практически отстраняются от возможности каким-либо образом влиять на принятие данных решений, а при либеральном сотрудники фактически предоставлены сами себе и фактически от их действий и решений зависит функционирование организации.
Применение того или иного стиля определяется следующими факторами:
- особенностями организации (например, армия – авторитарный стиль, государственная дума – демократический стиль, киностудия – либеральный стиль);
- особенностями ситуации (например, во время кризисной ситуации выбирается авторитарный стиль, а во время экономического подъема в организации демократический стиль);
- личностными характеристиками руководителя (как правило, чем выше культура и профессионализм руководителя, тем более демократического стиля он придерживается);
- личностными характеристиками подчиненных (более эффективным для работников меланхолического типа является авторитарный стиль, а для флегматиков демократичные формы руководства), и т.д.
Эффективность стиля управления можно оценивать по таким параметрам, как:
- степень инновационной активности в организации
-
удовлетворенность работой
- повышение качества продукции или услуг и т.д.
Существует ряд теорий относительно того, как управлять и в каких ситуациях, какой из стилей наиболее предпочтителен. Рассмотрим некоторые из них.
I. Управленческая сетка университета Огайо.
Начиная с 1945 года, группа исследователей Государственного университета Огайо предприняла ряд исследований поведения руководителя. В результате этих исследований, стали понятны многие стороны поведения руководителя.
Основным методом исследований было заполнение анкеты. Руководитель, получивший высокую оценку «отношение», принимал во внимание идеи подчиненных, уделял внимание настроениям подчиненных и двусторонней коммуникации (рис. 1).
Руководитель, получивший высокую оценку относительно «структуры», старался свою работу и работу своих подчиненных направить на достижение целей организации [8, 70-71].
I | II |
III | IV |
Внимание
к отношениям в структуре
низкое
Внимание к структуре отношений
Рис. 1. Управленческая сетка
I – Основное внимание уделяется самой работе, ее структурированию, слабо учитываются нужды и желания людей;
II – Здесь руководитель одинаково большое внимание уделяет как самой работе (ее выполнению), так и работникам (взаимоотношениям с ними, их стремлениям и т.д.);
III – Руководитель не справляется со структурированием и выполнением заданий, что отрицательно сказывается на взаимоотношениях с подчиненными;
IV
– Здесь руководитель особенно большое
внимание уделяет работникам и их потребностям
упуская при этом важность выполнения
самой работы.
II. Управленческая матрица Блейка-Мутона.
В
данном подходе стиль руководства обозначается
местом поля, ограниченного осями «забота
о производстве» и «забота о людях» (рис.
2).
«Дом отдыха»
«Команда»
1.9 «Организация» 5.5
1.1 «Бедность» «Подчинение» |
Учет интересов
людей
низкий высокий
Учет интересов
производства
Рис.2.
Управленческая матрица Блейка-Мутона
1.1.
«Бедность» – нет заботы о
сотрудниках, также слаба
1.9.
«Дом отдыха» – руководитель
сосредотачивается на хороших,
теплых человеческих
9.1.
«Подчинение» – руководитель
заботится об эффективности
5.5.
«Организация» – руководитель
достигает приемлемого
9.9.
«Команда» – благодаря
Первые
три стиля (1.1; 1.9; 9.1) используются в
специфических случаях и эффективны в
краткосрочном периоде, стили 5.5 и 9.9 эффективны
как в краткосрочном, так и в долгосрочном
периоде.
III. «Система 4» Р. Лайкерта.
Теория
Р. Лайкерта утверждает, что производительность
труда напрямую зависит от стилей руководства.
Описание стилей характеризуется различной
степенью авторитарного и демократичного
стиля, необходимо для оказания влияния
на людей, побуждая их к достижению целей
организации (табл. 2).
Таблица 2
Стили руководства Р. Лайкерта
Организационные переменные | Система 1 | Система 2 | Система 3 | Система 4 |
Эксплуататорско-авторитарный | Благосклонно-авторитарный | Консультативно- |
Стиль основанный на участии | |
Уровень доверия подчиненным, уверенность в них | Не уверен, не доверяет, абсолютный контроль | Небольшая уверенность и доверие, большой контроль | Значительное доверие, умеренный контроль | Полная уверенность и доверие, контроль отсутствует |
Характер мотивации | Угроза наказания, штраф, редко вознаграждение | Вознаграждение и в определенной мере наказание | Вознаграждение, участие, редко наказание | Совместное участие в управлении |
Характер взаимодействия и влияния | Слабое взаимодействие из-за недоверия руководителя и страха подчиненных | Чуть большее взаимодействие и осторожность подчиненных | Умеренное взаимодействие при наличии положительной реакции | Полное и дружеское взаимодействие на основе взаимного доверия и уверен-ти |
Исходя
из данной теории, используемый стиль
руководства оказывает значительное влияние
на такие переменные величины конечных
результатов, как производительность,
невыход на работу без уважительных причин,
взаимоотношения, текучесть рабочей силы
и т.д. Соответственно конечные результаты
более благоприятны, когда используется
участвующий стиль руководства, сосредоточенный
на служащих [4, 67-68].
IV. Ситуационная модель руководства Ф. Фидлера.
Данная модель концентрирует внимание на адаптивном стиле руководства.
В основе данной теории лежат три ситуативных компонента, которые оказывают влияние на эффективность руководителя:
1. Взаимосвязь руководитель-подчиненный (личные взаимоотношения руководителя с подчиненными группы, степени доверия и лояльности подчиненных к руководителю).
2. Структура задания (степень шаблонности в работе, предназначенной для группы).
3. Должностные полномочия руководителя (например, право поощрять и порицать).
Предлагается рассматривать различные стили руководства для разных ситуаций в зависимости от значения всех трех составляющих:
- рекомендующий, руководитель склонный к сотрудничеству (поощряет инициативу сотрудников, а также хорошие взаимоотношения между членами группы);
- директивный, руководитель склонный давать указания (постоянный контроль, в основном ориентация на работу, а не на людей) [4, 76-77].
В таблице 3 указывается тип стиля руководства, который наиболее эффективен в зависимости от трех ситуативных компонентов.
Таблица 3
Ситуативная модель выбора стиля руководства
Ситуативные компоненты | Стиль руководства, связанный с эффективностью | |||
Условие | Взаимоотношения руководитель-подчиненный | Структура задания | Должностные полномочия | |
1. | Хорошие | Высокая | Сильные | Директивный |
2. | Хорошие | Высокая | Слабые | Директивный |
3. | Хорошие | Низкая | Сильные | Директивный |
4. | Хорошие | Низкая | Слабые | Рекомендующий |
5. | Плохие | Высокая | Сильные | Рекомендующий |
6. | Плохие | Высокая | Слабые | Рекомендующий |
7. | Плохие | Низкая | Сильные | Рекомендующий |
Директивный | ||||
8. | Плохие | Низкая | Слабые | Директивный |