Методы управления персоналом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ методов управления персоналом на предприятии и разработка направлений их совершенствования на примере УО СПК «Путришки» Гродненского района.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. дать характеристику и рассмотреть сущность и виды административных, экономических и социально-психологических методов управления персоналом;
2. проанализировать особенности применения различных методов управления в УО СПК «Путришки» Гродненского района и выявить их недостатки;
3. разработать рекомендации по совершенствованию применения методов управления персоналом данного предприятия.

Содержание работы

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ……………………………………....3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………..…7
1.1 Понятие о методах управления персоналом…………………………….7
1.2 Понятие, характеристика и виды административных методов управления….........................................................................................................9
1.3 Сущность экономических методов управления и их характеристика.....................................................................................................13
1.4 Понятие, сущность и виды социально-психологических методов управления……………………………………………………………………...…...20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УО СПК «ПУТРИШКИ» ГРОДНЕНСКОГО РАЙОНА…………………………………....26
2.1 Анализ применения административных методов управления…..……26
2.2 Анализ применения экономических методов управления…………....32
2.3 Анализ применения социально-психологических методов управления.................................................................................................................40
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УО СПК «ПУТРИШКИ» ГРОДНЕНСКОГО РАЙОНА…...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....64

Файлы: 1 файл

Методы_управления_.docx

— 164.46 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ  УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ……………………………………....3

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………..…7

1.1 Понятие о методах управления персоналом…………………………….7

1.2 Понятие, характеристика и  виды административных методов  управления….........................................................................................................9

1.3 Сущность экономических методов управления и их характеристика.....................................................................................................13

1.4 Понятие, сущность и виды социально-психологических методов управления……………………………………………………………………...…...20

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УО СПК «ПУТРИШКИ» ГРОДНЕНСКОГО РАЙОНА…………………………………....26

2.1 Анализ применения административных методов управления…..……26

2.2 Анализ применения экономических методов управления…………....32

2.3 Анализ применения социально-психологических методов управления.................................................................................................................40

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В  УО СПК «ПУТРИШКИ» ГРОДНЕНСКОГО РАЙОНА…...51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....64

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...…..67

 

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

 

 

УО СПК – Учебно-опытный сельскохозяйственный производственный кооператив

ЭММ – экономико-математические методы

ПСИ – персональные социометрические индексы

ГСИ – групповые социометрические индексы

ГСДОУ – государственная система документационного обеспечения управления

ЭЦП – электронная цифровая подпись

ECM – Enterprise Content Management

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Общество представляет собой сложную, многоуровневую, целостную и динамически развивающуюся систему. Неотъемлемым атрибутом любой системы – экономической, технической, социальной – является управление, которое обеспечивает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение целей системы. По мере развития производства и научных исследований в области социологии и психологии управления, социологии организации, социальной психологии появились различные подходы к оценке управления как специфической человеческой деятельности управления.

В последние годы в Беларуси происходят фундаментальные преобразования в управленческой деятельности, в структуре и функциях управления, в процедурах разработки и принятия управленческих решений. В современном обществе происходят глубинные трансформации, начиная с социально-политической жизни и заканчивая личной жизнью отдельного человека, то есть идет пересмотр единообразия ценностных ориентаций и смысложизненных установок к свободному выбору жизненной позиции, идеалов, стандартов поведения. В этих условиях идет и трансформация всей системы управления, происходит смена управленческих кадров.

Средства влияния на трудовой коллектив или на отдельных работников называют методами управления.

Менеджмент  рассматривает  методы  управления  как  совокупность  разнообразных способов и приемов, используемых управленческим  аппаратом предприятия, фирмы для активизации инициативы и творчества всего персонала в процессе практической деятельности и для удовлетворения их жизненных потребностей. Цель методов управления – обеспечение гармонии, органического сочетания индивидуальных, коллективных и общественных интересов. Методы управления призваны обеспечить высокую эффективность труда  работников, их согласованную работу, максимально мобилизовать персонал на успешное достижение целей предприятия.

Особая роль методов управления состоит в том, чтобы  создать условия для четкой организации процесса управления, применения современной техники и прогрессивных технологий организации труда и производства.

Разработка методов управления персоналом является важной функцией управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и именно от людей, в конечном счете, зависят ее экономические показатели и конкурентоспособность.

Всем вышесказанным в  полной мере обусловлена актуальность данной курсовой работы, целью которой  является анализ методов управления персоналом на предприятии и разработка направлений их совершенствования  на примере УО СПК «Путришки» Гродненского района.

Предмет исследования –  методы управления персоналом предприятия.

Объект – УО СПК «Путришки» Гродненского района.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. дать характеристику и рассмотреть сущность и виды административных, экономических и социально-психологических методов управления персоналом;

2. проанализировать особенности  применения  различных методов управления в УО СПК «Путришки» Гродненского района и выявить их недостатки;

3. разработать рекомендации по совершенствованию применения методов управления персоналом данного предприятия.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Для исследования проблемы использовались различные методы исследования: анализ научной литературы по избранной теме, экономико-математические методы, методы опроса и анкетирования. Информационной базой исследования вступили учебные пособия по менеджменту, управлению производством, а также данные годовых отчетов предприятия за 2010-2012 гг.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ  УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

1.1. Понятие о методах управления персоналом

 

 

В процессе управления предприятием используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих  упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, этапов процедур и операций, необходимых  для принятия решений в управляющей  и управляемой системах производства.

В совокупности они образуют методы управления, под  которыми понимаются способы осуществления  управленческой деятельности для достижения поставленной цели.

Методы  управления позволяют сформировать систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени  и других ресурсов на выполнение основной цели предприятия. Основу системы методов, используемых в управлении предприятиями, составляет общенаучная методология, которая содержит системный и комплексный подходы к решению проблем [11, с. 142].

Системный подход применяется как способ упорядочения управленческих проблем, он позволяет  определить цели решения, выявить варианты, установить связи и зависимости элементов проблем, факторы и условия, которые оказывают воздействие на решение проблем.

Системный подход дает возможность выявить  факторы и причины, приведшие  к появлению проблемы в целом, особенно в новых ситуациях, с  которыми ранее не сталкивались, когда  возникает потребность в сборе  информации, ее изучении, оценке ее достоверности  и объективности, использовании  при выработке решения по проблеме.

Комплексный подход – это специфическая форма  рассмотрения проблем управления. Он используется в стратегическом планировании в многоцелевой системе управления, которая активно взаимодействует  с внешней средой (изучаются исследования многих наук, излагающих решения и  содержание различных проблем общества, организаций, социальных явлений, психологии, социологии) [11, с. 143].

Моделирование – это обширная сфера применения в процессах управления, где решаются сложные проблемы, требующие системного и комплексного подходов при выработке  решений. Моделирование осуществляется в несколько этапов, на которых  уточняется постановка задачи, конструируется модель производства, проводится теоретический  и экспериментальный анализ на достоверность. После практического применения и анализа полученных данных осуществляется при необходимости корректировка  с целью ввода дополнительных данных, ограничений, критериев [22, с. 81].

При решении  проблем управления наибольшее распространение  получили следующие модели: теория игр, теория очередей, линейное программирование, теории экономического анализа. Они  позволяют решать большой класс  задач управления с применением  экономико-математических методов (ЭММ) – методы на стыке экономики, математики, кибернетики.

ЭММ используются при решении задач формирования цен, распределения ресурсов, программно-целевого планирования, межотраслевого баланса.

Существует  классификация методов управления, которая делится на три группы.

1. Организационно-распорядительные методы управления основаны на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления; эти методы называют административными.

2. Экономические методы управления основаны на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира и мышления; использование этих методов базируется на системе экономических интересов личности, коллектива и общества.

3. Социально-психологические  методы управления основаны на  формировании и развитии общественного  мнения относительно общественно  и индивидуально значимых нравственных  ценностей – добра и зла,  сути жизни, нравственных начал  в обществе, отношений к личности  и т. д. [22, с. 83].

Методы  управления используют и формируют  экономические интересы, взаимоотношения  между людьми и их правовые отношения.

В управлении недопустимо ставить вопрос о  постоянном приоритете тех или иных методов управления. В различных  обстоятельствах при решении  разных задач на передний план могут  выдвигаться как те, так и иные методы и занимать преобладающее  значение. Удельный вес методов находится  в постоянной динамике. Руководитель должен безупречно владеть всеми  методами управления в их единстве, системе. Это означает, что он должен обладать высокой экономической  культурой, профессионализмом в  области правовых отношений и  быть высококомпетентным психологом и  воспитателем.

 

 

 

1.2. Понятие, характеристика  и виды административных методов  управления

 

 

Административные методы – способы  и формы управления, в основе которых  лежит голое администрирование, распорядительство, опирающееся на приказы, распоряжения, спускаемые сверху установки [13, с. 176].

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т.п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным состоянием является реализация управленческих воздействий без значительных искажений нижестоящими звеньями управления [9, с. 39].

Административное воздействие  заключается в целенаправленном изменении субъектом управления состояния объекта.

Для административных методов характерно их соответствие нормам органов управления.

Различают 5 основных способов административного воздействия (рисунок 1.2.1).

 

 

Рисунок 1.2.1 – Основные способы административного воздействия в организации [4, с. 77]

 

В организации возможны три формы  проявления административных методов:

1. обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);

2. согласительные (консультация, компромисс);

3. рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).

Система административных методов  может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов:

1. воздействия на структуру управления;

2. воздействия на процесс управления.

Организационное воздействие на структуру  управления осуществляется в большинстве  случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического  инструктирования и проектирования.

Воздействие на процесс управления – это методы распорядительного  влияния руководителя на коллектив в целом и личности в частности [4, с. 76].

Административное воздействие  связано с тремя типами подчинения:

1. вынужденное и внешне навязанное подчинение, которое сопровождается дискомфортным чувством зависимости от нажима (порой грубого и бесцеремонного) «сверху»;

Информация о работе Методы управления персоналом на предприятии