Методы управления персоналом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ методов управления персоналом на предприятии и разработка направлений их совершенствования на примере УО СПК «Путришки» Гродненского района.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. дать характеристику и рассмотреть сущность и виды административных, экономических и социально-психологических методов управления персоналом;
2. проанализировать особенности применения различных методов управления в УО СПК «Путришки» Гродненского района и выявить их недостатки;
3. разработать рекомендации по совершенствованию применения методов управления персоналом данного предприятия.

Содержание работы

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ……………………………………....3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………..…7
1.1 Понятие о методах управления персоналом…………………………….7
1.2 Понятие, характеристика и виды административных методов управления….........................................................................................................9
1.3 Сущность экономических методов управления и их характеристика.....................................................................................................13
1.4 Понятие, сущность и виды социально-психологических методов управления……………………………………………………………………...…...20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УО СПК «ПУТРИШКИ» ГРОДНЕНСКОГО РАЙОНА…………………………………....26
2.1 Анализ применения административных методов управления…..……26
2.2 Анализ применения экономических методов управления…………....32
2.3 Анализ применения социально-психологических методов управления.................................................................................................................40
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УО СПК «ПУТРИШКИ» ГРОДНЕНСКОГО РАЙОНА…...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....64

Файлы: 1 файл

Методы_управления_.docx

— 164.46 Кб (Скачать файл)

Объектом  исследования является первичный трудовой коллектив УО СПК «Путришки» – 11 операторов машинного доения (все женщины). Для удобства членам коллектива присвоены порядковые номера от 1 до 11.

Социально-демографические  характеристики исследуемого коллектива представлены в таблице 2.3.1.

 

Таблица 2.3.1 – Социально-демографические характеристики операторов машинного доения УО СПК «Путришки»

 

Социально-демографические

характеристики

Количество

человек

В %

 

Возраст

 

 

 

от 24 до 32 лет

2

18,2

от 32 до 47 лет

6

54,5

от 47 лет и старше

3

27,3

Стаж 

работы

 

 

от 1 до 3 лет

3

27,3

от 3 до 10 лет

6

54,5

от 10 лет  и более

2

18,2

Образование

Среднее

4

36,4

Среднее специальное

7

63,6

Высшее 

-

-


 

Источник: Собственная разработка автора.

 

Как видно  из таблицы 2.3.1, в данном первичном трудовом коллективе преобладают работники в возрасте от 32 до 47 лет (54,5%), на работников в возрасте от 24 до 32 лет приходится 18,2%, на работников в возрасте от 47 лет и старше – 27,3%. Большинство работников имеют трудовой стаж от 3 до 10 лет – 54,5%, от 10 лет и более – 18,2%. Кроме того, большинство работников данного коллектива имеют среднее специальное образование – 63,6%.

 «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в коллективе (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто).

Методика  позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный  компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается  критерий привлекательности – на уровне понятий «нравится – не нравится», «приятный – не приятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание – не желание работать вместе». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание – не знание особенностей членов коллектива».

Инструкция.

Целью исследования является диагностика существующего  психологического климата в коллективе.

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо: внимательно ознакомится с вариантами ответов; выбрать один из них наиболее соответствующий вашему мнению (Приложение Г).

Обработка результатов.

Анализируются 3 компонента: эмоциональный, поведенческий  и когнитивный компоненты отношений  в коллективе. Каждый из них тестируется 3 вопросами: I, IV и VII относятся к эмоциональному компоненту; II, V и VIII – к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами III и VI, причем вопрос III содержит 2 вопроса – причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

- положительная  оценка (к этой категории относятся  сочетания в которых положительные  ответы даны на все три вопроса,  относящихся к данному компоненту, или два ответа положительные,  а третий имеет любой другой  знак);

- отрицательная  оценка (сочетания, содержащие три  отрицательных ответа, или два  ответа отрицательные, а третий  может выступать с любым другим  знаком);

- неопределенная, противоречивая оценка (когда на  все три вопроса дан неопределенный  ответ; ответы на два вопроса  неопределенны, а третий ответ  имеет любой другой знак; один  ответ неопределенный, а два других  имеют разные знаки).

Полученные  по всей выборке данные можно свести в таблицу. В каждой клетке таблицы  должен стоять один из трех знаков: +, - , 0.

На следующем  этапе обработки для каждого  компонента выводится средняя оценка по выборке. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1, 0, +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние.

Методика  «Социометрия».

Социометрическая  техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики  межличностных и межгрупповых отношений  в целях их изменения, улучшения  и совершенствования. С помощью  социометрии можно изучать типологию  социального поведения людей  в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической  совместимости членов конкретных групп.

Цель  – определить социально-психологический климат в коллективе; степень сплоченности – разобщенности группы, наличие «лидеров» и «отвергнутых». Таким образом, социометрия позволит выявить структуру группы, кто в какой роли оказался.

Надежность  процедуры зависит прежде всего  от правильного отбора критериев  социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным  знакомством со спецификой группы.

Исходя  из целей и задач исследования и учитывая основные признаки благоприятного психологического климата в группе, выделяются следующие критерии выбора:

      1. Назовите наиболее приятного для Вас члена группы;
      2. Назовите наихудшего для вас члена группы.

Количество  выборов: членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность  обнаружить их симпатии и антипатии. Инструкция: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 – кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 – кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второго».

Однако  социометрический анализ может дать лишь самое общее описание этой коммуникативной сети, и его нельзя использовать для определения мотивов тех или иных выборов одних членов группы другими. В связи с этим необходимо выявить мотивационное ядро выбора в межличностных отношениях. Под мотивационным ядром здесь понимается система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочитаемости, проявляемой индивидами в социометрическом исследовании (содержание мотивационного ядра представлено в Приложении Д).

Социометрические  индексы.

Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые социометрические индексы (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными ПСИ являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i – выбираемый, j – он же выбирающий, ij – совмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:

                                           (2.3.1)

где Сi – социометрический статус i-члена;

R+ и R- – полученные i-членом выборы;

Z – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена;

N – число членов группы.

Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Статусные категории делятся на «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «отвергнутые».

Элементы социометрической структуры  – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко – либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в  группах малой численности (N).

Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:

                                         (2.3.2)

где Gg – взаимность в группе по результатам положительных выборов;

 Аij+ – число положительных взаимных связей в группе;

N – число членов группы.

Индекс конфликтности в группе (U) выражает относительное количество отмечавшихся в группе взаимных отрицательных выборов:

 

å A-ij

U= ———— ,                                                              (2.3.3)

N (N - 1)

 

где å A-ij – количество взаимных отрицательных выборов;

N – количество членов в группе.

Были получены следующие результаты экспресс-диагностики социально-психологического климата в коллективе (таблица 2.3.2).

 

Таблица 2.3.2 – Результаты экспресс-диагностики социально-психологического климата в первичном трудовом коллективе УО СПК «Путришки»

 

Компоненты

№ вопроса

+1 (кол-во ответивших)

0 (кол-во ответивших)

-1 (кол-во ответивших)

итоговый балл

результаты

 

Эмоциональный компонент

1

5

3

2

+1

 

2/3

4

8

3

 

+1

7

9

2

 

+1

 

 

Поведенческий компонент

2

8

2

1

+1

2/3

5

4

2

5

0

8

7

3

1

+1

Когнитивный компонент

3

8

2

1

+1

3

6

9

2

 

+1


 

Источник: Собственная разработка автора.

 

По результатам  исследования в коллективе наблюдаются  высокие показатели по всем трем компонентам. Наивысший балл получен по когнитивному компоненту. Коллектив сформирован давно, люди хорошо знают друг друга, привыкли друг к другу. В коллективе преобладают позитивные настроения, люди положительно оценивают своих коллег, готовы к сотрудничеству. 70% респондентов данный коллектив полностью устраивает. Остальная часть положительно оценивает климат коллектива, но не расположена к более тесному общению, данные респонденты находятся несколько в стороне, но не испытывают дискомфорта и эмоционального давления со стороны других членов группы.

Первое, что следует отметить в результатах  социометрического исследования, это взаимосвязь деловых и дружеских отношений. Были определены следующие диагностические показатели (таблица 2.3.3).

 

Таблица 2.3.3 – Диагностические показатели социометрического исследования первичного трудового коллектива УО СПК «Путришки»

Статусные категории

Кол-во человек

Номера сотрудников

1. «Звезды» (высокий положительный статус 0,5-0,4)

3

5, 7, 8

2. «Предпочитаемые» (средний положительный статус 0,3)

4

6, 9, 10, 11

3. «Принятые» (низкий положительный статус 0,2 при отрицательном 0,4)

1

4

4. «Не принятые» (положительный статус 0-0,1 при отрицательном 0,2-0,6)

3

1, 2, 3


Источник: Собственная разработка автора.

 

Уровень благополучия отношений – нормальный, 70% принятых членов группы; уровень  взаимности – нормальный, 50% (коэффициент 2,2) – 6 взаимных выборов из возможных 11, однако следует отметить, что были учтены взаимные выборы различной степени (от 1 до 3).

Индекс  конфликтности – 0,2, низкий; индекс изолированности – 30%.

Основные  мотивы положительных выборов:

- с этим  человеком легко работать – 9;

- он приятный  в общении человек – 8;

- мы тесно  сотрудничаем по роду своей  деятельности – 5;

- у нас  дружеские взаимоотношения – 8.

Лидерами коллектива являются члены под номерами 5, 7, 8. Их отмечают как людей, с которыми легко работать и приятно общаться. Формальный лидер 8 воспринимается коллективом как лидер, однако самое высокое положение принадлежит члену группы под номером 5, так как № 8 получил большее количество не только положительных, но и отрицательных выборов. Член группы № 1 не получил ни одного положительного выбора, а № 2 и 3 получили очень много отрицательных выборов, основным мотивом в отрицательном выборе № 2 являются его личностные качества («очень сложный, неприятный в общении человек»), при отрицательном выборе № 3 основным мотивом отрицательного выбора являются профессиональные качества («этот человек плохо справляется со своими обязанностями»).

Информация о работе Методы управления персоналом на предприятии