Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:26, курсовая работа
Целью работы является анализ методов управления персоналом на предприятии и разработка направлений их совершенствования на примере УО СПК «Путришки» Гродненского района.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. дать характеристику и рассмотреть сущность и виды административных, экономических и социально-психологических методов управления персоналом;
2. проанализировать особенности применения различных методов управления в УО СПК «Путришки» Гродненского района и выявить их недостатки;
3. разработать рекомендации по совершенствованию применения методов управления персоналом данного предприятия.
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ……………………………………....3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………..…7
1.1 Понятие о методах управления персоналом…………………………….7
1.2 Понятие, характеристика и виды административных методов управления….........................................................................................................9
1.3 Сущность экономических методов управления и их характеристика.....................................................................................................13
1.4 Понятие, сущность и виды социально-психологических методов управления……………………………………………………………………...…...20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УО СПК «ПУТРИШКИ» ГРОДНЕНСКОГО РАЙОНА…………………………………....26
2.1 Анализ применения административных методов управления…..……26
2.2 Анализ применения экономических методов управления…………....32
2.3 Анализ применения социально-психологических методов управления.................................................................................................................40
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УО СПК «ПУТРИШКИ» ГРОДНЕНСКОГО РАЙОНА…...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....64
Объектом исследования является первичный трудовой коллектив УО СПК «Путришки» – 11 операторов машинного доения (все женщины). Для удобства членам коллектива присвоены порядковые номера от 1 до 11.
Социально-демографические характеристики исследуемого коллектива представлены в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1 – Социально-демографические характеристики операторов машинного доения УО СПК «Путришки»
Социально-демографические характеристики |
Количество человек |
В % | |
Возраст
|
от 24 до 32 лет |
2 |
18,2 |
от 32 до 47 лет |
6 |
54,5 | |
от 47 лет и старше |
3 |
27,3 | |
Стаж работы
|
от 1 до 3 лет |
3 |
27,3 |
от 3 до 10 лет |
6 |
54,5 | |
от 10 лет и более |
2 |
18,2 | |
Образование |
Среднее |
4 |
36,4 |
Среднее специальное |
7 |
63,6 | |
Высшее |
- |
- |
Источник: Собственная разработка автора.
Как видно из таблицы 2.3.1, в данном первичном трудовом коллективе преобладают работники в возрасте от 32 до 47 лет (54,5%), на работников в возрасте от 24 до 32 лет приходится 18,2%, на работников в возрасте от 47 лет и старше – 27,3%. Большинство работников имеют трудовой стаж от 3 до 10 лет – 54,5%, от 10 лет и более – 18,2%. Кроме того, большинство работников данного коллектива имеют среднее специальное образование – 63,6%.
«Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в коллективе (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто).
Методика
позволяет выявить
Инструкция.
Целью исследования является диагностика существующего психологического климата в коллективе.
Для ответа
на предлагаемые вопросы необходимо:
внимательно ознакомится с
Обработка результатов.
Анализируются 3 компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Каждый из них тестируется 3 вопросами: I, IV и VII относятся к эмоциональному компоненту; II, V и VIII – к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами III и VI, причем вопрос III содержит 2 вопроса – причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:
- положительная
оценка (к этой категории относятся
сочетания в которых
- отрицательная
оценка (сочетания, содержащие три
отрицательных ответа, или два
ответа отрицательные, а
- неопределенная,
противоречивая оценка (когда на
все три вопроса дан
Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу. В каждой клетке таблицы должен стоять один из трех знаков: +, - , 0.
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1, 0, +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние.
Методика «Социометрия».
Социометрическая
техника, разработанная Дж. Морено,
применяется для диагностики
межличностных и межгрупповых отношений
в целях их изменения, улучшения
и совершенствования. С помощью
социометрии можно изучать
Цель – определить социально-психологический климат в коллективе; степень сплоченности – разобщенности группы, наличие «лидеров» и «отвергнутых». Таким образом, социометрия позволит выявить структуру группы, кто в какой роли оказался.
Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Исходя из целей и задач исследования и учитывая основные признаки благоприятного психологического климата в группе, выделяются следующие критерии выбора:
Количество выборов: членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии. Инструкция: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 – кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 – кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второго».
Однако социометрический анализ может дать лишь самое общее описание этой коммуникативной сети, и его нельзя использовать для определения мотивов тех или иных выборов одних членов группы другими. В связи с этим необходимо выявить мотивационное ядро выбора в межличностных отношениях. Под мотивационным ядром здесь понимается система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочитаемости, проявляемой индивидами в социометрическом исследовании (содержание мотивационного ядра представлено в Приложении Д).
Социометрические индексы.
Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые социометрические индексы (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными ПСИ являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i – выбираемый, j – он же выбирающий, ij – совмещение ролей.
Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
где Сi – социометрический статус i-члена;
R+ и R- – полученные i-членом выборы;
Z – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена;
N – число членов группы.
Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Статусные категории делятся на «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «отвергнутые».
Элементы социометрической структуры – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко – либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:
где Gg – взаимность в группе по результатам положительных выборов;
Аij+ – число положительных взаимных связей в группе;
N – число членов группы.
Индекс конфликтности в группе (U) выражает относительное количество отмечавшихся в группе взаимных отрицательных выборов:
å A-ij
U= ———— ,
N (N - 1)
где å A-ij – количество взаимных отрицательных выборов;
N – количество членов в группе.
Были получены следующие результаты экспресс-диагностики социально-психологического климата в коллективе (таблица 2.3.2).
Таблица 2.3.2 – Результаты экспресс-диагностики социально-психологического климата в первичном трудовом коллективе УО СПК «Путришки»
Компоненты |
№ вопроса |
+1 (кол-во ответивших) |
0 (кол-во ответивших) |
-1 (кол-во ответивших) |
итоговый балл |
результаты |
Эмоциональный компонент |
1 |
5 |
3 |
2 |
+1 |
2/3 |
4 |
8 |
3 |
+1 | |||
7 |
9 |
2 |
+1 | |||
Поведенческий компонент |
2 |
8 |
2 |
1 |
+1 |
2/3 |
5 |
4 |
2 |
5 |
0 | ||
8 |
7 |
3 |
1 |
+1 | ||
Когнитивный компонент |
3 |
8 |
2 |
1 |
+1 |
3 |
6 |
9 |
2 |
+1 |
Источник: Собственная разработка автора.
По результатам исследования в коллективе наблюдаются высокие показатели по всем трем компонентам. Наивысший балл получен по когнитивному компоненту. Коллектив сформирован давно, люди хорошо знают друг друга, привыкли друг к другу. В коллективе преобладают позитивные настроения, люди положительно оценивают своих коллег, готовы к сотрудничеству. 70% респондентов данный коллектив полностью устраивает. Остальная часть положительно оценивает климат коллектива, но не расположена к более тесному общению, данные респонденты находятся несколько в стороне, но не испытывают дискомфорта и эмоционального давления со стороны других членов группы.
Первое, что следует отметить в результатах социометрического исследования, это взаимосвязь деловых и дружеских отношений. Были определены следующие диагностические показатели (таблица 2.3.3).
Таблица 2.3.3 – Диагностические показатели социометрического исследования первичного трудового коллектива УО СПК «Путришки»
Статусные категории |
Кол-во человек |
Номера сотрудников |
1. «Звезды» (высокий положительный статус 0,5-0,4) |
3 |
5, 7, 8 |
2. «Предпочитаемые» (средний положительный статус 0,3) |
4 |
6, 9, 10, 11 |
3. «Принятые» (низкий положительный статус 0,2 при отрицательном 0,4) |
1 |
4 |
4. «Не принятые» (положительный статус 0-0,1 при отрицательном 0,2-0,6) |
3 |
1, 2, 3 |
Источник: Собственная разработка автора.
Уровень благополучия отношений – нормальный, 70% принятых членов группы; уровень взаимности – нормальный, 50% (коэффициент 2,2) – 6 взаимных выборов из возможных 11, однако следует отметить, что были учтены взаимные выборы различной степени (от 1 до 3).
Индекс конфликтности – 0,2, низкий; индекс изолированности – 30%.
Основные мотивы положительных выборов:
- с этим человеком легко работать – 9;
- он приятный в общении человек – 8;
- мы тесно сотрудничаем по роду своей деятельности – 5;
- у нас дружеские взаимоотношения – 8.
Лидерами коллектива являются члены под номерами 5, 7, 8. Их отмечают как людей, с которыми легко работать и приятно общаться. Формальный лидер 8 воспринимается коллективом как лидер, однако самое высокое положение принадлежит члену группы под номером 5, так как № 8 получил большее количество не только положительных, но и отрицательных выборов. Член группы № 1 не получил ни одного положительного выбора, а № 2 и 3 получили очень много отрицательных выборов, основным мотивом в отрицательном выборе № 2 являются его личностные качества («очень сложный, неприятный в общении человек»), при отрицательном выборе № 3 основным мотивом отрицательного выбора являются профессиональные качества («этот человек плохо справляется со своими обязанностями»).
Информация о работе Методы управления персоналом на предприятии