Методы управления персоналом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ методов управления персоналом на предприятии и разработка направлений их совершенствования на примере УО СПК «Путришки» Гродненского района.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. дать характеристику и рассмотреть сущность и виды административных, экономических и социально-психологических методов управления персоналом;
2. проанализировать особенности применения различных методов управления в УО СПК «Путришки» Гродненского района и выявить их недостатки;
3. разработать рекомендации по совершенствованию применения методов управления персоналом данного предприятия.

Содержание работы

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ……………………………………....3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………..…7
1.1 Понятие о методах управления персоналом…………………………….7
1.2 Понятие, характеристика и виды административных методов управления….........................................................................................................9
1.3 Сущность экономических методов управления и их характеристика.....................................................................................................13
1.4 Понятие, сущность и виды социально-психологических методов управления……………………………………………………………………...…...20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УО СПК «ПУТРИШКИ» ГРОДНЕНСКОГО РАЙОНА…………………………………....26
2.1 Анализ применения административных методов управления…..……26
2.2 Анализ применения экономических методов управления…………....32
2.3 Анализ применения социально-психологических методов управления.................................................................................................................40
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УО СПК «ПУТРИШКИ» ГРОДНЕНСКОГО РАЙОНА…...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....64

Файлы: 1 файл

Методы_управления_.docx

— 164.46 Кб (Скачать файл)

2.  пассивное подчинение, сопровождаемое  облегчением, связанным с освобождением  от принятия самостоятельных решений;

3. осознанное, внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения и со стремлением выполнить его в намеченные сроки и с максимальным результатом.

Условно среди административных методов  управления различают организационно-административные и организационно-распорядительные методы управления.

Организационно-административные методы (организационное воздействие) основаны на действии утвержденных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала.

Организационно-распорядительные методы в своей практической деятельности применяют:

1. руководители всех звеньев аппарата управления в организации (или государственных органов) и их заместители, ответственные за деятельность подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций;

2. лица, имеющие в непосредственном подчинении других лиц (определенный управленческий персонал);

3. лица, уполномоченные издавать нормативные и (или) индивидуальные правовые акты [4, с. 77].

К организационно-административным методам  относятся: устав организации, организационная  структура и штатное расписание, положения о подразделениях, коллективный договор, должностные инструкции, правила  внутреннего распорядка. Эти документы  могут быть оформлены в виде стандартов предприятия и вводятся в действие обязательно приказом руководителя организации.

Практическая реализация организационного воздействия во многом определяется уровнем деловой культуры организации, желанием сотрудников работать по правилам, предписанным администрацией.

Организационно-распорядительные методы (распорядительное воздействие) направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение требований внутренних нормативных  документов и поддержание заданных параметров системы управления путем  прямого административного регулирования. К числу распорядительных воздействий  относят приказы, распоряжения, указания, инструкции, нормирование труда, координацию  работ и контроль исполнения, делегирование  полномочий, санкции и др. [18, с. 3].

Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем организации (его  структурного подразделения), действующим  на основании единоначалия в целях  разрешения основных и оперативных  задач, стоящих перед данным органом. В отдельных случаях может  касаться широкого круга организаций  и должностных лиц независимо от подчиненности [18, с. 3].

Приказ является наиболее категоричной формой распорядительного воздействия  и обязывает подчиненных точно  исполнять принятые решения в  установленные сроки. Неисполнение приказа влечет за собой соответствующие санкции со стороны руководства.

Распоряжение, в отличие от приказа, не охватывает всех функций организации, обязательно для исполнения в  пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжения издаются обычно от имени заместителей руководителя организации по направлениям.

Указания и инструкции являются локальным видом распорядительного  воздействия, ставят целью оперативное  регулирование управленческим процессом  и направлены на ограниченное число сотрудников [18, с. 3].

Инструктаж и координация работ  рассматриваются как методы руководства, основанные на обучении подчиненных  правилам выполнения трудовых операций.

 

 

 

1.3. Сущность экономических методов управления и их характеристика

 

 

Ключевым  элементом механизма управления предприятием в рыночной экономике  являются методы и модели управленческого  воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий  эффективной реализации предпринимательской  деятельности, обеспечивающих получение  устойчивой выгоды от осуществления  этой деятельности.

Основными экономическими методами (моделями) в  менеджменте предприятия, обеспечивающими  его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются:

1) коммерческий  расчет;

2) внутрифирменный  расчет;

3) ценовая  политика и механизмы ценообразования;

4) механизмы  и методы повышения качества  и обеспечения конкурентоспособности  продукции и предприятия в  целом [12, c. 56].

Экономические методы управления в менеджменте  – это совокупность средств и  инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий  для функционирования и развития предприятия. Экономические рычаги хозяйственного механизма соответствуют  социально-экономической природе  предприятия и являются одним  из факторов развития производства и  обмена на рыночной основе [15, с. 275].

Экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы управления хозяйственной  деятельностью предприятия, ориентированные  на повышение производительности и  эффективности производства при  постоянной адаптации деятельности предприятия в целом к изменению  конъюнктуры рынка и поведения  всех его участников. В отечественной  практике экономический механизм управления предприятием принято называть хозяйственным  механизмом.

Экономические методы управления и экономический  механизм менеджмента в целом  определяются социально-экономической  природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия. Они ориентированы  на создание условий для его развития при организации производства и  сбыта продукции и услуг на рынке. Эти методы предусматривают  определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней  среды, в которой ему приходится функционировать.

Содержание  управленческих воздействий при  проведении таких изменений ориентировано  на управление предприятием с целью  его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также учитывать объективные  тенденции развития общественного  производства, его концентрацию и  интернационализацию, а также углубление специализации наукоемкого производства и повышение его капиталоемкости. Как указывает В.И. Бовыкин, это связано с необходимостью внедрения в производство достижений научно-технического прогресса для формирования и поддержания конкурентной позиции предприятия, а также обеспечения устойчивого роста его производительности в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке [5, c. 137].

Экономический механизм функционирования и развития предприятий предполагает использование  метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей предприятия, в частности, в области обеспечения рентабельности производства и сбыта; распределения  капиталовложений и размещения производства; финансирования и кредитования; развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий  и структуры капитала и др. Принятие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным подразделениям в  зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения предприятий и степени участия  в общей производственно-сбытовой деятельности предприятия [5, c. 138].

Коммерческий  расчет объединяет в себе функции  управления и экономические рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение затрат и результатов  деятельности предприятия для обеспечения  экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (конкретного бизнеса) и предприятия  в целом.

Конечной  целью коммерческого расчета  является определение совокупности управленческих действий для получения  предприятием устойчивой прибыли и  других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности. Важнейшими элементами экономическими механизмами, реализуемыми централизованно с  помощью рычагов и методов  коммерческого расчета, являются:

1) глобальная  политика и инструменты ее  реализации в области ценообразования  и оптимизации издержек производства (в том числе сокращение издержек на всех его этапах), обеспечивающие конкурентную позицию предприятия на рынке и получение устойчивой прибыли;

2) организация  условий устойчивого финансирования (с учетом кредитования) производственной  деятельности и развития предприятия [5, c. 138].

Конкретные  механизмы (модели) коммерческого расчета  для обеспечения эффективного управления функционированием и развитием  сельскохозяйственного предприятия  определяются на основе его глобальной политики, целей и стратегий, формируемых  на высшем уровне управления предприятия. Поэтому установление внутренних взаимосвязей элементов соответствующей модели предусматривает необходимость  их рассмотрения при централизованном управлении.

Подразделения (производственные отделения и филиалы), не имеющие юридической самостоятельности, не заключают внутрифирменных сделок на договорной основе. Они осуществляют взаимоотношения с другими отделениями (отделами) на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров (услуг), по срокам поставок и  ценам. Такие подразделения наделены основными и оборотными средствами и отчитываются по важнейшим показателям  рентабельности, прибыли и доле рынка. Вес расчеты ведутся через  центральную бухгалтерию предприятия, где у них имеются свои расчетные  счета (субсчета). Эти счета автоматически  консолидируются со счетами материнской  компании), то есть их прибыли учитываются  и облагаются налогом как составная часть прибыли предприятия) [23, с. 226].

В результате в рамках коммерческого расчета  возникла и развилась такая форма  взаимоотношений внутри фирмы, которую  можно назвать внутрифирменным  расчетом.

Внутрифирменный расчет реализуется на предприятиях, имеющих децентрализованную структуру  управления и разные хозяйственные  отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров  прибыли).

Отношения в рамках внутрифирменного расчета  отражают потребность в обеспечении  минимальных затрат на всех промежуточных  стадиях производства конечного  продукта в рамках предприятия.

В соответствии с принятыми отношениями в  рамках внутрифирменного расчета строится система внутрифирменных цен, отчислений и платежей. Они выступают как  рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность входящих в предприятие (корпорацию) самостоятельных  отделений, филиалов и дочерних компаний, обеспечивая этим роль регулятора издержек производства [7, с. 189].

Коммерческий  и внутрифирменный расчет представляют собой единую систему расчета, что  вытекает из общих целей и задач, стоящих перед всем предприятием и его отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку  он ориентирован на реализацию целей  коммерческого расчета.

Ценам и  ценообразованию принадлежит центральное  место в экономическом механизме  управления предприятием.

Предприятия планируют свою политику цен в долгосрочной перспективе и стремятся приспособить предложение товаров к заранее прогнозируемому спросу.

Основными видами цен в условиях рынка являются:

- свободные цены, то есть цены, которые формируются на основе соотношения спроса и предложения. Свободная цена устанавливается исключительно с учетом экономических интересов покупателя и товаропроизводителя без непосредственного вмешательства государственных органов. Однако не всегда экономические интересы между продавцом и покупателем совпадают, чаще наблюдается диктат продавца при вынужденном согласии покупателя;

- регулируемые цены – цены, уровень, динамику и порядок которых, с учетом монопольного положения производителя на рынке или высокой социальной значимости производимой продукции, регулируется государством. В развитых странах под непосредственным государственным воздействием формируются цены на основные продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, производимое в фермерских хозяйствах. В Республике Беларусь регулирование цен осуществляется установлением государством твердых фиксированных цен на определенный период на отдельные товары. При этом определены нижний и верхний пределы цены с учетом рыночной ситуации, утверждены гарантированные государственные цены с учетом предельного уровня рентабельности;

- фиксированные (твердые) цены устанавливаются органами ценообразования на энергоносители, грузоперевозки, что позволяет государству управлять движением цен на другие товары [4, с. 122-123].

Кроме того, в зависимости от целей экономического исследования различают следующие  виды цен:

- оптовые цены предприятия – цены товаропроизводителей, по которым они реализует свою продукцию оптовым потребителям (другим предприятиям, сбытовым и оптовым организациям);

- оптовые цены отрасли. В состав таких цен входят цена предприятия, издержки и прибыль оптовой торговли, а также издержки и прибыль розничной торговли.

Розничные цены – цены, по которым продукция реализуется конечному покупателю через розничную торговую сеть. Розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения, и формируется прибыль розничного торгового предприятия.

Информация о работе Методы управления персоналом на предприятии