Международный маркетинг и менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 13:56, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных аспектов международного менеджмента.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены сущность, структура, задачи международного менеджмента;
2. Рассмотрено развитие и современное состояние международного менеджмента;
3. Рассмотрены направления развития международного менеджмента.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 177.16 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность изучения международного менеджмента заключается в том, что экономика в современном мире перестает быть делом одного государства. Глобализация, появление транснациональных корпораций ведут к интернационализации экономики. Движение в направлении открытости экономики сопряжено с возникновением многих сложных проблем, одной из которых является проблема экономической безопасности, т.е. определение оптимальных условий взаимодействия с мировым хозяйством. Для промышленно развитых стран, особенно не имеющих собственных запасов энергии и сырья, открытость экономики является существенным фактором, влияющим на их дальнейшее развитие. Все остальные страны также участвуют в международном разделении труда, а следовательно, в установлении и развитии коммерческих отношений друг с другом, что приводит к усилению взаимосвязей и взаимозависимости субъектов международного разделения труда и возникновению необходимости сочетать выгоды от специализации и кооперации с защитой от негативного внешнего воздействия. В результате возникает риск нестабильности национальной экономики, который обусловлен тем, что торговые (коммерческие) отношения, в которые вступают страны по мере своего «открытия», не могут быть абсолютно безопасными.

Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого являются формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и, соответственно, использование экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межгосударственного взаимодействия

В первой главе работы, дано определение такому понятию, как международный менеджмент. Представлено сущность, структура и задачи международного менеджмента.

Во второй главе рассмотрена деятельность ООО «АСМИ».

Целью данной работы является изучение основных аспектов международного менеджмента.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Рассмотрены  сущность, структура, задачи международного  менеджмента;

2. Рассмотрено  развитие и современное состояние  международного менеджмента;

3. Рассмотрены  направления развития международного  менеджмента.

Объектом работы является тенденция международного менеджмента.

Предметом исследования является деятельность ООО «АСМИ».

1. Тенденции современного международного  менеджмента

1.1 Сущность, структура, задачи международного  менеджмента

Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого являются формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и, соответственно, использование экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межгосударственного взаимодействия.

Сущность международного менеджмента заключается в необходимости принимать решения по удовлетворению различных экономических интересов, пропуская их сквозь призму глобальных, локальных и, априори, собственных. Он должен быть нацелен на формирование баланса бизнес-интересов разного уровня с оптимизацией собственных, с учетом ограничений интернационального и национального характера. Компания с помощью международного менеджмента не просто проникает в страну через знание ее культуры (в широком понимании этой категории), но и аккумулирует интернациональные и национальные культуры и знания, создает определенную комбинацию, выгодную для компании, и, таким образом, навязывает свое видение проблем и путей их решения. Только так она может создать в определенной стране свой эффективный рынок-то есть от учета культурных особенностей до активного формирования благоприятной бизнес-среды путем трансформации в необходимом направлении местных культурных особенностей.

Принципиально структура международного менеджмента схожа со структурой национального (странового), т.е. включает в себя проблемы, охватывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом:

- исследование, анализ и оценку внешней среды  бизнеса и внутренней среды  организации;

- процессы  коммуникации и принятие решений (включая модели и методы);

- базовые  функции управления (стратегическое  планирование и реализацию стратегий, построение организации, мотивацию, контроль и координацию);

- вопросы  групповой динамики и руководства (лидерство, работу в группах);

- вопросы  эффективности деятельности предприятия (управление персоналом, производством, маркетингом, производительностью  в целом).

Однако внутри каждой из структурных частей существуют важные различия с национальной моделью.

Управление международным бизнесом значительных масштабов требует качественно иной информационной базы, преодоления языкового барьера и профессионального обеспечения управленческих решений. Во внутренней среде фирмы такие категории, как цели, структура, разделение труда, координация, не предполагают особых отличий от национальной модели, но вопросы потребностей, восприятия, ценностей и целей поведения требуют учета национальных, культурных факторов.

Задачи международного менеджмента:

1. Комплексное  изучение, анализ и оценка внешней  среды международного бизнеса  в интересах поиска и реализации  источников конкурентных преимуществ  фирмы;

2. Углубленный  анализ и оценка культурного  фона в каждой стране пребывания  и использования его возможностей (учет ограничений) при выработке  стратегических, тактических и оперативных  решений по функционированию  и развитию фирмы как в данной  стране, так и в целом;

3. Оценка, выбор  и практическое использование  организационных форм, в рамках  которых осуществляются зарубежные  операции фирмы, с тем чтобы  максимизировать эффект использования  экономического потенциала и  правовых возможностей стран  пребывания;

4. Формирование  и развитие мульти национального  коллектива фирмы и ее подразделений  в стране базирования и в  странах пребывания в интересах  максимального использования личного  потенциала работников, возможностей  отдельных коллективов и кросс-национальных  эффектов от их взаимодействия  внутри фирмы;

5. Поиск, развитие  и эффективное использование  разнообразных возможностей международного  бизнес-сервиса, и прежде всего  в сферах финансового, технологического  и информационного обслуживания  экономических операций.

Понятно, что уровень международной специфики в каждой из пяти выделенных задач существенно различен и, более того, значительно меняется даже внутри одной задачи в зависимости от конкретного вопроса, рассматриваемого в ее рамках.

Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.

Данное определение неполно и в известной мере односторонне. Его главная задача подчеркнуть родовую общность международного и странового менеджмента как тесно родственных категорий и, с другой стороны, выделить его главную видовую особенность - использование в поиске и реализации преимуществ всех тех возможностей, которые открываются в рамках стран и их взаимодействия (таблица 1).

 

Таблица 1. Сравнение менеджмента разных уровней

 

Страновый бизнес

Международный бизнес

Национальная модель управления

Международный менеджмент

 

1. Цель - извлечение прибыли посредством  использования конкурентных преимуществ  в системе «НИОKР - производство - продажи - сервис» в условиях данной  страны и ее рынков.

1. Цель - извлечение прибыли посредством  использования (в интересах получения  конкурентных преимуществ) возможностей  разных стран и регионов и  работы на рынках различных  стран и регионов.

1. Формирование, удержание и развитие  конкурентных преимуществ в системе  «НИОKР - производство - продажи - сервис»  в условиях данной страны.

1. Формирование, удержание и развитие  конкурентных преимуществ в системе  «НИОKР - производство - продажи - сервис»  на основе использования возможностей  разных стран и международного  взаимодействия.

 

Отличие международного менеджмента - широта возможностей - не является принципиальным.

       

2. Средства: расширение рынков, использование  более выгодных ресурсов, использование  законодательных, политических и  социальных возможностей внутри  страны.

2. Средства: расширение рынков, использование  более выгодных ресурсов, использование  законодательных, политических и  социальных возможностей в ряде  стран, а также с использованием  межгосударственного взаимодействия.

2. Поиск средств развития бизнеса  и превращение их в конкурентные  преимущества фирмы внутри страны.

2. Поиск средств развития бизнеса  и превращение их в конкурентные  преимущества фирмы в ряде  стран и в контексте межгосударственных  взаимоотношений.

 

Не наблюдается принципиальных отличий

       

3. Объем, рост и сложность бизнеса  варьируется в зависимости от  охвата им разных этапов системы  «НИОKР - производство - продажи - сервис»  и от диверсификации бизнеса  внутри страны.

3. Объем, рост и сложность международного  бизнеса варьируется в зависимости  от· числа стран пребывания;·  глубины вовлечения каждой страны  в систему «НИОKР - производство - продажи - сервис» фирмы.

3. Менеджмент вырабатывает стратегию  роста и развития фирмы внутри  страны.

3. Менеджмент вырабатывает стратегию  роста и развития с «вовлечением»  многих стран.

 

Не наблюдается принципиальных отличий

       

4. Бизнес работает во внутристрановой (мононациональной) культурной среде, и национальная культурная составляющая  не играет роли в бизнесе.

4. Международный бизнес работает  в разных культурных средах, и  его эффективность в большей  или меньшей мере зависит от  национальной культурной составляющей.

4. Страновый менеджмент не учитывает  культурную среду, поскольку объект  управления изначально адаптирован  к ней.

4. Международный менеджмент черпает  в учете культурного фактора  значительные возможности получения  и развития конкурентного преимущества.

 

Принципиальное отличие международного менеджмента - возможность эффективного использования «культурного фактора» практически в любой сфере управления. Реальные уровни конкурентного преимущества такого рода зависят от степени различий культур стран базирования и стран пребывания

       

5. Бизнес имеет возможность использовать  все

5. Международный бизнес имеет  возможность

5. Менеджмент ищет и использует

5. Международный менеджмент ищет  и использует

 

лучшее внутри страны: ограничение возможностей возможностями страны.

использовать мировую глобализацию: не ограниченные страновыми границами возможности.

конкурентные преимущества в рамках страны и ограничен ее уровнем развития.

конкурентные преимущества через глобализацию («всемирный бизнес - сервис»)

 

Принципиально важен тот факт, что бизнесменеджмент, став международным, преодолевает ограничения уровня развития страны

       

6. Бизнес как система, ориентированная  на извлечение прибыли из использования знаний.

6. Бизнес как система, ориентированная  на извлечение прибыли из использования знаний.

6. Управление бизнесом как система управления знаниями.

6. Управление бизнесом как система  управления знаниями в международном масштабе.

 

Не наблюдается принципиальных отличий

       
         

 

1.2 Развитие современное состояние  международного менеджмента

менеджмент международный предприятие

После 2-ой мировой войны увеличение темпов интернационализации бизнеса поставило перед научной общественностью задачу разработки проблем управления международными компаниями, действующими в разнообразных политических, экономических и культурных условиях. Понимание влияния среды международного бизнеса на формирование менеджмента позволило американскому исследователю Р.Д. Робинсону в 1964 году предложить свою периодизацию развития международного бизнеса. Робинсон разделил все развитие международного бизнеса на 4 основных эры, полагая, что каждая из них обладала своими особенностями мотивации и структурой взаимоотношений политики и бизнеса [3.с. 7]:

1. Коммерческая  эра (1500-1850 гг.) - начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой XIX в.

2. Эра экспансии (1850-1914 гг.).

3. Эра концессий (1914-1945 г.).

4. Эра национальных  государств (1945-1970 гг.).

5. Эра глобализации (начиная с 70-х гг. XX в.).

Международные экономические связи охватили практически все страны планеты и каждая из них в той или иной мере зависит от международного бизнеса. Последствия этого двояки: с одной стороны, страна может пользоваться всеми его благами, не испытывая отрицательных последствий отсутствия в ней тех или иных ресурсов, возможностей и т.д. Но, с другой стороны, естественной платой на это становится и существенная зависимость страны от состояния мировых рынков в целом: нельзя пользоваться только благами интеграции в мировую экономику, приходится одновременно нести и риски этого процесса.

Современное содержание международного менеджмента формируется под влиянием развития информационных технологий, которые, по существу, и являются основным фактором глобализации. Сегодня любую значительную фирму следует рассматривать в плоскости влияния международных процессов. Ее менеджмент и маркетинг постоянно, например, под влиянием Интернета, подпитывается достижениями компаний других стран, ТНК и т.д. Через глобальное информационное пространство любая фирма может выйти на внешние рынки, выстроить виртуальную сетевую структуру или принять участие в существующих. Коммуникационная деятельность компаний становится не только глобальной, но и чрезвычайно динамичной.

В современном менеджменте развивается новое понимание практики управления международными экономическими процессами через социально-политическое взаимодействие, при котором «акт взаимопонимания начинает выполнять функции механизма координации действий». Совокупность коммуникативных действий порождается существующими проблемами и одновременно создает условия для формирования механизма их решения. То есть преодоление противоречий осуществляется путем нахождения общего, объединяющего локальные проблемы в контексте их решения. А потому в основе реализации любых моделей международного менеджмента компаний должен находиться механизм согласования интересов как необходимое условие их стабильного и эффективного функционирования.

Необходимо уточнить некоторые вопросы дискурса международного менеджмента, то есть определить общие и совместные принципы, в соответствии с которыми он формируется и развивается в любых своих формах и содержаниях. Международный менеджмент - результат трансформации в глобальную управленческую культуру национальных (локальных) управленческих культур на основе того общего, что имеется между ними. Таким общим являются глобализация базовых, духовных, социальных и экономических ценностей личности, а также нацеленность любого человеческого сообщества на обеспечение удовлетворения этих ценностей путем рациональной экономической деятельности, хотя понятия и критерии «рациональной деятельности» у каждого человеческого сообщества могут быть различными. Экономическая эффективность - универсальная категория. Это направляет развитие международного менеджмента к глобальной универсальной теории и практике.

Модели международного менеджмента общего плана (международная, многонациональная, глобальная, транснациональная) трансформируются в более конкретные, активно использующие региональные структурные построения з дополнение или даже вместо единой глобальной модели или их стратегической конфигурации (модель домашней базы, портфельная модель, модель центров, платформная модель, мандатная модель). Однако их также объединяет нацеленность на эффективную деятельность. Поэтому общим для всех моделей международного менеджмента является различная по форме, но единая по сути целевая функция - максимизация прибыли через механизм постоянного создания конкурентных преимуществ. Принципы действия такого механизма универсальны и основываются на базовых положениях теории конкуренции, теории экономического поведения (Behavioraleconomics), теории глобализации (глобалистики), а также определяется экономической идеологией.Шреплер Х.А. «Международные экономические организации»/ Справочник, - Москва, «Международные отношения», 2006.

В контексте менеджмента это означает: с помощью управления всегда возможно сформировать экономическое и социальное поведение объекта, которое отвечает критериям субъекта; субъектно-объектные отношения в менеджменте имеют симметричную природу; соотношение форм и содержания разных моделей международного менеджмента определяется отношениями в системе «глобальное - региональное - локальное (национальное) - корпоративное - индивидуальное»; экономическая и политическая идеология влияет на формирование любой модели международного менеджмента.

Отсюда вытекают общие принципы, на которых базируется международный менеджмент:

- нацеленность  на создание и реализацию стратегических  конкурентных преимуществ;

Информация о работе Международный маркетинг и менеджмент