Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:58, курсовая работа
Цель работы – изучение молодежной политики в Тюменской области.
Задачи работы:
- рассмотрение теоретических и методологических вопросов молодежной политики;
- проведение оценки положения молодежи на рынке труда Тюменской области;
- рассмотрение основных направлений и рекомендации совершенствования занятости молодежи в Тюменской области.
Объектом исследования в работе является молодежная политика Тюменской области.
Не менее важным, можно
считать государственную
Приведем более конкретные
примеры существующих программных
мер поддержки молодежи и молодежных
инициатив на некоторых, мы уже останавливались
выше. Ввиду недостаточности
. подпрограмма федеральной
целевой программы «Молодежь
России (2001-2005 годы)» - «Государственная
поддержка социальных
. Программа содействия
занятости молодежи, впервые вступающей
на рынок труда,
. Программа дополнительного
ресурсного обеспечения на 2003-2015
годы по теме "Обеспечение жильем
молодых семей", предлагающая
следующую систему мер:
создание новых организационно-
2.3. Анализ состояния молодежной политики Тюменской области
Становление молодежной политики в Тюменской области началось в 1993 году, когда в структуре областной администрации был создан комитет по делам молодежи, а система областных целевых программ была дополнена программой государственной поддержки молодежи. В последующие годы в городах и районах области были образованы органы управления молодежной политикой, оформилась сеть подведомственных учреждений по основным направлениям работы с молодежью, сложилась система традиционных молодежных мероприятий. В 1997 году был принят областной закон «О молодежной политике в Тюменской области». Таким образом, к концу 90-х годов ХХ века на территории области был завершен этап формирования основ новой молодежной политики.
Период 2001 – 2005 годов стал временем укрепления организационных основ работы с молодежью, усиления внимания к реализации инновационного потенциала молодых людей, поиска новых форм работы. В соответствии с постановлением губернатора Тюменской области от 21 октября 2004 года № 76 «О структурных подразделениях администрации области» был учрежден департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации Тюменской области, которому перешли полномочия в сфере молодежной политики. Дальнейшее развитие получила сеть учреждений, осуществляющих работу с молодежью. Основными учреждениями являлись: ДЮЦ «Аванпост» (опорный центр по патриотическому воспитанию), ОДЦ «Ребячья республика» и ДООЦ «Алые паруса» (на базе которых проходили специализированные детские и молодежные смены), Молодежная биржа труда (опорный центр по трудоустройству детей и молодежи). В 2001 году в ведение комитета по делам молодежи перешел областной Дворец молодежи «Геолог», на базе которого разместились многочисленные творческие студии и кружки.
Параллельно с развитием сети на областном уровне аналогичный процесс протекал и в муниципальных образованиях. Во всех территориях области работали специалисты по делам молодежи. В муниципальных образованиях имелись организации и клубы по месту жительства, классы добровольной подготовки к военной службе, поисковые отряды, клубы интеллектуальных игр. С 2005 года появились клубы работы с молодой семьей.
Состояние, проблемы и перспективы
реализации экономической активности
молодых людей в регионе обусловлены, во-первых,
его демографическим процессом; во-вторых,
социально-экономическим.
Образование, в частности профессиональное, является приоритетной сферой занятости молодых людей. В 2004/2005 учебном году в области действовало 11 высших учебных заведений (из них 1 негосударственное), 23 средних специальных (негосударственных нет) и 37 учреждений начального профессионального образования. В 1999/2000 учебном году их было 9, 21 и 46 соответственно.
Таблица 2.1 - Структура профессиональных учебных заведений в Тюменской области, ед.
Учреждения |
1999/ 2000 |
2000/ 2001 |
2001/ 2002 |
2002/ 2003 |
2003/ 2004 |
2004/ 2005 |
2005/ 2006 |
2006 /2007 |
Начального профессионального образования |
46 |
46 |
44 |
44 |
43 |
42 |
42 |
37 |
Среднего профессионального |
21 |
21 |
21 |
22 |
22 |
22 |
22 |
23 |
Высшего профессионального образования |
9 |
9 |
9 |
9 |
10 |
11 |
11 |
11 |
На дневной форме обучения в различных звеньях системы профессионального образования Тюменской области в 2003/2004 учебном году было занято более 60 тыс. молодых людей (т.е. каждый шестой молодой человек в возрасте от 14 до 29 лет), в 2003/2004 – около 75 тыс. (каждый пятый), в 2006/2007 – почти 91 тыс. (каждый четвертый). Качественное целенаправленное развитие рабочей силы особенно важно для молодых людей, причем в большей степени для группы 14 – 24, чем для 25 – 29-летних. Профессиональные учебные заведения среднего и высшего уровня предлагают абитуриентам более 20 основных групп специальностей, а всего вузы предлагают более 100 специальностей. Однако предпочтения юношей и девушек стягиваются в сторону престижных – экономического и юридического профиля.
В целом поток молодежной рабочей силы, направляющейся в сферу профессионального образования, увеличивается, причем главным образом за счет роста числа студентов дневных отделений ссузов и вузов: в 2003/2004 учебном году их было 12, 5 тыс. и 26, 3 тыс. человек соответственно, в 2006/2007 – уже 23, 7 тыс. и 51 тыс. человек. Количество учащихся в учреждениях начального профессионального образования до 2004/2001 учебного года росло и составило чуть более 20 тыс. человек, к 2006/2007 учебному году сократилось до 16, 3 тыс
Рис. 2.1 - Численность учащихся и студентов на дневной форме обучения в учреждениях начального (НПО), среднего (СПО) и высшего (ВПО) профессионального образования Тюменской области
Высшее образование становится массовым и утрачивает элитарный характер в его прежнем понимании. Так, к примеру, в 2003/2004 учебном году студентом дневного отделения вуза Тюменской области был каждый двенадцатый молодой житель региона в возрасте от 14 до 29 лет; а в 2006/2007 учебном году – уже каждый седьмой-восьмой.
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Рис. 2.2 - Распределение на работу специалистов, окончивших очную форму обучения государственных высших учебных заведений (кроме обучавшихся с полным возмещением затрат на обучение), в%
Завершение
профессионального образования на определенном
уровне предполагает, как правило, необходимость
перехода из сферы образовательной деятельности
в сферу трудовой. Однако автономность
указанных сфер осложняет переход, так
как профессионально-
Показатели распределения на работу специалистов, окончивших дневные отделения в системе государственных средних специальных учебных заведений в 2003 – 2007 гг., существенно хуже (указаны минимальные и максимальные относительные значения и тенденция абсолютных показателей): получили направления на работу 22, 7 – 33, 1%, сокращение; самостоятельно трудоустроились 29, 0 – 38, 5%, рост; продолжают обучение на следующем уровне по очной форме обучения 14, 2 – 24%, рост; призваны в ряды Вооруженных сил РФ 5 – 6, 6%, рост; не получили направления на работу 12, 3 – 18, 2%, колебания.
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Рис. 2.3 - Распределение на работу специалистов, окончивших очную форму обучения государственных средних специальных учебных заведений (кроме обучавшихся с полным возмещением затрат на обучение), в%