Молодежная политика в Тюменской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение молодежной политики в Тюменской области.
Задачи работы:
- рассмотрение теоретических и методологических вопросов молодежной политики;
- проведение оценки положения молодежи на рынке труда Тюменской области;
- рассмотрение основных направлений и рекомендации совершенствования занятости молодежи в Тюменской области.
Объектом исследования в работе является молодежная политика Тюменской области.

Файлы: 1 файл

черновик идиплома по МП ТО.docx

— 199.51 Кб (Скачать файл)

Не менее важным, можно  считать государственную поддержку  молодых семей, осуществлять, которую  необходимо посредством разработки и принятие федеральных, региональных, местных целевых программ и проектов по государственной поддержке молодых семей, в первую очередь малоимущих, по оказанию им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, по обеспечению занятости молодых родителей и по формированию здорового образа жизни. Прежде всего, для этого необходимо совершенствование законодательства по вопросам поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья (например, по осуществлению субсидирования, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, по внедрению механизмов аренды государственного и муниципального жилья и др.) Далее рассмотрим следующие аспекты участия государства в молодежной политике- государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, например, с недостатками физического и (или) психического развития, с этой целью необходимо усовершенствование целого ряда мер, в том числе нормативно-правовых оснований поддержки общественных объединений и иных юридических и физических лиц, осуществляющих помощь и поддержку молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Приведем более конкретные примеры существующих программных  мер поддержки молодежи и молодежных инициатив на некоторых, мы уже останавливались  выше. Ввиду недостаточности ресурсного обеспечения решения крупных  задач в сфере государственной  молодежной политики необходимо осуществить  ряд приоритетных начинаний в  области государственной поддержки  молодежи и, прежде всего, инициатив  самой молодежи в рамках реализации новых элементов Федеральной  целевой программы «Молодежь  России», разработанных Департаментом  по молодежной политике Минобразования России, региональных целевых программ в области государственной молодежной политики:

. подпрограмма федеральной  целевой программы «Молодежь  России (2001-2005 годы)» - «Государственная  поддержка социальных инициатив  детей и молодежи». Подпрограмма  содержит систему соответствующих  мер и включает: разработку нормативных  правовых актов в развитие  и совершенствование механизма  государственного заказа на реализацию  детских и молодежных инициатив;  создание условий для совершенствования  информационного обеспечения общественных  инициатив детей и молодежи; разработку  и внедрение научного и методического  обеспечения общественных инициатив;  совершенствование и развитие  организационного обеспечения и  поддержки общественных инициатив;  разработку и внедрение механизмов  экономического обеспечения по  реализации общественных инициатив,  разработку показателей экономической  эффективности реализации общественных  инициатив; разработку и внедрение  механизмов стимулирования и  мотивации общественных инициатив  детей и молодежи.

. Программа содействия  занятости молодежи, впервые вступающей  на рынок труда, предполагающая: совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей занятость молодежи; развитие финансовых механизмов и технологий, направленных на решение проблем занятости молодежи; распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение решения вопросов занятости молодежи; расширение круга субъектов, содействующих занятости молодежи; формирование экономических механизмов, обеспечивающих функционирование системы содействия трудоустройству молодежи; создание научного обеспечения взаимосвязанного прогнозирования развития рынков труда и образовательных услуг; формирование в системе профессионального образования сети региональных и вузовских центров, занимающихся вопросами содействия трудоустройству обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования; разработка механизмов правовой и социальной поддержки обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда; формирование механизмов для коррекции содержания, форм и методов профессионального образования, перечня специальностей набора государственных образовательных стандартов, основанных на прогнозах взаимосвязанного развития рынков труда и образовательных услуг.

. Программа дополнительного  ресурсного обеспечения на 2003-2015 годы по теме "Обеспечение жильем  молодых семей", предлагающая  следующую систему мер: разработку  и внедрение в практику субъектов  Российской Федерации правовых, финансовых и организационных  механизмов оказания государственной  поддержки молодым семьям, нуждающимся  в улучшении жилищных условий;  содействие инициативам молодежных  организаций, направленным на  улучшение жилищных и социально-бытовых  условий молодых семей; развитие  межведомственных форм планирования  и проектирования возможных путей  решения жилищной проблемы молодежи;

создание новых организационно-правовых форм объединения молодежи с целью  решения жилищных проблем; координацию  и поддержка на конкурсной основе проектов и программ молодежи, предприятий  и организаций, направленных на решение  жилищной проблемы молодежи в регионах; разработку механизма реализации системы  государственной поддержки молодых  семей по строительству (приобретению) жилья; создание нормативно-правовой основы государственной поддержки молодых  семей по строительству (приобретению) жилья; обеспечение государственной  поддержки инициативы молодежных организаций по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей.

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ состояния молодежной политики Тюменской области

 

Становление молодежной политики в Тюменской области началось в 1993 году, когда в структуре областной администрации был создан комитет по делам молодежи, а система областных целевых программ была дополнена программой государственной поддержки молодежи. В последующие годы в городах и районах области были образованы органы управления молодежной политикой, оформилась сеть подведомственных учреждений по основным направлениям работы с молодежью, сложилась система традиционных молодежных мероприятий. В 1997 году был принят областной закон «О молодежной политике в Тюменской области». Таким образом, к концу 90-х годов ХХ века на территории области был завершен этап формирования основ новой молодежной политики.

Период 2001 – 2005 годов стал временем укрепления организационных  основ работы с молодежью, усиления внимания к реализации инновационного потенциала молодых людей, поиска новых форм работы. В соответствии с постановлением губернатора Тюменской области от 21 октября 2004 года № 76 «О структурных подразделениях администрации области» был учрежден департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации Тюменской области, которому перешли полномочия в сфере молодежной политики. Дальнейшее развитие получила сеть учреждений, осуществляющих работу с молодежью. Основными учреждениями являлись: ДЮЦ «Аванпост» (опорный центр по патриотическому воспитанию), ОДЦ «Ребячья республика» и ДООЦ «Алые паруса» (на базе которых проходили специализированные детские и молодежные смены), Молодежная биржа труда (опорный центр по трудоустройству детей и молодежи). В 2001 году в ведение комитета по делам молодежи перешел областной Дворец молодежи «Геолог», на базе которого разместились многочисленные творческие студии и кружки.

Параллельно с развитием сети на областном уровне аналогичный процесс протекал и в муниципальных образованиях. Во всех территориях области работали специалисты по делам молодежи. В муниципальных образованиях имелись организации и клубы по месту жительства, классы добровольной подготовки к военной службе, поисковые отряды, клубы интеллектуальных игр. С 2005 года появились клубы работы с молодой семьей.

Состояние, проблемы и перспективы реализации экономической активности молодых людей в регионе обусловлены, во-первых, его демографическим процессом; во-вторых, социально-экономическим. Именно уровень социально-экономического развития региона определяет условия реализации экономической активности молодежи в сферах образовательной и трудовой занятости, формируя ее потенциал как субъекта производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Образование, в частности профессиональное, является приоритетной сферой занятости молодых людей. В 2004/2005 учебном году в области действовало 11 высших учебных заведений (из них 1 негосударственное), 23 средних специальных (негосударственных нет) и 37 учреждений начального профессионального образования. В 1999/2000 учебном году их было 9, 21 и 46 соответственно.

 

Таблица 2.1 - Структура профессиональных учебных заведений в Тюменской области, ед.

Учреждения

1999/

2000

2000/

2001

2001/

2002

2002/

2003

2003/

2004

2004/

2005

2005/

2006

2006

/2007

Начального профессионального  образования

46

46

44

44

43

42

42

37

Среднего профессионального образования

21

21

21

22

22

22

22

23

Высшего профессионального образования

9

9

9

9

10

11

11

11


 

На дневной форме обучения в различных звеньях системы профессионального образования Тюменской области в 2003/2004 учебном году было занято более 60 тыс. молодых людей (т.е. каждый шестой молодой человек в возрасте от 14 до 29 лет), в 2003/2004 – около 75 тыс. (каждый пятый), в 2006/2007 – почти 91 тыс. (каждый четвертый). Качественное целенаправленное развитие рабочей силы особенно важно для молодых людей, причем в большей степени для группы 14 – 24, чем для 25 – 29-летних. Профессиональные учебные заведения среднего и высшего уровня предлагают абитуриентам более 20 основных групп специальностей, а всего вузы предлагают более 100 специальностей. Однако предпочтения юношей и девушек стягиваются в сторону престижных – экономического и юридического профиля.

В целом поток молодежной рабочей силы, направляющейся в сферу профессионального образования, увеличивается, причем главным образом за счет роста числа студентов дневных отделений ссузов и вузов: в 2003/2004 учебном году их было 12, 5 тыс. и 26, 3 тыс. человек соответственно, в 2006/2007 – уже 23, 7 тыс. и 51 тыс. человек. Количество учащихся в учреждениях начального профессионального образования до 2004/2001 учебного года росло и составило чуть более 20 тыс. человек, к 2006/2007 учебному году сократилось до 16, 3 тыс

 

Рис. 2.1 - Численность учащихся и студентов на дневной форме обучения в учреждениях начального (НПО), среднего (СПО) и высшего (ВПО) профессионального образования Тюменской области

 

Высшее образование становится массовым и утрачивает элитарный характер в его прежнем понимании. Так, к примеру, в 2003/2004 учебном году студентом дневного отделения вуза Тюменской области был каждый двенадцатый молодой житель региона в возрасте от 14 до 29 лет; а в 2006/2007 учебном году – уже каждый седьмой-восьмой.

 

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Рис. 2.2 - Распределение на работу специалистов, окончивших очную форму обучения государственных высших учебных заведений (кроме обучавшихся с полным возмещением затрат на обучение), в%

       Завершение профессионального образования на определенном уровне предполагает, как правило, необходимость перехода из сферы образовательной деятельности в сферу трудовой. Однако автономность указанных сфер осложняет переход, так как профессионально-квалификационная структура подготовленной молодежной рабочей силы и рабочих мест не согласованы. В этой связи не утрачивает актуальности проблема трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений. Так, по данным службы государственной статистики по Тюменской области, структура распределения на работу специалистов, окончивших дневные отделения государственных высших учебных заведений в 2003 – 2007 гг., такова (указаны минимальные и максимальные относительные значения и тенденция абсолютных показателей): получили направления на работу 43, 5 – 48, 4%, рост; самостоятельно трудоустроились 23, 9 – 36, 2%, рост; продолжают обучение на следующем уровне по очной форме обучения 4, 6 – 15, 3%, рост; призваны в ряды Вооруженных сил РФ 1, 9 – 4, 2%, сокращение; не получили направления на работу 3, 2 – 19, 5%, сокращение.

Показатели распределения  на работу специалистов, окончивших дневные отделения в системе государственных средних специальных учебных заведений в 2003 – 2007 гг., существенно хуже (указаны минимальные и максимальные относительные значения и тенденция абсолютных показателей): получили направления на работу 22, 7 – 33, 1%, сокращение; самостоятельно трудоустроились 29, 0 – 38, 5%, рост; продолжают обучение на следующем уровне по очной форме обучения 14, 2 – 24%, рост; призваны в ряды Вооруженных сил РФ 5 – 6, 6%, рост; не получили направления на работу 12, 3 – 18, 2%, колебания.

 

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Рис. 2.3 - Распределение на работу специалистов, окончивших очную форму обучения государственных средних специальных учебных заведений (кроме обучавшихся с полным возмещением затрат на обучение), в%

Информация о работе Молодежная политика в Тюменской области