Молодежная политика в Тюменской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение молодежной политики в Тюменской области.
Задачи работы:
- рассмотрение теоретических и методологических вопросов молодежной политики;
- проведение оценки положения молодежи на рынке труда Тюменской области;
- рассмотрение основных направлений и рекомендации совершенствования занятости молодежи в Тюменской области.
Объектом исследования в работе является молодежная политика Тюменской области.

Файлы: 1 файл

черновик идиплома по МП ТО.docx

— 199.51 Кб (Скачать файл)

Действует система молодежных социальных служб. Насчитывается более 100 служб трудоустройства и профориентации молодежи; около 2000 социальных служб  разного толка для детей и  молодежи: юридические консультации, телефоны доверия, центр помощи молодым  инвалидам, наркоманам, алкоголикам  и т.д.; 41 центр информации для  молодых людей.

Создана нормативно-правовая база государственной молодежной политики. В июне 1993 года было принято постановление  Верховного Совета РФ «Об основных направлениях Государственной молодежной политики в РФ». А в 1995 году одобрен  Федеральный закон «О государственной  поддержке молодежных и детских  общественных объединений».

Следует заметить, что до середины 1999 года молодежная политика в Российской Федерации не стала  на практике приоритетной политикой  государства. Большинство решений, постановлений, целевых программ имеют декларативный характер. Они напрямую зависят от позиций центральных и местных властей и наличия соответствующих сумм в бюджете.

Таким образом, государственная  молодежная политика - это, своего рода, интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в  единое целое при усилении регулирующей роли современного государства

 

1.4. Формы государственной поддержки детских и молодежных организаций

 

Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических  и организационных условий и  гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию  государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного  развития России, на формирование у  молодых граждан патриотизма  и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека. Далее, мы рассмотрим основные направления и формы государственной  поддержки молодежных и детских  объединений.

В первую очередь, необходимо информационное обеспечение молодежных и детских объединений, для этого  Федеральные органы исполнительной власти обязаны информировать молодежные и детские объединения о планируемых  и реализуемых мероприятиях в  области государственной молодежной политики, а также по запросам молодежных и детских объединений организовывать подготовку и переподготовку кадров этих объединений в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на эти цели. Кроме того, участие органов юстиции Российской Федерации сводится к осуществлению информирования и государственной регистрацию общероссийских и международных молодежных и детских объединений. Во-вторых, государственная поддержка молодежным и детским объединениям выражается в предоставлении налоговых льгот, а также возможности пользоваться имуществом, находящимся в государственной собственности и возмещении государством расходов, связанных с безвозмездным либо на льготных условиях предоставлением в пользование молодежным и детским объединениям зданий, помещений, сооружений, оборудования и иного имущества, в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на государственную поддержку молодежных и детских объединений. В-третьих, Федеральные органы исполнительной власти могут привлекать молодежные и детские объединения к выполнению государственного заказа на создание социальных служб, информационных, инновационных центров и центров досуга для детей и молодежи, на разработку и реализацию проектов и программ по организации социальной работы, дополнительного образования, деятельности в сфере культуры, здравоохранения, экологии, деятельности по предупреждению беспризорности и правонарушений среди детей и молодежи, а также на научные исследования и осуществление иных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной политики.

Для гарантии своевременной  реализации федеральных и межрегиональных  программ государственной поддержки  молодежных и детских объединений, разрабатываются они Федеральными органами исполнительной власти с учетом предложений молодежных и детских  объединений. Решение о государственной поддержке проектов и программ молодежных и детских объединений принимается федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики по результатам конкурса, в соответствии с которым конкурсный проект или программа молодежного или детского объединения должен отражать цель, основные задачи, содержание и план реализации данного проекта или программы, финансовые, материальные, кадровые ресурсы и организационные возможности этого объединения по реализации проекта. В некоторых случаях Федеральный орган исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики оказывает помощь молодежным и детским объединениям в надлежащем оформлении их проектов и программ и проведении расчетов. Объем средств для вышеуказанных проектов и программ выделяется Федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики из средств федерального бюджета в форме бюджетных ассигнований, а также из средств внебюджетных фондов Российской Федерации, в срок не превышающий трех месяцев после принятия положительного решения по данному проекту и программе. Федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться целевой порядок использования указанных средств.

Если, конкурсные проекты  и программы молодежных и детских  объединений получили одобрение то они могут финансироваться в полном объеме, конечно, при условии решения федерального органа исполнительной власти по реализации государственной молодежной о том, что привлечение иных финансовых средств невозможно. Также, одним из направлений государственной молодежной политики по поддержке детских и молодежных организаций, включенным в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой является выделение субсидий молодежным и детским объединениям один раз в год. Критерием выделения объема субсидий считается пропорциональность числу членов детских и молодежных организаций, с учетом итогов их деятельности в предыдущем году и приоритетности планируемых для реализации проектов и программ и соответственно, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Универсальным и эффективным  средством обеспечения проектной  активности молодежи станут механизмы  грантовой поддержки. Эффективность применения грантовых механизмов развития общественной активности и привлечения институтов гражданского общества к решению общенациональных проблем убедительно доказана мировым опытом, успешно применяющим эти механизмы в течение нескольких десятилетий.

 

1.5. Нормативно-правовые акты регулирующие государственную молодежную политику

 

Рассмотрим законодательное  положение государственной молодежной политики в современной России. Нынешнее российское законотворчество по молодежи находится в стадии становления. Это в полной мере относится к правоположениям, касающимся формирования и реализации государственной молодежной политики в России и в субъектах Федерации. Молодежная политика в стране последние семь лет осуществлялась на единой концептуальной базе - документе «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации». Это постановление не нормативный правовой акт и не является аналогом союзного молодежного закона 1991 года. В то же время при подготовке и принятии в 1995 г. Государственной Думой Федерального Закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» ссылка на данный документ 1993 г. стала важным аргументом.

Специальным Указом Президента России в 1992 г. молодежная политика провозглашена  «приоритетной социально-экономической  политикой государства». Указом Президента 16 сентября 1992 г образован Государственный  комитет Российской Федерации по делам молодежи, ставший преемником результатов и направлений деятельности полномочного представителя Правительства  России по делам молодежи, работавшего  с февраля 1992 года. Исходной предпосылкой названных указов стала необходимость  проведения целостной и эффективной  государственной молодежной политики в Российской Федерации. Объективность  формирования молодежной политики следовала  из общих требований проведения адресной и специализированной социальной политики в отношении различных групп  и слоев населения, в том числе  и такой социально-демографической  группы, как молодежь. Кроме того, основное отличие государственной  молодежной политики в Российской Федерации  от общей (традиционной) социальной политики в отношении других социально  незащищенных категорий населения  состояло в том, что она не сводилась  только к компенсаторным и распределительным  механизмам. Российская молодежная политика должна была содержать активный инновационный  и производительный аспекты, опирающиеся  на трудовой и творческий потенциал  молодого поколения, что позволило  бы рассматривать молодежную политику как часть общей политики экономического и социального развития общества.

Процесс создания исполнительных структур (комитетов, управлений, отделов) по делам молодежи в составе администраций  краев, областей, республик Российской Федерации начался постепенно (еще  с весны 1990 г.) после формирования постоянных молодежных комиссий в Советах  народных депутатов всех уровней. В 1993 г управления и комитеты по делам молодежи действовали на 79 территориях России.

Основные направления  их деятельности заключались в решении  проблем занятости молодежи (в  том числе выпускников учебных  заведений и демобилизованных военнослужащих), включении молодежи в производительные формы деятельности (предпринимательство  и фермерство), формировании системы  социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью, профилактике преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних, поддержке  социально значимых программ молодежных и детских организаций, участии  в организации досуга и летнею отдыха детей и подростков.

В России были приняты многочисленные постановления и распоряжения центральных  и местных органов власти, касающиеся подрастающего поколения. В соответствии с Постановлением Правительства  РФ «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов» и в целях дальнейшего  развития государственной молодежной политики, направленной на «создание  правовых, социально-экономических  и организационных условий и  гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив», Правительство России постановило  утвердить Федеральную программу  «Молодежь России 1998-2000 годы», которая  получила затем статус президентской. Отдельные целевые подпрограммы и мероприятия были признаны впоследствии Государственной Думой нецелесообразными  для реализации.

Федеральная программа «Молодежь  России 1998-2000 годы « включала в себя множество направлений молодежной политики, за которые было ответственно государство в центре и на местах (в регионах - субъектах Федерации).

Основной целью программы  являлось дальнейшее формирование и  укрепление правовых, экономических  и организационных условий для  гражданского становления и социальной самореализации молодежи.

В этой связи предусматривалось  решение следующих основных задач:

1. формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья и обзаведения домашним хозяйством;

2. формирование системы органов, занимающихся вопросами временной и вторичной занятости молодежи, развития и поддержки молодежного предпринимательства;

. дальнейшее развитие системы социальных служб и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, отдыха, массовых видов спорта и туризма, в том числе международного;

. поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи, молодежных и детских объединений;

. формирование условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннего развития личности.

Программа «Молодежь России 1998-2000 годы « - одна из 229 Федеральных  целевых программ - требовала на реализацию основных мероприятий государственной  молодежной политики на период 1998-2000 годов  дополнительные средства из бюджетов всех уровней и источников, однако, эти средства не были получены. Комитет  по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы (прошлого созыва) подготовил закон РФ «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», принятый 23 июня 1999 года. До этого Госкомитет по делам молодежи организовал ряд выездных заседаний, где обсуждался и корректировался проект закона. Многочисленные претензии юристов, депутатов и представителей исполнительной власти сопровождали данный законопроект во время всего его прохождения. Однако, несмотря на ряд претензий к тексту закона, члены Совета Федерации прислушались и решили, что отклонять закон нельзя. Речь шла о той позитивной стимулирующей роли, которую рамочный закон мог бы сыграть для принятия решений по государственной молодежной политики на региональном уровне развития законодательства, совершенствования структуры региональных органов исполнительной власти и муниципальных органов. Кроме того, фиксация приоритетов молодежной политики на уровне Федерального закона должна была оказать положительное влияние на бюджетную политику, действия органов исполнительной власти.

До 2001 г. молодежная политика в Российской Федерации не стала  на практике приоритетной политикой  государства, а финансирование ее мероприятий  практически не осуществлялось или  осуществлялось по остаточному принципу. Большинство решений, постановлений, целевых программ имели декларативный  или рекомендательный характер. Они  напрямую зависели от позиций центральных  и местных властей и наличия  соответствующих сумм в региональных бюджетах. Документы, касающиеся государственной  молодежной политики, носили краткосрочный  и фрагментарный характер. Они  не были увязаны с единой концепцией решения острых социальных проблем  подрастающего поколения в условиях активного реформирования общественной системы и глубокого системного кризиса, как результата реформирования. Следует также признать: формирование и реализация государственной молодежной политики, активизация законотворческой деятельности в отношении молодежи чаще инициировались властными структурами накануне очередных выборов или возможной социально-политической нестабильности (например, в среде студенчества).

Информация о работе Молодежная политика в Тюменской области