Молодежная политика в Тюменской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение молодежной политики в Тюменской области.
Задачи работы:
- рассмотрение теоретических и методологических вопросов молодежной политики;
- проведение оценки положения молодежи на рынке труда Тюменской области;
- рассмотрение основных направлений и рекомендации совершенствования занятости молодежи в Тюменской области.
Объектом исследования в работе является молодежная политика Тюменской области.

Файлы: 1 файл

черновик идиплома по МП ТО.docx

— 199.51 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из приведенных данных, устроиться на работу молодому специалисту по окончании вуза труднее, чем по окончании вуза. Заметное увеличение самостоятельного трудоустройства означает, что грядущие проблемы с трудоустройством стимулируют учащуюся молодежь к самостоятельному поиску рабочего места, причем заблаговременно – до окончания учебного заведения.

Что касается трудовой занятости, то в настоящее время на территории Тюменской области в большей или меньшей степени представлены все отрасли и почти все подотрасли общественного хозяйства, а вместе с ними необходимый спектр трудовых занятий. Чуть менее половины рабочих мест в 2004 г. в Тюменской области было сосредоточено в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках; промышленности и в сельском и лесном хозяйстве (соответственно 18, 4%, 15, 4% и 11, 4%), т.е. в профилирующих отраслях региона. В промышленности профилирующими, а следовательно, задающими количество и структуру рабочих мест, являются относительно старые подотрасли: машиностроение, металло - и деревообработка, пищевая. Отраслевая структура молодежной занятости с некоторыми отклонениями воспроизводит отраслевую структуру занятости старшего поколения в условиях стабильно развивающегося общества. В условиях трансформируемой экономики региона, с одной стороны, возникает дефицит кадров определенных специальностей, с другой – проявилась ориентация части молодежи на инновационную занятость. Мы имеем в виду такую форму трудоустройства, как самостоятельное создание рабочих мест в отраслях вторичного и третичного секторов экономики.

В течение 1997 – 2007 гг. уровень экономической активности 15 – 29-летних граждан колебался в пределах 42, 7 – 48, 7% (максимальное и минимальное значение в 2007 и 2004 гг. соответственно). При этом удельный вес молодых людей в составе занятого в экономике Тюменской области экономически активного населения удерживался на уровне 25±1%, т.е. молодым был каждый четвертый занятый. Средний уровень трудовой занятости молодежи в указанный период равнялся 39%.

 

2002 2003 2004 2005 2006 2007

Рис. 2.4 - Динамика численности  занятых в экономике Тюменской  области, на конец года

 

Трудовая занятость часто (как на постоянной основе, так и в форме сезонной, временной либо случайной) является дополнительной к образовательной. Так, только при содействии государственных служб занятости Тюменской области в 2002 г. было трудоустроено 11 817 учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, в 2004 г. таких было уже 17 728 человек, в 2006 г. – 29 223, в 2004-м – более 24 тыс. человек.

Численность безработных от 15 до 29 лет, определяемая по методологии МОТ, постепенно снижается с 29, 5 тыс. человек в 2002 г. до 22, 7 тыс. человек в 2007 г. Минимальное и максимальное значения за период составили 19, 7 тыс. человек в 2006 г. и 29, 6 тыс. человек в 2005 г. Уровень безработицы молодежи высок, но имеет тенденцию к сокращению с 17, 6% в 2002 г. до 13, 4% в 2007 г., минимальное и максимальное значения за этот период составили соответственно 12, 1% в 2006 г. и 17, 6% в 2002 г. Указанные «скачки» показателей численности и уровня безработицы обусловлены динамикой социально-экономического развития региона.

 

2002 2003 2004 2005 2006 2007

Рис. 2.5 - Соотношение численности  молодых безработных официально зарегистрированных в Тюменской области и определенных по методологии МОТ, на конец года

 

2002 2003 2004 2005 2006 2007

Рис. 2.6 - Динамика уровня безработицы молодежи 15-29 лет в Тюменской области, на конец года

 

Уровень молодежной безработицы выше общего уровня безработицы. Последний составил в 2002 г. 14, 6%, а в 2007 г. – 8, 3%. Следовательно, доля молодежи в составе безработного населения повысилась за указанный период с 32, 5% до 41, 2%. Однако доля безработной молодежи в общей численности молодежи снизилась с 8, 5% до 5, 9%.

Органы службы занятости  официально регистрируют примерно 10% безработных  молодых людей. В среднем 15% из них – выпускники учреждений профессионального образования различных уровней.

Динамика средней продолжительности  регистрируемой молодежной безработицы убывающая: с 5, 8 мес. в 2002 – 2003 гг. до 4, 1 мес. в 2007 г. При этом средняя продолжительность периода безработицы у 16 – 29-летних ввиду их большей мобильности короче, чем у взрослого населения.

В целом ситуация на молодежном рынке труда в Тюменской области оценивается как относительно благополучная. Экономический рост в регионе позволил расширить возможности трудоустройства, в том числе для низкоквалифицированной рабочей силы, увеличил «пропускную способность» органов государственной службы занятости населения и специализированных молодежных бирж (бюро) труда. В то же время профессиональный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы сохраняется.

К сожалению, существующая статистическая информация не позволяет оценить состояние и проблемы молодежи в системе региональных экономических отношений достаточно полно. Так, до сих пор не опубликована и недоступна для анализа значительная часть данных переписи населения 2006 г. по Тюменской области. Недостаток статистической информации частично восполняют итоги социологического исследования «Молодежь в социальном пространстве Тюменского региона». Молодежная группа была разбита на возрастные когорты 14 – 17 лет, 18 – 22 лет, 23 – 26 лет и 27 – 30 лет, основанием для сегментации явились различия в образе жизни, потребностях и интересах, уровне образования, видах занятий и т.д. Полученные результаты нами сгруппированы в блоки: структура занятости, занятость на учебе, трудовая занятость, безработная молодежь, структура и уровень доходов.

Основываясь на данных статистики и социального опроса, можно сделать обобщающий вывод. Итак, молодые люди в Тюменской области в целом весьма прагматичны и достаточно интегрированы в систему региональных экономических отношений. Сложности интеграции возникают преимущественно из-за отсутствия прочной связи между сферами реализации экономической активности молодежи: образовательной и трудовой занятостью. Очевидно, что установление такой связи по силам только органам власти и управления, в том числе на региональном уровне.

 

2.3. Рекомендации по содействию занятости молодежи и перспективы развития молодежной политики Тюменской области

безработица молодежный политика

Одним значимым направлением работы с молодежью является содействие занятости и трудоустройству. Основными направлениями работы могут быть:

• Организация временной  занятости несовершеннолетних граждан (формирование трудовых бригад для благоустройства территорий городов и поселков, ремонта школ, работы на сельхозпредприятиях).

• Развитие социально-благотворительного движения (организация работ по благоустройству исторических и социально значимых объектов, оказанию помощи ветеранам, инвалидам, престарелым).

• Организация деятельности Центра профессиональной ориентации молодежи и подростков (создание сети консультационных пунктов в городах и районах области, формирование банка данных соискателей и работодателей региона).

• Реализация программ студенческой занятости (формирование молодежных трудовых и педагогических отрядов; организация и проведение ярмарок выпускников).

В период с 2005 по 2007 год ситуация на рынке труда молодежи Тюменской  области в целом не изменилась, оставаясь напряженной. Общее число  молодых людей в возрасте 16 - 29 лет, обратившихся в городской центр  занятости, имело тенденцию к  увеличению и составило в 2005 году 4912 человек (38% всех обратившихся). Среди  признанных безработными в том же периоде молодежь составляет 1793 человек, или 36,4%.

Одна из главных причин, по которой молодежь в возрасте 16 - 29 лет вынуждена обращаться в  городской центр занятости, - отсутствие опыта. При наличии на рынке труда  специалистов высокой квалификации с опытом работы конкурентоспособность нигде не работавших молодых людей остается очень низкой.

Наибольшие трудности  при поиске работы испытывают выпускники, получившие профессии инженера, техника, экономиста, менеджера, бухгалтера, финансиста, юриста.

Городской центр занятости  населения Тюменской области  в рамках реализации мероприятий  Программы содействия занятости  населения на 2007 - 2010 годы предусматривает  следующие специальные меры по содействию в трудоустройстве молодежи:

- регулярное проведение  двухмесячников по профессиональной  ориентации молодежи;

- превентивное консультирование  выпускников школ и учреждений  профессионального образования  для выявления профессиональных  наклонностей и обучения навыкам  самостоятельного активного поведения  на рынке труда;

- оказание психологической  поддержки безработной молодежи;

- продолжение работы по  формированию банка "Резюме", обучение составлению резюме, работа  с работодателями по банку  "Резюме";

- ежегодное проведение  ярмарок учебных и рабочих  мест для молодежи;

- продолжение формирования  банка вакантных рабочих мест  для молодежи, желающей работать  в свободное от учебы время;

- организация общественных  работ для молодых людей, впервые  ищущих работу или испытывающих  затруднения в получении постоянной  работы;

- обучение молодежи, желающей  открыть собственное дело, основам  предпринимательства в рамках  программы "Успех";

- взаимодействие со средствами  массовой информации для освещения  проблем городского рынка труда  молодежи.

В последние годы растет численность молодых специалистов с высшим, средним специальным  и начальным профессиональным образованием. Трудоустройство этой категории  молодежи затрудняется не только отсутствием  производственного опыта, но и не полной востребованностью по специальностям. Это приводит к тому, что только менее половины выпускников трудоустраиваются по своей профессии (специальности). Остальные либо выбирают работу, не связанную с имеющейся профессиональной подготовкой, либо регистрируются в качестве безработных.

В этих условиях мероприятия, проводимые службой занятости, предусматривают:

- подбор вакансий по  имеющейся профессии (специальности);

- обучение навыкам поиска  работы, самопрезентации, написания резюме (тренинга "Психология успеха", "Искусство трудоустройства", "Технология карьеры" и др.);

- повышение квалификации (организация обучения по курсам "Пользователь ПЭВМ", "Бухгалтерия  1С", "АРМ бухгалтерия", "Программист");

- переподготовку (организация  обучения по курсам "Менеджер  туризма", "Менеджер офиса", "Специалист по компьютерной  графике", "Помощник руководителя", "Управление персоналом" и др.);

- стажировку на рабочих  местах на предприятиях и в  организациях города с целью  приобретения опыта практической  работы;

- проведение ярмарок презентаций  выпускников, ярмарок презентаций  профессий с привлечением работодателей;

- организацию общегородских  фестивалей "Карьера. Занятость.  Образование".

При решении вопросов, связанных  с трудоустройством молодых специалистов, городская служба занятости взаимодействует  с центрами трудоустройства выпускников, работающими в высших учебных  заведениях.

После проведенного анализа  мы можем порекомендовать проведение специализированных мероприятий для  отдельных категорий граждан, ищущих работу: для молодежи, для женщин, для уволенных с предприятий  по сокращению штата, для граждан  с ограниченными возможностями.

Продолжится проведение ярмарок  на базе районных отделов занятости  населения, на предприятиях, в учебных  заведениях.

 

Заключение

 

Таким образом, в результате написания курсовой работы нами были сделаны следующие выводы.

«Молодежь» - это социально-демографическая  группа, выделяемая на основе обусловленных  возрастом особенностей социального  положения молодых людей, их места  и функций в социальной структуре  общества, их специфических интересов  и ценностей.

Прежде чем говорить о  социальном положении и защите молодежи, следует определить возрастные рамки  этой группы населения. Современные  ученые считают, что возрастные границы  периода молодости условны, их можно  определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет.

Безусловно, молодежь как  социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями  адаптации к современным социально-экономическим  условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т.д.

Формируя молодежную политику, определяя ее направления и приоритеты в сфере обучения и в сфере  занятости, следует иметь в виду ряд отличительных особенностей молодежи, как группы населения и  задачи, которые придется ей решать в условиях сложившихся демографических  и экономических тенденций, процессов  глобализации. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений. Объектом государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных  граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые  семьи, а также молодежные объединения. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане. На сегодняшний день перед вузами стоит задача подготовить не просто специалистов широкого профиля, а высококлассных профессионалов, обладающих знаниями в конкретной сфере, компетентных по многим вопросам. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, - во-вторых, они – будущее страны.

Информация о работе Молодежная политика в Тюменской области