Молодежная политика в Тюменской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение молодежной политики в Тюменской области.
Задачи работы:
- рассмотрение теоретических и методологических вопросов молодежной политики;
- проведение оценки положения молодежи на рынке труда Тюменской области;
- рассмотрение основных направлений и рекомендации совершенствования занятости молодежи в Тюменской области.
Объектом исследования в работе является молодежная политика Тюменской области.

Файлы: 1 файл

черновик идиплома по МП ТО.docx

— 199.51 Кб (Скачать файл)

Эффективным средством социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики является страхование  от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством  государство гарантирует: свободу  выбора рода деятельности, в том  числе с разным режимом труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного  увольнения или необоснованного  отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и  трудоустройстве при посредничестве огранив службы занятости.

Безработным гражданам в  возрасте от 18 лет гарантируются:

- бесплатное получение  услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке  и повышению квалификации, психологической  поддержке по направлению органов  службы занятости;

- обеспечение социальной  поддержки;

- компенсация в соответствии  с законодательством Российской  Федерации материальных затрат  в связи с направлением на  работу (обучение) в другую местность  по предложению органов службы  занятости;

- бесплатное медицинское  обслуживание и медицинское освидетельствование  при приеме на работу и направление  на обучение;

- возможность заключения  срочных трудовых договоров на  участие в оплачиваемых общественных  работах, организуемых с учетом  возрастных и иных особенностей  граждан.

Важной составляющей государственной  социальной поддержки для молодежи является выплата пособий и компенсаций  вследствие безработицы. Государство  гарантирует безработным:

- выплату пособий по  безработице, в том числе в  период временной нетрудоспособности  безработного;

- выплату стипендии в  период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки  по направлению органов службы  занятости;

- возможность участия  в оплачиваемых общественных  работах;

- возмещение затрат в  связи с добровольным переездом  в другую местность для трудоустройства  по предложениям органов службы  занятости.

Граждане, обратившиеся в  службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального  обучения. Работающие молодые люди, желающие сменить место работы, также  могут обратиться в службу занятости  в целях поиска подходящей работы.

Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных  на рынке труда, диагностика и  коррекция негативных психологических  состояний - одни из основных направлений  деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное  состояние способствует быстрому трудоустройству.

 

1.2 Государственная молодежная политика как социальное явление

 

В греческом языке politike означает искусство управления государством, т.е. определенный способ осуществления целей государства внутри и вне его территории. В широком смысле слова «политика» - это система (сфера) отношений в обществе между классами, группами, слоями населения, а также социальными институтами - представителями (юридическими и физическими лицами) этих социальных общностей. Данные сложные отношения, опосредуемые государством, определенные коренными (экономическими, социальными, правовыми, национальными, культурологическими и др.) интересами и тесно связаны с социальным статусом той или иной общности, а вместе с социальным статусом и определением ее качеством жизни.

Необходимо определить понятия  молодежи и молодежной политики, для  чего обратимся к работам известных  отечественных и зарубежных социологов среди которых, распространена точка зрения, согласно которой молодежная политика рассматривается в рамках социальной политики. Так, по мнению, Холостовой Е.И., наиболее распространенным является подход, согласно которому «социальная политика» рассматривается как общественные действия по решению проблем, затрагивающих все общество.

Согласно В.Т. Лисовскому молодежь - представляет собой поколение, проходящее стадию социализации, усваивающих  общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых к выполнению социальных ролей. Такой же точки зрения придерживается

В.Б. Голофай, считая, что молодым можно назвать такого человека, основной социальной функцией которого является подготовка к статусу взрослого члена общества.

Молодежь понимается как  социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупных возрастных характеристик, особенностей социального  положения, социально-психологических  свойств, закономерностей социализации и воспитания.

Молодежь имеет подвижные  границы своего возраста, они зависят  от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий  жизни.

Нижняя возрастная граница  определяется, что с 14 лет наступает  физическая зрелость и человек может  заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя  граница определяется достижением  экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает  важный этап семейной и внесемейной социализации.

Социализация - это процесс  становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые  характеризуют её как самостоятельную  социально-демографическую группу.

По данным Федеральной  службы государственной статистики в 2006г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 35 млн. человек, или 23,4%. За 16 лет (с 1990г.) численность молодежи увеличилась на 3 млн. человек и  эта тенденция развивается.

Однако, падение рождаемости  и снижение доли 10-14 летних в Российской Федерации привело к "старению" молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.

Молодежь составляет 41% населения  России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 8,9 млн. молодых людей. Однако доля 25-29 летних среди занятых в народном хозяйстве  постоянно снижается, особенно среди  рабочих промышленности, строительства  и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность  молодежи на селе за 10 лет сократилась  на 19% и составляет лишь 18,5% сельского  населения России.

Внедрение рыночных отношений  обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие  первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. К  началу 1996 г. безработица в России достигла (по официальным данным) 2,3 млн. человек, или 3,2 % экономически активного  населения; 38% всех безработных - молодые  люди до 30 лет.

К числу особо тревожных  тенденций в молодежной среде  относится отставание уровня образования  от уровня, достигнутого наиболее развитыми  странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

Негативные проявления заключаются  прежде всего в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной  зоной. Нарастают неблагоприятные  тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера. Так, в 1995г. число совершенных малолетними  преступниками грабежей с проникновением в квартиры увеличилось в 2,2 раза, хулиганств - в 1,6 раза, мошенничеств - на 75,8%, вымогательств - в 2,2 раза, преступлений с применением огнестрельного оружия - в 17,2 раза. Одним из самых распространенных видов преступлений у несовершеннолетних являются кражи, число которых в 1995г. составило 2203 (47,4%), включая также  квартирные кражи - 1874 (85,1%).

Из года в год растет число "женских" преступлений. Большую  тревогу у правоохранительных органов  вызывает тенденция к "омолаживанию" женской преступности. В трех имеющихся  в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержатся сегодня 1136 девочек-подростков. Большая  их часть осуждена за тяжкие преступления. В 1995г. было зафиксировано около 150 случаев  детоубийств. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств  к существованию, без жилья.

Молодое поколение в большинстве  своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей  за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них включиться в  новые общественные отношения. Выбор  жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.

К сожалению, существующие экономические  и социальные программы практически  не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в  процессе общественного развития. В  связи с этим необходимо усилить  внимание к социальным проблемам  молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с  молодым поколением.

Страна, в которой не заботятся  о детях и молодежи не имеет  будущего. И если в ближайшее время  не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.

В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что  приводит к потере нравственного  и духовного здоровья нации.

Для того, чтобы оказать  помощь молодежи необходимо прежде всего  определить какими средствами и приемами государство может воздействовать на разрешение кризиса в сфере  молодежи, а поэтому обратимся  к определению, что же такое государственная  молодежная политика.

Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых экономических  и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому человеку стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.

Деятельность федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов РФ по реализации государственной молодежной политики осуществляется в условиях:

  • значительной безработицы среди молодежи (в 1996 г. - 35,5 % от зарегистрированных безработных).
  • криминализации молодежной среды (50 % общего числа лиц, совершивших преступления, составляют молодые люди от 14 до 30 лет).
  • ограниченности средств федерального бюджета, направляемых на финансирование мероприятий по реализации государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика осуществляется: государственными органами и их должностными лицами; молодежными объединениями, их ассоциациями; молодыми гражданами.

Система формирования и реализации государственной молодежной политики включает:

  • специальное законодательство о государственной молодежной политике;
  • государственное регулирование молодежной политики;
  • плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики.

Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на двух уровнях: общереспубликанском  и региональном. Направлена эта политика в первую очередь на создание для  молодежи благоприятных условий  для производственной деятельности, позволяющей реализовывать ее трудовой потенциал, самим зарабатывать средства, необходимые для оплаты досуга, нормального  питания, жилищно-бытового устройства, обучения и др. Вместе с тем требуются  субсидии (государственные, общественных организаций, фондов) для помощи наименее защищенным группам молодежи (инвалидам, сиротам).

Государственная молодежная политика в РФ основывается на следующих  принципах:

1.Сочетание государственных,  общественных интересов и прав  личности в формировании и  реализации молодежной политики.

  1. Привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом.
  2. Обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса.
  3. Предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профподготовке, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.
  4. Приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

Информация о работе Молодежная политика в Тюменской области