Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:58, курсовая работа
Цель работы – изучение молодежной политики в Тюменской области.
Задачи работы:
- рассмотрение теоретических и методологических вопросов молодежной политики;
- проведение оценки положения молодежи на рынке труда Тюменской области;
- рассмотрение основных направлений и рекомендации совершенствования занятости молодежи в Тюменской области.
Объектом исследования в работе является молодежная политика Тюменской области.
В молодежной политике на уровне
Федерации до сих пор не действует
современная, гибкая нормативная база.
Это касается и не подписанного Президентом
РФ федерального закона о государственной
молодежной политике, и бюджетно-финансовых
механизмов взаимодействия центра и
регионов в рамках программно-целевого
подхода к государственной
Основные задачи современной
молодежной политики - привлечение
нового поколения к активной политической
и социально-экономической
В 1999 г. представители органов
исполнительной и законодательной
власти РФ, ряда стран-участниц СНГ, Балтии,
Центральной Европы, ведущие ученые,
руководители молодежных организаций
(более 160 человек) обратились к высшим
органам законодательной и
1. принять законы, направленные на формирование и реализацию государственной молодежной политики;
2. просить правительства выделить в качестве приоритетных государственные меры по гарантированному обеспечению мероприятий для осуществления прав молодежи на полноценную жизнь, охрану здоровья, образование, труд, жилье, гражданскую самореализацию, творческое и духовное развитие;
. активизировать деятельность по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей соблюдение и защиту законных прав и законных интересов детей и молодежи в соответствии с нормами и правилами между народно-правовых актов (которые ратифицированы и приняты в СНГ);
. рассмотреть вопрос о создании государственного канала на телевидении для детей и молодежи.
Нормотворческая активность на федеральном уровне в осуществлении государственной молодежной политики в начале 2000-х гг. сменилась программно-целевым подходом, а одним из основополагающих механизмов исполнения молодежной политики стала реализация федеральных целевых программ. Среди них: федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. № 1015; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (от 16.02.2000 г. № 122); подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (от 28.08.2002 г. № 638). Сейчас действуют и свыше 30 подобных региональных молодежных программ. Современная ситуация диктует необходимость принятия принципиально новой Концепции государственной молодежной политики. В соответствии с требованием времени Департамент по молодежной политике Министерства образования РФ вел активную работу по разработке данного документа. В первом квартале 2001 г. была создана рабочая группа по разработке Концепции государственной молодежной политики с участием ответственных работников департамента по молодежной политике, ведущих ученых в сфере молодежных проблем. В качестве результатов решения задач ожидалось: снижение доли лиц в возрасте 16-29 года в общей численности безработных на 10%; сокращение средней продолжительности поиска работы молодыми гражданами с восьми до пяти месяцев; увеличение количества молодежи со специальными потребностями, включенной в экономическую деятельность (повышение доли трудоустроенных или перешедших на следующую ступень образования выпускников учебных заведений для детей и подростков со специальными образовательными потребностями, на 20%); увеличение доли молодежи в органах власти разного уровня и местного самоуправления не менее чем на 50%; увеличение на 50% количества муниципальных образований, на территории которых действуют молодежные общественные объединения, ориентированные на решение проблем местного сообщества; рост числа молодых граждан Российской Федерации - участников международных молодежных обменов и проектов на 40%.
Проект Федеральной целевой программы "Молодежь России" на 2006-2010 гг. не был утвержден Правительством Российской Федерации, но регулирование молодежной политики было необходимо, поэтому, Распоряжением Правительства Российской Федерации N1760-р от 18 декабря р2006 года была утверждена стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации, содержащая указания на необходимость разработки комплексной системы измерения эффективности молодежной политики и оценки положения молодежи в России, что подразумевает выявление групп факторов и корреляторов, обеспечивающих достижение результатов молодежной политики, ожидаемых и востребованных обществом. Поскольку государственная молодежная политика ориентируется на развитие социальной сферы в отдельном возрастном сегменте, то совершенно логичным видится создание системы измерителей, коррелирующихся с общими показателями развития ситуации в стране. Подобная система измерения и измерителей должна, по мнению авторов Стратегии, обеспечить возможности прогнозирования положения молодежи, оперативного анализа мер и выявления актуальных задач молодежной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
Индикаторы и показатели
достижения целей должны быть построены
в иерархической системе с
основным обобщающим показателем во
главе. Далее в иерархическом
порядке должны быть определены индикаторы
достижения цели государственной молодежной
политики, а также показатели реализации
общенациональных проектов. В целом
в Стратегии содержится система
критериев эффективности
Для оценки социально-экономической эффективности достижения целей и приоритетов, указанных в Стратегии, ее авторы планируют использовать систему показателей, характеризующих деятельностное участие молодежи в социальной, политической и экономической жизни. Индикаторы эффективности молодежной политики подразумевают определенные показатели - к примеру, показатель уровня участия молодых людей в деятельности общественных движений или уровень информированности молодых людей о потенциальных возможностях самореализации в России. Определять целевые значения подобных показателей авторы Стратегии планируют, ориентируясь на средние значения по странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития, что является вполне адекватным предложением.
Задача определения критериев эффективности государственной молодежной политики также может быть решена исходя из анализа целей и задач формирования и реализации молодежной политики в различных субъектах политической системы общества. К подобным субъектам политической системы общества неизменно относятся: государство, организации и движения, политические партии, социальные общности - классовые, этнические, территориальные, производственные, рядовые граждане, лидеры политических и общественно-политических объединений, бизнес-элита.
Определив цели и задачи реализации и разработки молодежной политики в каждом из субъектов политической системы, можно сконструировать некую общую шкалу критериев эффективности государственной молодежной политики Российской Федерации, чтобы затем связать ее с общесоциальными показателями жизнедеятельности российского общества и определять пути ее оптимизации.
Анализ механизма разработки и технологий реализации государственной молодежной политики Российской Федерации свидетельствует в пользу того факта, что молодежная политика в России формируется на принципах участия молодежи в процессе ее разработки и реализации. Именно поэтому приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях - муниципальном, региональном, федеральном - является "развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений, молодежных парламентов, правительств, иных консультативно-совещательных структур", созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня, органах студенческого самоуправления.
Механизм взаимодействия государства и молодежи основан на нормативно-правовых документах, призванных способствовать развитию организованного молодежного движения, а также закладывающих основы развития молодежного представительства в государственных органах власти на федеральном и региональном уровнях.
Определяя эффективность проводимой государством молодежной политики, можно согласиться с мнением В.Т. Лисовского, считающего, что "эффективной может быть только такая государственная молодежная политика, которая отвечает нуждам молодежи, воспринимается ею и в реализации которой она принимает активное участие в качестве ее субъекта". Поэтому одним из основных критериев эффективности государственной молодежной политики целесообразно считать степень участия молодежи в социальных проектах в рамках молодежной политики, в деятельности общественных молодежных движений и организаций, способствующих позитивной социализации молодых граждан. В Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации данный критерий конкретизируется, в него предлагается включить процент молодых людей, активно ищущих работу, повышающих квалификацию посредством государственных образовательных учреждений, долю молодых людей в научно-технической сфере, в среде предпринимателей, долю молодых, участвующих в выборах, состоящих в общественных организациях и структурах. В целом предложенная в Стратегии система критериев эффективности может являться концептуальной основой при оценке эффективности мероприятий государственной молодежной политики. Но она должна быть дополнена показателями социальной активности и уровня участия молодых людей в различных сферах социальной жизни страны. Кроме того, оценка отраслевой политики государства может коррелироваться с оценками общенациональных проектов, государственных программ и государственной политики по разным направлениям, для чего необходимо закрепление на законодательном уровне целей и задач не только отраслевых, но и общенациональных направлений деятельности государства.
В рамках молодежной политики особо подчеркивается необходимость создания условий для духовного воспитания молодежи, формирования нравственного образа жизни, противодействия в молодежной среде источникам экстремизма, агрессии, насилия и асоциального поведения.
Определяются пути активизации
участия молодежи в процессах
государственного и общественного
строительства. Приоритетные направления
государственной молодежной политики
определены исходя из задач строительства
и развития нового государства, национальной
безопасности страны, обеспечения достойных
условий жизни граждан, внутренней
и внешней государственной
1.2 Сущность и принципы молодежной политики в Тюменской области
Под государственной молодежной
политикой (ГМП) подразумевается деятельность
государства, направленная на создание
правовых, экономических и
Государственная молодежная политика - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений. Объектом государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане. Создание современной системы координации молодежной политики началось в январе 1992 г., когда распоряжением Президента РФ была введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи. Сферу его деятельности составили: обеспечение координации усилий различных министерств и ведомств Российской Федерации в области молодежной политики; методическое руководство комитетами по делам молодежи в субъектах Федерации; разработка и реализация государственных программ в области социального развития и социальной защиты молодежи; государственная поддержка молодежных и детских организаций и т.д.
В целях усиления внимания
государства и общества к проблемам
молодежи распоряжением Президента
РФ от 10 июня 1994 г. № 295-п был образован
Совет по делам молодежи при президенте
РФ и утверждено Положение о Совете.
Следующая реорганизация
Молодежные общественные
объединения участвуют в