Молодежная политика в Тюменской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение молодежной политики в Тюменской области.
Задачи работы:
- рассмотрение теоретических и методологических вопросов молодежной политики;
- проведение оценки положения молодежи на рынке труда Тюменской области;
- рассмотрение основных направлений и рекомендации совершенствования занятости молодежи в Тюменской области.
Объектом исследования в работе является молодежная политика Тюменской области.

Файлы: 1 файл

черновик идиплома по МП ТО.docx

— 199.51 Кб (Скачать файл)

В молодежной политике на уровне Федерации до сих пор не действует  современная, гибкая нормативная база. Это касается и не подписанного Президентом  РФ федерального закона о государственной  молодежной политике, и бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и  регионов в рамках программно-целевого подхода к государственной молодежной политике.

Основные задачи современной  молодежной политики - привлечение  нового поколения к активной политической и социально-экономической жизни, создание современного механизма выработки  и принятия решений по решению  молодежных проблем с широким  привлечением общественной инициативы самих молодых людей, общественных организаций и всего гражданского общества - остаются не реализованными.

В 1999 г. представители органов  исполнительной и законодательной  власти РФ, ряда стран-участниц СНГ, Балтии, Центральной Европы, ведущие ученые, руководители молодежных организаций (более 160 человек) обратились к высшим органам законодательной и исполнительной власти своих стран с рядом  конструктивных предложений:

1. принять законы, направленные на формирование и реализацию государственной молодежной политики;

2. просить правительства выделить в качестве приоритетных государственные меры по гарантированному обеспечению мероприятий для осуществления прав молодежи на полноценную жизнь, охрану здоровья, образование, труд, жилье, гражданскую самореализацию, творческое и духовное развитие;

. активизировать деятельность по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей соблюдение и защиту законных прав и законных интересов детей и молодежи в соответствии с нормами и правилами между народно-правовых актов (которые ратифицированы и приняты в СНГ);

. рассмотреть вопрос о создании государственного канала на телевидении для детей и молодежи.

Нормотворческая активность на федеральном уровне в осуществлении  государственной молодежной политики в начале 2000-х гг. сменилась программно-целевым  подходом, а одним из основополагающих механизмов исполнения молодежной политики стала реализация федеральных целевых  программ. Среди них: федеральная  целевая программа «Молодежь  России (2001-2005 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации  от 27.12.2000 г. № 1015; государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2001-2005 годы» (от 16.02.2000 г. № 122); подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» входящая в  состав федеральной целевой программы  «Жилище» на 2002-2010 годы (от 28.08.2002 г. № 638). Сейчас действуют и свыше 30 подобных региональных молодежных программ. Современная  ситуация диктует необходимость  принятия принципиально новой Концепции  государственной молодежной политики. В соответствии с требованием  времени Департамент по молодежной политике Министерства образования  РФ вел активную работу по разработке данного документа. В первом квартале 2001 г. была создана рабочая группа по разработке Концепции государственной  молодежной политики с участием ответственных  работников департамента по молодежной политике, ведущих ученых в сфере  молодежных проблем. В качестве результатов решения задач ожидалось: снижение доли лиц в возрасте 16-29 года в общей численности безработных на 10%; сокращение средней продолжительности поиска работы молодыми гражданами с восьми до пяти месяцев; увеличение количества молодежи со специальными потребностями, включенной в экономическую деятельность (повышение доли трудоустроенных или перешедших на следующую ступень образования выпускников учебных заведений для детей и подростков со специальными образовательными потребностями, на 20%); увеличение доли молодежи в органах власти разного уровня и местного самоуправления не менее чем на 50%; увеличение на 50% количества муниципальных образований, на территории которых действуют молодежные общественные объединения, ориентированные на решение проблем местного сообщества; рост числа молодых граждан Российской Федерации - участников международных молодежных обменов и проектов на 40%.

Проект Федеральной целевой  программы "Молодежь России" на 2006-2010 гг. не был утвержден Правительством Российской Федерации, но регулирование  молодежной политики было необходимо, поэтому, Распоряжением Правительства  Российской Федерации N1760-р от 18 декабря  р2006 года была утверждена стратегия  государственной молодежной политики Российской Федерации, содержащая указания на необходимость разработки комплексной системы измерения эффективности молодежной политики и оценки положения молодежи в России, что подразумевает выявление групп факторов и корреляторов, обеспечивающих достижение результатов молодежной политики, ожидаемых и востребованных обществом. Поскольку государственная молодежная политика ориентируется на развитие социальной сферы в отдельном возрастном сегменте, то совершенно логичным видится создание системы измерителей, коррелирующихся с общими показателями развития ситуации в стране. Подобная система измерения и измерителей должна, по мнению авторов Стратегии, обеспечить возможности прогнозирования положения молодежи, оперативного анализа мер и выявления актуальных задач молодежной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Индикаторы и показатели достижения целей должны быть построены  в иерархической системе с  основным обобщающим показателем во главе. Далее в иерархическом  порядке должны быть определены индикаторы достижения цели государственной молодежной политики, а также показатели реализации общенациональных проектов. В целом  в Стратегии содержится система  критериев эффективности молодежной политики, в качестве основного, обобщающего  показателя эффективности предложен "Индекс развития молодежи". Это  комплексный показатель, оценивающий  продолжительность жизни, здоровье, образование, уровень жизни молодого поколения. Рассчитываемый по методологии  ЮНЕСКО, данный показатель позволяет  определить общие тенденции развития, оценить уровень межрегиональной  дифференциации молодежи, прогнозировать вероятные изменения в ее положении.

Для оценки социально-экономической  эффективности достижения целей  и приоритетов, указанных в Стратегии, ее авторы планируют использовать систему  показателей, характеризующих деятельностное участие молодежи в социальной, политической и экономической жизни. Индикаторы эффективности молодежной политики подразумевают определенные показатели - к примеру, показатель уровня участия молодых людей в деятельности общественных движений или уровень информированности молодых людей о потенциальных возможностях самореализации в России. Определять целевые значения подобных показателей авторы Стратегии планируют, ориентируясь на средние значения по странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития, что является вполне адекватным предложением.

Задача определения критериев  эффективности государственной  молодежной политики также может  быть решена исходя из анализа целей  и задач формирования и реализации молодежной политики в различных  субъектах политической системы  общества. К подобным субъектам политической системы общества неизменно относятся: государство, организации и движения, политические партии, социальные общности - классовые, этнические, территориальные, производственные, рядовые граждане, лидеры политических и общественно-политических объединений, бизнес-элита.

Определив цели и задачи реализации и разработки молодежной политики в каждом из субъектов политической системы, можно сконструировать  некую общую шкалу критериев  эффективности государственной  молодежной политики Российской Федерации, чтобы затем связать ее с общесоциальными показателями жизнедеятельности российского общества и определять пути ее оптимизации.

Анализ механизма разработки и технологий реализации государственной  молодежной политики Российской Федерации  свидетельствует в пользу того факта, что молодежная политика в России формируется на принципах участия  молодежи в процессе ее разработки и реализации. Именно поэтому приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях - муниципальном, региональном, федеральном - является "развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через участие  в деятельности молодежных и детских  общественных объединений, молодежных парламентов, правительств, иных консультативно-совещательных  структур", созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня, органах студенческого самоуправления.

Механизм взаимодействия государства и молодежи основан  на нормативно-правовых документах, призванных способствовать развитию организованного молодежного движения, а также закладывающих основы развития молодежного представительства в государственных органах власти на федеральном и региональном уровнях.

Определяя эффективность  проводимой государством молодежной политики, можно согласиться с мнением  В.Т. Лисовского, считающего, что "эффективной  может быть только такая государственная  молодежная политика, которая отвечает нуждам молодежи, воспринимается ею и  в реализации которой она принимает активное участие в качестве ее субъекта". Поэтому одним из основных критериев эффективности государственной молодежной политики целесообразно считать степень участия молодежи в социальных проектах в рамках молодежной политики, в деятельности общественных молодежных движений и организаций, способствующих позитивной социализации молодых граждан. В Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации данный критерий конкретизируется, в него предлагается включить процент молодых людей, активно ищущих работу, повышающих квалификацию посредством государственных образовательных учреждений, долю молодых людей в научно-технической сфере, в среде предпринимателей, долю молодых, участвующих в выборах, состоящих в общественных организациях и структурах. В целом предложенная в Стратегии система критериев эффективности может являться концептуальной основой при оценке эффективности мероприятий государственной молодежной политики. Но она должна быть дополнена показателями социальной активности и уровня участия молодых людей в различных сферах социальной жизни страны. Кроме того, оценка отраслевой политики государства может коррелироваться с оценками общенациональных проектов, государственных программ и государственной политики по разным направлениям, для чего необходимо закрепление на законодательном уровне целей и задач не только отраслевых, но и общенациональных направлений деятельности государства.

В рамках молодежной политики особо подчеркивается необходимость  создания условий для духовного  воспитания молодежи, формирования нравственного  образа жизни, противодействия в  молодежной среде источникам экстремизма, агрессии, насилия и асоциального поведения.

Определяются пути активизации  участия молодежи в процессах  государственного и общественного  строительства. Приоритетные направления  государственной молодежной политики определены исходя из задач строительства  и развития нового государства, национальной безопасности страны, обеспечения достойных  условий жизни граждан, внутренней и внешней государственной политики, эффективного развития регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ТЮМЕНСКОЙ  ОБЛАСТИ

 

 

1.2 Сущность и  принципы молодежной политики в Тюменской области

 

Под государственной молодежной политикой (ГМП) подразумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных  условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека и развития молодежных объединений, движений и  инициатив.

Государственная молодежная политика - одно из специфических направлений  деятельности законодательных и  исполнительных органов власти с  целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения  ее в самостоятельную жизнь. Государственная  молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений. Объектом государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане. Создание современной системы координации молодежной политики началось в январе 1992 г., когда распоряжением Президента РФ была введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи. Сферу его деятельности составили: обеспечение координации усилий различных министерств и ведомств Российской Федерации в области молодежной политики; методическое руководство комитетами по делам молодежи в субъектах Федерации; разработка и реализация государственных программ в области социального развития и социальной защиты молодежи; государственная поддержка молодежных и детских организаций и т.д.

В целях усиления внимания государства и общества к проблемам  молодежи распоряжением Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 295-п был образован  Совет по делам молодежи при президенте РФ и утверждено Положение о Совете. Следующая реорганизация комитета произошла 30 апреля 1998 г. Теперь его  функции передавались Департаменту по делам молодежи в структуре  Министерства труда и социального  развития Российской Федерации, однако 25 мая 1999 г. Госкомитет Российской Федерации  по делам молодежи был восстановлен. Спустя полгода было утверждено новое  Положение о Госкомитете РФ по делам молодежи, который приобрел статус федерального органа исполнительной власти, призванного осуществлять функции  государственного регулирования и  межотраслевой координации в  сфере молодежной политики. С реорганизацией Минобразования России и созданием  Министерства образования и науки  Российской Федерации (постановление  Правительства РФ от 5 июня 2004 г. № 280) прежний орган по делам молодежи был преобразован в Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей. В соответствии с Положением о новом министерстве Департамент должен определять основные направления молодежной политики государства, разрабатывать ее нормативные правовые и организационные основы. Таким образом, в рамках полномочий Министерства Департамент реализует функции государственной молодежной политики на федеральном уровне, принимает решения о приоритетах в сфере молодежной политики, реализации проектов и программ, проведении мероприятий общероссийского уровня. В то же время функции организационно-финансового обеспечения планируемых мероприятий в сфере молодежной политики возложены на Управление по делам молодежи Федерального агентства по образованию. Вопросами молодежной политики занимаются и органы законодательной власти. В 1995 г. в Государственной Думе образован Комитет по делам женщин, семьи и молодежи; в 1997 г. создан Совет по делам молодежи при Совете Федерации РФ. Органы по делам молодежи имеются во всех субъектах Российской Федерации. К началу 2006 г. в них работало более 1000 человек. На городском и районных уровнях - примерно 3000 человек, непосредственно в социальных службах, связанных с молодежью, занято почти 15 тыс. сотрудников. Кроме того, в формирование и осуществление государственной молодежной политики вовлечены молодежные организации и объединения России. В стране действуют более 400 молодежных и детских общественных объединений. Среди них есть общероссийские, международные, межрегиональные и местные. В январе 1992 г. образован Национальный совет молодежных и детских объединений России. В декабре 1998 г. на конференции этого совета была принята концепция взаимодействия с государственными органами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 26 июня 1995 г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских Общественных объединений" создан федеральный реестр объединений, которые пользуются государственной поддержкой. Он ведется на основе положения № 1104 от 13 июня 1996 г., зарегистрированного в Минюсте России. Реестр молодежных и детских общественных объединений ведет Министерство образования и науки РФ. В него включены около 60 общественных организаций, которые пользуются государственной поддержкой в рамках Федеральной межведомственной программы. Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений подразумевается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ. Цель поддержки - создание и обеспечение правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, на охрану и защиту их прав.

Молодежные общественные объединения участвуют в выработке, экспертизе и внесении в органы власти проектов законодательных и нормативных  актов по молодежной политике. Они  координируют реализацию проектов и  программ молодежных и детских объединений  и оказывают ей содействие. Общепризнанна  в нашей стране социальная значимость этих организаций, поскольку они  включают молодежь в систему социальных отношений, помогают постигать новые  социальные роли. На региональном уровне также формируются реестры детских  и молодежных общественных объединений. Государство поддерживает молодежные и детские программы и проекты - выделяет гранты, субсидии, дотации, оказывает  организационную и информационную помощь. В июне 2001 г. был создан Координационный  совет по вопросам взаимодействия с  молодежными и детскими общественными  объединениями. Это консультативно-совещательный  орган, призванный вырабатывать предложения  по вопросам совершенствования деятельности молодежных и детских общественных объединений. Государственная молодежная политика России строится на основе крупных целевых программ. В конце 2005 г. была принята программа, которая рассчитана на десять лет - до 2016 года и определяет главную цель ГМП - развитие потенциала молодежи в интересах России. Причем эффективная молодежная политика должна стать политикой приоритетов, определяющих такие направления деятельности, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного решения возникающих проблем. Предполагается, что с учетом тенденций социально-экономического и общественно-политического развития России государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать несколько приоритетов: информирование молодежи о потенциальных возможностях развития России и ее вовлечения в социальную практику; развитие инновационной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества. Таким образом, перечисленные приоритеты определяют направления и сферы первоначального инвестирования государственных и общественных ресурсов в рамках ГМП, формируют систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI веке. В соответствии с выделенными приоритетами и принципами ГМП стратегия для ее реализации предлагает использовать проектный подход. В частности, предложены девять общенациональных проектов, которые открывают для молодежи возможности для равного участия в них всем молодым людям. Среди них: "Российская молодежная информационная сеть", "Всероссийский стройотряд", "Доброволец России", "Вместе" и др. Точные параметры проектов будут определены федеральной целевой программой. Как известно, молодежь - это важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстро обучаемой потенциальной рабочей силой. Современная ситуация, складывающаяся в обществе, показывает, что с наибольшими трудностями молодежь сталкивается в сфере социально-трудовых отношений, попадая на рынок труда. Сегодня российский рынок труда, испытывая на себе тяготы становления и развития, все еще находится в деформированном состоянии, в состоянии рассогласованности между спросом и предложением рабочей силы по всем направлениям его функционирования (объему, структуре и качеству рабочей силы). Это проявляется в переизбытке одних профессий (специальностей), на которых нет спроса, и нехватке других в необходимом объеме и по качеству подготовки, по которым имеется повышенный спрос. В этих условиях возрастают требования к повышению конкурентоспособности рабочей силы, уровню ее профессиональной подготовки и адекватности требованиям рынка труда. Особо это относится к выпускникам образовательных учреждений, которым становится непросто найти себе место под солнцем. В связи с этим на первый план выдвигается задача выработки приоритетов в социальной политике по линии государственного регулирования эффективной занятости всех возрастных групп молодежи. Актуальность этой задачи возрастает в связи с выявившейся негативной демографической структурой занятости и необходимостью активного вовлечения молодежи в трудовой процесс. Одним из главных путей решения этой проблемы является разработка и осуществление комплекса организационных, нормативно-правовых и экономических мер регулирования молодежной занятости. С этих позиций следовало бы обеспечить подготовку на федеральном уровне нормативной правовой базы по следующим вопросам:

Информация о работе Молодежная политика в Тюменской области