Молодежная политика в Тюменской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение молодежной политики в Тюменской области.
Задачи работы:
- рассмотрение теоретических и методологических вопросов молодежной политики;
- проведение оценки положения молодежи на рынке труда Тюменской области;
- рассмотрение основных направлений и рекомендации совершенствования занятости молодежи в Тюменской области.
Объектом исследования в работе является молодежная политика Тюменской области.

Файлы: 1 файл

черновик идиплома по МП ТО.docx

— 199.51 Кб (Скачать файл)

- введение государственного  заказа на подготовку специалистов, в первую очередь, высшими учебными  заведениями;

- введение контрактной  формы закрепления специалистов, подготовленных в рамках целевой  программы, с соответствующими  обязательствами сторон (по срокам закрепления, по объемам возмещения затрат);

- стимулирование предприятий  за создание рабочих мест для  трудоустройства молодежи;

- разработка и введение  образовательных стандартов по  формам обучения и профессионально-квалификационных  стандартов для рабочей силы, учитывающих требования международных  стандартов.

Что касается госзаказа на подготовку специалистов, то, естественно, это может быть, возможно, лишь на основе повышения уровня долгосрочного  прогнозирования развития экономики  и соответствующей структуры  трудовых ресурсов. Однако возможность  снижения на плановой основе подготовки кадров объемов затрат, вкладываемых в образование и повышение  уровня их эффективности, является залогом  роста эффективности экономики  в целом. Говоря о контрактной  форме закрепления кадров, нельзя не отметить отсутствие вообще каких-либо проблем, а необходимо лишь проявление инициативы в этом вопросе со стороны  исполнительных и законодательных  органов власти. Вместе с тем, в  субъектах Федерации накоплен значительный опыт по разработке региональных законодательств, обеспечивающих защиту наименее конкурентоспособных  категорий граждан на рынке труда, стимулирование работодателей, принимающих  на работу молодежь. С учетом этого  возможна корректировка регионального  законодательства, касающаяся различных  аспектов трудоустройства и профподготовки молодежи, с использованием соответствующих экономических рычагов, а именно в части:

- квотирования рабочих  мест для молодежи и создания  новых рабочих мест, в первую  очередь, для выпускников учебных  заведений начальной формы профобразования (за счет снижения налогообложения на прибыль и перераспределения средств фонда занятости субъекта Федерации);

- стимулирования самозанятости и малого предпринимательства молодежи (за счет освобождения или снижения в течение 1-2 лет от налогообложения на прибыль, предоставления льготного кредитования);

- освобождения (снижения) работодателей,  обеспечивающих занятость молодежи  на временной работе, от страховых  взносов и налогообложения на  приносимую в последнем случае  прибыль. Особая проблема связана  с необходимостью реализации  службой занятости активной политики  на рынке труда, главным образом,  в части создания новых рабочих  мест для трудоустройства молодежи. С ликвидацией Фонда занятости  и переходом к бюджетному финансированию  всего спектра услуг, оказываемых  ГСЗ, возникли серьезные проблемы. Таким образом, реализация всего  комплекса организационно-экономических  и нормативно-правовых мер по  регулированию рынка труда и  рынка образовательных услуг  обеспечит необходимые условия  для решения вопросов трудоустройства  выпускников профессиональных учебных  заведений.

 

2.2. Перспективы, направления и рекомендации в государственной молодежной политике на современном этапе развития

Молодежная политика исходит  из того, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал. Вместе с  тем, при определенных условиях и  влиянии политических сил он может  носить как конструктивную направленность, так и деструктивную, в ущерб  государству и обществу, в том  числе и самой молодежи. Мероприятия  государственных органов призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности  при формировании ответственности  за сегодняшний день общества и его  будущее.

В тоже время следует отметить устойчивые взгляды на молодежь, как  социально пассивную, находящуюся  в переходном, маргинальном состоянии  социальную группу, потребителя социальных услуг, различных видов безвозмездной  помощи, поддержки со стороны государства, замкнутую в системе своих  внутренних, подчас сугубо экономических, интересов и потребностей.

Государству не всегда удается  мобилизовать молодежную инициативу в  общественных интересах.

Исходя из этого, следует  отметить, что новые требования к  государственной молодежной политике могут быть сформулированы следующим  образом:

  1. «Инициативу молодых - на благо России», что включает в себя: содействие и поддержку развития гражданских инициатив молодежи, стимулирование молодежного самоуправления и активизацию деятельности молодежных и детских общественных объединений.
  2. «Диверсификация молодежной политики», подразумевает использование дифференцированного подхода к молодежи по социальным и возрастным группам и разработку новых технологий работы с молодежью, исходя из социальных и возрастных различий.
  3. «Межведомственная кооперация и интеграция», в первую очередь определяет приоритетность государственной молодежной политики как межотраслевой сферы, совместное использование материальной базы учреждений различных ведомств и разработку «молодежных разделов» в целевых и инвестиционных программах всех уровней.
  4. «Доступность социальных учреждений» должна представлять собой интеграцию источников финансирования государственной молодежной политики, усиление роли экономических рычагов привлеченных ресурсов и оснащение учреждений молодежной политики современным оборудованием.
  5. «Приближение к интересам молодежи» может реализовано посредством перепрофилирования деятельности молодежных центров с учетом современных потребностей и интересов молодежи и создания современной инфраструктуры молодежной политики.
  6. «Ликвидация упущенной выгоды» утверждает принцип долгосрочного инвестирования на затраты в сфере государственной молодежной политики и прогноза возможного объема прибыли.
  7. «Создание информационного молодежного пространства» должно формироваться с помощью интерактивного взаимодействия государства и молодежи в информационных глобальных сетях силами самой молодежи, создания всероссийского молодежного информационного портала и заключения общественного договора средств массовой коммуникации по всемерному охвату молодежи информацией.
  8. «Диалог с молодежью» должен происходить посредством организации встреч, «круглых столов» с молодежью, проведения ежегодных фестивалей молодежных инициатив и стимулирования создания общественных объединений в сфере рабочей, сельской, творческой, служащей в силовых структурах и другой молодежи.
  9. «Толерантность взамен агрессии и насилия» будет возможно только в случае создание системы уличной социальной работы силами старшей молодежи для налаживания каналов взаимодействия с неформальными субкультурами, коррекции и реабилитации.

Следовательно, можно остановиться на самых важных факторах новых подходов работы с молодежью, которыми является: активность самой молодежи, связанная  с расширением потенциальных  возможностей в ее социальном становлении; реализация потребностей каждой возрастной группы молодежи (17-19 лет, 20-24 года, 25-30 лет); формирование целевых проектов и  программ на региональном и федеральном  уровнях, подтвержденных нормативной  базой, механизмом государственной  поддержки, финансовыми средствами. Основой системы работы с молодежью  должна стать социально-педагогическая триада: государство - общество (представленное широким спектром молодежных и детских общественных объединений) - социальные и возрастные группы молодежи.

Как мы уже рассматривали  выше, основными принципами государственной  молодежной политики в первую очередь  необходимо, считать ответственность  государства за соблюдение прав и  законных интересов молодежи и приоритетность государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути. Следовательно, для того, чтобы подтвердить эти  доводы, мы остановимся подробнее  на приоритетных направлениях государственной  молодежной политики и основных механизмах их реализации:

1. Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития.

2. Содействие и поддержка молодых граждан в области охраны их здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни.

. Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей.

. Государственная поддержка молодых семей.

. Государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в их социальном обслуживании, в социальной реабилитации и адаптации.

. Поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений.

Прежде всего, для реализации основных направлений молодежной политики необходимо создание эффективной системы  управления. Построение эффективной  системы управления требует регламентации  взаимоотношений федеральных органов, регулирующих вопросы государственной  молодежной политики, и соответствующих  органов субъектов Российской Федерации  в части разграничения полномочий, межведомственной координации.

Сложившаяся практика требует  также разграничения полномочий органов управления по организационно-правовым подходам к реализации государственной  молодежной политики как межотраслевой  сферы, с одной стороны, и как  самостоятельной отрасли, имеющей  свои институты, организационно-финансовые механизмы, систему соподчиненности, собственные кадровое, информационное, научно-методическое обеспечение, стандарты деятельности.

Особое внимание в новой  системе управления государственной  молодежной политикой должно быть уделено  координации деятельности всех государственных структур и взаимодействию с органами образования, здравоохранения, труда, физической культуры и спорта, обороны, внутренних дел, иными социальными, политическими, общественными образованиями по работе с молодежью.

Вторым аспектом, который  мы рассмотрим, является совершенствование  нормативной правовой базы. В целях  существенного совершенствования  федеральных нормативных правовых актов в области государственной  молодежной политики было бы целесообразно  системно осуществить следующие  меры.

. Проработать вопрос об  утверждении в соответствии с  законодательством Российской Федерации  Концепции и основных направлений  реализации государственной молодежной  политики Президентом Российской  Федерации.

. В соответствии с основными  обозначенными приоритетами подготовить  проект базового федерального  закона о государственной поддержке  молодежи в Российской Федерации,  устанавливающего приоритетные  направления и основные механизмы  государственной поддержки молодых  граждан на этапе социального  становления и вхождения в  самостоятельную жизнедеятельность.

Специальная правовая регламентация  должна быть проведена в вопросах, недостаточно отработанных в федеральном  законодательстве (вопросы кредитования молодых семей, социальной службы для  молодежи, поддержки молодежного  предпринимательства и др.).

Законодательством должно предусматриваться  решение вопросов, связанных с  привлечением внебюджетных источников, созданием благоприятных условий  для организаций, реализующих программы  поддержки молодежи, способствующие формированию здорового образа жизни; спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на развитие молодого поколения. Одним из приоритетных направлений  в реализации государственной молодежной политики можно назвать государственную  поддержка молодых граждан в  сфере образования, воспитания и  развития для этого необходимо расширить  доступность образования, повысить его качество и эффективность, разработать  долгосрочные меры по обеспечению занятости  выпускников профессиональных образовательных  учреждений, по поддержке их стабильной, полноценной трудовой деятельности. Следует сформировать и реализовать  целевые программы и проекты  по поддержке общественных объединений, действующих в образовательных  учреждениях.

Крайне важны разработка и реализация федеральных, региональных, местных целевых программ по гражданскому становлению молодежи, ее культурному  и физическому развитию, патриотическому  и духовно-нравственному воспитанию, а также координация и поддержка  деятельности молодежных и детских  общественных объединений в области  военно-патриотического, духовно-нравственного, экологического воспитания, профориентационной работы, потребительского образования, введение в практику конкурсов программ и проектов в данной области. Для поддержки вышеперечисленного необходимо проведение конкурсов, олимпиад и фестивалей по различным направлениям творческой реализации детей и молодежи, в том числе в области профессиональной, предпринимательской деятельности, а также поддержка и развитие различных форм воспитательной работы в специализированных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в подростковых и молодежных клубах по месту жительства. В области охраны здоровья молодых граждан, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни необходима со стороны государства реализация следующих мер: совершенствование мер государственной поддержки и помощи молодым гражданам, в том числе оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обеспечение здорового образа жизни молодых граждан, активизация мер по профилактике наркомании и зависимости от наркотических средств и психотропных веществ, по лечению и реабилитации молодых граждан, больных наркоманией, по сохранению психического здоровья молодежи. стимулирование мер по пропаганде здорового образа жизни, по развитию у молодых граждан потребности и обеспечению активных занятий физической культурой и спортом, развитие практики проведения всероссийских, межрегиональных и региональных спортивных соревнований, турниров молодежи по массовым видам спорта. Необходимо расширить систему учреждений социального обслуживания для молодежи и сформировать меры поддержки деятельности детских оздоровительных, образовательных учреждений, экспериментальных площадок в целях внедрения инновационных технологий и методик в области формирования здорового образа жизни, полноценного детского, молодежного, семейного отдыха, досуга, творческого развития.

Следующим положением направления государственной молодежной политики является обеспечение экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей - а это прежде всего создание условий для занятости молодежи в том числе разработка и принятие мер по квотированию рабочих мест для молодежи, формирование программ содействия социальной адаптации, повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда и поддержка молодежного предпринимательства.

Информация о работе Молодежная политика в Тюменской области