- введение государственного
заказа на подготовку специалистов,
в первую очередь, высшими учебными
заведениями;
- введение контрактной
формы закрепления специалистов,
подготовленных в рамках целевой
программы, с соответствующими
обязательствами сторон (по срокам закрепления,
по объемам возмещения затрат);
- стимулирование предприятий
за создание рабочих мест для
трудоустройства молодежи;
- разработка и введение
образовательных стандартов по
формам обучения и профессионально-квалификационных
стандартов для рабочей силы,
учитывающих требования международных
стандартов.
Что касается госзаказа на
подготовку специалистов, то, естественно,
это может быть, возможно, лишь на
основе повышения уровня долгосрочного
прогнозирования развития экономики
и соответствующей структуры
трудовых ресурсов. Однако возможность
снижения на плановой основе подготовки
кадров объемов затрат, вкладываемых
в образование и повышение
уровня их эффективности, является залогом
роста эффективности экономики
в целом. Говоря о контрактной
форме закрепления кадров, нельзя
не отметить отсутствие вообще каких-либо
проблем, а необходимо лишь проявление
инициативы в этом вопросе со стороны
исполнительных и законодательных
органов власти. Вместе с тем, в
субъектах Федерации накоплен значительный
опыт по разработке региональных законодательств,
обеспечивающих защиту наименее конкурентоспособных
категорий граждан на рынке труда,
стимулирование работодателей, принимающих
на работу молодежь. С учетом этого
возможна корректировка регионального
законодательства, касающаяся различных
аспектов трудоустройства и профподготовки
молодежи, с использованием соответствующих
экономических рычагов, а именно в части:
- квотирования рабочих
мест для молодежи и создания
новых рабочих мест, в первую
очередь, для выпускников учебных
заведений начальной формы профобразования
(за счет снижения налогообложения на
прибыль и перераспределения средств
фонда занятости субъекта Федерации);
- стимулирования самозанятости
и малого предпринимательства молодежи
(за счет освобождения или снижения в течение
1-2 лет от налогообложения на прибыль,
предоставления льготного кредитования);
- освобождения (снижения) работодателей,
обеспечивающих занятость молодежи
на временной работе, от страховых
взносов и налогообложения на
приносимую в последнем случае
прибыль. Особая проблема связана
с необходимостью реализации
службой занятости активной политики
на рынке труда, главным образом,
в части создания новых рабочих
мест для трудоустройства молодежи.
С ликвидацией Фонда занятости
и переходом к бюджетному финансированию
всего спектра услуг, оказываемых
ГСЗ, возникли серьезные проблемы.
Таким образом, реализация всего
комплекса организационно-экономических
и нормативно-правовых мер по
регулированию рынка труда и
рынка образовательных услуг
обеспечит необходимые условия
для решения вопросов трудоустройства
выпускников профессиональных учебных
заведений.
2.2. Перспективы, направления
и рекомендации в государственной молодежной
политике на современном этапе развития
Молодежная политика исходит
из того, что молодежь имеет мощный
инновационный потенциал. Вместе с
тем, при определенных условиях и
влиянии политических сил он может
носить как конструктивную направленность,
так и деструктивную, в ущерб
государству и обществу, в том
числе и самой молодежи. Мероприятия
государственных органов призваны
способствовать развитию созидательной,
творческой деятельности молодежи, реализации
ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности
при формировании ответственности
за сегодняшний день общества и его
будущее.
В тоже время следует отметить
устойчивые взгляды на молодежь, как
социально пассивную, находящуюся
в переходном, маргинальном состоянии
социальную группу, потребителя социальных
услуг, различных видов безвозмездной
помощи, поддержки со стороны государства,
замкнутую в системе своих
внутренних, подчас сугубо экономических,
интересов и потребностей.
Государству не всегда удается
мобилизовать молодежную инициативу в
общественных интересах.
Исходя из этого, следует
отметить, что новые требования к
государственной молодежной политике
могут быть сформулированы следующим
образом:
- «Инициативу молодых - на благо России», что включает в себя: содействие и поддержку развития гражданских инициатив молодежи, стимулирование молодежного самоуправления и активизацию деятельности молодежных и детских общественных объединений.
- «Диверсификация молодежной политики», подразумевает использование дифференцированного подхода к молодежи по социальным и возрастным группам и разработку новых технологий работы с молодежью, исходя из социальных и возрастных различий.
- «Межведомственная кооперация и интеграция», в первую очередь определяет приоритетность государственной молодежной политики как межотраслевой сферы, совместное использование материальной базы учреждений различных ведомств и разработку «молодежных разделов» в целевых и инвестиционных программах всех уровней.
- «Доступность социальных учреждений» должна представлять собой интеграцию источников финансирования государственной молодежной политики, усиление роли экономических рычагов привлеченных ресурсов и оснащение учреждений молодежной политики современным оборудованием.
- «Приближение к интересам молодежи» может реализовано посредством перепрофилирования деятельности молодежных центров с учетом современных потребностей и интересов молодежи и создания современной инфраструктуры молодежной политики.
- «Ликвидация упущенной выгоды» утверждает принцип долгосрочного инвестирования на затраты в сфере государственной молодежной политики и прогноза возможного объема прибыли.
- «Создание информационного молодежного пространства» должно формироваться с помощью интерактивного взаимодействия государства и молодежи в информационных глобальных сетях силами самой молодежи, создания всероссийского молодежного информационного портала и заключения общественного договора средств массовой коммуникации по всемерному охвату молодежи информацией.
- «Диалог с молодежью» должен происходить посредством организации встреч, «круглых столов» с молодежью, проведения ежегодных фестивалей молодежных инициатив и стимулирования создания общественных объединений в сфере рабочей, сельской, творческой, служащей в силовых структурах и другой молодежи.
- «Толерантность взамен агрессии и насилия» будет возможно только в случае создание системы уличной социальной работы силами старшей молодежи для налаживания каналов взаимодействия с неформальными субкультурами, коррекции и реабилитации.
Следовательно, можно остановиться
на самых важных факторах новых подходов
работы с молодежью, которыми является:
активность самой молодежи, связанная
с расширением потенциальных
возможностей в ее социальном становлении;
реализация потребностей каждой возрастной
группы молодежи (17-19 лет, 20-24 года, 25-30 лет);
формирование целевых проектов и
программ на региональном и федеральном
уровнях, подтвержденных нормативной
базой, механизмом государственной
поддержки, финансовыми средствами.
Основой системы работы с молодежью
должна стать социально-педагогическая
триада: государство - общество (представленное
широким спектром молодежных и детских
общественных объединений) - социальные
и возрастные группы молодежи.
Как мы уже рассматривали
выше, основными принципами государственной
молодежной политики в первую очередь
необходимо, считать ответственность
государства за соблюдение прав и
законных интересов молодежи и приоритетность
государственной поддержки молодежи
на этапе социального, культурного,
духовного и физического развития,
выбора жизненного пути. Следовательно,
для того, чтобы подтвердить эти
доводы, мы остановимся подробнее
на приоритетных направлениях государственной
молодежной политики и основных механизмах
их реализации:
1. Государственная поддержка
молодых граждан в сфере образования,
воспитания и развития.
2. Содействие и поддержка молодых
граждан в области охраны их здоровья,
в профилактике опасных заболеваний и
формировании здорового образа жизни.
. Содействие обеспечению экономической
самостоятельности молодых граждан и
реализации их трудовых прав и обязанностей.
. Государственная поддержка
молодых семей.
. Государственная поддержка
молодых граждан, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, в их социальном обслуживании,
в социальной реабилитации и адаптации.
. Поддержка общественно значимых
инициатив, общественно-политической
деятельности молодежи, молодежных и детских
общественных объединений.
Прежде всего, для реализации
основных направлений молодежной политики
необходимо создание эффективной системы
управления. Построение эффективной
системы управления требует регламентации
взаимоотношений федеральных органов,
регулирующих вопросы государственной
молодежной политики, и соответствующих
органов субъектов Российской Федерации
в части разграничения полномочий,
межведомственной координации.
Сложившаяся практика требует
также разграничения полномочий
органов управления по организационно-правовым
подходам к реализации государственной
молодежной политики как межотраслевой
сферы, с одной стороны, и как
самостоятельной отрасли, имеющей
свои институты, организационно-финансовые
механизмы, систему соподчиненности,
собственные кадровое, информационное,
научно-методическое обеспечение, стандарты
деятельности.
Особое внимание в новой
системе управления государственной
молодежной политикой должно быть уделено
координации деятельности всех государственных
структур и взаимодействию с органами
образования, здравоохранения, труда,
физической культуры и спорта, обороны,
внутренних дел, иными социальными, политическими,
общественными образованиями по работе
с молодежью.
Вторым аспектом, который
мы рассмотрим, является совершенствование
нормативной правовой базы. В целях
существенного совершенствования
федеральных нормативных правовых
актов в области государственной
молодежной политики было бы целесообразно
системно осуществить следующие
меры.
. Проработать вопрос об
утверждении в соответствии с
законодательством Российской Федерации
Концепции и основных направлений
реализации государственной молодежной
политики Президентом Российской
Федерации.
. В соответствии с основными
обозначенными приоритетами подготовить
проект базового федерального
закона о государственной поддержке
молодежи в Российской Федерации,
устанавливающего приоритетные
направления и основные механизмы
государственной поддержки молодых
граждан на этапе социального
становления и вхождения в
самостоятельную жизнедеятельность.
Специальная правовая регламентация
должна быть проведена в вопросах,
недостаточно отработанных в федеральном
законодательстве (вопросы кредитования
молодых семей, социальной службы для
молодежи, поддержки молодежного
предпринимательства и др.).
Законодательством должно предусматриваться
решение вопросов, связанных с
привлечением внебюджетных источников,
созданием благоприятных условий
для организаций, реализующих программы
поддержки молодежи, способствующие
формированию здорового образа жизни;
спонсоров и инвесторов, направляющих
свои средства на развитие молодого поколения.
Одним из приоритетных направлений
в реализации государственной молодежной
политики можно назвать государственную
поддержка молодых граждан в
сфере образования, воспитания и
развития для этого необходимо расширить
доступность образования, повысить
его качество и эффективность, разработать
долгосрочные меры по обеспечению занятости
выпускников профессиональных образовательных
учреждений, по поддержке их стабильной,
полноценной трудовой деятельности.
Следует сформировать и реализовать
целевые программы и проекты
по поддержке общественных объединений,
действующих в образовательных
учреждениях.
Крайне важны разработка
и реализация федеральных, региональных,
местных целевых программ по гражданскому
становлению молодежи, ее культурному
и физическому развитию, патриотическому
и духовно-нравственному воспитанию,
а также координация и поддержка
деятельности молодежных и детских
общественных объединений в области
военно-патриотического, духовно-нравственного,
экологического воспитания, профориентационной
работы, потребительского образования,
введение в практику конкурсов программ
и проектов в данной области. Для поддержки
вышеперечисленного необходимо проведение
конкурсов, олимпиад и фестивалей по различным
направлениям творческой реализации детей
и молодежи, в том числе в области профессиональной,
предпринимательской деятельности, а
также поддержка и развитие различных
форм воспитательной работы в специализированных
учреждениях, в учреждениях дополнительного
образования, в подростковых и молодежных
клубах по месту жительства. В области
охраны здоровья молодых граждан, в профилактике
опасных заболеваний и формировании здорового
образа жизни необходима со стороны государства
реализация следующих мер: совершенствование
мер государственной поддержки и помощи
молодым гражданам, в том числе оказавшимся
в трудной жизненной ситуации, обеспечение
здорового образа жизни молодых граждан,
активизация мер по профилактике наркомании
и зависимости от наркотических средств
и психотропных веществ, по лечению и реабилитации
молодых граждан, больных наркоманией,
по сохранению психического здоровья
молодежи. стимулирование мер по пропаганде
здорового образа жизни, по развитию у
молодых граждан потребности и обеспечению
активных занятий физической культурой
и спортом, развитие практики проведения
всероссийских, межрегиональных и региональных
спортивных соревнований, турниров молодежи
по массовым видам спорта. Необходимо
расширить систему учреждений социального
обслуживания для молодежи и сформировать
меры поддержки деятельности детских
оздоровительных, образовательных учреждений,
экспериментальных площадок в целях внедрения
инновационных технологий и методик в
области формирования здорового образа
жизни, полноценного детского, молодежного,
семейного отдыха, досуга, творческого
развития.
Следующим положением направления
государственной молодежной политики
является обеспечение
экономической самостоятельности молодых
граждан и реализации их трудовых прав
и обязанностей - а это прежде всего создание условий для
занятости молодежи в том числе разработка
и принятие мер по квотированию рабочих
мест для молодежи, формирование программ
содействия социальной адаптации, повышению
конкурентоспособности молодежи на рынке
труда и поддержка молодежного предпринимательства.