Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:58, курсовая работа
Цель работы – изучение молодежной политики в Тюменской области.
Задачи работы:
- рассмотрение теоретических и методологических вопросов молодежной политики;
- проведение оценки положения молодежи на рынке труда Тюменской области;
- рассмотрение основных направлений и рекомендации совершенствования занятости молодежи в Тюменской области.
Объектом исследования в работе является молодежная политика Тюменской области.
Несмотря на кризис, в
экономике все больше ощущается
рост потребности в повышении
общеобразовательного уровня работников,
увеличивается спрос на профессиональное
образование. Если существующие в настоящее
время тенденции в
К сожалению, существующая статистическая информация не позволяет оценить состояние и проблемы молодежи в системе региональных экономических отношений достаточно полно. Так, до сих пор не опубликована и недоступна для анализа значительная часть данных переписи населения 2006 г. по Тюменской области. Недостаток статистической информации частично восполняют итоги социологического исследования «Молодежь в социальном пространстве Тюменского региона (социальный паспорт молодежи Тюменской области)». Молодежная группа была разбита на возрастные когорты 14 – 17 лет, 18 – 22 лет, 23 – 26 лет и 27 – 30 лет, основанием для сегментации явились различия в образе жизни, потребностях и интересах, уровне образования, видах занятий и т.д. Полученные результаты нами сгруппированы в блоки: структура занятости, занятость на учебе, трудовая занятость, безработная молодежь, структура и уровень доходов.
Одним значимым направлением работы с молодежью является содействие занятости и трудоустройству. Основными направлениями работы могут быть:
• Организация временной занятости несовершеннолетних граждан (формирование трудовых бригад для благоустройства территорий городов и поселков, ремонта школ, работы на сельхозпредприятиях).
• Развитие социально-благотворительного
движения (организация работ по
• Организация деятельности Центра профессиональной ориентации молодежи и подростков (создание сети консультационных пунктов в городах и районах области, формирование банка данных соискателей и работодателей региона).
• Реализация программ студенческой занятости (формирование молодежных трудовых и педагогических отрядов; организация и проведение ярмарок выпускников).
Основываясь на данных статистики и социального опроса, можно сделать обобщающий вывод. Итак, молодые люди в Тюменской области в целом весьма прагматичны и достаточно интегрированы в систему региональных экономических отношений. Сложности интеграции возникают преимущественно из-за отсутствия прочной связи между сферами реализации экономической активности молодежи: образовательной и трудовой занятостью. Очевидно, что установление такой связи по силам только органам власти и управления, в том числе на региональном уровне.
На протяжении всего существования
человечество вырабатывало соответствующую
своему времени технологию передачи
опыта, в том числе социального.
Долгое время это было родовое
воспитание в рамках небольшой социальной
группы, как правило, изолированной
территориально, в иных случаях ограничения
накладывались социальным положением
– элитарные группы. Все определялось
основным типом хозяйствования связанным
с сельским хозяйством. Тип хозяйствования,
его условия определяли культуру,
являющуюся базисом социальной идентификации.
При расширении локаций в связи
с изменения типа хозяйствования
стали появляться «профессиональные»
группы, в том числе молодежные,
на основе концентрации в местах обучения,
работы и отдыха. Наиболее активные
субкультуры привели к
Первостепенной задачей
молодежной политики является воспитание
подрастающего поколения в
В России неформальные группы
молодежи появились с учреждением
первых университетов, в виде землячеств
начиная с XVIIIXIX веке, начали выделяться
профессиональные союзы и объединения,
в том числе политические. История
же детских (правда управляемых взрослыми)
общественных объединений началась
лишь 100 лет назад, в 1909 году. Уже менее
чем через 10 лет «стихийно» воспитанные
лидеры (здесь подразумевается
У нового времени свои реалии…
Начиная с 90-х годов ХХ века в
Ишиме отсутствовала
Помимо локальности и взаимопроникновения сред, формирующих объединения, изменилась структура занятости/досуга. Использование методов работы с подростками и молодежью не учитывается данное изменение. Направление самодеятельности раскрывает устаревшие или преближающиеся к ним формы – такие как академическое пение, бальные танцы, инструментальное исполнение, КВН-ские капустники и др. На данный момент указанные направления перешли в разряд спорта или искусства, КВН – бизнеса. Влияние телевиденья поставило под сомнение зрелищность данных мероприятий – низкий профессиональный уровень уже не привлекает зрителя, а затраты на создание эффектов неоправданно высоки. Все это можно сравнить с коневодством, когда-то популярное и повсеместно, сейчас стало элитарно.
Для крупных городов указанные
выше формы пока еще актуальны
из-за определенной конкуренции среди
вузов. Победа или массовое участие
в данных фестивалях, конкурса - соответствующий
пиар, который используется в привлечении
большего количества абитуриентов. Но
для Ишима улучшение
Особо стоит отметить региональный аспект молодежной политики в Тюменской области. Как уже отмечалось выше, основой молодежной политики является управление общественными организациями. Департаментом по спорту и молодежной политики Тюменской области уже неоднократно предпринимались попытки формирования и управление областной школьной организации. Данные попытки являются тщетными из-за доминирования «городских» школьников в структуре молодежи от 14 до 17 лет (наличия существенных отличий в социально-экономических и культурно-бытовых проблемах городского и сельского школьника), высокими издержками при поддержке необходимого уровня коммуникационных взаимодействий (расстояние между поселениями, отсутствие соответствующих правилам перевозок детей – автобусов), ротация участников и низкая компетентность специалистов отрасли. Другой строкой траты денег и сил является несовершенная система профилактики правонарушений среди подростков, в первую очередь из-за высокой степени формальности, применения форм и методов работы к детям уже совершивших правонарушение. Во-вторых, все решается общими подходами к проблеме занятости таких подростков, без главной – решения вопроса роли его родителей, их отношения к воспитанию. Дисбаланс внимания к девиантному поведению приводит к возмущению молодежи непонимающих в связи с чем, ведущему себя хуже их человеку, предоставляется такое количество привилегий и возможностей (бесплатные абонементы в спортзал, бассейн, театр, музей, внеочередное и льготное трудоустройство в отряды Главы города, направление в лагеря и центры). Часто интересы такого ребенка ставятся выше интересов безопасности окружающих его подростков. Таким образом, большая часть ресурсов МП тратится на удовлетворение пассивного досуга ограниченного количества молодежи, но не на изменение деструктивной социальной идентификации.
Следующим, не заканчивающимся
процессом, является создание Ассоциации
студенческих объединений Тюменской
области. Можно отметить, что высокая
концентрация учебных заведений
в Тюмени привела к существенному
оттоку молодежи из муниципальных образований
юга Тюменской области в
В силу невозможности нивелирования
условий участия молодежи из сельской
местности в областных
Одним из удачных же направлений
областной целевой программы
«Развитие спорта и молодежной политики
в Тюменской области до 2011 года»
является духовно-нравственное и патриотическое
воспитание молодежи, в частности, кадетское
движение. Целью кадетских факультативных
групп является подготовка подростков
к службе в армии. Возможно, более
эффективным было бы создание условий,
при которых произошла
Рассматривая МП города Ишима
как областной, можно отметить ряд
существенных моментов, которые могут
быть реализованы с большей
1) Поддержка разнообразных детских и молодежных социальных групп с общественно одобряемой деятельностью. Создание дополнительных не на профессиональной основе молодежных объединений – дворовых (для 9 – 12 лет – дворовые площадки) и досуговых (14 – 16 лет, клубы и объединения) с культивированием данного направления не менее 3-4 лет. Проведение «Ярмарки мероприятий». Использование в качестве основы формирования группы территориальный признак проживания.
2) Формирования общего символа – идентификации, релевантных образов и ролей для молодежи. Повышение лояльности к организации осуществляющих МП на территории города, закрепление брэнда молодежи города на областном уровне через общие символы, групповую идентификацию. Распространение позиционирования молодежи как готовых и стремящихся освоить положительные социальные роли: гражданин, профессионал и семьянин.
3) Подавление негативных или деструктивных групп, их идеологии. Создание полной и достоверной информации о системе исполнения наказаний, снижения «гало-эффекта» криминальных лидеров. Цензура. Снижение количества процедур и методов поддерживающих иждивенчество.