Мотивация - как фактор повышения эффективности деятельности сотрудника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:17, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта: Рассмотреть мотивацию – как фактор эффективности деятельности сотрудника.
Задачи:
- рассмотреть сущность и значение мотивации персонала на предприятии;
- представить виды и формы мотивации;
- отразить эффективность мотивации в деятельности сотрудника;
- дать краткую характеристику предприятия;
- провести анализ персонала предприятия;
- проанализировать действующую систему мотивации персонала;
- разработать мероприятия по совершенствованию мотивации на предприятии;
- отразить эффективность предложенных мероприятий.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала предприятия и ее эффективности 6
1.1. Сущность и значение мотивации персонала на предприятии 6
1.2. Виды и формы мотивации 12
1.3. Эффективность мотивации в деятельности сотрудника 22
Глава 2. Анализ системы мотивации персонала на предприятии 33
2.1. Краткая характеристика предприятия 33
2.2. Анализ персонала предприятия 36
2.3. Анализ действующей системы мотивации персонала 51
Глава 3. Совершенствование системы мотивации на предприятии 55
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию мотивации на предприятии 55
3.2. Эффективность предложенных мероприятий 59
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Приложения 75
Приложение 1. 75

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ МОТИВАЦИЯ2.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

2. Мотивационный потенциал организации:  какие потребности возможно реализовать в компании, какие приемы стимулирования используются, насколько они сочетаются с тем, что оптимально подходит в данной ситуации на данном этапе.

3. Какие именно работники нужны  компании, чтобы они могли себя  чувствовать комфортно, удовлетворяя  свои потребности и мотивы.

На контрольном этапе в результате сопоставления диагностических  и аналитических данных, формируются  отчетные документы.

Результат аудита:

1. Построение ценностного блока  системы мотивации в компании (отделе) (рис. 1.4)28.

Рис. 1.4. Мотивационно-ценностная структура предприятия

 

2. Выявление мотивационного потенциала  компании (составление мотивационного  профиля компании).

3. Оценка рабочих мест (должностных  компетенций). В основе оценки  лежит анализ рабочих мест. В  процессе анализа определяется значимость рабочего места в контексте его вклада в достижение стратегических и тактических целей организации, требуемого уровня образования и ответственности занимающего его работника, требуемой интенсивности труда и специфики условий работы. Результатом оценки становится установление четких приоритетов в имеющейся структуре должностей для организации (грейдирование должностей).

4. Составление мотивационного профиля  сотрудников, отдела.

5. Сопоставление мотивационного  потенциала компании и мотивационного профиля сотрудников, выявление демотивирующих факторов (рис. 1.5)29.

Рис. 1.5. Мотивационный профиль компании и сотрудников

 

6. Анализ системы стимулирования  сотрудников (постоянная и временная  часть). Результат: построение блока  стимулирования (рис. 1.2). Итак, в результате аудита системы мотивации мы получили мотивационный профиль компании и сотрудников и анализ системы стимулирования на предприятии (фактический блок, т.е. только то, что есть).

В процессе сопоставления мотивационных  составляющих компании и работников определяются проблемные зоны в системе стимулирования: в чем проблема? почему так происходит? на что надо обратить внимание? Закономерным продолжением аудита является оптимизация системы мотивации и стимулирования, в процессе которой на основе анализа результатов аудита, идет разработка технологических этапов внедрения системы мотивации и стимулирования на предприятии.

В практике разработка системы мотивации (или ее оптимизация) занимает от 3 дней до недели (в зависимости от объема компании). Мониторинг осуществляется в течение года.

В результате мы получаем:

1) адресную  систему стимулирования (когда стимулы  предлагаются не по принципу  «авось попадем», а в соответствии  с актуальными потребностями  сотрудников; 

2) реализацию  мотивационных ожиданий сотрудников; и, как результат,

3) мотивированного  сотрудника, которому выгодно работать  продуктивно, а значит, эффективно30.

Таким образом, грамотно разработанная система  стимулирования комплексно связывает  не только все составляющие кадровой стратегии организации (кадровый мониторинг, обучение и развитие персонала и пр.), но и является гарантом эффективности деятельности сотрудников и предприятия.

 

Глава 2. Анализ системы мотивации персонала на предприятии

2.1. Краткая характеристика предприятия

 

Основана  компания была в 2001 году в Санкт-Петербурге и с момента основания начала динамически развиваться. Уже спустя год был открыт первый многофункциональный  и многопрофильный гипермаркет, а в 2005 году началось развитие региональной сети. На начало 2011 года география торговых отделений состояла из 19 городов, в которых расположено около 60 комплексов. На данный момент, владея такой торговой «машиной» компания О`Кей обеспечила около 16 тысяч людей рабочими местами, покупателей широким ассортиментом продуктов и товаров в около 64 тысячи наименований и устремилась на покорение не только региональной России, но и стран ближнего зарубежья. 

В гипермаркетах  О`Кей можно приобрести такие виды товаров как: продукты питания и кулинарию, одежду и обувь, детские товары и игрушки, технику и товары для дома, спортивный и туристический инвентарь, медикаменты и средства гигиены, офисные и строительные принадлежности, а также многое другое. Для удобства покупателей фирменные гипермаркеты оснащены парковками и химчистками, отделениями связи и банковскими филиалами, кафе и развлекательными территориями, собственной пекарней, кафе и производственным цехом. Для постоянных клиентов гипермаркетов О`Кей продуманы пользовательские карты, согласно которым клиент может получить 50% скидку на товары из каталога, 30% скидку на покупку средств в отделе элитной парфюмерии и 10% в другие акционные дни.

Компания  О`Кей выпускает несколько разновидностей каталогов товаров из гипермаркетов. Каждые две недели производится печатный каталог для постоянных покупателей, в котором предлагается более 300 наименований продукции по специальным ценам. Каталог выпечки и кулинарии выпускается каждый квартал с целью ознакомления покупателей с гастрономическими вкусностями «с пылу-жару» собственного производства О`Кей-гипермаркет. Общий каталог товаров в виде множества каталогов в зависимости от специфики продукции размещается на сайте и периодически обновляется. Каждый товар или продукт, размещённый в каталогах, имеет свою фотографию, описание, по необходимости характеристики стоимость и вес/габариты.

Компания  О`Кей разработала многофункциональный, информативный и хорошо структурированный официальный сайт, который будет интересен любому посетителю, будь то потенциальный покупатель, сотрудник, партнёр или инвестор. На сайте можно прочитать всю необходимую информацию о компании, её возможностях и развитии, а также распределение региональной сети. Потенциальный покупатель на портале компании О`Кей может не только узнать сведения о самой организации, но и просмотреть каталог, размещённый в электронном варианте. Отдельные рубрики сайта помогут осведомиться о специальных акциях, предложениях, условиях получения карт постоянного клиента. Разделы «кулинария» и «пекарня» на официальном сайте О`Кей порадуют предложенными вкусностями, которые можно не просто купить в гипермаркете, но и заказать к торжеству. Для потенциальных партнёров и работников предлагаются выгодные предложения о поставках, аренде, заказах и открытых вакансиях. Кроме того на официальном сайте О`Кей есть опция быстрого поиска гипермаркета, находящегося поблизости к дому и там же короткая информация о нём. В целом сайт довольно интересен для ознакомления.

Официальный сайт О`Кей: www.okmarket.ru

О`КЕЙ» – динамично развивающаяся розничная сеть в России, одном из крупнейших в Европе продуктовых розничных рынков с высоким потенциалом дальнейшего роста. Мы входим в число лидеров российского ритейла, располагая 83 торговыми комплексами общей торговой площадью около 385 тыс. м2 в Северо-Западном, Южном, Центральном, Уральском и Сибирском регионах страны. Сегодня магазины сети «О`КЕЙ» работают в 20 крупнейших городах России.

«О`КЕЙ» предлагает покупателем широчайший выбор продуктов питания, с акцентом на свежие продукты и деликатесы, а также непродовольственные товары. На сегодняшний день ассортимент Компании включает в себя 64 тысячи наименований. «О`КЕЙ» развивает собственные торговые марки молочных, мясных и других продуктов и товаров повседневного спроса без рекламных наценок. Бренд «О`КЕЙ» признан одной из самых сильных торговых марок в Санкт-Петербурге.

Ориентируясь на ожидания покупателей, «О`КЕЙ» выстраивает эффективные бизнес-процессы и активно развивается с тем, чтобы обеспечить потребителей отличными продуктами и повысить их качество жизни. На сегодня основной формат Компании – гипермаркет. Кроме того, мы развиваем сеть супермаркетов, которые дополняют основной формат. Гипермаркет «О`КЕЙ» организован по принципу классического европейского гипермаркета с обширным ассортиментом различных товаров и услуг по доступным ценам, собственной пекарней, большой автомобильной парковкой, просторными светлыми залами, детской игровой площадкой и полным спектром дополнительных услуг. Супермаркет «О`КЕЙ - Экспресс» дополняет основной формат магазинов - это удобство совершения покупок по доступным ценам в шаговой доступности от дома.

Во главе  группы компаний «О`КЕЙ» стоит команда менеджеров, обладающая международным опытом в области ритейла и глубоким знанием российского рынка. В магазинах и офисах Компании по всей России работает более 19 тысяч сотрудников, являющихся главной ценностью и ключевым фактором успеха «О`КЕЙ».

Первый  гипермаркет Группа компаний «О`КЕЙ» открыла в Санкт-Петербурге, быстро выбившись в число лидеров на местном рынке организованной розничной торговли. С тех пор стремительность и устойчивость развития стала основой стратегии «О`КЕЙ». Компания активно развивает свое присутствие в регионах. К 2015 году мы намерены присутствовать в 25 крупнейших российских городах.

«О`КЕЙ» уделяет пристальное внимание развитию системы логистики. Мы постоянно увеличиваем площади складских помещений, одновременно наращивая объемы импортных операций и развивая собственные торговые марки. Еще одной приоритетной задачей мы считаем оптимизацию уровня складских запасов, совершенствование механизмов поставок и выкладки товаров. В наши планы входит создание системы сквозного складирования, которая обеспечит ускоренную доставку товаров в магазины «О`КЕЙ».

Чтобы действовать более результативно, обеспечивая потребности растущей сети, «О`КЕЙ» постоянно совершенствует IT-инфраструктуру. В планах компании – внедрение целого ряда инновационных IT-решений, которые позволят более точно прогнозировать покупательский спрос, повысить эффективность категорийного менеджмента и системы управления поставками.

Основные конкурентные преимущества сети «О`КЕЙ» - широкий выбор товаров и способность варьировать его с учетом особенностей спроса в тех или иных регионах. Компания стремится обеспечить покупателей самым широким ассортиментом товаров, включая собственную кулинарию и выпечку, а также постоянно обновляемые линейки сезонных продуктов питания и непродовольственных товаров. В планах «О`КЕЙ» - совершенствование системы обратной связи с покупателями, позволяющей адаптировать ассортимент магазинов к потребностям и вкусовым пристрастиям жителей конкретного региона, а также интенсивное развитие собственных торговых марок.

2.2. Анализ персонала предприятия

 

Изучение обеспеченности Гипермаркета «О`Кей» персоналом и оценка движения персонала за 2009-2011 гг. проводилось по внутриорганизационной отчетности (штатного расписания).

Оценка обеспеченности Гипермаркета «О`Кей» персоналом за 2009-2011 гг. приведена  в таблице 2.1.

Как видно из данных таблицы 2.1., фактическая  численность персонала в 2010 г. увеличилась по сравнению с 2009 г. на 55 чел. и составила 741 чел. Данное увеличение произошло за счет увеличения численности специалистов на 55 чел. Несмотря на это, в Гипермаркете «О`Кей» наблюдается нехватка специалистов и служащих. Так, в 2010 г. специалистов запланировано 670 чел., а по факту в 2010 г. на 10 чел. меньше. Также не хватало 6 чел. вспомогательных рабочих, которых по плану должно быть 15 чел. Таким образом, в 2010 г. не хватает 16 чел.

Численность персонала в 2011 г. увеличилась по сравнению с 2010 г. на 6 чел. и составила 747 чел. Это произошло за счет увеличения численности вспомогательных рабочих на 6 чел. Тем не менее, существует нехватка 10 специалистов, так как запланировано 670 чел., а по факту в Гипермаркете «О`Кей» только 660 чел.

Таким образом, оценка обеспеченности организации персоналом показала, что  всего за два года фактическая  численность персонала увеличилась  на 61 чел. за счет принятия на службу 55 специалистов и 6 вспомогательных  рабочих. При этом плановое увеличение специалистов не было реализовано. Так, в 2010 г. намечался плановый рост специалистов и служащих на 65 чел., но фактически было принято 55 чел. В 2011 г. было запланировано 670 чел. специалистов и служащих, но ни один специалист не был принят на работу. Также намечался плановый рост вспомогательных рабочих в 2010 г. на 6 чел., но фактически было принято 6 чел. только в 2011 г.

 

Таблица 2.1.

Обеспеченность Гипермаркета «О`Кей» персоналом, 2009-2011 гг.

Категория

персонала

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Абсолютное отклонение (+, -)

Темп прироста (%)

факт.

факт/ план

факт.

факт/ план

факт., чел.

план, чел.

факт. , чел.

план, чел.

факт., чел.

10/09          (гр.4-гр.2)

11/10        (гр.6-гр.4)

11/09           (гр.6-гр.2)

2010 г. (гр.4-гр.3)

2011 г. (гр.6-гр.5)

10/09 (гр.4/гр.2)*100-100

11/10 (гр.6/гр.4)*100-100

11/09 (гр.6/гр.2)*100-100

2010 г. (гр.4/гр.3)*100-100

2011 г. (гр.6/гр.5)*100-100

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1. Руководители

72

72

72

72

72

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2. Специалисты

605

670

660

670

660

55

0

55

-10

-10

9,1

0,0

9,1

-1,5

-1,5

3. Вспом. рабочие

9

15

9

15

15

0

6

6

-6

0

0

66,7

66,7

-40,0

0

Всего персонала

686

757

741

757

747

55

6

61

-16

-10

8,0

0,8

8,9

-2,1

-1,3

Информация о работе Мотивация - как фактор повышения эффективности деятельности сотрудника