Мотивация и стимулирование работников организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 00:01, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – анализ системы мотивации и стимулирования персонала в Шадринском отделении № 286 ОАО «Сбербанка России» и разработка мероприятий по ее дальнейшему развитию.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие стимулирования и мотивации труда, их роль и значение;
2) Охарактеризовать теории мотивации персонала, используемые в Шадринском отделения № 286 ОАО «Сбербанка России»;
3) Изучить методы стимулирования персонала;
4) Осуществить анализ системы мотивации и стимулирования труда работников Шадринского отделения № 286 ОАО «Сбербанка России»;
5) Дать рекомендации и предложения по повышению мотивации работников и оценить их экономическую эффективность.

Содержание работы

Введение 8
1 Мотивация и стимулирование работников организации 12
1.1.Сущность мотивации и стимулирования персонала 12
1.2. Теории мотивации персонала 16
1.3. Методы стимулирования персонала 18
2 Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия Шадринского отделения № 286 ОАО «Сбербанка России» 20
2.1. Анализ кадрового потенциала Шадринского отделения № 286 ОАО «Сбербанка России» 20
2.2.Анализ удовлетворенности работников Шадринского отделения № 286 ОАО «Сбербанка России» системой мотивации 29
2.3.Анализ системы мотивации Шадринского отделения № 286 ОАО «Сбербанка России» 33
3 Предложения в области мотивации и стимулирования работников организации Шадринского отеления № 286 ОАО «Сбербанка России» 41
3.1.Разработка проекта мероприятий по повышению мотивации работников 41
3.2.Разработка проекта мероприятий по повышению стимулирования работников 45
3.3.Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 55
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 63
Приложение Г 65

Файлы: 1 файл

motivaciya_i_stimulirovanie_personala_organizacii-1.doc

— 533.50 Кб (Скачать файл)
  1. Внешние (зарплата, продвижение по службе)
  2. Внутренние (человек получает удовлетворение от процесса работы, ощущает значимость своего труда, получает удовлетворение от дружеских отношений с коллегами)

Важную роль в трудовой деятельности имеют стимулы. Стимул представляет собой побуждение к действию [8]. Существует несколько форм стимулов:

  1. Принуждение. Представляют собой административные методы:
  2. замечание;
  3. выговор;
  4. перевод на другую должность;
  5. увольнение с работы.
  6. Материальное поощрение:
  7. заработная плата;
  8. тарифные ставки;
  9. вознаграждение за результаты;
  10. премии из дохода или прибыли;
  11. компенсации;
  12. путевки и др.
  13. Моральное поощрение. Представляют собой стимулы, удовлетворяющие духовные потребности человека:
  14. благодарности;
  15. правительственные награды и др.
  16. Самоутверждение представляет собой внутреннюю движущую силу человека к достижению поставленных целей без внешнего поощрения
    1. написание диссертации;
    1. публикация книги;
    2. авторское изобретение и др.

1.2 Теории мотивации персонала

Теории мотивации персонала представлены в виде таблицы (см. Таблица 1)

 

Таблица 2.1- Теории мотивации персонала

Тип теории мотивации

Название теории

Постулаты теории, которые используется в банке для мотивации персонала

Содержательные теории мотивации. Представляют собой идентификацию внутренних побуждений или потребностей, которые заставляют людей действовать определённым способом.

Теория Маслоу

Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют иерархическую структуру:

  • физиологические потребности;
  • социальные потребности;
  • потребность в уважении и самоутверждении;
  • потребность в безопасности;
  • потребность в самовыражении.

Поведение человека определяется самой нижней неудовлетворенной потребностью иерархической структуры.

Теория Мак-Клелланда

Потребности, мотивирующие человека:

  • потребности власти;
  • потребность успеха;
  • социальная потребность.

Теория Герцберга

Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации. Наличие гигиенических факторов не дает развиться неудовлетворению работой.

Процессуальные теории представляют собой анализ того,  как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Поведение является функцией ожиданий и возможных последствий выбранного им поведения.

Теория ожиданий

Исполнение определяется произведением значения двух факторов: возможности человека и его мотивация.

Работник понимает, что от его усилий зависят результаты его труда.

Люди осуществляют свои действия в соответствии с тем, к каким последствиям для них эти действия могут привести.

Теория справедливости

Люди оценивают свои взаимоотношения путем сравнения.

Неэквивалентность вклада и отдачи является источником дискомфорта.

Люди, не удовлетворенные своими отношениями, стремятся восстановить справедливость.

Теории, основанные на отношении человека к труду

Теория Макгрегора

Существует два типа сотрудников: X и Y.

Основные характеристики сотрудника типа X:

  • ленив, не желает работать;
  • не согласен нести ответственность;
  • не инициативен.

Нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения.

Основные характеристики сотрудника типа Y:

  • есть естественная потребность в работе;
  • ответственный и стремится к этому;
  • творческий потенциал.

Нужно побуждать к работе, а не принуждать.

 

Теория У. Оучи

Человек, относящийся к типу Z ведёт себя в зависимости от сложившейся ситуации как X или как Y. В соответствии с этим выбирается способ его мотивации.

 

Теория трудовых установок А. Гастева

Основана на теории энтузиазма советского времени (лозунги,   социалистические соревнования, досрочное выполнение плана) [9].     

На практике используются мотивы, обращающиеся к следующим человеческим принципам:

  • энтузиазм;
  • долг;
  • совесть;
  • дух соревнования.
 

Теория мотивации бездефектного труда

В основе лежат следующие принципы:

  • активизация поведения человека в условиях работы в производственной группе людей, а не самостоятельно;
  • количественное ограничение числа работников производственной группы (4-12 человек);
  • добровольность вхождения в производственную группу;
  • работа на рабочем месте, в комфортной домашней обстановке и атмосфере;
  • составление задач как основная часть деятельности производственной группы;
  • принцип бездефектного труда («личное клеймо», личная ответственность участка и т. п.);
  • соревновательный характер производственных групп;
  • наличие системы поощрений и наказаний;
  • политика взаимовыручки и обмена опытом.

 

1.3 Методы стимулирования персонала

Методы стимулирования персонала очень разнообразны и зависят от:

  • проработанности системы стимулирования на предприятии;
  • общей системы управления;
  • особенностей деятельности самого предприятия [10].

Методы стимулирования персонала представлены в таблице (см. Таблица 2).

 

Таблица 2.2 - Методы стимулирования персонала организации

Название метода

Содержание метода

Материальные методы стимулирования труда

Существует повременная и сдельная формы оплаты труда персонала.

 

Неблагоприятные условия труда должны компенсироваться работнику.

 

Доплаты за сменность устанавливаются за работу в вечерние и ночные смены.

 

Доплаты за уровень занятости в течение смены.

 

Доплаты за совмещение профессий или функций на рабочем месте.

 

Надбавки за производительность выше нормы.

 

Внутрифирменные льготы:

  • оплата фирмой медицинских услуг,
  • страхование на случай длительной потери трудоспособности,
  • полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно,
  • предоставление своим работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента,
  • предоставление права пользования транспортом фирмы, питание во время работы и другие расходы.

 

Премиальные выплаты (бонусы):

  • премии ко дню рождения сотрудника;
  • премии, связанные с получением организацией дополнительной прибыли и другое. 

Нематериальные методы стимулирования труда

Социальные стимулы связаны с потребностью работников в самоутверждении, с их стремлением занимать определенное общественное положение.

 

Моральные стимулы к труду связаны с потребностями человека в уважении со стороны коллектива, в признании его как работника [11].

 

Социально-психологические стимулы вытекают из той особой роли, которую играет общение в жизни человека. Комфортный климат в коллективе, обеспечивающий нормальное общение, позволяет самореализовываться человеку, является стимулом к ощущению удовлетворенности работника в труде.


 

2 Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия Шадринского отделения № 286 ОАО «Сбербанка России»

2.1 Анализ кадрового потенциала Шадринского отделения № 286 ОАО «Сбербанка России»

Сбербанк – это современный коммерческий банк, который удовлетворяет потребности разнообразных слоёв населения в сфере банковских услуг. Шадринское отделение № 286 представляет собой структурное подразделение Сбербанка России.

Шадринское отделение № 286 не является юридическим лицом. От имени сбербанка России филиал может в ступать в следующие виды отношений:

  1. кредитно-расчетные;
  2. договорные;
  3. хозяйственные.

Шадринское отделение № 286 имеет свой отдельный баланс. Оно является неотъемлемой частью баланса Сбербанка России. В соответствии с правилами, которые установлены Центральным Банком РФ, Шадринский филиал в составе сводного баланса Сбербанка обеспечивает:

  1. соблюдение показателей ликвидности и экономических нормативов;
  2. депонирование части привлеченных средств в фонде обязательных резервов, которые предусмотрены действующим законодательством о банках;
  3. создание внутри страховых фондов и банковских резервов.

Шадринское отделение № 286 имеет право по доверенности Сбербанка России приобретать личные неимущественные и имущественные права и соответственно нести обязанности.

Шадринское отделение № 286 от имени Сбербанка России предоставляет следующие банковские услуги:

  1. прием, выдача вкладов и прочих видов сбережений;
  2. долгосрочное и краткосрочное кредитование физических и юридических лиц;
  3. прием платежей;
  4. осуществление реализации лотерейных билетов;
  5. покупка, продажа и управление государственными ценными бумагами;
  6. предоставление индивидуальных сейфов во временное пользование для хранения  ценностей и документов;
  7. осуществление трастовых и лизинговых операций;
  8. оказание консультационных и брокерских услуг;
  9. форфейтинг;
  10. представление интересов организаций в хозяйственных и финансовых органах;
  11. осуществление расчетов по поручениям клиентов, их кассовое обслуживание, а также услуги по инкассации и перевозке денег и ценностей;
  12. ведение счетов клиентов;
  13. другие операции по банковскому обслуживанию клиентов в соответствии с лицензией ЦБ РФ и с разрешения СБ России.

Проведем анализ численности работников по следующим категориям:

  1. удельный вес отдельных категорий;
  2. качественный состав работников по образованию;
  3. качественный состав работников по профессиям;
  4. качественный состав работников по полу;
  5. качественный состав работников по возрасту.

Штатная численность Шадринского отделения №286 на 1 января 2013 составляет 95 человек.

А теперь проведем анализ численности работников по некоторым категориям:

  1. По категориям (см. рисунок 1):
  2. руководители организации - более 10%;
  3. специалисты - около 85%;
  4. обслуживающие работники – около 5%.
  5. По образованию (см. рисунок 2):
  6. высшее – 78%;
  7. среднее профессиональное – 15%;
  8. начальное профессиональное – 2%;
  9. среднее – 5%.
  10. По возрасту (см. рисунок 3):
  11. до 30 лет – 40% (бухгалтера, специалисты);
  12. 30 – 50 лет – 45% (в основном ведущие и старшие специалисты);
  13. Старше 50 лет – 15% (руководители с большим профессиональным опытом).

 

Рисунок 1 - Численность работников по категориям.

 

Рисунок 2 - Качественный состав работников по образованию.

Рисунок 3 - Состав работников по возрасту.

Анализ обеспеченности Шадринского отделения № 286 рабочей силой осуществляется сопоставлением плановых и фактических данных о численности работников. Информация о численности работников Шадринского отделения № 286 сведена в таблицу (см. Таблица 2.1.).

 

Таблица 2.1 - Численность работников Шадринского отделения № 286

Категория работников

2011 год

2012 год

Изменение, %

Отчет

к 2011 году

Среднесписочная численность Шадринского отделения СбербанкаРФ

94

95

100,00

101,06

в том числе:                       рабочие

5

5

100,00

100,00

специалисты

81

81

100,00

100,00

руководителя

8

9

100,00

112,5


 

Из Таблицы 2.1. мы видим, что в 2012 году среднесписочный состав сотрудников увеличился на 1,06%. В 2012 году, судя по той же таблице, число специалистов не изменилось, зато выросло число руководителей на 12,5%. Динамика коэффициента текучести кадров представлена в соответствующей таблице (см. Таблица 2.2) и на рисунке 4.

Таблица 2.2 - Динамика текучести кадров по годам

Год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Коэф-т текучести, %

10

10,9

11,3

10,6

8,9

7,2

6,9

6,8

6,8

6,5


В таблице 2.2. и на рисунке 4 представлены данные кадровой службы за 2002 - 2011 год, которые свидетельствуют, что с 2002 по 2004 год включительно коэффициент текучести увеличился с 10% до 11,3%, то есть на 13%, что в целом отражает не вполне стабильную кадровую ситуацию в отделении Сбербанка в период с 2002 по 2004 года.

Рисунок 4 - Динамика коэффициента текучести по годам.

Начиная с 2004 года наблюдается тенденция снижения текучести кадров с 11,3 % (2004 год) до 6,5 % (2011 год), то есть на 42,5 %, что несомненно говорит о существенном оздоровлении кадровой ситуации, закреплении кадров и как следствие снижения затрат на обучение принятого на работу персонала.

Доля затрат на обучение принятого на работу персонала в общих расходах на персонал в период с 2002 по 2011 год представлена в таблице (см. Таблица 2.3.) и на рисунке 5.

 

 

Таблица 2.3 - Доля затрат на обучение принятого на работу персонала в общих расходах на  персонал

Год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Доля

затрат на обучение, в %

14,1

12,9

10,9

10,1

9,8

9,6

8,9

8,6

8,5

7,8

Информация о работе Мотивация и стимулирование работников организации