Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 23:20, курсовая работа
В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара. Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство, необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно работать.
Введение………...…………………………………………………….…………....3
ГЛАВА I…………………………………………………….……………………....4
1. Мотивация и стимулы в управлении ……………………………………….4
1.2 Модель мотивации и мотивационные побуждения…………………………6
1.3 Содержательные теории мотивации …………………………………….……8
1.4 Иерархия потребностей по А. Маслоу ……………………………..…….…..9
1.5 Теория мотивации Дэвида Мак-Клелланда …………………………………10
1.6 Двухфакторная мотивация Герцберга ..……………………………………...11
1.7 ERG – теория Альдерфера……………………..……………….……………..13
1.8 Сравнение моделей А. Маслоу, Ф. Герцберга и К. Альдерфера………..….15
Глава II……………………………………………………………………..………16
2. Процессуальные теории мотивации……………………………………...…16
2.1 Теория ожиданий В. Врума…….………….………………………………….16
2.2 Теория справедливости…………………………………….………………….16
2.3 Теория мотивации Л. Портера – Э. Лоулера……..…………………………..18
2.4 Современные российские мотивационные разработки…..………………….19
Глава III……………………………………………………………………………22
3. Экономические и неэкономические способы мотивации человека…….22
3.1 Экономические способы мотивации………...……………………………..…22
3.2 Неэкономические способы мотивации………….…………………………….24
3.3Мотивационная система персонала…………..………………………………..26
Практическая часть. Анализ существующей системы мотивации персонала ООО «ТД Шина»……………….29
Заключение……..…………………………………………………………………..55
Список используемой литературы………………………………………………56
Но данная модель обладает некоторыми существенными недостатками.
Во-первых, в нее не включен
такой объективный фактор, как условия труда. Еще Герцберг подчеркивал
важность этого фактора в процессе формированиямотивации. Во-вторых. В модели отсутствует
основополагающий фактор – потребности. Ведь без существования действующих потребностей челов
2.4 Современные российские мотивационные разработки
Сущность мотивации трудовой активности рассмотрена в научных трудах отечественных авторов (таблица 9.2). При всех различиях эти определения сближает единое мнение о том, что мотивация – это, по сути, заявка на трудовое поведение, выбор мотивов, побуждающих человека к труду, к соответствующей активности. Существенными недостатками рассмотренных формулировок определения мотивации индивида к труду является то, что они не учитывают современный уровень общественного разделения труда, международное разделение труда, технологическое разделение труда, наличие частной собственности.
Таблица 9.2 – Определение мотивации труда в современных работах российских ученых
Определение мотивации |
Источник |
Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности |
Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. М.: Приор, 1998 |
Мотивация трудовой деятельности – совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей |
Управление персоналом: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998 |
Мотивация как совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в направлении осуществления определенных целей |
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1999 |
Формирование мотивации трудово |
Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономикатруда. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999 |
Мотивация – это воздействие на поведение человека по достижению личных, групповых и общественных целей |
Генкин Б.М. Экономика исоциоло |
Формирование мотиваций определ Поведение человека детерминировано его мотивациями, и поэтому является предметом социального управления. В содержание мотива включается сознательный выбор цели и средств ее достижения, учитываются внешняя среда и условия реализации, определяются линия и программа поведения, оцениваются возможные последствия |
Кулинцев И.М. Экономикаи социология тру |
Мотивация – это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения, обоснования реального трудового поведения |
Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина
М.Е.Экономика и социологиятруд |
А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Г. П. Гагаринская предлагают следующую формулировку мотивации труда. Мотивация труда – это внутренний процесс, происходящий под воздействием потребностей в благах; он выражается в формировании мотива поведения личности с целью активизации трудовой деятельности на базе общественного разделения труда и развития частной собственности. Мотив действий работника формируется на основании того, что он может присваивать результаты своего труда в собственность для обмена их на удовлетворение своих потребностей в благах в пределах произведенной им стоимости.
Понятие мотивации в экономическом смысле появилось в связи с необходимостью стимулирования более производительной работы и обозначает определенную ступень демократизации производства. Понятие мотивации широко употребляется в педагогике, психологии, в промышленной социологии и теорииуправления. Некоторые авторы понятие мотивации приравнивали к экономическому стимулированию. Такой подход ограничивает мотивационную часть поведения работника, не стимулирует потребность в саморазвитии, самосовершенствовании.
В настоящее время, с точки
зрения теории управления, мотивация р
Управление мотивациями основан
3. Экономические и неэкономические способы мотивации человека
3.1 Экономические способы мотивации
Суть экономических мотивов
состоит в том, что люди в результате
требований, предъявляемых к ним организаци
Прямая экономическая мотивация
Заработная плата зависит от занимаемой должности, квалификации, стажа работы, количества и качества затраченного труда. По форме она может быть повременной и сдельной.
Повременная зависит от количества затраченного
времени и применяется для руководителей, служащих, специалистов, а
также рабочих, результаты деятельности
которых не поддаются точному учету и измерению, либо не требуют
его вовсе. Мотивирующими факторами в
рамках повременной заработной
платы являются ее величина и наличие
в необходимых случаях премий. Сдельная форма оплаты
труда применяется в основном по отношению
к рабочим, конкретные результаты деятельности
которых легко измеримы. На практике применяют
различные системы сдельной формы оплаты труда: прямая сдельнаязаработная
плата, при которой ее величина определяется
в зависимости от объема выполненной работы
по единой расценке за единицу продукции;
косвенно-сдельная – заработная
плата применяется в отношении работников,
обслуживающих других; сдельно-прогрессивная заработн
Кроме заработной
платы и премий, получает распространение
еще один вид денежного вознаграждения
- участие в прибылях. При регулярном осуществлении
таких выплат люди видят конкретные результаты
своей работы. Удовлетворенность материальным
вознаграждением, его справедливым уровнем
стимулирует инициативу людей, формирует
у них приверженность к организации, привлекает к ней новых членов.
Косвенная экономическая мотивацияоснован
3.2 Неэкономические способы мотивации
К неэкономическим способам мотивации относятся о
Организационные способы включают в себя мотивацию целями, привлечением к участию в делах организации, обогащением труда.
Мотивация целями должна побудить
в сотруднике сознание того, что
достижение этих целей принесет всему коллективу организации и
Мотивация обогащением труда заключается в предоставлении работникам более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы с широкими перспективами должностного и профессионального роста, дающей возможность осуществлять контроль над ресурсами и условиями труда.
К моральным методам мотивации относится, прежде всего, признание, которое бывает личным и публичным.
Смысл личного признания
состоит в том, что особо отличившиеся
работники упоминаются в
Похвала должна следовать за любыми достойными действиями исполнителей. К ней предъявляются такие требования, как дозированность, последовательность, регулярность, контрастность (необходимы перерывы). Отсутствие похвалы, особенно за хорошую работу, неискренняя похвала - демотивируют. Поэтому необходимо разрабатывать объективные критерии. Критика тоже должна быть неотвратимой, т.е. следовать за допущенными ошибками. Она должна быть конструктивной, стимулировать действия работника, направленные на устранение ошибок, и указывать на их возможные варианты.
К правилам критики относятся:
конфиденциальность, доброжелательность,
создаваемая за счет снижения обвинительного
акцента, внесения элементов похвалы,
уважительного отношения к
Комплексным показателем мотивации может служить повышение по службе, так как дает:
· более высокую заработную плату (экономический мотив);
· более интересную работу (организационный мотив);
· признание заслуг и авторитета личности (моральный мотив).
Однако этот способ имеет естественные ограничения, связанные как с самим субъектом, так и с возможностями организации, в которой он работает.
В заключение можно отметить, что человек осуществляет определенные действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. В то же время на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию, и содержание процесса мотивации, которые дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей.
3.3 Мотивационная система персонала
Современный уровень производства
не может развиваться без
Основная роль в безубыточной работе предприятия принадлежит его персоналу. Проводимые в последнее время исследования выявили, что основные методы стимулирования труда персонала, действующие на российских предприятиях, сводятся к следующему (рис. 9.5).
|
Рис. 9.5 – Методы стимулирования труда персонала, действующие на российских предприятиях
В качестве основных рекомендац
|
Рис. 9.6 – Рекомендации по
изменению системы
Таким образом, система материальной
заинтересованности персонала должна
выстраиваться как система
Практическая часть.
Анализ существующей системы мотивации персонала ООО «ТД Шина»
Для управления персоналом
ООО «ТД Шина» применяют
Административно – организационные методы управления:
Экономические методы управления:
Социально-психологические методы управления:
Основной акцент в системе стимулирования персонала сделан на материальные методы стимулирования. Предприятие использует оплату труда как важнейшее средство стимулирования добросовестной работы.
С начала 2006 года руководство организации приняло решение ввести премиальную систему оплаты труда работников и уменьшить окладную часть. Результаты показали: индивидуальную активность работников, итогом чего стало более рациональное формирование коллектива, сокращение работников, не соответствующих требованиям занимаемой должности и выплата премий с конкретных сумм продаж.