Муниципальное управление развитием малого бизнеса (На примере Крымского района)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение реализации муниципальных программ по развитию и поддержке малого предпринимательства в Крымском районе.
В связи с целью исследования поставлены следующие задачи:
изучить сущность и понятие малого бизнеса в России;
разобрать современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России;
рассмотреть взаимодействие малого бизнеса и власти в Краснодарском крае;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА …………………………………7
1.1. Сущность и понятие малого бизнеса в России.............................7
1.2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России....................................................................................................15
1.3 Взаимодействие малого бизнеса и власти в Краснодарском крае…………………………………………………………………….26
ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ МО КРЫМСКИЙ РАЙОН...............................................36
2.1 Социально-экономическое положение малого бизнеса в МО Крымский район...................................................................................36
2.2 Взаимодействие МО Крымский район и малого бизнеса….......43
2.3 Пути повышения эффективности управления развитием малого бизнеса в МО Крымский район...........................................................76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................91

Файлы: 1 файл

черновик.docx

— 169.57 Кб (Скачать файл)

Целью данной Программы должно явиться обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе создания современной рыночной среды, формирования эффективных механизмов его поддержки. Основными задачами, которые предстоит решить, являются:

- формирование и поддержка на муниципальном уровне нормативно-правовой базы для обеспечения устойчивой деятельности субъектов малого предпринимательства в МО Крымский район;

- повышение социальной эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства;

- повышение темпов развития малого предпринимательства как одного из стратегических факторов социально-экономического развития муниципального образования;

- снятие административных и организационных барьеров при развитии малого предпринимательства;

- поддержка предпринимательских проектов приоритетных направлений развития с учетом социально-экономического уровня развития МО на основе внедрения прогрессивных финансовых технологий, различных форм имущественной поддержки;

- поддержка всех видов инновационного бизнеса, молодежного предпринимательства;

- обеспечение информационной поддержки предпринимательства, предоставление адресной методической, консультационной, правовой, образовательной поддержки субъектов малого предпринимательства;

- концентрация ресурсов и оптимизация их использования при развитии инфраструктуры поддержки малого бизнеса, продвижения продукции малых предприятий на краевой рынок.

Решение поставленных задач  необходимо решать с учетом приоритетных направлений развития малого предпринимательства МО Крымский район, которыми являются:

- производство товаров народного потребления;

- переработка сельскохозяйственной продукции;

- оказание бытовых услуг населению; жилищно-коммунальное хозяйство;

- инновационный бизнес.

Финансирование программных мероприятий предлагается осуществить за счет следующих источников финансирования:

- фонд поддержки предпринимательства;

- бюджета муниципального образования;

- краевого бюджета;

- внебюджетных источников;

- собственных средств предпринимателей.

Реализация мероприятий  Программы может осуществляться на условиях долевого финансирования в случае выделения дополнительных средств из Краевого бюджета, фонда  поддержки малого предпринимательства, а также привлечения средств  внебюджетных источников, собственных  средств субъектов малого предпринимательства. Использования этих средств должно осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, контрактов в ходе реализации Программы.

Разработку  Программы по поддержке малого предпринимательства МО Крымский район необходимо возложить на отдел экономического развития и инвестиций администрации МО Крымский район.

Координацию работы по выполнению Программы должны осуществлять структурные подразделения органов местного самоуправления: отдел экономического развития и инвестиций администрации МО Крымский район, отдел потребительской сферы, отдел по делам молодежи; Совет по развитию и поддержке предпринимательства; Крымская торгово-промышленная палата; центр содействия развитию малого предпринимательства, предпринимательские структуры, объединения предпринимателей, заинтересованные в развитии малого предпринимательства, объекты инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства.

Основным результатом  реализации Программы должно быть развитие малого предпринимательства, сохранение и создание новых рабочих мест, увеличение количества предприятий малого бизнеса на 30%, увеличение налоговых поступлений от малого бизнеса на 25%, повышение качества работы малых предприятий, повышение уровня конкурентоспособности продукции и услуг малых предприятий, формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий, обеспечивающей согласование интересов предпринимателей с объективными потребностями и возможностями экономики муниципального образования.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В развитых странах со сложившейся  рыночной экономикой малое предпринимательство  пользуется государственной поддержкой, поскольку оно обеспечивает необходимую  для нормального функционирования народного хозяйства конкурентную среду, способствует росту промышленной продукции, совершенствованию технологических  процессов, снижению безработицы. Государственная  поддержка особенно нужна малому предпринимательству в условиях перехода плановой экономики к рыночной, когда предприниматели вступают в конкурентную борьбу со сложившимися за долгие годы монопольными структурами, главенствующими на внутреннем и  внешнем рынке, обладающими большими финансовыми, материальными и людскими ресурсами и, как правило, базирующихся на наиболее эффективных источниках сырья.

В дипломной работе изучено малое предпринимательство, определена его роль, как имманентного элемента системы экономических отношений индустриальной экономики рыночного типа, обеспечивающей ее инновационную активность и поддержание конкурентной среды. Кроме того, в квалификационной работе исследовано развитие и проблемы малого предпринимательства в МО Крымский район.

Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

- изучена сущность и  понятие малого бизнеса в России, при этом было установлено, что малое предпринимательство - это наиболее демократичный и достаточно весомый сегмент национального хозяйства, что его игнорирование зачатую приводит к дестабилизации и нарастанию кризисов в национальной экономике;

- разобраны современные  проблемы развития малого и  среднего  бизнеса в России  выявлено, что на сегодняшний день финансирование малого предпринимательства в России далеко не идеально, что законодательная база в этой области до конца не проработана;

-  рассмотрены взаимодействие малого бизнеса и власти в Краснодарском крае;

- проанализировано социально-экономическое положение малого бизнеса в МО Крымский район;

- исследовано взаимодействие  МО Крымский район и малого  бизнеса, выявлены приоритетные области деятельности малых предприятий на территории муниципального образования, такие как общественное питание, служба проката и комиссионная служба, рекламная и выставочно-информационная деятельность, экологически ориентированные предприятия, предприятия по переработке отходов и др.;

- предложены пути повышения эффективности управления развитием малого бизнеса в МО Крымский район.

Кроме того, в ходе написания выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы: необходимо конкретизировать правовые акты и инструкции, призванные помочь развитию малого предпринимательства, а полный и комплексный анализ структуры и динамики малого предпринимательства поможет разработать четкую и слаженную программу помощи малым предпринимателям.

Отношение к предпринимательству  в российском обществе хотя и противоречиво, но ориентировано на его дальнейшее развитие и в целом доброжелательно. Более того, именно предприниматели  выступают сегодня для большинства  россиян социально-политическим лидером. Несмотря даже на безусловно существующее на бытовом уровне негативное отношение  к отдельным сторонам его развития, россияне оценивают малых предпринимателей как новую реальную силу.

В последние несколько  лет акцент в научных исследованиях  проблем и перспектив развития российской экономики отчетливо сместился  от анализа причин долговременного  кризиса и путей компенсации  его последствий к обоснованию источников и условий выхода страны на траекторию устойчивого социально-экономического развития. Важно также и создание необходимых условий, при которых экономический рост затронул бы все важнейшие сферы хозяйства, все российские регионы, все категории субъектов хозяйства и принес бы в итоге существенный и устойчивый выигрыш всем социальным группам населения. Решение этой задачи возможно только на основе тщательно взвешенного баланса интересов предпринимательства и государства, механизмов рынка и централизованного регулирования, оптимального сочетания и взаимодействия крупных, средних и малых предпринимательских структур, действующих в российской экономике.

В последние 2-3 года ситуация в российской экономике действительно  изменилась к лучшему. Однако достигнутые  позитивные изменения в плане  темпов экономического роста не носят  пока достаточно устойчивого, необратимого характера. Хотя зависимость российской экономики от факторов внешнеэкономического характера несколько сократилась, внутренние источники роста и  его финансирования еще слишком  слабы, чтобы взять на себя роль доминирующего  «генератора подъема», если названные  выше внешнеэкономические факторы  окажутся для страны куда менее благоприятными, чем в настоящее время. Либерализация  российской экономики еще не завершена, не сформировался необходимый баланс инструментов рынка и государственного регулирования при сведении последнего к объему необходимого минимума. Да и сами по себе многие важнейшие  институты рынка в российской экономике отвечают формуле «пациент скорее жив, чем мертв». Одна из таких  проблем - очевидные признаки застойных  явлений в сфере малого предпринимательства, которое пока не ощущает серьезного воздействия общих позитивных тенденций  в российской экономике и, в свою очередь, не имея необходимых ресурсов инвестирования, не работает в полной мере на долговременное закрепление  и развитие позитивных изменений в народном хозяйстве.

Вот почему мы глубоко убеждены, что новые подходы и целевые  ориентиры экономических исследований на этапе хозяйственной стабилизации должны в полной мере сказаться и  на научных и научно-практических разработках, ориентированных на дальнейшее совершенствование политики развития и государственной поддержки  российского малого предпринимательства, прежде всего, поддержки инвестиционно-финансового  плана. Как мы полагаем, начальный  этап теоретической проработки этого  вопроса в нашей научной литературе не характеризовался четкими представлениями  о месте и долговременной роли малых форм хозяйствования в реформировании российской экономики. В одних случаях  в этих исследованиях речь шла  о малом бизнесе как о чуть ли не временном компенсаторном факторе  преодоления полосы долговременного  экономического спада, т.е. о факторе, существенном лишь постольку, поскольку  было необходимо как-то сгладить экономические  и социальные последствия разового одномоментного «обвала» крупных предприятий - лидеров российской экономики. В  других случаях малым предприятиям вменялась роль единственного и  самодостаточного генератора подъема  российской экономики, в связи с  чем этот подъем ожидался (чего как  раз и не произошло) преимущественно  как быстрое, устойчивое расширение сектора малого предпринимательства.

Восстановление многих крупных  российских предприятий на нынешнем этапе роста российской экономики  не означает, что роль малых форм хозяйствования, в достижении позитивного итога проводимых преобразований (по сравнению со стартовым этапом реформ) сколько-нибудь ослабевает. Напротив, эта роль существенно усиливается. В рамках нынешнего этапа реформ развитие малых форм предпринимательства в еще большей мере, нежели ранее, формирует собой важнейшее составляющее звено в процессе все еще актуальной задачи реальной рыночной адаптации российской экономики, в частности, постепенно поднимающихся крупных предприятий - прежних лидеров советской экономики. Сказанное включает в себя такие проблемы, как преодоление деформации процессов концентрации и централизации капитала, реструктуризацию и рыночную адаптацию крупных предприятий, в т.ч. и за счет формирования многоотраслевой прослойки частного малого и среднего бизнеса, интегрированного с действующими крупными предприятиями в инновационные, производственно-технологические и иные кооперационные цепочки.

Вместе с тем, названные  выше позитивные предпосылки или  потенции в развитии российского  малого бизнеса в настоящее время  реализуются далеко в неполной мере. Наоборот, развитие малых предпринимательских  структур постоянно сталкивается с  многочисленными сложностями и  препятствиями. Те или иные меры его  поддержки на федеральном, региональном и местном уровне во многом обесцениваются сохраняющимися бюрократическими ограничениями  или административными барьерами, усилением налогового пресса, бессмысленными ограничениями на пути хозяйственных  взаимодействий кооперационных связей малых предприятий, а равно их взаимовыгодной партнерской интеграцией  с крупными предприятиями-лидерами российской экономики и пр. Не создаются  необходимые предпосылки для  становления эффективных механизмов финансирования малого бизнеса, прежде всего в русле его инвестиционных финансовых потребностей. Озабоченность  вызывает и то, что стабилизация, а часто даже и сокращение числа  малых предприятий не сопровождается ожидаемыми сдвигами в их отраслевой структуре, в первую очередь в  плане повышения удельного веса малых форм хозяйствования производственной и инновационной направленности.

Малыми предприятиями  плохо востребуются отечественные  разработки и инновации, причем чаще всего потому, что они не имеют  достаточных инвестиционно-финансовых ресурсов и опыта для доведения  данных разработок до уровня конкурентоспособных  инвестиционных проектов и, тем более, - для их практической реализации. Наконец, существенной проблемой развития национальной среды малого предпринимательства выступает высокая степень дифференциации ситуации в малом бизнесе в различных регионах России.

Информация о работе Муниципальное управление развитием малого бизнеса (На примере Крымского района)