Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 13:34, курсовая работа
Целью работы является изучение реализации муниципальных программ по развитию и поддержке малого предпринимательства в Крымском районе.
В связи с целью исследования поставлены следующие задачи:
изучить сущность и понятие малого бизнеса в России;
разобрать современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России;
рассмотреть взаимодействие малого бизнеса и власти в Краснодарском крае;
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА …………………………………7
1.1. Сущность и понятие малого бизнеса в России.............................7
1.2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России....................................................................................................15
1.3 Взаимодействие малого бизнеса и власти в Краснодарском крае…………………………………………………………………….26
ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ МО КРЫМСКИЙ РАЙОН...............................................36
2.1 Социально-экономическое положение малого бизнеса в МО Крымский район...................................................................................36
2.2 Взаимодействие МО Крымский район и малого бизнеса….......43
2.3 Пути повышения эффективности управления развитием малого бизнеса в МО Крымский район...........................................................76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................91
Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий прежде всего на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей. [17]
Государственная поддержка
малому и среднему бизнесу в налоговой
политике проявляется через льготную
систему налогообложения и
Антимонопольная политика включает
в себя, во-первых, меры по обеспечению
справедливых равноправных условий
подрядных отношений и сделок
по государственным займам, а также
между крупными и небольшими предприятиями;
во-вторых меры по предупреждению задержек
платежей со стороны крупных фирм
небольшим подрядным
К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения - союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры. [2]
Государственный контроль за
деятельностью малых
Первым важным шагом к формированию последовательной государственной поддержки и развитию малого и среднего бизнеса стали разработка и принятие в декабре 2001 года Государственным советом Российской Федерации Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ. Данный документ декларирует отношение власти к малому бизнесу и должен быть базой формирования основных направлений совершенствования государственной политики в этом важном секторе экономики, как малый бизнес. Следует отметить, что реализация изложенных в Концепции намерений государства потребует разработки четкой программы действий на ближайший период и более отдаленную перспективу (5-10 лет), а также осуществления контроля за реализацией основных положений этого документа. [85]
Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства не может, носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянно возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.
1.3 Взаимодействие малого бизнеса и власти в Краснодарском крае
Процесс управления взаимодействием бизнеса и власти имеет региональные аспекты, обусловленные спецификой возможностей и условий их реализации в рамках хотя и единых федеральных правил, но используемых применительно к местным условиям хозяйствования субъектов Российской Федерации. Субъекты малого и среднего бизнеса оказываются более гибкими при реагировании на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру, обеспечивая высокую эффективность капиталовложений региона. Являясь локомотивом инноваций, малые предприятия обеспечивают быструю генерацию новых рабочих мест и самозанятость населения при сокращении занятости в традиционных областях, ослабляя социальную напряженность в депрессивных регионах. Поэтому выбор путей и механизмов достижения взаимодействия бизнеса и власти в регионе становится таким же актуальным, как и решение подобной задачи в масштабе государства. В региональном бизнесе аккумулированы значительные ресурсы рыночного развития. Причем наряду с традиционными ресурсами, весомое место принадлежит профессиональным кадрам, обладающим высокой компетенцией, передовыми управленческими, организационными и финансовыми технологиями. Поиск и выбор путей их наиболее рационального использования во многом предопределяют возможности развития экономики регионов, решения их социальных проблем [35].
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям [43].
Алгоритм взаимодействия
органов власти и предпринимательских
структур определяет стратегические цели
функционирования экономической системы
на всех ее уровнях с учетом обратного
воздействия результатов
Рисунок 1. Алгоритм взаимодействия органов власти и предпринимательских структур
Взаимодействия между предпринимательскими и властными структурами осуществляется на следующих принципах:
- гарантии защищенности - обеспечивает защиту от факторов внешней окружающей среды, криминального воздействия.
- открытости - отсутствие или снижение административных и информационных барьеров между хозяйствующими субъектами и государственными органами управления.
- финансовой поддержки - предусматривает не только косвенную (налоги, льготы), но и прямое финансирование для развития малого бизнеса.
- системности - знание и учет всех элементов, влияющих на деятельность органов власти, а также предпринимательских структур.
- гибкости - способность адаптироваться как властных, так и предпринимательских структур к сложившейся ситуации, не меняя при этом основные направления своей деятельности.
- своевременности - соответствие принимаемых решений сложившейся ситуации во времени;
- целенаправленности - реализацию целей и задач, которые сохраняли бы сложившиеся положительные тенденции как можно дольше, отражали бы реальную динамику процессов, пропорции их развертывания в интересах малого бизнеса и органов местного самоуправления.
Механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур показан на рисунке 2 [8].
Рисунок. 2. Механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур
В развитых странах сектор
малого и среднего бизнеса играет
важную роль в социально-экономическом
развитии и повышении уровня благосостояния
населения, обеспечивает значительную
долю валового внутреннего продукта
и занятость населения. Но при
этом субъекты малого и среднего бизнеса
нуждаются в стимулировании и
поддержке со стороны государственных
и общественных структур, поскольку
в массе своей не в состоянии
реализовывать всю полноту
Основная проблема развития государственно-частного партнерства в России в том, что государство нуждается в бизнесе больше, чем бизнес в государстве. Органы власти в России призывают бизнес к сотрудничеству, в более успешной западной практике государственно-частного партнерства именно бизнес является «инициатором совместных инфраструктурных проектов», государство обеспечивает ему высокую доходность.
Развитие малого бизнеса
в регионах России значительно отстает
от возможностей и потребностей российской
экономики и российского
В апреле 2011 года в Московском
финансово-промышленном университете
«Синергия» состоялся VI Международный
научный конгресс «Роль бизнеса
в трансформации российского
общества - 2011». Выступившие на секции
«Взаимодействие власти и бизнеса
в условиях инновационной модернизации
российской экономики» большое внимание
уделили проблемам и
Так, участник секции Н.М. Куршиева,
старший преподаватель кафедры
государственного и муниципального
управления Дагестанского государственного
технического университета в докладе
отметила, что комплексный анализ
ситуации с развитием малого бизнеса
в Республике Дагестан показал низкий
уровень развития этого сектора
предпринимательства в
Как было ранее отмечено, существуют регионы, где бизнес развивается достаточно динамично, местные власти прилагают определенные усилия для его поддержки (Краснодарский край, Новосибирская область, Санкт-Петербург и др.). Следует отметить, что для регионов, которые отличаются высокими показателями текущего состояния и позитивной динамикой роста и развития малого и среднего бизнеса, характерны следующие черты:
- активность региональных властей в разработке и реализации мер по стимулированию, поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, стимулирующее региональное законодательство и относительно высокий уровень бюджетного финансирования;
- положительная оценка со стороны предпринимателей принимаемых и реализуемых в регионе государственных мер по созданию благоприятных условий для становления, функционирования и развития малого и среднего предпринимательства;
- активное участие общественных объединений предпринимателей в создании и развитии региональной инфраструктуры стимулирования, поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, социальное партнерство власти и бизнеса;
- разнообразная адресная и селективная поддержка малого и среднего предпринимательства в приоритетных для региона областях, соответствующих стратегическим приоритетам, целям и задачам региона, системная поддержка инновационных и высокотехнологичных компаний;
- активное и успешное участие в конкурсах, проводимых Министерством экономического развития РФ на предоставление средств федерального бюджета для реализации мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса;
- проведение разнообразных региональных конкурсов, активное участие в федеральных и международных выставочных мероприятиях;
- высокий уровень информатизации, представленность в Интернет-пространстве.
Краснодарский край [6].
Факторы успеха. Стратегический подход администрации края, развитое региональное законодательство, патронаж и непосредственное участие региональных властей в программах поддержки предпринимательства, задействование законодательных механизмов, развитая инфраструктура, мониторинг развития малого и среднего предпринимательства, система бизнес-образования.
Инфраструктура поддержки.
В Краснодарском крае выстроена
эффективная схема
Информация о работе Муниципальное управление развитием малого бизнеса (На примере Крымского района)