Муниципальное управление развитием малого бизнеса (На примере Крымского района)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение реализации муниципальных программ по развитию и поддержке малого предпринимательства в Крымском районе.
В связи с целью исследования поставлены следующие задачи:
изучить сущность и понятие малого бизнеса в России;
разобрать современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России;
рассмотреть взаимодействие малого бизнеса и власти в Краснодарском крае;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА …………………………………7
1.1. Сущность и понятие малого бизнеса в России.............................7
1.2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России....................................................................................................15
1.3 Взаимодействие малого бизнеса и власти в Краснодарском крае…………………………………………………………………….26
ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ МО КРЫМСКИЙ РАЙОН...............................................36
2.1 Социально-экономическое положение малого бизнеса в МО Крымский район...................................................................................36
2.2 Взаимодействие МО Крымский район и малого бизнеса….......43
2.3 Пути повышения эффективности управления развитием малого бизнеса в МО Крымский район...........................................................76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................91

Файлы: 1 файл

черновик.docx

— 169.57 Кб (Скачать файл)

Финансово-кредитная поддержка  малому бизнесу осуществляется путем  реализации государственных целевых  программ, предоставление льготных и  безвозмездных субсидий прежде всего  на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у  частных банковских структур для  переоснащения производства, его  расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных  кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью  системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных  на малых предпринимателей. [17]

Государственная поддержка  малому и среднему бизнесу в налоговой  политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему  ускоренной амортизации основных средств.

Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению  справедливых равноправных условий  подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также  между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.

К сожалению, в России сложилась  парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных  структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения - союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры. [2]

Государственный контроль за деятельностью малых предприятий  заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и  реализации продукции и услуг. При  этом конкретизация объекта контроля и прав, которыми наделяются те или  иные органы при осуществлении ими  контрольных функций, фиксируются  нормативно-законодательными и правовыми  актами.  Однако, принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» явно устарел  и уже не отвечает современным  условиям рынка. Так, требуют уточнения  вопросы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и взаимоотношений  с бюджетом. Следует заново определить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий. А также ряд сфер деятельности малого бизнеса требует законодательного оформления, например, восполнение  пробела тех законодательных  норм, которые регламентируют взаимодействие малых и крупных предприятий.

Первым важным шагом к  формированию последовательной государственной  поддержки и развитию малого и  среднего бизнеса стали разработка и принятие в декабре 2001 года Государственным  советом Российской Федерации Концепции  государственной политики поддержки  и развития малого предпринимательства в РФ. Данный документ декларирует отношение власти к малому бизнесу и должен быть базой формирования основных направлений совершенствования государственной политики в этом важном секторе экономики, как малый бизнес. Следует отметить, что реализация изложенных в Концепции намерений государства потребует разработки четкой программы действий на ближайший период и более отдаленную перспективу (5-10 лет), а также осуществления контроля за реализацией основных положений этого документа. [85]

Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между  государством и бизнесом, от учета  в полной мере интересов обеих  сторон в значительной степени зависит  экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства  не может, носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянно возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.

 

1.3 Взаимодействие малого бизнеса и власти в Краснодарском крае

 

Процесс управления взаимодействием  бизнеса и власти имеет региональные аспекты, обусловленные спецификой возможностей и условий их реализации в рамках хотя и единых федеральных  правил, но используемых применительно  к местным условиям хозяйствования субъектов Российской Федерации. Субъекты малого и среднего бизнеса оказываются  более гибкими при реагировании на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру, обеспечивая высокую эффективность капиталовложений региона. Являясь локомотивом инноваций, малые предприятия обеспечивают быструю генерацию новых рабочих мест и самозанятость населения при сокращении занятости в традиционных областях, ослабляя социальную напряженность в депрессивных регионах. Поэтому выбор путей и механизмов достижения взаимодействия бизнеса и власти в регионе становится таким же актуальным, как и решение подобной задачи в масштабе государства. В региональном бизнесе аккумулированы значительные ресурсы рыночного развития. Причем наряду с традиционными ресурсами, весомое место принадлежит профессиональным кадрам, обладающим высокой компетенцией, передовыми управленческими, организационными и финансовыми технологиями. Поиск и выбор путей их наиболее рационального использования во многом предопределяют возможности развития экономики регионов, решения их социальных проблем [35].

Государственное регулирование  экономики в условиях рыночного  хозяйства представляет собой систему  мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям [43].

Алгоритм взаимодействия органов власти и предпринимательских  структур определяет стратегические цели функционирования экономической системы  на всех ее уровнях с учетом обратного  воздействия результатов процесса на его содержание (рис. 1) [4].

Рисунок 1. Алгоритм взаимодействия органов власти и предпринимательских структур

Взаимодействия между  предпринимательскими и властными  структурами осуществляется на следующих принципах:

-  гарантии защищенности - обеспечивает защиту от факторов внешней окружающей среды, криминального воздействия.

- открытости - отсутствие или снижение административных и информационных барьеров между хозяйствующими субъектами и государственными органами управления.

- финансовой поддержки - предусматривает не только косвенную (налоги, льготы), но и прямое финансирование для развития малого бизнеса.

- системности - знание и учет всех элементов, влияющих на деятельность органов власти, а также предпринимательских структур.

- гибкости - способность адаптироваться как властных, так и предпринимательских структур к сложившейся ситуации, не меняя при этом основные направления своей деятельности.

- своевременности - соответствие принимаемых решений сложившейся ситуации во времени;

- целенаправленности - реализацию целей и задач, которые сохраняли бы сложившиеся положительные тенденции как можно дольше, отражали бы реальную динамику процессов, пропорции их развертывания в интересах малого бизнеса и органов местного самоуправления.

Механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур показан на рисунке 2 [8].

Рисунок. 2. Механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур

 

В развитых странах сектор малого и среднего бизнеса играет важную роль в социально-экономическом  развитии и повышении уровня благосостояния населения, обеспечивает значительную долю валового внутреннего продукта и занятость населения. Но при  этом субъекты малого и среднего бизнеса  нуждаются в стимулировании и  поддержке со стороны государственных  и общественных структур, поскольку  в массе своей не в состоянии  реализовывать всю полноту управленческих функций. Особенно это касается ресурсного обеспечения на старте бизнеса и  минимизации затрат на сервисные  управленческие функции, такие как  исследование рынка, поиск партнеров  и заказов, информационное и правовое обеспечение и т.п [42].

Основная проблема развития государственно-частного партнерства  в России в том, что государство  нуждается в бизнесе больше, чем  бизнес в государстве. Органы власти в России призывают бизнес к сотрудничеству, в более успешной западной практике государственно-частного партнерства  именно бизнес является «инициатором совместных инфраструктурных проектов», государство обеспечивает ему высокую доходность.

Развитие малого бизнеса  в регионах России значительно отстает  от возможностей и потребностей российской экономики и российского общества. Существует значительная разница в  уровне развития и системе поддержки  малого бизнеса в отдельных регионах России. Наибольшее развитие малый  бизнес получил в тех регионах, где местные власти целенаправленно  и систематически оказывают ему  поддержку (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский  край и др.). В то же время, в некоторых  других регионах он не является сферой повышенного внимания региональных властей (Бурятия, Калининградская  обл., Воронежская обл. И др.). При  этом при достаточном внимании региональных властей, сектор малого бизнеса может  выступать надежным источником социально-экономической  стабильности в регионах, решать проблемы трудоустройства, пополнения региональных и местных бюджетов, увеличения объема ВРП. В настоящее время бизнес в регионах испытывает множество  проблем. К основным проблемам относятся: несовершенство законодательства в сфере малого бизнеса, системы налогообложения малого бизнеса, слабая финансово-кредитная поддержка малого бизнеса, наличие многочисленных административных барьеров, несовершенство имущественной поддержки малого бизнеса, неразвитость системы информационной поддержки малого бизнеса, проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого бизнеса, недобросовестная конкуренция по отношению к малому бизнесу, несовершенство государственной системы поддержки малого бизнеса в целом. [26]

В апреле 2011 года в Московском финансово-промышленном университете «Синергия» состоялся VI Международный  научный конгресс «Роль бизнеса  в трансформации российского  общества - 2011». Выступившие на секции «Взаимодействие власти и бизнеса  в условиях инновационной модернизации российской экономики» большое внимание уделили проблемам и перспективам развития бизнеса и власти, имеющимся  резервам и возможностям, механизмам реализации концепции, поиску эффективных  форм сотрудничества органов власти и бизнеса [47].

Так, участник секции Н.М. Куршиева, старший преподаватель кафедры  государственного и муниципального управления Дагестанского государственного технического университета в докладе  отметила, что комплексный анализ ситуации с развитием малого бизнеса  в Республике Дагестан показал низкий уровень развития этого сектора  предпринимательства в республике. В Дагестане создана определенная правовая база для развития малого бизнеса, создана и функционирует  инфраструктура поддержки малого бизнеса, вопросы развития малого бизнеса  рассматривались на заседаниях руководящих  органов республики, принята Концепция  государственной поддержки и  развития малого бизнеса республики (2002 г.), Однако уровень оказываемой  поддержки со стороны органов  власти невысок. Основными проблемами, препятствующими успешному развитию бизнеса, предприниматели Дагестана  считают: ограниченность финансовых средств - 18,8%, высокая налоговая нагрузка - 16,3%, проверки контрольно-надзорных органов - 15,5%, коррупция в органах власти и контрольно-надзорных органах - 10,3%, административные барьеры - 8,2% высокие ставки арендной платы - 6,1%. Кроме того, были названы такие проблемы, как трудности с получением кредита, нестабильность законодательства, проблемы при регистрации, лицензировании и сертификации и др. Одним из наиболее злободневных является вопрос о необоснованных проверках малых предприятий республики контрольно-надзорными органами, зачастую с превышением своих должностных полномочий [3].

Как было ранее отмечено, существуют регионы, где бизнес развивается  достаточно динамично, местные власти прилагают определенные усилия для  его поддержки (Краснодарский край, Новосибирская область, Санкт-Петербург  и др.). Следует отметить, что для  регионов, которые отличаются высокими показателями текущего состояния и  позитивной динамикой роста и  развития малого и среднего бизнеса, характерны следующие черты:

- активность региональных властей в разработке и реализации мер по стимулированию, поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, стимулирующее региональное законодательство и относительно высокий уровень бюджетного финансирования;

- положительная оценка со стороны предпринимателей принимаемых и реализуемых в регионе государственных мер по созданию благоприятных условий для становления, функционирования и развития малого и среднего предпринимательства;

- активное участие общественных объединений предпринимателей в создании и развитии региональной инфраструктуры стимулирования, поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, социальное партнерство власти и бизнеса;

- разнообразная адресная и селективная поддержка малого и среднего предпринимательства в приоритетных для региона областях, соответствующих стратегическим приоритетам, целям и задачам региона, системная поддержка инновационных и высокотехнологичных компаний;

- активное и успешное участие в конкурсах, проводимых Министерством экономического развития РФ на предоставление средств федерального бюджета для реализации мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса;

- проведение разнообразных региональных конкурсов, активное участие в федеральных и международных выставочных мероприятиях;

- высокий уровень информатизации, представленность в Интернет-пространстве.

Краснодарский край [6].

Факторы успеха. Стратегический подход администрации края, развитое региональное законодательство, патронаж и непосредственное участие региональных властей в программах поддержки  предпринимательства, задействование законодательных механизмов, развитая инфраструктура, мониторинг развития малого и среднего предпринимательства, система бизнес-образования.

Инфраструктура поддержки. В Краснодарском крае выстроена  эффективная схема взаимодействия органов власти с субъектами малого предпринимательства, создана инфраструктура поддержки малого бизнеса, включающая в себя: краевой совет (при главе  администрации Краснодарского края) и 45 муниципальных (при главах муниципальных  образований) советов по предпринимательству; 43 центра содействия развитию малого предпринимательства; инновационные технопарки; ГУП «Краснодарский краевой инновационный центр  развития малого и среднего бизнеса»; краевой центр бизнес-образования  при Кубанском государственном  университете, 28 сельскохозяйственных и потребительских кооперативов; создаются бизнес-инкубаторы в городах  Кропоткин и Армавир, в муниципальных  образованиях края действуют телефоны «горячей линии»; действует краевая  служба, работающая по принципу «одного окна», которая оказывает содействие по сопровождению инвестиционных проектов на этапах предпринимательской деятельности.

Информация о работе Муниципальное управление развитием малого бизнеса (На примере Крымского района)