Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 17:22, лекция
1. Организационная культура: понятие, строение, типология и основные подходы к исследованию.
2. Процессы формирования организационной культуры на предприятии.
3. Мотивация персонала как фактор формирования организационной культуры предприятия.
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
1.Организационная культура: понятие, строение, типология и основные подходы к исследованию.
Понятие организационной культуры
Прежде чем нам перейти непосредственно к рассмотрению организационной культуры предприятия, необходимо выяснить, что представляет из себя культура на уровне индивида, группы, нации, общества и человечества в целом.
Как можно определить понятие культуры? Очевидно, что культура - понятие широкое, сложное и многоплановое. Исследователи во всех областях человеческого знания пользуются этим понятием: культура речи, правовая культура, культура эксперимента, физическая культура и т.п…. Нас интересует в первую очередь то общее определение культуры, которое лежит в основе любой частной культуры, в том числе и культуры организации.
Из множества различных определений культуры наиболее системным, логически обоснованным, универсальным, даже можно сказать, классическим является определение, данное Питиримом Сорокиным. Он определял культуру как совокупность знаний, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.1 Из данного им определения и роли культуры в процессе жизнедеятельности общества и выполняемых ею функций можно выделить ряд существенных особенностей:
1. Культура является одним из составляющих единого социокультурного процесса, включающего в себя также личность как субъект взаимодействия и общество как совокупность взаимодействующих субъектов, то ест личностей. Без культуры нет общества и нет личности, без общества и личности нет культуры.
2. Совокупность элементов, составляющих культуру, подразделяется на идеальные - это смыслы, ценности, социальные нормы и ориентиры, представления, знания; и материальные - средства, продукты и формы человеческой жизнедеятельности, отношения в рамках социокультурного процесса.
3. Материальные носители объективируют идеальные образы, делают их общественно значимыми, воспринимаемыми и разделяемыми членами общества.
4. Культура - это такая составляющая социокультурного процесса, которая обеспечивает объединение членов определенного сообщества в единое целое, выделение этого сообщества из внешней (в том числе природной) среды и отличие его от других сообществ.2
5. Культура - это заключенная в общественное сознание программа самоорганизации общества, социокод , содержащий в себе ориентиры и способы жизнедеятельности общества, формы развития и характер реагирования на все возможные изменения внешней и внутренней среды.3
Через формирование культуры
происходит становление
Таким образом ,культура - объективно-субъективное явление. Это предопределяется ее взаимодействующим единством с личностью и обществом. Культура субъективна, поскольку основным действующим лицом ее является субъект, личность.4
В сфере производства (как материального, так и нематериального) культура проявляется через организационную культуру. Таким образом, организационная культура - это вид общей культуры, её составляющая часть и для неё характерно всё то же, что характерно для общей культуры .Но очень важно установить принцип ее выделения из состава общей культуры: по- субъектная или по- предметная структуризация.
По- субъектная структуризация предполагает выделение общемировой, этнической, конфессиональной, национальной, региональной, муниципальной культуры и организационной культуры как культуры предприятия, также являющегося субъектом социокультурного процесса. Данный подход считается традиционным.5
Попредметная структуризация
В конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. в поисках нового пути к успешности предприятия менеджеры, исследователи и консультанты установили особый феномен, существующий в организациях, — «организационная культура», который необходимо учитывать в работе компаний. В результате понятие «организационная культура». выделившись из общей культуры, став её самостоятельной частью, «привлекла внимание» различных авторов и исследователей, которые стали пытаться дать ей определение, сделав таким образом вопрос об определении понятия организационной культуры дискуссионным. Организационная культура активно рассматривается в мировой научной литературе, посвященной организационному поведению. Приведем некоторые определения организационной (корпоративной) культуры.
У. Оучи (1981 г.): Организационная культура — символы, церемонии и мифы, которые сообщают членам организации важные представления о ценностях и убеждениях.
Л. Смирсич (1983 г.): Организационная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культурное пространство и особое ощущение реальности.
Г. Хофстид (1991 г.): В широком
смысле организационная
членов одной организации от другой.
М. Армстронг (1998 г.) : Корпоративная культура — это совокупность убеждений отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех сотрудников данной организации. Они могут не быть четко выражены, но при отсутствии прямых инструкций определяют способ действий и взаимодействий людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы.
В.А. Спивак (2001 г.): Культура корпорации — очень сложное, многослойное, динамичное явление, включающее и материальное и духовное в поведении организации по отношению к субъектам внешней среды и к собственным сотрудникам. Это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
О.С. Виханский, А. И. Наумов (2001 г.): Организационная культура — это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.7
Таким образом, мы можем
Большинство авторов сходится
на том, что культура
Обобщив всё вышесказанное, можно определить организационную культуру следующим образом: организационная культура - это культура обеспечения упорядоченности и согласованности функционирования социальной организации, система смыслов, ценностей, норм и ориентиров организационной культуры позволяет обеспечить организованность деятельности по реализации миссии и целей организации.9
Строение системы «организационная культура»
Организационная культура как на уровне общества, так и на уровне предприятия подразделяется на две подсистемы: идеальную и материальную, каждая из которых имеет свою структуру с определёнными элементами.
Идеальная подсистема состоит из идеальных образов и знаний. Идеальные образы включают в себя : смыслы, ценности, нормы поведения, ориентиры деятельности.10 Знания же могут быть научными и практическими. Рассмотрим подробно каждый из элементов идеальной подсистемы.
Смыслы в организационной
-
признающую необходимость
-
допускающую возможность ее
- отрицающую ее.
Последний тип организационной культуры характерен для многих этнических, конфессиональных и национальных сообществ, фаталистически относящихся к решению важнейших проблем собственной жизни.
Смыслы организационной
1) Специальные знания играют решающую роль. Это культура, базирующаяся на знаниях.
2) Специальные знания и интуиция равноценны. Это культура, сочетающая знания и интуицию.
3) Интуиция играет решающую роль. Это культура, базирующаяся на интуиции.
Таким образом, на основе
Система организационных
С ценностями согласуются и нормы организационно целесообразного поведения. Различия между этими нормами также формируют разные типы организационных культур. Если в организационной культуре диктаторский стиль поведения руководителя - норма, то это культура оргдиктата. Если норма - демократический стиль поведения руководителя, то имеет место культура организационной демократии.