Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 17:22, лекция
1. Организационная культура: понятие, строение, типология и основные подходы к исследованию.
2. Процессы формирования организационной культуры на предприятии.
3. Мотивация персонала как фактор формирования организационной культуры предприятия.
Активные культуры - это сильные культуры. Для того чтобы четко реагировать на изменение ситуации, им не требуется обязательное внешнее воздействие. Гибко действовать, обеспечивая лучший вариант реализации миссии организации, позволяют им внутренние возможности. Сила активной культуры – в совершенстве ее собственной внутренней организации.
Пассивные культуры могут быть
как сильными, так и слабыми.
Причем в условиях динамично
изменяющейся внешней среды
4. Целенаправленные и неориентированные.
Целенаправленная культура
В неориентированной культуре
отсутствует четкая
5. Экстравертные и интравертные.
Экстравертные культуры - это культуры,
обращенные вовне, в
Интравертные культуры - это культуры, обращенные внутрь самих себя. Они характерны для организаций, миссия которых находится в области внутреннего функционирования. Установление смысла интравертной культуры связано с выявлением специфики организации. Организационные ценности, нормы поведения и ориентиры деятельности формируются с позиций их целесообразности и рациональности для реализации миссии именно данной организации. Обращение к другим культурам - минимально. В основе интравертных культур закреплен принцип самодостаточности. Культура реализует внутренние цели организации.
Умеренно экстравертные
6. Открытые и закрытые.
Открытыми являются культуры, обладающие
способностью осуществлять
Открытость на входе и
Открытость на входе означает способность культуры к приему и освоению достояния других культур. Открытость на выходе - это способность культуры к передаче своего культурного достояния другим культурам. Культуры могут быть открытыми только на входе и закрытыми на выходе или открытыми как на входе, так и на выходе. Закрытость организационной культуры на выходе в той или иной степени характерна для многих организаций. Например, она свойственна практически всем предприятиям, активно функционирующим в рыночном секторе экономики. В высшей степени это характерно для организации (формальных и неформальных), осуществляющих тайную деятельность: спецслужб, преступных группировок.
Открытость разных подсистем организационной культуры. Разные подсистемы обладают разной степенью открытости. Во многих культурах закрытой на входе является область смыслов и ценностей. Тем самым эти культуры обеспечивают защиту своих основ. Подсистема знаний, напротив, обычно открыта на входе, но в большинстве культур в той или иной степени закрыта на выходе. Так, на предприятиях значительная часть технической, организационной, экономической информации является коммерческой тайной. Больше ограничений на входе, чем подсистема знаний, имеет вещественная подсистема организационной культуры. Устанавливаются пределы допустимости использования отдельных ее компонентов по определенным параметрам (степень безопасности для работника и для среды, уровень комфортности, сочетаемость с остальными элементами материального оснащения и т.п.).
Активная открытость и
Все активно открытые культуры
являются одновременно и
Активно открытые культуры
7. Конформистские и конфронтационные.
Конформистские культуры - это очень слабые культуры, это культуры зависимости и приспособленчества. Они обладают способностью подстраиваться под другую, более сильную культуру, используя в качестве основы собственного существования ее смыслы, ценности, нормы поведения и ориентиры деятельности. В качестве такой более сильной культуры может выступать как мегакультура, так и какая-либо другая одноуровневая культура. Конформистские культуры отличаются пассивной динамичностью, открытостью на входе и высокой экстравертностью.
Конформизм, как правило, связан с кризисом в культуре и в самой организации. Одна из наиболее характерных причин развития такого кризиса - возникновение разрыва между статической, закрытой, интравертной, гипер-сильной культурой и начинающей активно изменяться реальностью. Культура катастрофически быстро теряет способность обеспечивать реализацию миссии и целей организации. Инстинкт самосохранения ориентирует организацию на максимальную открытость и широкое использование исходных основ более сильных и жизнеспособных культур.
Конформистские культуры имеют
различные перспективы
- зависание на одном и том же уровне конформизма (характерно для субкультур организации с жестко централизованным управлением);
- формирование
новой жизнеспособной культуры
на основе собственного
- утрата
собственной самостоятельной
Если конформистская культура готова к уступкам и сдаче собственных позиций, то конфронтационная способна к противоборству, к защите своих ценностей, к борьбе за утверждение своего превосходства. Конфронтационная культура не всегда находится в состоянии конфронтации. Для этого ей необходим контрагент, другая несовместимая с ней культура. Поэтому можно говорить не только о явной конфронтационности, проявляющейся в реальных действиях, но и о скрытой потенциальной способности культуры.
Исходя из этого выделяется активная и пассивная конфронтационность. Пассивная конфронтационность способна проявляться только в условиях возникновения угрозы данной культуре непосредственно на ее собственном культурном пространстве, например в результате вторжения чуждой культуры. За пределами своего культурного пространства культуры такого типа в конфронтацию не вступают. Пассивная конфронтационность может проявляться по отношению к мегакультуре, например, когда субкультура подразделения организации сопротивляется растворению в культуре организации в целом, а также по отношению к другой одноуровневой культуре, типа культуры вторжения. Пассивно конфронтационная культура может быть как экстравертной, так и интравертной.
Активно конфронтационная
Противоборство активно
В реальности организационные
культуры могут сочетать в
себе конфронтационность по
8. Субъективистские и объективистские.
Субъективистская культура - это
не столько культура
Можно выделить следующие виды субъективистской культуры.
1.Культура абсолютного лидерства.
Такая культура ( кроме периодов упадка и кризиса ) сильная или гиперсильная и довольно часто интравертная. Ее нормативно-ценностная ориентация - послушание. Организационная культура проявляется и формируется через действия и представления лидера. Лидер - носитель той культуры, в соответствии с которой в организации осуществляется реальная деятельность. Следовательно, состояние организационной культуры, ее тип и формы предопределяются его собственной внутренней культурой и способностью правильно осуществлять в организации культурный процесс.
В связи с этим можно говорить о культуре компетентного лидерства и культуре некомпетентного лидерства. Однако даже культура компетентного лидерства не позволяет обеспечивать устойчивую прогрессивность и рациональность культуры организации. На смену компетентному лидеру может прийти некомпетентный, и это с неизбежностью отразится на всей системе организационной культуры. Например, могут быть нарушены нормативно-ценностная ориентация членов организации, система распределения между ними основных функций и т.д.