Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 17:22, лекция
1. Организационная культура: понятие, строение, типология и основные подходы к исследованию.
2. Процессы формирования организационной культуры на предприятии.
3. Мотивация персонала как фактор формирования организационной культуры предприятия.
На основе ценностей и норм
поведения формируются
1. Немедленно приступить к исполнению. Культура послушания.
2. Сообщить
руководителю об ошибочности
его указания и о
3. Руководителю
не возражать, но и само
4. Высказать
несогласие с позицией
Смыслы, составляющие основу культуры ,раскрываются в совокупности организационных ценностей, те отражаются в определённых нормах поведения, а последние конкретизируются в ориентирах деятельности.15
Другим элементом идеальной
1. Культура научных знаний. Принцип этой культуры - надо полагаться в основном на знания, полученные научным путем, как более объективные, обоснованные, позволяющие раскрыть существо организационной проблемы.
2. Культура практического опыта. Базовый принцип - опираться следует на практический опыт, так как он более конкретен и максимально приближен к реальной жизни.
3. Культура сочетания науки и опыта. Реализация миссии и целей организации требует опираться как на научные, так и на практические знания.
Более примитивные культуры
Воплощение культуры в определённых материальных носителях опредмечивает её, делает идеальные образы конкретно воспринимаемыми, способными фиксироваться в сознании, передаваться от одних субъектов другим и реально действовать. Материальная подсистема включает в себя вещи, материально - предметную деятельность и материально – предметные отношения.
В состав вещественной
Огромное влияние на формирование идеальной составляющей организационной культуры оказывают национальная, региональная и муниципальная культуры.18
Материально - предметную деятельность
– вся деятельность
Материальная подсистема - система носителей организационной культуры, в ней выделяются две подсистемы:
1. Декларации культурных установок.
-Во-первых, это сделанные в прямой форме оценочные и характеризующие высказывания, демонстрация отношений к действиям и их участникам, организационным средствам и методам, осуществленные с позиций идеальных образов данной организационной культуры.
-Во-вторых, это система декларируемых символов, формирующихся на основе демонстративных оценок и характеристик. Выделяются символы-люди (герои, антигерои), символы-вещи (фетиши), символы-действия (ритуалы и обряды).
2. Практические действия и реальные отношения. Эти действия и отношения также несут в себе очевидную оценку деятельности членов организации, только оценка эта дается не "словами", а практическими делами. Совокупность оценок деятельности членов организации, выражаемых в практических действиях, позволяет сформировать систему реальных символов, в которых также будут зафиксированы культурные установки организации.
Две подсистемы носителей
1. Культура реальных деклараций. Прямые высказывания и демонстрации отношений формируют явные, однозначные и отчетливые представления о ценностях, нормах и ориентирах культуры. Декларируемые культурные установки подтверждаются практической деятельностью. Одобрение или порицание действий того или иного члена организации "на словах" сопровождается соответствующим отношением к нему "на деле" (поощрением или наказанием, изменением статуса и т.д.). Формируются единые символы: и провозглашенные, и подтвержденные на практике. Такая целостность системы носителей культурных установок свидетельствует о внутренней непротиворечивости организационной культуры в целом.
2. Культура фиктивных деклараций. Декларируемые культурные установки не подтверждаются оценками, выраженными в практических действиях и реальных отношениях. Декларативно лучший работник может быть провозглашен героем, но практика может показать, что реально большее признание в организации имеет другой работник: у него выше зарплата, лучше условия работы, он повышен в должности, именно с него берут пример остальные работники. Складывается противоречие между декларациями и оценкой, которую дает практика. Это свидетельствует о противоречивости самих основ организационной культуры, когда противоречат друг другу разные ценности, разные нормы поведения, разные ориентиры деятельности.20
Таким образом, организационная культура – совокупность двух подсистем - идеальной и материальной ,образующих единое целое.
Некоторые авторы выделяют не идеальную и материальную подсистемы ,а субъективные и объективные элементы. 21К первым относятся верования, 22ценности, ритуалы,23 табу,24 образы и мифы, связанные с историей организации и жизнью ее основателей,25 принятые нормы общения. 26Объективные элементы отражают материальную сторону жизни организации. Это, например, символика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий, оборудование, мебель…Также организационную культуру рассматривают в нескольких аспектах: 1) когнитивный (знания и навыки) , 2) ценностный ( ценности , роли, нормы ) , 3) символический (способы идентификации ).Несмотря на разнообразие подходов к определению состава организационной культуры, все они тем или иным способом характеризуют элементы идеальной или материальной подсистем, совместно образующих единую систему «организационная культура».27
Типология организационных культур
Существенные различия строения и внутреннего функционирования организационных культур определяют разнообразие этих культур с точки зрения характеристик их внешнего состояния, возможных форм и направлений поведения в мегакультуре, взаимоотношений с другими одноуровневыми культурами, особенностей самого субъекта организационно-культурного процесса. Различные авторы В России и зарубежом предлагают разную классификацию организационных культур( отечественный автор А.И.Пригожин, например, выделяет типологические характеристики горизонтальных и вертикальных культур28)Можно дать следующую классификацию организационных культур, где все разнообразие будет сведено к нескольким типам.
1. Сильные и слабые.
Сила культуры определяется:
- "толщиной культуры" (количеством важных предположений, множеством уровней веры и ценностей);
- степенью
разделяемости культуры
- ясностью приоритетов культуры .
Сильная культура оказывает
Для слабой культуры
2. Динамические и статические.
К динамическим относятся культуры, способные к быстрым и существенным изменениям. Они максимально приближены к действительности и в зависимости от изменений происходящих в ней, также быстро меняют формы, методы, способы и ориентиры организационной деятельности. Динамические культуры способны быстро набирать знания и легко осваивать новые средства и предметы материальной культуры.
Статические культуры основаны
на жестких поведенческих
Динамические культуры могут
быть и сильными, и довольно
слабыми. Но обычно они
3. Активные и пассивные.
Статические культуры по своей природе являются пассивными. Но не все динамические культуры активны. Активность - это способность не просто к динамике, а к внутренне обусловленной динамике, когда импульс изменения организационной культуры заключается в ней самой. Если же динамичность культуры обусловлена только внешними импульсами, то это пассивная культура.