Организация подготовки, принятия, реализации и контроля управленческих решений в сфере государственного управления на примере Гомельско

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Каждый человек в течение жизни принимает большое количество решений, которые сказываются, прежде всего, на нём самом и немногих связанных с ним людей.
Процесс принятия управленческих решений актуален в силу того, что все больше расширяются масштабы, количество элементов и взаимосвязей подсистем в организационных системах. Усложнение связей между элементами системы вызывает неопределенность в знании реальной структуры системы, что может быть связано с так называемым человеческим фактором, умышленным или специальным искажением информации и т.д.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы принятия управленческих решений…………........5
1.1 Сущность и содержание управленческих решений……………………….5
1.2 Модели и методы принятия управленческих решений………………….13
1.3 Зарубежный опыт принятия государственным органом управленческих решений………………………………………………………………………….17
2.Анализ механизма принятия управленческих решений (на примере Гомельского областного исполнительного комитета)…………………………………………………………………….….21
2.1 Организационно-экономическая характеристика региона ………………21
2.2 Механизм принятия решений в Гомельском исполнительном комитете..24
2.3 Факторы оказывающие влияние на механизм принятия управленческих решений…………………………………………………………………………..29
3. Рекомендуемые меры по эффективности принятия государственным органом решений………………………………...………………………….35
3.1. Контроль реализации управленческих решений………………………….35
3.2. Предлагаемая система реализации управленческих решений…………...40
Заключение………………………………………………………………………49
Список используемых источников……………………………………………..51

Файлы: 1 файл

Разработка управленческих решений представляет собой процесс.doc1.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Теоретические основы принятия управленческих решений…………........5

1.1 Сущность и содержание управленческих решений……………………….5

1.2 Модели  и методы принятия управленческих решений………………….13

1.3 Зарубежный опыт принятия государственным органом управленческих решений………………………………………………………………………….17

2.Анализ механизма принятия управленческих решений (на примере Гомельского областного исполнительного комитета)…………………………………………………………………….….21

2.1 Организационно-экономическая характеристика региона ………………21

2.2 Механизм принятия решений в Гомельском исполнительном комитете..24

2.3 Факторы оказывающие влияние на механизм принятия управленческих решений…………………………………………………………………………..29

3. Рекомендуемые меры по эффективности принятия государственным органом решений………………………………...…………………………….35

3.1. Контроль реализации  управленческих решений………………………….35

3.2. Предлагаемая система  реализации управленческих решений…………...40

Заключение………………………………………………………………………49

Список используемых источников……………………………………………..51

 

 

Введение

 

 

Каждый человек в  течение жизни принимает большое  количество решений, которые сказываются, прежде всего, на нём самом и  немногих связанных с ним людей.

Процесс принятия управленческих решений актуален в силу того, что все больше расширяются масштабы, количество элементов и взаимосвязей подсистем в организационных системах. Усложнение связей между элементами системы вызывает неопределенность в знании реальной структуры системы, что может быть связано с так называемым человеческим фактором, умышленным или специальным искажением информации и т.д.

Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.

Важность проблем, связанных  с принятием решений, привлекает к ним внимание широкого круга ученых и практических работников, представляющих далекие друг от друга области научных и технических знаний. В данной сфере принятие решений процесс систематизированный.

Кроме того, эффективность  деятельности органа управления зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений. Определяющее место в составе причин неэффективных решений занимает незнание  либо несоблюдение технологии их разработки и организации выполнения.

Организационный  аспект проявляется в организации, как разработки, так и выполнения управленческого решения. При этом реализуется ряд его функций, а именно направляющей, координирующей и мотивирующей.

Направляющая функция  решений проявляется в том, что  они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой  для реализации общих функций  управления- планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются посредством решений.

Координирующая роль решений отражается в необходимости  согласования действий исполнителей для  реализации решений в утверждённые сроки и соответствующего качества.

Мотивирующая функция  решений реализуется через систему  организационных  мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности: самоутверждение личности, творческая самореализация).

Эффективность принимаемого управленческого решения зависит  так же от контроля. Контроль - это одна из важнейших функций управления, которая представляет собой процесс обеспечения достижения поставленных целей организации, реализации управленческих решений.

Поэтому система контроля за ходом реализации принятых управленческих решений является актуальной проблемой, т.к. именно при помощи контроля руководство органа управления определяет правильность принятых решений и устанавливает потребность в их корректировке.

Эффективность каждого  управленческого решения в значительной мере зависит от выполнения и соотношения  указанных функций,  как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения.

С учётом всего этого  управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.

 

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

 

 

1.1 Сущность и содержание управленческих решений

 

 

Разработка управленческих решений представляет собой процесс, объединяющий основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль.

Решения, принимаемые органами власти, определяют не только качество и эффективность  протекающих в управляемой системе  процессов, но и возможность устойчивого и адаптивного развития в быстро меняющемся современном мире.

Процессы принятия решений охватывают практически все области человеческой деятельности и являются неотъемлемой составляющей процессов управления. Основные стадии процесса приведены  на рис. 1.

Существует два определения теории принятия решений: расширенное и узкое.

Расширенное отождествляет принятие решений со всем процессом управления. Узкое трактует процесс как выбор  наилучшего из множества альтернативных вариантов.

Считается, что в теорию принятия решений имеет смысл включать также генерирование альтернативных вариантов, исполнение, контроль и анализ результатов.

Управленческое решение в системе  управления. Следует уточнить, что  не всякое решение, принимаемое руководителем, является управленческим.

Например, решения, связанные с  технической стороной деятельности организации, направленные на подведение итогов или оформление документации, таковыми не являются.

Управленческим называется решение, принятое в социальной системе и  направленное:

- на управление управленческой деятельностью;

- проектирование системы управления  организации (методология, структура,  процесс, механизм);

- стратегическое планирование;

- управление кадрами;

- управленческое консультирование;

- взаимодействие с внешней средой.

Примером управленческого решения в области стратегического планирования местного образования является программа комплексного социально-экономического развития.

Управленческим решением  называют творческое, волевое действие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов разрешения проблемы.

Управленческое решение является основой процесса управления. Управлять — значит решать.

 

 

Рисунок 1 - Стадии принятия решения в процессе управления

 

Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление (рис. 2).

 

 

Рисунок 2 - Основные значения термина «управленческое решение»

 

Как процесс управленческое решение — это поиск, переработка и анализ информации, разработка альтернатив, выбор лучшей из них, утверждение и реализация.

Как явление управленческое решение — это план действий, приказ, программа, постановление, устное или письменное распоряжение.

Сущность управленческих решений. Любое управленческое решение связано с социальными, экономическими, организационными, правовыми и технологическими интересами организации (рис. 3).

Социальная сущность управленческого решения заложена в механизме управления персоналом, который включает способы воздействия на людей с целью согласования их деятельности.

Чтобы успешно воздействовать на подчиненных, руководитель должен четко представлять их интересы и потребности, мотивы и  стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги, неформальную структуру рабочих групп. Социальная сущность управленческого решения проявляется в цели.

Приоритетом при разработке решений  должно быть создание комфортной домашней и рабочей обстановки, всестороннее развитие личности в профессиональном и общекультурном плане, развитие системы участия в управлении.

 

 

 

 

Рисунок 3 - Сущность управленческих решений

 

Экономическая сущность управленческого решения заключается в том, что для разработки и реализации любого решения требуются финансовые, материальные, временные и иные затраты. Каждое УР имеет реальную стоимость. Эффективные и качественные решения должны принести организации (муниципальному образованию, стране) доход, а ошибочные приводят к убыткам. Необходимо учитывать материальную заинтересованность всех участников процесса разработки и реализации, эффективность использования всех видов ресурсов.

Организационная сущность состоит  в том, что в процессе разработки и реализации управленческого решения  участвуют работники организации. Для организации эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать должностные инструкции и положения, наделить сотрудников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, обеспечить систему контроля, предоставить необходимые ресурсы и технические средства, постоянно координировать работу.

Правовая сущность управленческого решения проявляется в точном соблюдении правовых норм при подготовке и реализации. Нарушение законодательства в процессе разработки и реализации управленческого решения может привести к его отмене, а также быть предметом рассмотрения в суде. Вся организация может понести ощутимые потери, если уже разработанное решение будет отменено, так как уже были потрачены ресурсы и необходимо будет потратить дополнительные средства на новую разработку. За незаконно реализованное решение может быть наложен штраф или начато уголовное преследование кого-либо из инициаторов.

Незнание законодательства не освобождает  от ответственности. Чтобы избежать подобных ситуаций, во многих организациях проводятся правовые экспертизы управленческого решения.

Технологическая сущность управленческого решения заключается в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационно-коммуникационными средствами и ресурсами для разработки и реализации решения. Иногда разработчики недостаточно четко представляют себе объект, на который направлено решение, или используют устаревшую, недостоверную или неполную информацию.

Обобщенная схема процесса разработки управленческих решений. Каждое управленческое решение имеет целевую направленность. Процесс разработки и реализации управленческого решения представлен на рис. 4.

 

 

Рисунок 4 - Обобщенная схема процесса разработки решения: 1 — решение направлено на изменение цели; 2 — решение направлено на изменение ситуации.

 

Глобальная цель управления социальной системой — это максимальное удовлетворение потребностей и интересов личности, коллектива, общества.

Например, стратегической долгосрочной целью управления социально-экономическим развитием муниципального образования является повышение качества жизни населения.

Глобальная цель может включать технократические, социальные и экономические  цели.

К технократическим относятся технические, технологические цели, достижение которых  основано на формализованных подходах и алгоритмах.

К социальным — обеспечение социальной справедливости, регулирование занятости  и трудовых отношений, решение жилищных проблем, социальная поддержка отдельных  групп населения, охрана окружающей среды и здоровья населения, создание условий для профессионального и общекультурного развития личности, развитие физической культуры и спорта.

К экономическим — рациональное использование земли и природных  ресурсов, эффективное управление муниципальными финансами и имуществом, обеспечение налогового, ценового и тарифного регулирования, налаживание внешних экономических связей.[24]

Конкретная ситуация — это реальное положение дел в контексте  установленной цели. Проблема трактуется как «разность» между целью и  ситуацией.

Довольно часто сложная на первый взгляд проблема в результате оценки по данным критериям может оказаться незначительной.

Тогда процесс разработки управленческого  решения (РУР) завершается.

Никакое решение разрабатывать  и реализовывать не нужно.

В муниципальном управлении сами субъекты являются источниками и причинами неопределенности и субъективности принимаемых решений.

Особенности процесса муниципального управления вытекают из особенностей самого муниципального образования  как объекта управления, а также  из особенностей местного управления как вида управленческой деятельности.

Если проанализировать возможности  воздействия субъекта управления на объект, то характеристики местного образования подразделяются на две группы: устойчивые, которые достаточно сложно или невозможно изменить в процессе управления, и изменяемые, восприимчивые к управляющим воздействиям (рис. 5).

 

 

 

 

 

Рисунок 5 - Характеристики местного образования по восприятию управляющих воздействий

 

Поскольку особенность устойчивых характеристик местного образования как объекта управления состоит в том, что их изменение приводит к корректировке сущностных параметров объекта и влечет за собой коренное изменение соотношений между объектом и субъектом, процесс местного управления осуществляется главным образом в рамках воздействия на изменяемые характеристики.

Информация о работе Организация подготовки, принятия, реализации и контроля управленческих решений в сфере государственного управления на примере Гомельско