Организация подготовки, принятия, реализации и контроля управленческих решений в сфере государственного управления на примере Гомельско

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Каждый человек в течение жизни принимает большое количество решений, которые сказываются, прежде всего, на нём самом и немногих связанных с ним людей.
Процесс принятия управленческих решений актуален в силу того, что все больше расширяются масштабы, количество элементов и взаимосвязей подсистем в организационных системах. Усложнение связей между элементами системы вызывает неопределенность в знании реальной структуры системы, что может быть связано с так называемым человеческим фактором, умышленным или специальным искажением информации и т.д.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы принятия управленческих решений…………........5
1.1 Сущность и содержание управленческих решений……………………….5
1.2 Модели и методы принятия управленческих решений………………….13
1.3 Зарубежный опыт принятия государственным органом управленческих решений………………………………………………………………………….17
2.Анализ механизма принятия управленческих решений (на примере Гомельского областного исполнительного комитета)…………………………………………………………………….….21
2.1 Организационно-экономическая характеристика региона ………………21
2.2 Механизм принятия решений в Гомельском исполнительном комитете..24
2.3 Факторы оказывающие влияние на механизм принятия управленческих решений…………………………………………………………………………..29
3. Рекомендуемые меры по эффективности принятия государственным органом решений………………………………...………………………….35
3.1. Контроль реализации управленческих решений………………………….35
3.2. Предлагаемая система реализации управленческих решений…………...40
Заключение………………………………………………………………………49
Список используемых источников……………………………………………..51

Файлы: 1 файл

Разработка управленческих решений представляет собой процесс.doc1.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

Так, при повышении квалификации персонала или совершенствовании  системы взаимоотношений органов  местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и структурами гражданского общества существенно улучшается социально-экономическая ситуация в муниципальном образовании.

Процесс местного управления, как и любой другой управленческий процесс, включает изучение и анализ исходной ситуации, выявление и оценку проблем, формулирование цели, координацию, разработку, принятие и реализацию управленческих решений, а также контроль их реализации.

Специфические особенности принятия и реализации управленческих решений, характерные для системы местного управления, таковы:

- необходимость анализа мнений различных групп населения в процессе подготовки управленческих решений;

- наиболее важные решения принимаются коллегиально, что соответствует законодательству и уставу местного образования;

- необходимость разработки механизма взаимоотношений между отдельными органами местного самоуправления (глава местногл образования — представительный орган — администрация) в процессе принятия управленческих решений;

- наличие, помимо обычных видов контроля реализуемых управленческих решений, дополнительной формы контроля — общественного.

Соблюдение данных принципов, бесспорно, усложняет процесс местного управления, однако обеспечивает принятие более качественных решений и более эффективный контроль их исполнения, а их нарушение приводит к сбоям в системе муниципального управления, вызывая конфликты между ветвями муниципальной власти и недовольство населения.

Технология управленческого решения  в социально-экономической системе (например, при решении проблем  местного образования) включает три этапа: подготовку, принятие и выполнение управленческих решений (рис. 6).

 

 

Рисунок 6 - Этапы технологии принятия решения в социальном управлении

 

Причинами разработки нового управленческого  решения являются: неполадки в  управляемой подсистеме — 27%; указания вышестоящих органов — 24%; истечение  срока действия предыдущего решения — 17%; необходимость корректировки ранее принятого решения — 15%; новое состояние управляющей подсистемы — 14%. Доля других причин невелика.

Таким образом, социальные проблемы непосредственно  побуждают к разработке и принятию новых управленческих решений.

Они связаны с различными отклонениями фактического состояния управляемой  подсистемы от планируемого, а также  с изменениями механизма функционирования системы в целом.

При этом если характер и частота  каких-либо отклонений и изменений оказываются не случайными, а проявляются последовательно, это может рассматриваться как свидетельство несовершенства данной системы.

Технологии разработки политических, административных, экономических и  иных решений похожи, так как модели перечисленных видов деятельности в основном совпадают. Этап подготовки управленческого решения включает в себя пять стадий (см. рис. 6).

Эффективность социального управления зависит от соблюдения всех требований на каждом из этапов.

Для управления социальными процессами необходимы социальные цели и нормы, в соответствии с которыми и будут оказываться целенаправленные воздействия.[27]

Разработка социальных целей и  норм составляет содержание первого  этапа управленческой технологии

Он начинается с выявления социальных проблем и прогнозирования возможных вариантов решения приоритетной из них, а завершается разработкой проектов нормативных актов на основе приоритетных целей и представлением окончательного проекта государственному или иному органу, административному должностному лицу, с которым согласовывается процедура принятия решения.

На этапе принятия управленческого  решения устанавливается перечень государственных и негосударственных  органов, которые обладают правом нормативной  инициативы по данному вопросу; подготавливаются нормативные акты к рассмотрению; формируются планы рассмотрения нормативных актов; подготавливаются заседания для рассмотрения нормативных актов; проводятся заседания; принимаются нормативные акты и осуществляется информирование других государственных и иных органов, а также населения о принятых нормативных актах.[25]

На этапе выполнения управленческого  решения осуществляются планирование, исполнение и контроль реализации.

Ввиду отсутствия нормативов по технологии подготовки управленческих решений  во многих органах власти и управления разрабатывают памятки, определенные рекомендации.

      1. Модели и методы принятия управленческих решений 

 

Методы разработки управленческих решений включают в себя способы  и приемы выполнения операций, необходимых  в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр. 

Организация разработки управленческого  решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений  и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.

Выделяют следующие группы методов: 

- Интуитивно-волевые. 

- Методы математического анализа. 

- Эвристические.

- Методы экономического обоснования решений.

Интуитивно-волевые (логические) – методы используются в условиях определенности. Руководитель использует свои знания, опыт, интуицию, психологические и организаторские способности. Решения оформляются в виде письменного или устного распоряжения. 

Математический анализ – используется в сложных, но хорошо структурированных ситуациях, когда вся исходная информация изложена в количественной форме и имеется возможность провести необходимые расчеты (материальных балансов, затрат по технологическим процессам, показателей экономической эффективности и др.).

К основным методам математического  анализа, применяемым при принятии управленческих решений относятся: метод сравнения, балансовый метод, функционально-стоимостной анализ (ФСА), факторный анализ (с применением ЭВМ)

Метод сравнения позволяет оценить  работу, установить причины отклонений, выявить резервы. Основные виды сравнений:

- отчетные показатели с плановыми;

- плановые и отчетные показатели с соответствующими показателями предшествующего периода;

- показатели работы за день, смену;

- показатели технического уровня и качества продукции с показателями других предприятий, конкурентов.

Балансовый метод применяется  при анализе обеспеченности ресурсами  и использования ресурсов.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – объектом анализа может  быть любая система и её элементы, по которым можно количественно  выразить полезный эффект функционирования по назначению (изделия, процессы, структуры, ресурсы).

Факторный анализ (с применением ЭВМ).

Эвристические, поисковые (совещание, семинар, деловая беседа, «мозговой штурм» и др.) – применяются в ситуациях, характеризующихся новизной, высокой степенью неопределенности и риска, недостаточной полнотой и достоверностью информации. Большую роль играет правильный подбор группы для выработки такого решения.

Правила реализации метода совещания:

- начинаться точно в установленное  время;

- соблюдать повестку дня и  установленный регламент;

- результаты оформлять в виде  протокола, в котором указываются исполнители и сроки;

- заранее знакомить с обсуждаемыми  вопросами; 

- приглашать действительно необходимых  людей;

- проводить в атмосфере непринужденности  и откровенности. 

При «мозговом штурме» или «мозговой  атаке» создаются две группы –  генерации идей и оценки идей, работающие раздельно. 
Каждый участник группы генерации предлагает любую идею, способствующую разрешению обсуждаемой проблемы. Они записываются без обсуждения и без указания автора идеи. Отобрав наиболее перспективные идеи, группа оценки передает их обратно в группу генерации для дальнейшей проработки. Подобный процесс повторяется несколько раз, пока не будет найдено лучшее решение. 

Наиболее популярным из экспертных методов является метод Дельфи.

Специально подобранные специалисты, предлагают варианты решения проблемы, которые передаются экспертам. Они выбирают наиболее перспективные, и так повторяется несколько раз, до решения проблемы.

 Эвристические методы используются  обычно при решении глобальных  проблем. 

Эффективным методом принятия решений в управлении являются деловые игры и их упрощенная разновидность – анализ конкретных управленческих ситуаций. Они позволяют не только принимать решения, носящие стратегический и тактический характер, но и обучать работников.  
Методы экономического обоснования решений сводятся к расчетам их экономической эффективности. Выбор базы для сравнения определяется содержанием решения. Это может быть:

- сравнительная экономическая эффективность – для организационно-технических решений, значимых для данного предприятия. Рассчитывается годовой экономический эффект, срок окупаемости капитальных затрат, приведенные затраты по сравниваемым вариантам;

- интегральная экономическая эффективность.

Для сравнения инвестиционных проектов и выбора лучшего их них используется система показателей, отражающих соотношение затрат и результатов, применительно к интересам его участников – чистая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости.[24]  
Модели принятия управленческих решений.

Термин "модель" различными авторами толкуется неодинаково. Так, скажем, Мескон, Альберт и Хедоури [8] под моделью понимают упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется; Шеннон под моделью понимает представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. 

Модели используются для более  четкого понимания того или иного  аспекта функционирования объекта  путем отбора тех наблюдений, опыта, ощущений и т. д., которые имеют  отношение к анализируемой проблеме.

Модель менее сложна, чем моделируемый объект, и позволяет руководителю лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение.

Анализ моделей и особенностей организаций как искусственного, так и естественного типа показал, что любая организация, функционирующая  в реальном, быстро меняющемся мире, должна обладать эффективно работающим механизмом управления решением возникающих перед ней проблем.

Не менее важен для организации  и исполнительный механизм, обеспечивающий реализацию принятого решения. Механизм управления проблемами организации должен обеспечивать:

-выявление и диагностику проблем,  возникающих в организации при  изменении внешних и внутренних  условий;

- соотнесение их со стратегическими  и тактическими целями;

- анализ проблем и подготовку  управленческих решений;

- определение механизма реализации  решений;

- определение конкретных исполнителей  среди существующих структурных  подразделений.

Если же среди существующих структурных  подразделений организации отсутствуют  подразделения, способные эффективно реализовывать принятые решения, а решения являются жизненно важными для выживаемости организации или для достижения стратегических или важных тактических целей, то необходимо создание новых подразделений, способных обеспечить их реализацию. Примером массового создания новых структурных подразделений на российских предприятиях в период перехода к рынку было создание маркетинговых подразделений, поскольку без обеспечения сбыта производимой предприятием продукции не могло быть и речи о ведении эффективной экономической деятельности. 

Модель решения проблем в  организации — это прежде всего  представление ее механизма управления проблемами. Приведем основные концептуальные модели, с помощью которых описывается  управление, а значит, и принятие управленческих решений в организации.

Модель "организация-машина". Согласно этой модели, организация представляется как безличностный механизм, в  виде многоуровневой административной иерархии, состоящей из формализованных  структур, связей, системы взаимоотношений  между ее членами. 

Большое внимание при этом уделяется единству командования, функциональному взаимодействию, механизмам управления. К этой модели близка и "бюрократическая модель" организации.

Модель "естественной " организации  предполагает, что организации, возникающие  естественным образом, развиваются по собственным законам. Они обладают способностью самонастраиваться, реагируя на внешние и внутренние изменения. Отклонение от цели не считается отрицательным результатом, поскольку естественная организация функционирует, как правило, в условиях со значительным элементом неопределенности.

Организация-община. В соответствии с этой моделью главным регулятором  в организации являются принятые в группе нормы поведения. Особое значение придается межличностным  отношениям, отношениям между отдельными членами организации, взаимным привязанностям, общим интересам.

Социотехническая модель. Согласно этой модели особое значение в структуре  организации придается влиянию  технологического процесса производства на внутригрупповые связи.

Интеракционистская модель. В этой модели основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей членов организации, их представлениям о ситуации, взаимодействию между членами организации.

Информация о работе Организация подготовки, принятия, реализации и контроля управленческих решений в сфере государственного управления на примере Гомельско