Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:55, реферат
Стратегическое управление - это системный процесс, обеспечивающий создание концепции деятельности организации (стратегии) и ориентирующий всех субъектов системы и все мероприятия на достижение стратегических целей.
Иерархия управления включает 3 уровня:
• стратегический;
• тактический;
• оперативный.
• масштабность и нерушимость;
• сложность и двойственность;
• фундаментальность и долгосрочность;
• значимость изменений и зависимость от окружения. Обобщенная модель элементов стратегического планирования представлена на рис. 61.
Ключевой задачей стратегического планирования должно быть определение направлений развития и использования ресурсного потенциала для
Рис. 61. Взаимосвязи элементов стратегического планирования
улучшения состояния здоровья населения. Важнейшим из этих направлений выступают структурные преобразования в здравоохранении, включая реструктуризацию сети медицинских организаций.
Исходя из изложенного выше крайне важным представляется определение базы стратегического планирования в виде сочетания цели, результатов, участников (рис. 62).
Рис. 62. Схема базы стратегического планирования
Для обеспечения согласованности стратегических и текущих планов, разрабатываемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, необходимо развитие механизмов координации деятельности всех звеньев системы управления здравоохранением, основанных на согласительных процедурах (рис. 63).
Рис. 63. Схема координации действий в процессе стратегического планирования
Для реализации задач в рамках стратегического планирования целесообразно создавать специальные подразделения в системе управления здравоохранением, которые смогут координировать элементы стратегического планирования как по горизонтали, так и по вертикали.
Подобные подразделения, на наш взгляд, должны быть созданы в обязательном порядке в органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в соответствии с планом действий Минздрава РФ по реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
В свою очередь, организационная работа стратегических управленческих структур регионального уровня должна опираться на мощные, осна-
щенные техникой, технологиями и квалифицированными кадрами центры медицинской информатики, анализа и прогнозирования.
Для реализации отдельных приоритетных направлений перспективного развития здравоохранения (врач института общей практики, реформа финансирования, оплата труда, реструктуризация и т.д.) предполагается создание на федеральном уровне стратегических групп развития с последующим переносом этой деятельности в федеральные округа.
Таким образом, предстоящая работа по созданию в здравоохранении системы стратегического планирования и управления требует единого понимания, согласованности действий, поддержки властных структур и наличия временного потенциала.
В заключение напомним основные постулаты стратегического планирования:
• стратегическое планирование не может быть оптимальным, но без него движение вперед будет заведомо малоэффективным;
• ничто никогда не идет строго по плану; планы требуют корректировки по ходу дела;
• разнообразие факторов влияния на проблемные ситуации делает разработку стратегий трудной задачей, но вне ее решения нет движения вперед.
Основной принцип стратегического планирования - увязка объемов и структуры медицинской помощи с ожидаемыми финансовыми ресурсами на основе четкого определения государственных гарантий оказания населению медицинской помощи. Планирование финансово-обеспеченных объемов медицинской помощи предполагает поиск наиболее рациональных вариантов ее оказания.
Таким образом, основные задачи планирования здравоохранения в условиях финансовых, социальных и политических ограничений - обеспечить для населения максимально возможный уровень доступности медицинской помощи за счет улучшения использования ресурсов. Конкретные сроки стратегического планирования устанавливают органы исполнительной власти в соответствии с длительностью планируемых перспектив социальноэкономического развития страны.
На федеральном уровне Минздравом РФ разрабатываются и утверждаются в установленном порядке:
• стратегические цели и задачи развития здравоохранения в стране;
• стратегические показатели состояния здоровья населения и деятельности здравоохранения;
• программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью;
• натуральные нормы и нормативы, социальные стандарты для планирования, методология расчетов территориальных нормативов объемов медицинской помощи и их нормативное финансовое обеспечение;
• федеральные целевые программы, обеспечивающие выполнение стратегических задач, включая мероприятия:
- по развитию правовой базы здравоохранения;
- совершенствованию системы управления и финансирования здравоохранения;
- разработке и внедрению новых организационных и медицинских технологий, повышающих эффективность здравоохранения;
- разработке методологии
планирования инвестиций, оценке
их эффективности, порядку согласования
инвестиционных проектов
На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в процессе стратегического планирования должны быть решены следующие задачи:
1. Произведена оценка состояния здоровья населения территории, дан прогноз его развития на плановый период.
2. Выполнен анализ состояния здравоохранения территории, степени его соответствия планируемым потребностям, выявлены резервы повышения его эффективности.
3. Установлены цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения на плановый период.
4. Определены размеры финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных гарантий, и объемов средств, привлекаемых на развитие здравоохранения.
5. Утверждены территориальные нормы и нормативы, необходимые для планирования.
6. Определены стратегические показатели состояния здоровья населения и деятельности здравоохранения.
7. Приняты территориальные программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью.
8. Приняты программы модернизации сети медицинских организаций территории.
9. Принят комплекс мероприятий, обеспечивающих реализацию разработанной стратегии развития здравоохранения.
10. Установлены приоритеты планирования целевых программ в области здравоохранения.
11. Установлены процедуры организации выполнения стратегических планов и проведения (при необходимости) их корректировки.
Разработка стратегии осуществляется в несколько этапов (рис. 64).
Важнейшим этапом стратегического планирования является анализ системы оказания медицинской помощи населению. При этом проводится оценка соответствия системы оказания медицинской помощи потребностям населения. Анализу подвергаются следующие показатели:
1. Степень доступности для населения медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий. Оценка проводится по всем видам медицинской помощи и населенным пунктам для различных групп населения.
2. Качество медицинской помощи;
• по видам помощи;
• по видам помощи различным категориям населения.
3. Загруженность существующих мощностей медицинских организаций по видам помощи в рамках территориальных образований.
В результате вырабатываются предложения по совершенствованию территориальной программы государственных гарантий.
На этапе анализа системы здравоохранения и его финансирования оценивают эффективность управления и финансирования и вырабатывают предложения по их совершенствованию. В ходе данной работы выявляются:
• соответствие структуры органов управления задачам и реализации государственных гарантий;
Рис. 64. Этапы разработки стратегической программы
• наличие механизмов проведения единой политики развития здравоохранения между органами управления здравоохранением субъекта Федерации и муниципальных образований;
• возможности существующей системы финансирования для обеспечения эффективного использования ресурсов;
• степень эффективности деятельности территориального фонда ОМС по увеличению сборов страховых платежей;
• возможности оптимизации затрат на содержание системы управления.
На основе глубокого анализа деятельности организации и определения основных проблем разрабатывается концепция, в которой:
• определяются цели, достижимые при устранении имеющихся проблем;
• укрупненно описываются основные мероприятия по преодолению проблем и достижению целей;
• определяется время реализации концепции с указанием временных этапов в выполнении тех или иных мероприятий;
• составляется план реализации концепции, в котором указывается перечень необходимых программ для реализации концепции с указанием ответственных и сроков исполнения;
• содержится перечень нормативно-правовых актов (законов, постановлений органов исполнительной власти, приказов, распоряжений), необходимых для создания условий (правовых, социально-экономических, морально-этических) по формированию и реализации программы с указанием ответственных и сроков исполнения. Как правило, концепция составляется на 10-20 лет.
Выявление данных направлений и способов достижения целей предусматривает обязательное определение критериев необходимости и масштабности вмешательства (проведения изменений) в функционирование системы здравоохранения.
Критерии необходимости вмешательства в здравоохранение:
1. Общественная озабоченность состоянием здоровья (властные структуры, общественные организации, СМИ, население).
2. Эпидемиологические и клинические потребности (смертность, заболеваемость, инвалидность, физиологические показатели).
3. Доступные медицинские технологии (эффективность предполагаемых средств, болезненность, наличие опыта применения, этическая приемлемость, экономические возможности).
4. Создание профессиональных стандартов деятельности (положительные практические результаты, достигнутые в лучших медицинских организациях).
5. Затраты и результаты (прямые затраты на систему здравоохранения).
6. Косвенные затраты (индивидуальные, семейные, общественные).
7. Качество жизни (укрепление и охрана здоровья населения). Установление стандартов деятельности системы здравоохранения основано на критериях определения стандартов.
Критерии определения стандартов в здравоохранении:
1. «Золотой стандарт» - лучшая из существующих технологий, принятых в медицинских организациях, признанных лучшими.
2. Все доступные средства информации (поиск всей информации, необходимой для принятия решения).
3. Мегаанализ - взвешивание имеющейся информации для принятия решения.
4. Решения, основанные на удачных результатах, - идеальное законодательство не всегда достижимо в реальное время.
5. Высокий уровень практики - стандарты, принятые в производстве медикаментов и медицинского оборудования.
6. Высокий уровень здравоохранения - стандарты обслуживания в ведущих медицинских организациях с успешными результатами.
7. Максимально высокое качество - борьба за высокие стандарты в ведущих медицинских организациях и признание исследований в научной среде.
8. Все, что ты можешь сделать, я могу сделать лучше - профессиональная гордость и самоуважение при сравнивании стандартов одной страны (или региона) со стандартами другой.
9. Потребности, затраты, польза и эффективность - приоритеты, бюджетные ограничения, селективность спроса (чтобы потребление ресурсов было эффективным).
Политика в здравоохранении и последующая разработка конкретных программ всегда предполагают определение задач и приоритетов, поскольку в условиях ограниченных ресурсов развитие одного направления неизбежно происходит в ущерб другим. Определение приоритетов, в свою очередь, зависит от оценки состояния здоровья населения и его наиболее проблемных аспектов.
Стратегический план включает перечень:
• задач, конкретизирующих цели и приоритеты концепции;
• результатов и индикаторов достижения поставленных целей;
• мероприятий, обеспечивающих решение задач;
• сроков реализации;
• ответственных за выполнение мероприятий;
• ресурсов (с указанием источников их поступлений), необходимых для реализации запланированных мероприятий.
Разработка концепции и стратегического плана осуществляется по следующим алгоритмам:
1. Создание рабочей группы по разработке стратегии (стратегическая группа); в принципе она должна быть постоянно действующей;
Информация о работе Основы стратегического анализа в здравоохранении