Основы стратегического анализа в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:55, реферат

Описание работы

Стратегическое управление - это системный процесс, обеспечивающий создание концепции деятельности организации (стратегии) и ориентирующий всех субъектов системы и все мероприятия на достижение стратегических целей.
Иерархия управления включает 3 уровня:
• стратегический;
• тактический;
• оперативный.

Файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

6. Показатели экономической  эффективности:

6.1. Число дней работы больничной койки.

6.2. Оборот койки (количество больных на 1 койку).

6.3. Коэффициент использования медицинского оборудования (оптимально - 1).

6.4. Отклонение (в %) расходования материальных ресурсов по видам от нормативных.

6.5. Размеры заработной платы работников здравоохранения (отдельно: врачи; средний медицинский персонал; немедицинский персонал) в расчете на 1 пациента в поликлинике, стационаре, на службе скорой медицинской помощи.

6.6. Коэффициент соотношения объемов заработной платы медицинских и немедицинских работников.

6.7. Размер средств, израсходованных на здравоохранение, на 1 жителя (структура расходов по видам медицинской помощи).

В целях повышения эффективности работ по реализации стратегических программ требуется четкое структурирование органа управления здравоохранением. Основной проблемой существующих организационных структур органов управления здравоохранением является то, что они не ориентированы на решение стратегических задач. Практически повсеместно отсутствуют такие структуры, как стратегическое планирование; мониторинг и анализ; управление медицинской помощью; управление КМП; работа с населением.

Говоря об основных принципах построения организационных структур органов управления здравоохранением, следует подчеркнуть, что их структура должна соответствовать задачам, поставленным системе здравоохранения в положении об органе управления здравоохранением.

Например, системе здравоохранения России определены задачи:

•  осуществление мероприятий медицинской профилактики;

•  оказание медицинской помощи населению;

•  обеспечение системы необходимыми ресурсами (кадровыми и материальными).

Следовательно, структуру органа управления здравоохранением можно подразделить на блоки:

•  организации медицинской профилактики;

•  организации медицинской помощи;

•  обеспечения ресурсами.

Дальнейшая работа по построению организационной структуры органа управления здравоохранением основана на следующих принципах:

Структура следует за стратегией - соответствие структуры стратегическим задачам.

В структуре требуется определить функции, относящиеся к решению стратегических и текущих задач:

•  стратегическое планирование и развитие;

•  медицинская профилактика;

•  организация медицинской помощи населению;

•  качество медицинской помощи;

•  экономический анализ деятельности;

•  обеспечение ресурсами:

- кадровыми;

- лекарствами и медицинскими изделиями;

- интеллектуальными;

- финансовыми;

•  работа с населением;

•  нормативно-правовое обеспечение деятельности;

•  информационно-аналитическое обеспечение деятельности. Выполнение каждой функции должно быть установлено в задачах деятельности структурного подразделения.

Каждое структурное подразделение должно включать в себя блоки:

•  управление;

•  группы специалистов, решающих функционально связанные задачи. Структура и численность органа управления здравоохранением должна

соответствовать финансовым возможностям и реальному наличию специалистов.

В подчинении руководителя низовой структуры (отдела) должно быть не более 5-6 подчиненных.

Создание стройной организационной структуры органа управления здравоохранением позволяет значительно повысить эффективность управленческих решений, что в конечном итоге будет способствовать успешному выполнению программных мероприятий.

Вопросы для повторения

1. Приведите перечень нормативно-правовых документов (актов).

2. Представьте алгоритм действий по разработке нормативно-правового документа.

3. Перечислите основные направления формирования политической воли у руководителей органов государственной власти.

4. Назовите формы сотрудничества с общественными организациями.

5. Перечислите основные требования к созданию коалиции.

6. Назовите основные направления деятельности по взаимодействию органов управления здравоохранением с населением.

7. Перечислите основные методические принципы работы с населением.

8. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные показатели мониторинга стратегической программы в здравоохранении.

9. Укажите основные принципы построения организационных структур органов управления здравоохранением.

 

 

   ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Планирование деятельности любой медицинской организации обязательно предполагает определение целей деятельности и задач для их достижения.

Целью деятельности преобладающего большинства медицинских организаций является снижение заболеваемости и смертности населения. Задачи для достижения цели:

•  проведение мероприятий медицинской профилактики;

•  восстановление утраченного здоровья.

В зависимости от предназначения медицинских организаций в решении этих задач уточняются и цели их деятельности.

1. Для амбулаторно-поликлинических организаций целью деятельности является снижение заболеваемости прикрепленного населения.

Задачи для достижения цели.

а) Проведение мероприятий медицинской профилактики:

•  вакцинация населения;

•  диспансеризация населения;

•  санитарно-просветительная работа.

б) Восстановление утраченного здоровья в условиях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения за больными.

2. Для больничных (госпитальных) организаций целью деятельности является восстановление утраченного здоровья в условиях, требующих круглосуточного наблюдения за больными.

Задачи для достижения цели:

•  применение интенсивных методов диагностики и лечения;

•  осуществление постоянного медицинского ухода.

3. Для службы скорой медицинской помощи целью деятельности является устранение синдромов (состояний), угрожающих жизни пострадавшего.

Задачи для достижения цели:

•  оказание экстренной медицинской помощи пострадавшему на месте с доставкой в больницу.

Для достижения поставленных целей медицинские организации разрабатывают программу действий. Как правило, в медицинской организации составляются стратегические программы сроком до 5 лет и тактические - на 1 год (календарный).

Целью программы деятельности медицинской организации является выполнение максимально возможных объемов медицинской помощи в условиях соблюдения лицензионных требований к медицинской деятельности.

Формирование стратегической программы деятельности медицинской организации включает следующие этапы:

1. Определение предстоящих  объемов медицинской помощи. Единицей объема медицинской помощи является:

•  в стационаре - пролеченный больной;

•  в амбулаторно-поликлинической службе - пролеченный больной и консультация;

•  в службе скорой медицинской помощи - обслуженный вызов.

Предстоящие объемы медицинской помощи определяются на основе анализа использования структуры (основных фондов) с учетом проектной мощности организации и наличия условий для оказания безопасной медицинской помощи (соблюдения лицензионных требований).

Например, проектная мощность больницы - 100 коек. Функция койки (по видам медицинской помощи) - 340 дней в году. С учетом имеющихся лицензионных требований определяем экспертным путем (с использованием клинических рекомендаций, протоколов) среднюю длительность лечения - например, 10 дней (если в больнице ничего не менять). Затем определяем предстоящий объем медицинской помощи (количество пролеченных больных):

(340 дней * 100 коек) : 10 дней = 3400 пациентов.

Так же можно рассчитать предстоящий объем медицинской помощи по каждому отделению.

2. Формирование структуры программы деятельности медицинской организации для выполнения конкретного объема медицинской помощи включает в себя следующие мероприятия:

1) по поддержанию основных фондов:

•  перечень ремонтных работ;

•  техническая поддержка оборудования в технически исправном состоянии;

•  определение объемов потребления тепла, электроэнергии, газа, горючесмазочных материалов, телефонная связь и т.п.

2) по обеспечению материальными ресурсами:

•  на основании нормативов определяются объемы всех видов материальных ресурсов (медикаменты, продукты питания, мягкий и твердый инвентарь, инструменты и приборы и др.);

•  работа с поставщиками;

•  улучшение условий хранения;

•  улучшение условий изготовления ресурсов собственными силами;

3) по обеспечению кадровыми ресурсами:

•  на основании действующих нормативов определется потребность в работниках всех специальностей, проводится их тарификация;

•  подготовка специалистов необходимых профессий, обязательная учеба 1 раз в 5 лет;

•  аттестация на соответствие занимаемой должности;

•  занятия по правилам техники безопасности, санитарно-гигиеническим правилам, повышению общего уровня знаний по основным проблемам медицины.

4) по обеспечению интеллектуальными ресурсами:

•  проведение научно-исследовательских работ и создание условий для их проведения;

•  внедрение новых медицинских технологий.

5) по обеспечению финансовыми ресурсами:

•  привлечение дополнительных источников финансирования: бюджетных; ОМС и ДМС; средств предприятий, граждан (платные услуги);

•  обеспечение сохранности материальных и финансовых ресурсов: проверки, ревизии, инвентаризации.

6) по соблюдению клинических и технических стандартов в процессе оказания медицинской помощи:

•  контроль соблюдения клинических и технических стандартов;

•  повышение (конкретных) профессиональных знаний работников;

•  перераспределение объемов работы (нагрузки) среди работников;

7) по соблюдению экономических стандартов (нормативов):

•  контроль расходования ресурсов;

•  контроль объемов работы.

Данные мероприятия готовятся руководителями структурных подразделений. Оцениваются экспертным советом учреждения и передаются в экономический отдел для определения затрат на их выполнение.

Определенные финансовые затраты группируются по статьям сметы расходов, которые ложатся в основу финансового плана медицинской организации. Этот финансовый план включает 2 составляющие: смету доходов и смету расходов.

Смета расходов - основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на содержание медицинских организаций. Предусмотренные в сметах ассигнования - предельные; расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств.

Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются медицинским организациям вышестоящими органами здравоохранения. Типовая смета, содержащая общие данные для всех бюджетных учреждений здравоохранения, состоит из 3 частей:

1) наименования и адреса учреждений, из бюджетов которых финансируется организация (раздел, параграф бюджетной классификации), и свод расходов по статьям с распределением по кварталам;

2) показатели оперативного плана работы организации по состоянию на начало и конец года, а также среднегодовые;

3) расчеты и обоснования по каждой статье расходов и отдельным ее элементам.

Статьи сметы расходов строятся с учетом специфики отрасли здравоохранения. Расходы организаций здравоохранения подразделяются на капитальные вложения и текущее содержание организации. Текущие расходы состоят из административно-хозяйственных и операционных расходов.

Административно-хозяйственные расходы включают затраты на содержание управленческого аппарата, хозяйственного и вспомогательного персонала, на командировки, приобретение инвентаря и т.д.

Операционные расходы - это затраты, связанные с осуществлением лечебно-диагностической деятельности учреждения (расходы на медицинские изделия, лекарственные средства, питание больных и пр.).

Информация о работе Основы стратегического анализа в здравоохранении