Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:55, реферат
Стратегическое управление - это системный процесс, обеспечивающий создание концепции деятельности организации (стратегии) и ориентирующий всех субъектов системы и все мероприятия на достижение стратегических целей.
Иерархия управления включает 3 уровня:
• стратегический;
• тактический;
• оперативный.
24. Как определить прямую и косвенную экономическую эффективность здравоохранения?
25. Кратко охарактеризуйте этап придания программе правового статуса.
7.1.1. Организационное и
методологическое обеспечение
Одним из первоочередных мероприятий реализации стратегической программы являются разработка и принятие нормативно-правовых документов (актов), необходимых для создания правовых оснований деятельности исполнителей по выполнению программы.
К нормативно-правовым документам (актам) относятся:
• федеральные законы;
• Законы субъектов Федерации;
• Указы Президента Российской Федерации и распоряжения глав исполнительной власти субъектов Федерации и муниципальных образований;
• постановления Правительства Российской Федерации и правительств субъектов Федерации;
• приказы вышестоящих органов управления здравоохранением, руководителей самостоятельных медицинских организаций.
Разработка новых нормативно-правовых актов необходима в целях принятия (внедрения) более эффективных технологий управления, стандартов профилактики, диагностики и лечения пациентов, а также норм использования ресурсов в соответствии с мероприятиями стратегического плана.
Для разработки нормативно-правового акта создается рабочая группа, включающая специалистов по профилю разрабатываемого документа. Состав рабочей группы утверждается руководителем органа управления, утверждающего данный нормативно-правовой документ. Оптимальная численность рабочей группы - 6-8 человек. При рабочей группе создается группа экспертов из числа ведущих специалистов организации. Заседания рабочей группы, как правило, проводятся не реже 1 раза в месяц. Рабочая группа работает по составленному ею плану
Алгоритм работы рабочей группы включает:
• разработку концепции нормативно-правового акта; в концепции обосновывается необходимость принятия указанного акта, описываются основные принципы, которые необходимо отразить в тексте акта; перечисляются проблемы, указываются основные способы их решения и вероятные последствия этих изменений;
• проведение широкого обсуждения концепции среди заинтересованных организаций;
• доработку концепции;
• разработку нормативного акта;
• обсуждение составных частей и всего проекта нормативного акта;
• экспертизу проекта (профессиональную, юридическую, финансовую);
• доработку и согласование проекта;
• внесение проекта нормативного акта на утверждение;
• оповещение СМИ о публикации разъяснений общественности основных положений принятого нормативно-правового акта.
Для успешной реализации принятого стратегического плана требуются активная работа по формированию у руководителей органов государственной власти политической воли; а также создание партнерств, укрепление сотрудничества и взаимодействия как внутри системы здравоохранения, так и между здравоохранением и другими хозяйствующими системами, чья деятельность воздействует на состояние здоровья населения.
Формированием политической воли у руководителей органов государственной власти и местного самоуправления занимаются руководители органов здравоохранения и медицинских организаций.
Для этого необходимо привлекать максимально большее внимание руководителей органов власти к реальному состоянию дел в здравоохранении, существующим проблемам и вероятным последствиям отсрочки их решения. С этой целью рекомендуется:
• инициировать проведение регулярных слушаний в представительных органах власти по проблемам здравоохранения;
• готовить для руководителей органов власти ежегодные отчеты о состоянии здоровья населения и деятельности здравоохранения;
• регулярно вносить на рассмотрение органов власти предложения по решению проблем здоровья и здравоохранения с указанием конкретных вариантов их положительного решения;
• организовывать информационную поддержку деятельности органов власти по решению проблем здравоохранения;
• содействовать повышению доверия у населения к руководителям органов власти в решении ими проблем здоровья населения;
• формировать коалиции сил, заинтересованных участвовать в решении проблем здравоохранения.
Важной составляющей деятельности по реализации стратегических программ является работа по организации сотрудничества и взаимодействия с общественными движениями и организациями. Такими формами сотрудничества могут быть постоянно действующие территориальные советы по развитию здравоохранения, в состав которых входят, помимо руководителей органов управления здравоохранением и ведущих специалистов других отраслей, влияющих на здоровье населения, представители общественных организаций. Возглавляют такие советы, как правило, заместители губернаторов или мэров по социальным вопросам. Деятельность данного Совета позволяет:
• организовать обмен мнениями представителей разных структур о проблемах здравоохранения;
• сблизить различные позиции и выработать согласованные подходы к решению проблем;
• провести совместный анализ состояния здоровья населения и эффективности работы здравоохранения. Выработать план совместных действий, устраняя дублирование в решении вопросов.
Могут быть созданы территориальные советы по решению отдельных социально значимых проблем здравоохранения: по борьбе с наркоманией, болезнями, передающимися половым путем, с туберкулезом, травматизмом, с пьянством и алкоголизмом.
Формирование коалиции (субъектов, заинтересованных в совместном решении задач здравоохранения) включает выполнение следующих требований:
Четкое определение задачи, для разрешения которой необходимо сформировать коалицию.
Определение круга участников предполагаемой коалиции. Выявление степени заинтересованности каждого из участников коалиции в решении сформулированной задачи.
Издание документа, определяющего полномочия коалиции. Обеспечение организационной поддержки деятельности коалиции (условия работы: помещения; средства связи; тиражирование документов и т.п.).
Поддержание постоянного интереса к участию в коалиции:
• морально-этические стимулы;
• формирование политического
имиджа (агитационно-пропагандистские)
• материальное стимулирование.
В России данная форма сотрудничества пока широко не распространена, хотя она весьма эффективно используется в здравоохранении экономически развитых стран. Крайне важно активное привлечение населения к решению проблем здравоохранения, чтобы оно выступало осознанным партнером в этой деятельности. С этой целью необходимо:
• предоставлять общественности информацию о стратегии развития здравоохранения и задачах по ее реализации, а также о конечных целях реализации;
• доводить до общественности информацию о состоянии здоровья населения и факторах, влияющих на здоровье;
• информировать общественность о деятельности органов управления здравоохранением и отдельных медицинских организаций;
• осуществлять санитарно-просветительскую работу с населением;
• регулярное проводить социологические опросы населения по вопросам работы учреждений здравоохранения.
Работа с населением должна опираться на следующие методические принципы:
• все работники системы здравоохранения должны участвовать в информировании населения;
• работа с населением нуждается в организационной поддержке;
• должны быть назначены ответственные за работу с населением;
• работа с населением - это постоянный процесс. Данные принципы реализуются следующими основными приемами:
• руководитель органа управления здравоохранением (организации) не реже 1 раза в месяц должен обращаться к населению (выступления на радио, телевидении; публикации в газетах; встречи в трудовых коллективах);
• при органе управления здравоохранением должен быть создан отдел по информационному обеспечению населения (пресс-служба), который разрабатывает план информационного обеспечения населения (помесячно), включая программы на телевидении и радио, газетные публикации, пресс-конференции, «круглые столы», дни здоровья и т.п.;
• руководителям органов управления здравоохранением и медицинских организаций необходимо активно привлекать к решению проблем здравоохранения общественные организации, фонды здоровья, ассоциации больных; донорские организации.
Реально оценить ход реализации программы можно только с помощью создания системы мониторинга, являющейся важнейшей частью деятельности руководителя любого уровня. Проведение мониторинга должно опираться на соответствующую методологию, включающую показатели, позволяющие установить степень достижения поставленных целей и решения задач для их достижения. Среди них:
1. Показатели здоровья населения - стратегические показатели цели (общая смертность, младенческая смертность, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни - ОПЖ, материнская смертность, заболеваемость).
2. Показатели состояния окружающей природной среды и условий производственной деятельности:
2.1. Содержание вредных для здоровья химических и биологических веществ:
• в атмосферном воздухе;
• водоемах и источниках питьевой воды;
• почве;
• воздухе производственных помещений.
2.2. Уровень радиоактивности.
2.3. Загрязненность почвы и воды патогенными микроорганизмами.
2.4. Содержание в почве и воде жизненно важных веществ (микронутриентов) - йода, стронция, фтора, меди и др.
3. Показатели качества медицинской помощи.
3.1. Результаты профилактической работы:
• объем проводимой санитарно-просветительской работы (формы этой работы, количество охваченного населения);
• охват населения вакцинацией;
• количество анализов проб воды, воздуха, почвы;
• охват населения профилактическими медицинскими осмотрами - как комплексными, так и целевыми.
3.2. Результаты медицинской помощи:
• удельный вес запущенных форм социально значимых заболеваний, выявленных впервые (онкология, туберкулез, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца);
• госпитальная летальность;
• досуточная летальность от острых состояний;
• % расхождения клинических и патолого-анатомических диагнозов;
• удельный вес пролеченных (с выздоровлением, улучшением, без изменения, с ухудшением);
• удельный вес выявленных отклонений ведения больных от клинических протоколов (стандартов; выявляется как ведомственной, так и вневедомственной экспертизой) от общего числа пролеченных;
• удельный вес врачебных ошибок от числа пролеченных больных;
• удельный вес повторных госпитализаций от их общего числа;
• заболеваемость с временной утратой трудоспособности - количество случаев и дней нетрудоспособности на 100 работающих;
• заболеваемость со стойкой утратой трудоспособности на 100 тыс. населения;
• количество жалоб на КМП на 1 тыс. населения.
4. Показатели результатов функционирования медицинской организации.
4.1. Выполнение (в %) плана объемов медицинской помощи.
4.2. Количество амбулаторных посещений на 1 жителя в год, в том числе посещений, сделанных с профилактической целью.
4.3. Число больных, пролеченных в дневных стационарах, на 100 жителей.
4.4. Количество выездов врача скорой медицинской помощи на 1000 жителей.
4.5. Средняя длительность пребывания больного в стационаре (количество дней).
5. Показатели ресурсного обеспечения здравоохранения:
5.1. Число больничных коек на 10 тыс. населения, в том числе по специальности.
5.2. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений - количество посещений в смену на 10 тыс. населения.
5.3. Число бригад скорой помощи на 10 тыс. населения.
5.4. Число врачей на 10 тыс. населения, в том числе клинических специальностей.
5.5. Число средних медицинских работников на 10 тыс. населения.
5.6. Укомплектованность (в %) медицинскими кадрами.
5.7. Удельный вес медицинских работников к общему числу занятых в здравоохранении.
5.8. Количество медицинских организаций (в %), в которых оснащенность медицинским оборудованием не соответствует стандартам.
5.9. Выполнение плана финансирования, в том числе по источникам финансирования в разрезе исполнения сметы расходов постатейно (в %).
Информация о работе Основы стратегического анализа в здравоохранении