Основы стратегического анализа в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:55, реферат

Описание работы

Стратегическое управление - это системный процесс, обеспечивающий создание концепции деятельности организации (стратегии) и ориентирующий всех субъектов системы и все мероприятия на достижение стратегических целей.
Иерархия управления включает 3 уровня:
• стратегический;
• тактический;
• оперативный.

Файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

24. Как определить прямую и косвенную экономическую эффективность здравоохранения?

25. Кратко охарактеризуйте этап придания программе правового статуса.

7.1.1. Организационное и  методологическое обеспечение хода  реализации стратегических программ

Одним из первоочередных мероприятий реализации стратегической программы являются разработка и принятие нормативно-правовых документов (актов), необходимых для создания правовых оснований деятельности исполнителей по выполнению программы.

К нормативно-правовым документам (актам) относятся:

•  федеральные законы;

•  Законы субъектов Федерации;

•  Указы Президента Российской Федерации и распоряжения глав исполнительной власти субъектов Федерации и муниципальных образований;

•  постановления Правительства Российской Федерации и правительств субъектов Федерации;

•  приказы вышестоящих органов управления здравоохранением, руководителей самостоятельных медицинских организаций.

Разработка новых нормативно-правовых актов необходима в целях принятия (внедрения) более эффективных технологий управления, стандартов профилактики, диагностики и лечения пациентов, а также норм использования ресурсов в соответствии с мероприятиями стратегического плана.

Для разработки нормативно-правового акта создается рабочая группа, включающая специалистов по профилю разрабатываемого документа. Состав рабочей группы утверждается руководителем органа управления, утверждающего данный нормативно-правовой документ. Оптимальная численность рабочей группы - 6-8 человек. При рабочей группе создается группа экспертов из числа ведущих специалистов организации. Заседания рабочей группы, как правило, проводятся не реже 1 раза в месяц. Рабочая группа работает по составленному ею плану

Алгоритм работы рабочей группы включает:

•  разработку концепции нормативно-правового акта; в концепции обосновывается необходимость принятия указанного акта, описываются основные принципы, которые необходимо отразить в тексте акта; перечисляются проблемы, указываются основные способы их решения и вероятные последствия этих изменений;

•  проведение широкого обсуждения концепции среди заинтересованных организаций;

•  доработку концепции;

•  разработку нормативного акта;

•  обсуждение составных частей и всего проекта нормативного акта;

•  экспертизу проекта (профессиональную, юридическую, финансовую);

•  доработку и согласование проекта;

•  внесение проекта нормативного акта на утверждение;

•  оповещение СМИ о публикации разъяснений общественности основных положений принятого нормативно-правового акта.

Для успешной реализации принятого стратегического плана требуются активная работа по формированию у руководителей органов государственной власти политической воли; а также создание партнерств, укрепление сотрудничества и взаимодействия как внутри системы здравоохранения, так и между здравоохранением и другими хозяйствующими системами, чья деятельность воздействует на состояние здоровья населения.

Формированием политической воли у руководителей органов государственной власти и местного самоуправления занимаются руководители органов здравоохранения и медицинских организаций.

Для этого необходимо привлекать максимально большее внимание руководителей органов власти к реальному состоянию дел в здравоохранении, существующим проблемам и вероятным последствиям отсрочки их решения. С этой целью рекомендуется:

•  инициировать проведение регулярных слушаний в представительных органах власти по проблемам здравоохранения;

•  готовить для руководителей органов власти ежегодные отчеты о состоянии здоровья населения и деятельности здравоохранения;

•  регулярно вносить на рассмотрение органов власти предложения по решению проблем здоровья и здравоохранения с указанием конкретных вариантов их положительного решения;

•  организовывать информационную поддержку деятельности органов власти по решению проблем здравоохранения;

•  содействовать повышению доверия у населения к руководителям органов власти в решении ими проблем здоровья населения;

•  формировать коалиции сил, заинтересованных участвовать в решении проблем здравоохранения.

Важной составляющей деятельности по реализации стратегических программ является работа по организации сотрудничества и взаимодействия с общественными движениями и организациями. Такими формами сотрудничества могут быть постоянно действующие территориальные советы по развитию здравоохранения, в состав которых входят, помимо руководителей органов управления здравоохранением и ведущих специалистов других отраслей, влияющих на здоровье населения, представители общественных организаций. Возглавляют такие советы, как правило, заместители губернаторов или мэров по социальным вопросам. Деятельность данного Совета позволяет:

•  организовать обмен мнениями представителей разных структур о проблемах здравоохранения;

•  сблизить различные позиции и выработать согласованные подходы к решению проблем;

•  провести совместный анализ состояния здоровья населения и эффективности работы здравоохранения. Выработать план совместных действий, устраняя дублирование в решении вопросов.

Могут быть созданы территориальные советы по решению отдельных социально значимых проблем здравоохранения: по борьбе с наркоманией, болезнями, передающимися половым путем, с туберкулезом, травматизмом, с пьянством и алкоголизмом.

Формирование коалиции (субъектов, заинтересованных в совместном решении задач здравоохранения) включает выполнение следующих требований:

Четкое определение задачи, для разрешения которой необходимо сформировать коалицию.

Определение круга участников предполагаемой коалиции. Выявление степени заинтересованности каждого из участников коалиции в решении сформулированной задачи.

Издание документа, определяющего полномочия коалиции. Обеспечение организационной поддержки деятельности коалиции (условия работы: помещения; средства связи; тиражирование документов и т.п.).

Поддержание постоянного интереса к участию в коалиции:

•  морально-этические стимулы;

•  формирование политического имиджа (агитационно-пропагандистские);

•  материальное стимулирование.

В России данная форма сотрудничества пока широко не распространена, хотя она весьма эффективно используется в здравоохранении экономически развитых стран. Крайне важно активное привлечение населения к решению проблем здравоохранения, чтобы оно выступало осознанным партнером в этой деятельности. С этой целью необходимо:

•  предоставлять общественности информацию о стратегии развития здравоохранения и задачах по ее реализации, а также о конечных целях реализации;

•  доводить до общественности информацию о состоянии здоровья населения и факторах, влияющих на здоровье;

•  информировать общественность о деятельности органов управления здравоохранением и отдельных медицинских организаций;

•  осуществлять санитарно-просветительскую работу с населением;

•  регулярное проводить социологические опросы населения по вопросам работы учреждений здравоохранения.

Работа с населением должна опираться на следующие методические принципы:

•  все работники системы здравоохранения должны участвовать в информировании населения;

•  работа с населением нуждается в организационной поддержке;

•  должны быть назначены ответственные за работу с населением;

•  работа с населением - это постоянный процесс. Данные принципы реализуются следующими основными приемами:

•  руководитель органа управления здравоохранением (организации) не реже 1 раза в месяц должен обращаться к населению (выступления на радио, телевидении; публикации в газетах; встречи в трудовых коллективах);

•  при органе управления здравоохранением должен быть создан отдел по информационному обеспечению населения (пресс-служба), который разрабатывает план информационного обеспечения населения (помесячно), включая программы на телевидении и радио, газетные публикации, пресс-конференции, «круглые столы», дни здоровья и т.п.;

•  руководителям органов управления здравоохранением и медицинских организаций необходимо активно привлекать к решению проблем здравоохранения общественные организации, фонды здоровья, ассоциации больных; донорские организации.

Реально оценить ход реализации программы можно только с помощью создания системы мониторинга, являющейся важнейшей частью деятельности руководителя любого уровня. Проведение мониторинга должно опираться на соответствующую методологию, включающую показатели, позволяющие установить степень достижения поставленных целей и решения задач для их достижения. Среди них:

1. Показатели здоровья населения - стратегические показатели цели (общая смертность, младенческая смертность, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни - ОПЖ, материнская смертность, заболеваемость).

2. Показатели состояния окружающей природной среды и условий производственной деятельности:

2.1. Содержание вредных  для здоровья химических и биологических веществ:

•  в атмосферном воздухе;

•  водоемах и источниках питьевой воды;

•  почве;

•  воздухе производственных помещений.

2.2. Уровень радиоактивности.

2.3. Загрязненность почвы и воды патогенными микроорганизмами.

2.4. Содержание в почве и воде жизненно важных веществ (микронутриентов) - йода, стронция, фтора, меди и др.

3. Показатели качества медицинской помощи.

3.1. Результаты профилактической работы:

•  объем проводимой санитарно-просветительской работы (формы этой работы, количество охваченного населения);

•  охват населения вакцинацией;

•  количество анализов проб воды, воздуха, почвы;

•  охват населения профилактическими медицинскими осмотрами - как комплексными, так и целевыми.

3.2. Результаты медицинской помощи:

•  удельный вес запущенных форм социально значимых заболеваний, выявленных впервые (онкология, туберкулез, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца);

•  госпитальная летальность;

•  досуточная летальность от острых состояний;

•  % расхождения клинических и патолого-анатомических диагнозов;

•  удельный вес пролеченных (с выздоровлением, улучшением, без изменения, с ухудшением);

•  удельный вес выявленных отклонений ведения больных от клинических протоколов (стандартов; выявляется как ведомственной, так и вневедомственной экспертизой) от общего числа пролеченных;

•  удельный вес врачебных ошибок от числа пролеченных больных;

•  удельный вес повторных госпитализаций от их общего числа;

•  заболеваемость с временной утратой трудоспособности - количество случаев и дней нетрудоспособности на 100 работающих;

•  заболеваемость со стойкой утратой трудоспособности на 100 тыс. населения;

•  количество жалоб на КМП на 1 тыс. населения.

4. Показатели результатов функционирования медицинской организации.

4.1. Выполнение (в %) плана объемов медицинской помощи.

4.2. Количество амбулаторных посещений на 1 жителя в год, в том числе посещений, сделанных с профилактической целью.

4.3. Число больных, пролеченных в дневных стационарах, на 100 жителей.

4.4. Количество выездов врача скорой медицинской помощи на 1000 жителей.

4.5. Средняя длительность пребывания больного в стационаре (количество дней).

5. Показатели ресурсного обеспечения здравоохранения:

5.1. Число больничных коек на 10 тыс. населения, в том числе по специальности.

5.2. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений - количество посещений в смену на 10 тыс. населения.

5.3. Число бригад скорой помощи на 10 тыс. населения.

5.4. Число врачей на 10 тыс. населения, в том числе клинических специальностей.

5.5. Число средних медицинских работников на 10 тыс. населения.

5.6. Укомплектованность (в %) медицинскими кадрами.

5.7. Удельный вес медицинских работников к общему числу занятых в здравоохранении.

5.8. Количество медицинских организаций (в %), в которых оснащенность медицинским оборудованием не соответствует стандартам.

5.9. Выполнение плана финансирования, в том числе по источникам финансирования в разрезе исполнения сметы расходов постатейно (в %).

Информация о работе Основы стратегического анализа в здравоохранении