Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:55, реферат
Стратегическое управление - это системный процесс, обеспечивающий создание концепции деятельности организации (стратегии) и ориентирующий всех субъектов системы и все мероприятия на достижение стратегических целей.
Иерархия управления включает 3 уровня:
• стратегический;
• тактический;
• оперативный.
• общую систему экономических интересов отдельных звеньев оказания медицинской помощи;
• координацию и преемственность в работе отдельных звеньев;
• выбор экономически наиболее рационального варианта лечения конкретного случая без ущерба для клинических результатов;
• активное участие врачей в поиске ресурсосберегающих технологий. Решение этих вопросов позволяет сбалансировать имеющиеся ресурсы при оказании медицинской помощи с максимально возможным эффектом. Например, при отсутствии сбалансированности большая часть ресурсов может быть направлена на проведение сложнейшей операции с хорошими клиническими результатами, однако в этих условиях можно потерять больного на послеоперационном этапе из-за отсутствия необходимых средств ранней диагностики осложнений или эффективных лекарственных препаратов.
Для реализации принципов и методов управляемой медицинской помощи в составе органов управления здравоохранением и в современных клиниках создаются структурные подразделения по управлению использованием ресурсов (УИР) на этапах медицинской помощи (орган управления здравоохранением) и в структурных подразделениях медицинской организации.
Служба УИР выполняет следующие функции:
1. Сбор информации по объемам потребления и стоимости медицинской помощи на всех этапах ее оказания (полученные данные сравниваются с такими же данными из других аналогичных медицинских организаций с определением причин крайних показателей - наивысших и минимальных).
2. На основе анализа цифр по объемам медицинской помощи сравнение их с контрольными цифрами и выявление причин отклонений.
3. Контроль за соблюдением клинических стандартов и обоснованностью госпитализаций, дорогостоящих исследований и консультаций «узких» специалистов.
4. Осуществление постоянного мониторинга показателей объемов и стоимости медицинской помощи, выявление фактов несоблюдения клинических стандартов.
В своей деятельности служба УИР использует методы:
• Перспективный анализ - рассмотрение случаев лечения до момента госпитализации или до обращения больного в медицинские учреждения. На данном этапе планируется место оказания медицинской помощи. Акцент делается на обеспечение полной готовности больного для стационарного лечения, т.е. все необходимые диагностические исследования проводятся до госпитализации. Принимая решение об обоснованности госпитализации, служба УИР одновременно требует от стационара представления плана ведения больного с предполагаемым набором диагностических и лечебных мероприятий. Оценивается ожидаемая продолжительность лечения. Планируется также послегоспитальная стадия лечения.
• Текущий анализ - оценка хода лечебно-диагностического процесса на его активной стадии. Каждый случай стационарного лечения подвергается ежедневному рассмотрению на предмет рациональности выбранного курса лечения в соответствии с клиническим протоколом (стандартом). Одновременно планируется постгоспитальная, амбулаторная помощь, в том числе с использованием стационарозамещающих технологий.
• Ретроспективный анализ - к нему прибегают после завершения лечения. При этом оцениваются результаты лечения в увязке с оценкой эффективности использования ресурсов. Проводится сравнение показателей деятельности однотипных медицинских организаций и отдельных врачей на основе методов клинико-экономического анализа.
К мерам по повышению эффективности управления медицинской организацией также относятся:
• компьютеризация всей системы управления;
• внедрение систем управления ресурсными потоками и КМП;
• соблюдение уровней управления учреждением;
• повышение профессиональных знаний в сфере управления на основе личных творческих планов;
• регулярная аттестация на соответствие занимаемой должности;
• формирование имиджа, как отдельных работников, так и коллективов: поощрение - материальное, моральное; занесение на Доску почета, вручение грамот, представление работников к почетным званиям, наградам; проведение смотров профессионального мастерства. Празднование памятных дат в жизни учреждения, отдельных работников; издание проспектов, книг, фильмов о коллективе медицинской организации.
5. После разработки мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов вносятся коррективы в доходную и расходную части сметы. В соответствии с этим изменяются показатели, характеризующие цель и нормативы расходования ресурсов.
6. Проект программы согласовывается с каждым исполнителем и руководителем структурного подразделения. После согласования каждому структурному подразделению определяется плановое задание на год с поквартальной разбивкой.
1. Плановое задание включает в себя:
2. Объемы предстоящей работы.
3. Показатели, характеризующие состояние производственной услуги.
Экономические показатели:
• использование основных фондов - койка, оборудование;
• нормативы обеспечения ресурсами.
7. После этого программа деятельности медицинской организации утверждается приказом руководителя организации. В приказе определяются:
1) мероприятия (службы управления учреждением - дирекцией) по организации выполнения программы;
• порядок контроля;
• работа медсоветов, комиссий, штабов;
2) руководителям структурных подразделений предписывается разработать собственные мероприятия по выполнению плановых заданий;
3) определяется (или подтверждается) система сбора, обработки и поступления информации о ходе выполнения программы для сравнения полученных результатов с проектными показателями программы.
Вопросы для повторения
1. Назовите цели и задачи деятельности медицинских организаций (поликлиника, стационар, скорая медицинская помощь).
2. Дайте определение целей программы деятельности медицинских организаций.
3. Укажите единицы объемов медицинской помощи.
4. Что входит в структуру программы деятельности медицинской организации?
5. Перечислите перечень расходов, входящих в смету организации здравоохранения.
6. Укажите показатели КМП.
7. Назовите экономические показатели деятельности медицинской организации.
8. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные показатели эффективности медицинской организации (стационара, поликлиники, скорой медицинской помощи).
9. Укажите основные цели проверок деятельности медицинских организаций.
10. Назовите основные формы финансового контроля работы медицинских организаций.
11. Какие вопросы изучаются в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации?
12. Какие вопросы изучаются в ходе аудиторской проверки?
13. Укажите мероприятия по улучшению лечебно-диагностического процесса.
14. Перечислите мероприятия по повышению эффективности управления медицинской организацией.
15. Назовите основные меры, применяемые в процессе управления использованием ресурсов медицинской организации.
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ГАРАНТИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Переход к системе ОМС ознаменовал появление принципиально новых экономических взаимоотношений в системе здравоохранения. В результате отрасль перешла от финансирования по принципу «содержания» к принципу «зарабатывания средств» за оказанную медицинскую помощь.
Вместе с тем в отрасли сложился дисбаланс между обязательствами государства по оказанию бесплатной для граждан медицинской помощи и выделяемыми на это финансовыми средствами. Несоответствие составляющих в системе деньги-товар не позволяет реализовать в полном объеме экономический потенциал идеи медицинского страхования.
Для решения этой проблемы и была разработана Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, которая определяет минимально необходимые объемы медицинской помощи и финансовые ресурсы их обеспечения не только в системе ОМС, но и всей системы здравоохранения.
Формирование системы государственных гарантий Российской Федерации в части предоставления бесплатной медицинской помощи предусматривает укрепление бюджетно-страховой формы финансирования здравоохранения за счет четкого разделения видов и объемов бесплатно предоставляемой медицинской помощи по адекватным источникам финансирования.
С целью реализации конституционных прав граждан Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации, начиная с 1998 г., ежегодно утверждается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощью (далее - Программа).
Целями разработки Программы являются:
• создание единого механизма реализации конституционных прав граждан по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества на территории всей страны;
• создание единой системы планирования и финансирования медицинской помощи;
• обеспечение соответствия обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;
• повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения.
Основные принципы построения Программы включают следующие положения:
• определение требуемых объемов медицинской помощи в соответствии с уровнем заболеваемости населения;
• подушевой расчет вероятности наступления страхового случая (заболевания и/или обращения за медицинской помощью);
• определение общественно необходимых затрат для выполнения соответствующей единицы объема медицинской помощи;
• соответствие гарантируемых объемов бесплатной медицинской помощи гражданам и необходимых для их реализации финансовых ресурсов по их источникам;
• установление обязательств органов исполнительной власти всех уровней по реализации данной Программы;
• введение единой системы планирования расходов на здравоохранение за счет бюджетов всех уровней и средств ОМС.
Программа предусматривает приоритетное развитие амбулаторнополиклинического сектора и повышение эффективности стационарной помощи за счет ее интенсификации.
Программа состоит из 6 разделов и включает в себя перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно, базовую программу ОМС, объемы медицинской помощи, порядок формирования подушевых нормативов финансирования здравоохранения, обеспечивающих предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.
В разделе «Общие положения» сформулированы принципы и определены источники финансирования Программы. В частности, указывается, что Программа разработана исходя из нормативов объемов медицинской помощи, которые являются основой для формирования расходов на здравоохранение в бюджетах всех уровней и в соответствующих бюджетах фондов ОМС.
В разделе «Перечень видов медицинской помощи» приведены входящие в Программу виды медицинской помощи:
• скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина, или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями при беременности и родах;
• амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;
• стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям, при патологии беременности, родах и абортах, при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения.
При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь. Условия и порядок предоставления медицинской помощи населению определяются Минздравом России по согласованию с Федеральным фондом ОМС.
Гражданам Российской Федерации обеспечиваются следующие условия оказания медицинской помощи.
1. В амбулаторно-поликлинических учреждениях:
• возможность выбора пациентом врача и медицинского учреждения в рамках договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи в системе ОМС;
• объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента определяется лечащим врачом;
• возможность наличия очередности пациентов на прием к врачу и проведение диагностических исследований, лечебных процедур. Максимальные сроки ожидания определяются территориальными программами;
Информация о работе Основы стратегического анализа в здравоохранении