Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:55, реферат
Стратегическое управление - это системный процесс, обеспечивающий создание концепции деятельности организации (стратегии) и ориентирующий всех субъектов системы и все мероприятия на достижение стратегических целей.
Иерархия управления включает 3 уровня:
• стратегический;
• тактический;
• оперативный.
2. Анализ ситуации в здравоохранении с выделением основных проблем в состоянии здоровья и в функционировании системы здравоохранения;
3. Определение причин, порождающих эти проблемы. Построение причинно-следственной диаграммы;
4. Определение и оценка силы влияния данных причин на выявление проблемы (анализ силовых полей);
5. Определение приоритетных причин в зависимости от силы влияния на проблемы;
6. Определение задач для устранения приоритетных причин;
7. Определение способов и механизмов решения поставленных задач;
8. Утверждение критериев, по которым будут выполняться задачи:
• профилактическая направленность;
• равная социальная доступность медицинской помощи;
• соответствие услуг здравоохранения потребностям населения;
• оптимальная территориальная доступность медицинской помощи;
• клиническая эффективность медицинской помощи;
• экономическая эффективность медицинской помощи;
• достаточная финансовая обеспеченность здравоохранения. Все программы имеют обязательную структуру:
• цель, которую предстоит достигнуть, в виде определенных показателей цели;
• перечень мероприятий (действий), с помощью которых будет достигаться цель;
• исполнители мероприятий;
• время, в течение которого исполнители выполняют мероприятия;
• финансовые затраты, необходимые для выполнения мероприятий;
• порядок мониторинга показателей цели. Разработка программы предусматривает следующие этапы:
1. Определение целей;
2. Разработка мероприятий;
3. Определение исполнителей;
4. Определение сроков выполнения мероприятий;
5. Определение размеров затрат на выполнение мероприятий и программы в целом;
6. Экспертиза программы;
7. Согласование программы с исполнителями;
8. Доработка программы;
9. Придание программе правового статуса.
Определение стратегических целей - один из важнейших этапов формирования программы, от которого зависит степень реальности достижения целей. В ходе данного этапа разрабатываются прогнозные показатели целей на основе моделирования проектов конечных результатов изменений.
Исследованиями отечественных ученых Венедиктова Д.Д., Гаспаряна С.А., Денисова В.И., Захарова И.А., Комарова Ю.М., Лисицына Ю.Н., Медика В.А., Меркова А.М., Овчарова В.К., Решетникова А.В., Филатова В.Б., Шигана Е.Н. разработаны основы методологии использования моделирования в здравоохранении, определены обязательные условия формирования стратегии по принципу оценки возможных изменений в перспективе, показана значимость выбора для разных медицинских учреждений и отрасли в целом из множества критериев наиболее информативных, разработаны методики расчетов их прогнозных значений.
К настоящему времени разработано более 100 методов научного прогнозирования. Однако для отрасли здравоохранения, являющейся специфической системой по целям деятельности и способам их достижения, при прогнозировании целей деятельности крайне необходимо определение показателей, характеризующих цель, ибо основным критерием реальности прогнозных значений является тесная корреляция между прогнозными значениями показателей цели и показателей, характеризующих цель. С учетом наличия большого количества показателей, характеризующих цель, реальность прогнозных значений показателей цели в значительной степени будет зависеть от внешних условий, влияющих на показатели, характеризующие цель.
К внешним условиям, активно влияющим на показатели целей системы здравоохранения, относятся:
• политика государства в области охраны здоровья населения;
• отношение населения к собственному здоровью;
• ориентация социальных и экономических программ на сохранение жизненного и трудового потенциала населения.
В связи с этим важнейшим условием для получения достоверных прогнозных значений показателей цели деятельности системы здравоохранения является наличие стабильной политической, экономической и социальной ситуации в стране на весь период оценки прогнозных значений.
Процесс разработки модели здравоохранения состоит из нескольких этапов:
• Формулирование цели.
• Сбор информации для разработки математической модели.
• Разработка математической модели без учета предстоящих изменений.
• Разработка и введение поправочных коэффициентов к показателям разработанной модели с учетом их тесной связи с предполагаемыми изменениями.
• Окончательная разработка модели.
• Использование модели при формировании мероприятий для достижения модельных (стратегических) целей.
В модель системы здравоохранения включаются следующие основные параметры ее функционирования:
• показатели целей деятельности системы;
• показатели структуры системы;
• показатели функционирования (процесса) системы;
• показатели обеспечения функционирующей системы ресурсами (трудовыми, материальными, интеллектуальными, информационными, финансовыми).
На этапе становления стратегических целей и задач в развитии здравоохранения формируются его стратегические направления с целью максимального обеспечения населения медицинской помощью.
На этапе определения стратегических нормативов объемов медицинской помощи определяются территориальные нормативы, обеспечивающие удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи. Указанные нормативы рассчитываются на 1000 человек:
• койко-дни лечения в стационаре по уровням и профилям помощи для взрослых и детей;
• посещения амбулаторно-поликлинических учреждений по специальностям;
• вызовы скорой медицинской помощи.
На следующем этапе формируется расчетная модель организаций здравоохранения территории.
На основе сформированной модели сети медицинских организаций рассчитывают необходимые затраты на оказание населению нормативного объема медицинской помощи и территориальные нормативы стоимости медицинской помощи. Определяют затраты, необходимые на обеспечение нормативной потребности населения в медицинской помощи, и территориальные нормативы стоимости (тарифы) единиц медицинской помощи по каждому ее виду (уровень, профиль, специальность).
Проведенные расчеты помогают сформировать предварительные варианты развития сети медицинских организаций и, основываясь на выбранном варианте, рассчитать объемные и стоимостные показатели программы развития организаций здравоохранения.
В результате реализации всех этапов стратегического планирования:
• формируются плановые объемы медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий;
• определяются объемные и финансовые нормативы оказания медицинской помощи, а также основные показатели деятельности медицинских организаций;
• формируется программа модернизации здравоохранения.
Сформировав основную структуру стратегической программы, приступают к определению исполнителей отдельных разделов программы и сроков исполнения.
Подбор исполнителей осуществляется органом управления, ответственным за разработку программы. Исполнителей подбирают с учетом их деловых качеств в соответствии с возложенными на них функциями. Мероприятия программы согласовываются с исполнителями (по степени сложности исполнения, привлечению ресурсов для выполнения мероприятий, времени исполнения), а также с разработчиками (по срокам).
Очень важным этапом является определение экономической эффективности стратегической программы - прямой и косвенной. Прямая экономическая эффективность (ПЭЭ) представляет собой разницу между показателями, определенными на начало и на конец реализации программы по формуле:
ПЭЭ = ЗВУТ + ЗМП + ЗМР + ЗСР,
где ЗВУТ - затраты на выплату средств по временной нетрудоспособности; ЗМП - затраты на оказание медицинской помощи; ЗМР - затраты
на проведение медицинской реабилитации; ЗСР - затраты на проведение социальной реабилитации, в том числе выплаты по стойкой утрате трудоспособности (инвалидности).
Косвенная экономическая эффективность (КЭЭ) представляет собой количество человеко-лет (чл), сохраненных в связи со снижением показателя общей смертности. Этот показатель определяют по формуле:
КЭЭ = Kcont х Кчл ,
cont чл '
где Kcont - коэффициент стоимости единицы общественно полезного труда - стоимость произведенного совокупного общественного продукта одним человеком в год; Кчл - количество сохраненных человеко-лет.
Экспертиза программы осуществляется, как правило, специалистами, не имеющими прямого отношения к формированию и реализации программы.
Различают следующие виды экспертизы:
• профессиональная - для проверки степени реальности выбора цели и мероприятий для ее достижения, а также способности исполнителей осуществить намеченные мероприятия в установленные сроки;
• финансовая - с целью проверки правильности выполненных финансово-экономических расчетов затрат, необходимых для реализации мероприятий программы: сопоставляют размеры затрат, необходимых для реализации программы, с реальными возможностями ее финансирования с учетом планируемой экономической эффективности программы;
• юридическая - проводится на предмет соответствия мероприятий программы действующему законодательству.
В соответствии с замечаниями экспертов осуществляется доработка программы.
На этапе придания программе правового статуса она утверждается нормативно-распорядительным документом в виде указа, постановления, приказа, и с этого момента становится обязательной для исполнения. В нормативно-распорядительном акте:
• указываются лица, органы управления, организации, которые должны содействовать выполнению мероприятий программы, перечень необходимых действий;
• утверждается состав рабочей группы для управления ходом выполнения программы. Руководителем группы назначается, как правило, один из заместителей руководителя органа управления здравоохранением или медицинской организации;
• определяется порядок статистического учета и отчетности показателей цели и характеризующих ее составляющих; устанавливается мониторинг этих показателей;
• определяется порядок проведения информационных мероприятий о ходе выполнения программы;
• устанавливается порядок контроля за ходом реализации программы с указанием главного контролера. Рабочая группа составляет план организационных мероприятий по руководству (управлению) реализацией программы.
Данный план, как правило, составляется на 2 года и содержит:
• перечень заседаний рабочей группы по рассмотрению тех или иных проблем реализации программы;
• перечень совещаний, научно-практических конференций по вопросам хода выполнения программы.
Ход выполнения мероприятий программы ежегодно анализируется на заседаниях коллегиальных органов, организаций, являющихся исполнителями или заказчиками.
Вопросы для повторения
1. Что такое стратегическое управление?
2. Назовите уровни иерархии управления и кратко охарактеризуйте каждый из них.
3. Что включает в себя стратегическое управление?
4. Назовите основные приоритеты и задачи государственной политики в области здравоохранения.
5. Перечислите составляющие, обеспечивающие доступность для населения качественной медицинской помощи.
6. Дайте определение понятия «планирование».
7. Дайте краткую характеристику программы и плана.
8. Назовите основные составляющие процесса стратегического планирования.
9. Кратко охарактеризуйте управленческое обследование.
10. Перечислите элементы стратегического планирования.
11. Охарактеризуйте основной принцип стратегического планирования.
12. Перечислите основные функции федерального уровня управления здравоохранением по разработке стратегии развития здравоохранения.
13. Назовите основные задачи субъектов Федерации и муниципальных образований по разработке стратегии развития здравоохранения.
14. Кратко охарактеризуйте этапы разработки стратегии.
15. Дайте краткую характеристику этапов анализа системы оказания медицинской помощи населению.
16. Назовите структуру концепции стратегии.
17. Перечислите критерии вмешательства в здравоохранение.
18. Перчислите критерии определения стандартов в здравоохраннии.
19. Определите содержание стратегического плана.
20. Рассмотрите алгоритм разработки концепции стратегии и стратегического плана (программы).
21. Определите структуру программы.
22. Укажите этапы разработки программы.
23. Перечислите этапы разработки модели здравоохранения.
Информация о работе Основы стратегического анализа в здравоохранении