Основы стратегического анализа в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:55, реферат

Описание работы

Стратегическое управление - это системный процесс, обеспечивающий создание концепции деятельности организации (стратегии) и ориентирующий всех субъектов системы и все мероприятия на достижение стратегических целей.
Иерархия управления включает 3 уровня:
• стратегический;
• тактический;
• оперативный.

Файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

•  показатели клинических исходов лечения;

•  показатели выявляемости заболеваний (на ранних стадиях, запущенных). Виды анализа эффективности медицинской помощи изложены также в

гл. 8.

Оценка эффективности деятельности медицинской организации. Оценка эффективности деятельности стационаров

Показатели:

•  число дней работы койки в году - ЧД (по санитарной норме - 320-

340 дней);

•  средняя длительность пребывания больного на койке - ДП (по сравнению со стандартом);

•  оборот койки:

ОК = ЧД / ДП;

•  коэффициент рационального использования коечного фонда:

К = ОК1 / ОК2,

где ОК1 - фактический оборот койки, ОК2 - нормативный оборот койки. Показатель считается удовлетворительным в пределах 0,9-1,0.

•  величина экономического ущерба вследствие нерационального использования коечного фонда:

ЭУ = СФ (1 - К),

где Ф - сумма финансовых средств, затраченных на содержание коечного фонда, К - коэффициент рационального использования коечного фонда.

Оценка эффективности деятельности поликлиник

Показатели:

•  число посещений (ЧП) на 1 жителя в год (сравнение со стандартом):

ЧП = П/Н,

где П - общее число посещений за год, Н - число прикрепленного населения;

•  число законченных случаев лечения (ЗС) на 1 жителя в год по сравнению со стандартом:

ЗС = ЧБ / Ч,

где ЧБ - общее число пролеченных больных, Ч - число прикрепленного населения;

•  среднегодовая нагрузка врача (НВ):

НВ = П / В,

где П - общее число посещений в год, В - среднегодовое число врачей;

•  время на 1 посещение (В); сравнивается со стандартом:

В = ОВ/П,

где ОВ - отработанное время, мин, П - общее число посещений за год; выполнение годового плана посещений (ВП), в %:

ВП = П / ПП * 100,

где П - общее число посещений за год, ПП - плановое число посещений;

•  коэффициент интенсивности работы врача (КИ):

КИ = ЧП / ЧП1,

где ЧП - число пролеченных больных за отработанное время, ЧП1 - среднее число пролеченных больных на 1 врачебную должность;

•  коэффициент удовлетворенности пациента (КУ):

КУ = ПО / УП,

где ПО - общее число опрошенных (анкет), УП - число удовлетворенных пациентов. Удовлетворительным считается показатель от 0,9

до 1, 0.

Показатели эффективности работы скорой медицинской помощи

Показатели:

•  число вызовов станции скорой медицинской помощи (ЧВ) на 1000 жителей в год:

ЧВ = ОВ / Н * 1000,

где ОВ - общее число вызовов, Н - численность обслуживаемого населения. Сравнивается с нормативом по программе госгарантий (300-

320);

•  удельный вес (У) необоснованных вызовов:

У = НВ / ОВ *100,

где НВ - общее число необоснованных вызовов, ОВ - общее число вызовов;

•  среднегодовая нагрузка на 1 врачебную бригаду (НБ):

НБ = ОВ / Б,

где ОВ - общее число вызовов; Б - среднегодовое число бригад;

•  коэффициент времени прибытия к пострадавшему (КВ), рассчитывается еженедельно:

КВ = СВ / ФП,

где СВ - стандартное время прибытия к пострадавшему, ФВ - фактическое время прибытия к пострадавшему.

Показатели эффективности использования финансовых ресурсов в медицинских организациях

Выполнение финансового плана (ВП), в %:

ВП = ФР / ПР * 100%,

где ФР - фактические расходы, ПР - плановые расходы. Невыполнение финансового плана недопустимо:

•  баланс доходов и расходов. Перерасходы не допускаются;

•  соотношение расходов (СР) на зарплату между медицинскими работниками и техническим (немедицинским) персоналом:

СР = ЗМ / ФО * 100%,

где ЗМ - зарплата медперсонала, ФО - фонд оплаты труда. Удовлетворительным считается показатель 70% и более.

На основе глубокого анализа эффективности деятельности приступим к формированию мероприятий по повышению эффективности работы медицинской организации, которые составляют отдельный раздел программы. В него включаются мероприятия по повышению эффективности использования ресурсов, для улучшения лечебно-диагностического процесса и совершенствования управления медицинской организацией.

В части повышения эффективности использования ресурсов разрабатываются мероприятия, направленные на сокращение расходов на содержание основных фондов (бережливая эксплуатация помещений и оборудования); планируется работа общественных комиссий по бережливой эксплуатации основных фондов.

В разделе повышения эффективности использования кадровых ресурсов разрабатываются мероприятия, определяющие четкое соответствие уровня профессиональной подготовки объему и сложности выполняемой работы; эффективности использования материальных ресурсов - меры, направленные на сокращение сроков доставки и хранения ресурсов, исключающие преждевременное списание; интеллектуальных ресурсов - ориентация на то, что любое внедрение новых технологий и результатов научного исследования должно давать сокращение ресурсных расходов.

Мероприятия по повышению эффективности расходования финансовых ресурсов направлены прежде всего на создание условий по рациональному, целевому использованию денежных средств. В основе данной работы лежат мероприятия по организации контроля за состоянием финансовохозяйственной деятельности медицинской организации.

При осуществлении финансового контроля проверяются соблюдение установленного нормативно-правовыми актами порядка финансовой деятельности, а также экономическая обоснованность распределения и использования финансовых средств. В ходе проверок изучаются:

•  соблюдение правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения финансовых средств;

•  использование финансовых средств, находящихся в хозяйственном ведении организации;

•  наличие внутренних резервов и возможностей для более эффективного использования ресурсов;

•  состояние работы по предупреждению нарушений правил финансовохозяйственной деятельности.

В зависимости от контролирующих органов финансовый контроль осуществляют:

•  представительные органы государственной власти и местного самоуправления;

•  контрольные органы исполнительной государственной власти и местного самоуправления;

•  ведомственные контрольные органы;

•  органы налоговой службы;

•  контрольные комиссии организаций;

•  аудиторские компании.

Формы и методы государственного и муниципального финансового контроля определены Бюджетным кодексом РФ.

Для осуществления финансового контроля законодательными (представительными) органами субъектов Федерации и муниципальных образований) создаются собственные контрольные органы (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, контрольные комиссии), которые проверяют правильность использования бюджетных средств всех уровней исполнительной власти и дают оценку деятельности органов, исполняющих бюджеты.

При этом финансовый контроль, осуществляемый законодательными органами, является обязательным для распорядителей и исполнителей бюджетов (Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов Федерации и муниципальных образований, в том числе органы управления здравоохранением всех уровней управления, учреждения).

Законодательные органы государственной власти и муниципальных образований осуществляют следующие формы финансового контроля:

•  предварительный контроль - в ходе подготовки проектов бюджетов и их утверждения;

•  текущий контроль - в ходе рассмотрения вопросов исполнения бюджетов;

•  последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Финансовый контроль, проводимый органами государственной исполнительной власти и муниципальных образований, осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, распорядители бюджетных средств.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет финансовый контроль за использованием бюджетных средств распорядителями и получателями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами распорядителей и получателей бюджетных средств (учреждений). Распорядители бюджетных средств (федеральные министерства и ведомства, в том числе Минздрав России) осуществляют финансовый контроль целевого (в соответствии со сметой расходов) использования бюджетных средств в подведомственных учреждениях, в том числе и учреждениях здравоохранения.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за целевым исполь-

зованием бюджетных средств подведомственными учреждениями, в том числе учреждениями здравоохранения. Контролирующие органы используют следующие методы финансового контроля:

•  ревизия;

•  проверка финансово-хозяйственной документации.

Ревизия является наиболее цельным методом финансово-хозяйственной деятельности организаций. Ревизии подразделяются по объему проверки - на сплошные и выборочные, по организации - на плановые, внеплановые и комплексные (проводимые несколькими контрольными органами).

В ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения изучаются следующие вопросы:

•  состояние учета и эффективности использования материальных ресурсов;

•  обоснованность приобретения материальных ресурсов;

•  обеспечение сохранности материальных ресурсов и финансовых средств;

•  правильность начисления и выплаты заработной платы работникам;

•  соблюдение правил проведения финансовых операций, соблюдение порядка финансового учета и отчетности.

По окончании проверки контролирующие органы составляют акт проверки, в котором утверждаются меры по устранению выявленных нарушений и их предупреждению впредь, определяются меры по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении правил финансово-хозяйственной деятельности.

Финансовый контроль финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, в том числе медицинских, осуществляется органами налоговой службы Российской Федерации. Цель финансового контроля органов налоговой службы - выявление сокрытых от налогообложения доходов коммерческой организации. Финансовый контроль с этой же целью осуществляется налоговыми органами учреждений здравоохранения в случае получения ими доходов, помимо бюджетных средств ОМС. Как правило, это относится к доходам, полученным за предоставление медицинских услуг за личный счет граждан.

Важное место при осуществлении внутреннего финансового контроля занимают аудиторские проверки, которые организуются самими организациями для получения объективных данных о состоянии финансовой деятельности. Аудиторские проверки (аудит) проводятся аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на право осуществления аудиторской деятельности. Аудит предусматривает проверку имеющейся в организации финансовой отчетности по использованию финансовых средств. Целью аудита служит выявление искажений в финансовой отчетности. По результатам аудиторской фирмой выдается заключение о состоянии бухгалтерской отчетности организации.

Таким образом, финансовый контроль, осуществляемый во всех вышеперечисленных формах, является важной составляющей мероприятий, направленных на повышение эффективности использования ресурсов в организациях здравоохранения.

Одним из существенных разделов повышения эффективности использования ресурсов в медицинской организации являются разработка и реализация мероприятий по улучшению лечебно-диагностического процесса. Данный раздел программы включает:

Меры по улучшению диагностики:

•  увеличение коэффициентов использования оборудования;

•  внедрение новых методов диагностики. Меры по улучшению лечения:

•  обучение персонала (врачей) новым методам лечения;

•  внедрение новых методов лечения. Меры по улучшению ухода за больными.

Мероприятия по повышению эффективности управления медицинской организацией направлены прежде всего на улучшение управления медицинской помощью, что позволяет повысить эффективность взаимодействия деятельности отдельных звеньев оказания медицинской помощи не только в отдельно взятой, но и в комплексе медицинских организаций. Для решения этой задачи необходимо сформировать модель управляемой медицинской помощи, которая обеспечивает:

•  оптимальное соотношение между службами: амбулаторно-поликлинической; скорой медицинской помощи; стационарной помощи;

Информация о работе Основы стратегического анализа в здравоохранении